|
Структурный анализ системы потребностейСтруктурный анализ тесно связан с рассмотрением состава системы потребностей, основными элементами которого являются виды, группы, блоки потребностей. Перед наукой стоит важная задача каталогизировать потребности человека. Некоторые ученые представляют эту каталогизацию как дифференцированную на две или несколько дополняющих подсистем, построенных по принципу: «вертикаль – горизонталь». Система, развернутая в вертикальной плоскости, включает потребности на всех этапах филогенеза человека, а горизонтальная – полный набор потребностей того или другого субъекта в данный момент времени. Чаще всего встречаются схемы потребностей, построенные по принципу происхождения. Выделяются либо две группы потребностей – естественные (низшие, первичные, соматические, биогенные, висцеро- генные, физические) и социальные (высшие, вторичные, социогенные, искусственные), либо три – природные, природно-общественные, общественные (социальные); либо пять, если общественные потребности разделяются на экономические, интеллектуальные и собственно социальные. Часто в классификациях социальные потребности не выделяются в самостоятельный класс. Так, Л. Брентано растворил социальные потребности личности в психологических потребностях. И.В. Бестужев-Лада предложил разветвленную схему оснований деления потребностей. Так, вначале выделяется основополагающий критерий (в частности признак их происхождения), который дополняется критериями второго, третьего и т.д. порядков. Существуют попытки построить структуру потребностей на основе минимального их числа, необходимого для нормального функционирования человека. Например, К. Обуховский выделил нижеследующие типы потребностей, свойственных людям определенного культурного уровня: 1) потребность самосохранения; 2) потребность размножения; 3) потребности, обеспечивающие правильное развитие личности: 4) познавательная потребность; 5) потребность эмоционального контакта; 6) потребность смысла жизни. На базе этих общих потребностей функционируют группы индивидуальных потребностей, отражающих особенности их носителей, их личностный опыт. Но вместе с тем схема К. Обуховского не выделяет «этажи» потребностей и не может служить основой для построения их иерархии. Ш.Н. Чхартишвили разделяет потребности на три группы по признаку структур человека: биологической, психологической, социальной. В первой структуре возникают биогенные, во второй – психогенные, в третьей – социогенные потребности. Проводя структурный анализ совокупности человеческих потребностей, следует учитывать, что они организуются не только по принципу иерархии, но и по принципу доминанты. Так, Г.Л. Смирнов показал, что любая типологизация социальных потребностей должна увязываться с основными характеристиками закономерностей общественного развития. Приняв в качестве критерия необходимость сохранения и развития социального организма и специфику реализации этой необходимости через образ и условия жизни личности в истории общества, в системе социальных потребностей личности можно выделить два уровня: уровень потребностей существования (базисных) – низший уровень и уровень потребностей всестороннего развития – высший уровень. На основе необходимостей процесса жизнедеятельности личности можно выделить подуровни потребностей с учетом времени и сферы их реализации, а также доминирования. Таких необходимостей несколько: необходимость самосохранения и социализации (поддержание жизнедеятельности организма, воспитание, обучение); необходимость трудовой деятельности и самоутверждения (приобретение профессии, социального статуса, участие в жизни коллектива); необходимость продолжения рода и упорядочения семейной жизни (любовь, супружество, семья, дети); необходимость самосовершенствования, развития и самовыражения (самообразование, творчество, физкультура и спорт); необходимость коммуникации и передвижения. Две первые необходимости выступают основой потребностей низшего уровня, а необходимость в самосовершенствовании, развитии, самовыражении – основой потребностей высшего уровня. Необходимость продолжения рода и упорядочения интимной жизни является промежуточной связью между уровнями. Необходимость коммуникации и передвижения подчинены остальным необходимостям и проявляются в виде соответствующих потребностей на всех уровнях. Их можно назвать сквозными по отношению к системе потребностей. С иерархией необходимостей связаны пять подуровней потребностей: Базисные потребности человека: Первый – бытовые потребности, потребности в социальных гарантиях и обеспечении, потребности в освоении и усвоении социальных ценностей; В первом подуровне можно выявить комплексы потребностей: А) в товарах народного потребления и услугах (потребность в жилище, в домашнем хозяйстве, питании, гардеробе, отдыхе, передвижении); Б) в функционировании социальных институтов, обеспечивающих реализацию прав и обязанностей граждан – потребность в социальных гарантиях и социальном обеспечении (социальное страхование, образование, охрана здоровья и др.); В) в участии в общественных организациях (потребность в принадлежности). Второй – трудовые потребности и потребности самоутверждения (потребность в труде, профессии, квалификации, продвижении по службе, общении в профессиональной среде, в нормальном нравственно-психологическом климате в коллективе, в статусе, в активной жизненной позиции, потребность в уверенности в будущем). Третий – потребности, связанные с интимной жизнью и образованием семьи (семейные потребности). Этот уровень потребностей обеспечивает связь между первым, вторым, четвертым и пятым уровнями. Высшие потребности: Эти потребности обеспечивают всестороннее развитие человека. Среди них выделяют: Четвертый – культурно-досуговые потребности пассивного характера: А) познавательные потребности; Б) потребности в художественном чтении; В) потребности в общении с искусством; Г) потребности в игре и др. Пятый – культурно-досуговые потребности активного характера: А) потребность творчества; Б) потребность в самодеятельности; В) потребность в самовыражении; Г) потребности социально-политические и нравственные. Ядро потребностей высшего уровня составляют потребности восестороннем развитии и самоактуализации. Вершина иерархии – группа потребностей, связанных с необходимостью личности осознать себя, свою жизнь через подлинный смысл существования. Необходимость в коммуникации самостоятельного подуровня не образует. Подобный подход в структурном анализе человеческих потребностей можно проследить у С.С. Корнеенкова, который подразделяет потребности следующим образом: по генезису – А) врожденные (сексуальные, потребности в пище, питье, продолжении рода, в защите, в свободе, в исследовании и т.д.) Б) социально-приобретенные (культурные, эстетические, нравственные и т.д.) по разумности – А) разумные (способствующие добру и созиданию); Б) неразумные (ведущие к разрушению, болезням, ненависти); по территориальному признаку – А) глобальные; Б) региональные; В) местные; по времени удовлетворения – А) текущие; Б) ближайшие; В) перспективные; по социальному характеру – А) прогрессивные и реакционные; Б) главные и второстепенные; В) исторически преходящие и устойчивые. Можно выделять потребности мужские и женские, детей и взрослых, здоровых и больных людей, экстравертов и интровертов и т.д. Но исходным положением для своей классификации Корнеенков выбирает составляющие человека модусы: индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсальность или же тримерию: телесное, душевное, духовное бытие. Предложенное подразделение потребностей построено на положении о том, что человек является мерой всех вещей и причиной, порождающей всевозможные потребности. Человек имеет тело животного, но он может выйти из-под влияния потребностей своего животного существа, животной души благодаря свободной воле и духовному началу. Человек – существо разумное, наделенное индивидуальностью и самосознанием, которые регулируют его поведение. В за- висимости от степени развития сознания акцент волевых усилий человека смещается в сторону развития и удовлетворения высших потребностей, что в свою очередь гармонизирует потребности земного уровня. Представляет интерес и другая типология потребностей, автором которой является Генри Меррей. Данная типология исходит не только из самих потребностей, но и из наличия тех или иных благ, необходимых для их удовлетворения. Причем под благом понимаются не только товары и услуги, но и различные социально-психологические факторы (любовь, радость, престиж и др.). В персонологии Г.Меррея потребности классифицируются по четырем основаниям: – первичные и вторичные, – позитивные и негативные, – явные и латентные, – осознанные и неосознанные. На этой основе Г. Меррей выводит 20 потребностей, которые приведены в таблице. Данные потребности существуют в трех состояниях: рефракторном, когда никакой стимул не способствует пробуждению потребности; внушаемом, когда потребность пассивна, но может быть возбуждена; активном, когда потребность определяет поведение индивида. В целом все потребности взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга. Г. Меррей принимает положение об иерархии потребностей, но вводит понятие доминирования по отношению к тем потребностям, которые «не будучи удовлетворенными, начинают главенствовать с наибольшей силой». Минимальное удовлетворение доминирующих потребностей необходимо прежде, чем смогут вступить в силу другие. В тех случаях, когда различные потребности реализуются в одном о том же поведении индивида, Г. Меррей говорит о смещении потребностей. Другая важная разновидность взаимоотношений потребностей описывается понятием субсидиации. Субсидирующая потребность – та, что служит удовлетворению другой, является лишь инструментом удовлетворения другой. Таблица 5 Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|