|
Потребительские ценности и потребительское поведение.Ценности – важные факторы социальной регуляции поведения людей и их отношений. Важно помнить что само ценностное отношение возникает только тогда, когда появляется ему альтернатива. Добро ценится потому, что существует зло; правда – потому, что ей противопоказана ложь. и т.д. Подобно потребностям, ценности имеют иерархичекую структуру. Шкала ценностных оценок направлена не только от минимума к максимуму, но и от положительного значения – к отрицательному. Поэтому можно говорить о качестве социальных ценностей. Выделяют три группы качества социальных ценностей: 1) то, что предпочитается в наибольшей степени; 2) то, что считается нормальным, правильным; 3) то, что не одобряется, порицается и даже считается аморальным, преступным. Ценности тесно связаны с потребностями человека, но существуют на более реальном, осязаемом уровне. Ценности – представления о том, что человеку желанно. Система ценностей – это упорядоченная совокупность убеждений в предпочтительном стиле поведения или состояний существования в соответствии с относительной важностью. Различаются, как уже говорилось ранее, терминальные(конечные) и инструментальные (опосредованные) ценности. Терминальные - это наши убеждения о целях и конечных состояниях, к которым мы стремимся (добро, зло, благо, счастье и др.) Инструментальные - это представления о желаемых моделях поведения с целью достижения терминальных ценностей (здровый образ жизни, семья, образование, готовность взять на себя ответственность, трудолюбие и др.). Любая система ценностей формируется на основе социокультурных взаимодействий. Поэтому большинство индивидов одного и того же социума обычно имеют одни и те же ценности. Разница проявляется в относительной значимости каждой ценности для разных индивидов. Эти различия важно знать и учитывать в реальной стимуляции того или иног о потребительского поведения. В практических целях вполне можно ограничиться небольшим количеством ценностей, которыми располагает индивид в данный момент. Так, австрийский социальный психолог Альфред Адлер (1870-1937, основатель индивидуальной психологии, автор термина «комплекс неполноценности», ученик Зигмунда Фрейда).утверждал: Люди стремятся к развитию уникального жизненного стиля, стремятся планировать действия и управлять ими, полностью сознавая их значение для самореализации. А.Адлер сформулировал 5 наиболее важных жизненных ценностей личности: 1. Фиктивный финализм (это фиктивные(недостижимые) цели, вызванные субъективными причинами, но влияющие на поведение индивида. Эти фиктивные цели существуют ментально, «здесь и сейчас», влияя на поведение, стремления и идеалы). Хотя это недостижимые цели, но они выступают в качестве реального стимула и объясняют индивидуальное поведение (например, вера в то, что праведников примут в рай, а грешники попадут в ад; уверенность в безнаказанности своих преступных действий, уверенность в своём избранном праве на власть над другими людьми). А.Адлер считал, что психологически здоровый человек вполне может освободиться от этих фикций); 2. Стремление к превосходству ( это стремление к «совершенной исполненности», самоактуализации, как «великое движение ввысь»(но не к власти, лидерству или высокому положению в обществе). Это движение к личному совершеству, стремление превосходить сегодня себя вчерашнего, оно может выражаться тысячью разнымх способов. Каждый человек по-своему стремиться его достичь и достигает 3. Чувство неполноценности и компенсации тесто связанная со стремлением к превосходству ценность. А.Адлер рассматривая конкретные формы стремления к превосходству использует такое свойство личности, как чувство неполноценности, под ним он понимал переживание психологической и социальной несостоятельности. Позже он истолковал это социальное качество как ощущение несовершенства, дефектности в любой жизненной сфере. Это – не патология, а причина совершенствования человека, великая движущая сила. Работая во имя общего блага, люди компенсируют индивидуальную слабость); 4.Жизненный стиль(ведущий идеографический принцип, объяняющий уникальность человека. Всё поведение человека объясняется его жизненнным стилем. Человек воспринимает, заучивает, сохраняет в памяти то, что соответствует его жизненному стилю, и игнорирует остальное. По мнению А.Адлера стиль жизни человека определяет его креативное Я); 5. Креативное Я( Согласно идее креативного Я человек сам творит свою личность (из наследственного социального опыта). Креативное Я придаёт жизни смысл: оно создаёт цель и средства её достижения. ) Для исследования потребительского поведения достаточно принимать в расчёт обощённые терминальные ценности и ообщённые инструментальные ценности: Терминальные ценности: уважение к себе; безопасность; хорошие взаимоотношения; чувство достигнутог; удовлетворённость собой; уважение со стороны других; чувство принадлежности; радость, удовольствие; приятное возбуждение. Нструментальные ценности: функциональная, социальная, эмоциональная, эпистемическая (познавательная episteme - знание), условная. Поясним содержание инструментальных ценностей. Для каждой из них важно понимание воспринимаемой полезности того или иного потребительского блага. Это восприятие обусловлено разными обстоятельствами: - для функциональной ценности – в связи с функциональными или физическими свойствами блага; - для социальной ценности - в связи с ассоциацией с какой-либо социальной группой; - для эмоциоанльной ценности - в связи со способностью возбуждать чувство; -для эпистемической ценности – в связи со способностью возбуждать любопытско, создавать новизну ил удовлетворять стремление к знанию (узнать новое, неизвестное); - для условной ценности – в связи со специфической ситуацией выбора потребителем тех или иных благ (которые, по сути, обладают функциональной или социальной значимостью). Все пречисленные ценности соотносятся с разными аспектвми поведения потребителя или или с различными социальными переменами. Например, процесс приобретения высококачественных вещей для людей с разными ценностями имеет разное значение(Люди, ценящие радость или удовольствие делают это потому что качество вещеей доставляет им это чувство; люди ценящие довольство достигнутым воспринимают этот процесс как стимул к действию; люди, ценящие хорошие межличностные взаимоотношения, видят в таких вещах соблюдение некоего ритуала общения с индивидами определённого статуса.) Таким образом, мы можем доказательно подтвердить тезис о том, что потребительские ценности в обобщённом виде есть не что иное, как идеи о том, что человеку желанно. Желание есть мера ценности, мера психологической оценки человеком полезности блага и услуги. Каждый потребитель выбирает необходимые для него блага, придерживаясь субъективных предпочтений. Потребительское поведение при жтом сориентировано на получение наивысшего эффекта и максимальной полезности. Потребитель обычно тяготеет к определённому наблору благ(например, при простой комбинации из двух товаров(кофе,чай): один предпочитает 2 банки кофе, 4 пачки чая, другой – 3 банки кофе, 3 пачки чая, третий только чай - 6 пачек и т.д.). Подобные наборы по А.Адлеру могут составляться исходя из различных предпочтений потребителя в зависимости от стиля жизни. Различают пять стилей жизни: 1) гедоническй (склонность к развлечениям); 2) хозяйственный (пристрастие к домашнему хозяйству, работе на даче); 3) трудоголический (очень высокий оценочный рейтинг работы, стремление к самосовергенствовани: чтение, просмотр телепередач, компьютерные игры); 4) общительный (предпочтение связей в с семьёй с друзьями, посещениетеатров, музеев, путешествия); 5) нейтральный (рейтинг любимых занятий равен близок к средним значениям). В целом потребительское поведение в связи с связи с ценностной концепцией есть поведение индивида и выбор им различных полезностей (благ): товаров и услуг. На данное поведение влияют ряд внешних и внутренних факторов. Внешние факторы: -ситуационные факторы; - факторы среды (экономической и социальной) как субъектные условия и ограничения, непосредственно связанные с индивидом; - факторы, связанные с социальным влиянием других субъектов. Внутренние факторы: - восприятие как функц ия, связывающая окружающую среду, ситуационные факторы и поведение, то есть как фактор, через который преломляются все социально-экономические отношения; - соматические факторы (физиологические и биологические особенности индивида, ограничивающие какие-либо его решения или способствующие им); - социально-психологические факторы (потребности, ценности, установки, мотивы, эмоции, личностные особенности); Результатом взаимодействия этих групп факторов и является потребительское поведение.
6. Контрольные вопросы и задания 1. Охарактеризуйте группы потребностей с учетом критериев, по- ложенных в основу классификации. 2. Дайте характеристику первичным и вторичным потребностям человека. 3. Приведите классификацию потребностей по Гегелю и Достоев- скому, проведите сравнение. 4. Дайте характеристику структурного анализа системы потребно- стей. 5. Охарактеризуйте базисные потребности человека. 6. Охарактеризуйте высшие потребности человека. 7. Классификация потребностей у С.С. Корнеенкова. 8. Поясните классификацию потребностей Г. Меррея. 9. Что составляет основу мотивации индивидуального потребления. 10. Как соотносятся потребительские ценности и потребительскрое поведение человека. ЛЕКЦИЯ 5
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|