Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Иллюстративный перечень потребностей по Г. Меррею





Потребность Краткое содержание
В самоунижении Пассивно подчиняться внешним силам. Готовность принять обиду, обвинение, критику, наказание. Готовность сдаться, подчиниться судьбе. Допустить собственную «второсортность». Признать свои заблуждения, ошибки, поражения. Исповедоваться и искупать вину. Обвинять себя, принижать, выставлять в худшем виде. Искать боли, наказания, болезни, несча- стья и радоваться им
В достижении Выполнять нечто трудное. Управлять, манипулировать, организовывать – в отношении физических объектов, людей или идей. Делать это по возможности быстро и самостоятельно. Преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей. Самосовершенствоваться. Реализовывать таланты и тем повышать самоуважение
В аффиляции (Взаимодействии, привя- занности) Тесно контактировать и взаимодействовать с близкими (или теми, кто похож на самого субъекта или любит его). Доставлять удовольствие контактируемому объекту и завоевывать его привязанность. Оставаться верным в дружбе
В агрессии Силой преодолевать противостояние. Сражаться. Мстить за обиды. Нападать, оскорблять, убивать, противостоять насилием или наказывать
В автономии Освобождаться от уз ограничений. Сопротивляться принуждению. Избегать или прекращать деятельность, предписанную деспотичными авторитарными фигурами. Быть независимым и действовать соответственно своим побуждениям. Не быть чем-либо связанным, ни за что не отвечать, пренебрегать условностями
В противодействии В борьбе овладевать ситуацией или компенсировать неудачи. Повторными действиями избавляться от унижения. Преодолевать слабость, подавлять страх. Смывать позор действием. Искать препятствия и трудности. Уважать себя и гордиться собой
В защите Защищаться от нападений, критики, обвинений. Замалчивать или оправдывать ошибки, неудачи, унижения. Отстаивать эго
В уважении Восхищаться вышестоящим и поддерживать его. Восхвалять, воздавать почести, превозносить. С готовностью поддаваться влиянию ближних. Иметь пример для подражания, подчиняться обычаю
В доминировании Контролировать окружение. Влиять или направлять поведение других – внушением, соблазном, убеждением, указанием. Разубеждать, ограничивать, запрещать
В эксгибиции Производить впечатление, быть увиденным или услышанным. Возбуждать, удивлять, очровывать, развлекать, шокировать, заинтриговывать, забавлять, соблазнять
В избегании ущерба Избегать боли, ран, болезней, смерти. Избегать опасных ситуаций. Принимать предупредительные меры
В избегании позора Избегать унижений. Уходить от затруднений или избегать ситуаций, в которых возможно унижение, презрение насмешника, безразличие других. Воздерживаться от действий с целью избежать неудачи
В опеке Проявлять сочувствие и помогать беззащитным в удовлетворении их потребностей – ребенку, или кому-то, кто слаб, бессилен, унижен, одинок, удручен, устал, неопытен, немощен, болен, в затруднении. Помогать при опасности. Кормить, поддерживать, утешать, опекать, защищать, лечить
В порядке Приводить все в порядок. Добиваться чистоты, организованности, равновесия, опрятности, аккуратности, точности
В игре Действовать «забавы ради» – без иных целей. Смеяться, шутить, искать расслабление после стресса в удовольствиях. Участвовать в играх, спортивных мероприятиях, танцах, вечеринках, азартных играх
В отвержении Избавляться от негативно контактируемого объекта. Избавляться, отказываться, изгонять или игнорировать нижестоящего. Пренебрегать объектом или игнорировать его
В чувственных впечатлениях Искать чувственные впечатления и радоваться им
В сексе Создавать и развивать эротические взаимоотношения. Иметь сексуальные отношения
В поддержке Удовлетворять потребности благодаря сочувственной помощи близкого. Быть тем, кого опекают поддерживают, окружают заботой, защищают, любят, кому дают советы, кем руководят, кого прощают, утешают. Держаться ближе к преданному опекуну, всегда иметь рядом того, кто окажет поддержку
В понимании Ставить вопросы или отвечать на них. Интересоваться теорией. Размышлять, формулировать, анализировать, обобщать
  Источник. Кэлвин С.Холл, Гарднер Линдсей. Теории личности. М., КСП+, 1997. С. 204–206.

 

Cпецифическая Распределенный

Неудовлетворенность дискомфорт

(мотивация слишком велика) (мотивация слишком слаба)

 

 

Снятие напряжения Борьба со скукой

 

 

Комфорт Наслаждение Стимуляция

(удовольствие) (динамическое)

Насыщаемая Потребность Потребность

Потребность без насыщения без насыщения

 

Общее благополучие

Рис. 3. Детерминанты благополучия по Г. Меррею

Кроме того, для более предсказуемого поведения индивида Меррей исследует не только сами потребности, но и среду, в которой действует индивид («прессы», облегчающие или затрудняющие достижение цели). В результате формируется сложная система мотивов. При актуализации потребностей индивид оказывается в напряжении, а удовлетворение потребности ведет к его редукции. Удовлетворение – во многом следствие потребностных состояний и их поведенческих следствий. Индивид может ассоциировать конкретные объекты с определенными потребностями (вследствие опыта) и на этом основании формируются способы приближения к данному объекту или способы его избегания. Взаимодействие между всеми детерминантами (потребности, их взаимоотношение, жизненный стиль) и составляет глубинную основу поведения индивида. Потребность всегда предполагает возникновение некоторого итогового состояния, т.е. ценности, которая должна учитываться при анализе мотивации того или иного поведения.

Ценности и соответствующие блага по Г. Меррею составляют благополучие.

Существуют также различные классификации потребностей человека, которые строятся на зависимости организма (или личности) от каких-то объектов или же от нужд, им испытываемых. Так, А.Н. Леонтьев (1903-1979, русский психолог, известный трудами по генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию психики, в 1956.) делил потребности на предметные и функциональные. Анри Пьерон (1881-1964, французский психолог, основатель института психологии во Франции) выделяет двадцать видов фундаментальных физиологических и психофизиологических потребностей, которые, по его мнению, создают базу для любого мотивированного поведения:

гедонические (hedone – удовольствие);

исследовательского внимания, новизны;

поиска коммуникации и взаимопомощи;

конкурентные и т.п.

В отечественной психологии потребности подразделяются:

материальные (потребность в пище, одежде, жилище);

духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, в творчестве, в эстетических наслаждениях и т.п.);

социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т.д.).

Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека и сформировались в процессе филогенетического, общественно-исторического развития человека. Они составляют его родовые свойства. Вся история борьбы человека с природой была, прежде всего, борьбой за удовлетворение материальных потребностей.

Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Хотя следует заметить, что и материальные потребности человека осоциализировались (так, например, человек употребляет пищу после длительного процесса ее приготовления).

П.В. Симонов (1929 г.р., российский физиолог, автор трудов по экспериментальной нейрофизиологии эмоций, прроблемам высшей нервной деятельности, в 1987 награждён Гос. премией СССР) делит потребности на три группы:

витальные: сохранения и развития(жизни);

социальные: сохранения, развития, «для себя», «для других»

идеальные: сохранения и развития (духа).

Причем потребности «для себя» осознаются субъектом как принадлежащие ему права, потребности же «для других» как осознаваемые субъектом обязанности.

Также психологи говорят о потребностях:

сохранения и развития (роста);

быть отличным от других, единственным, незаменимым (т.е. потребность, связанная с формированием и сохранением собственного «Я»);

потребность в избегании;

в новых впечатлениях;

Выделяют также группу невротических потребностей, неудовлетворение которых может привести к невротическим расстройствам:

в сочувствии и одобрении;

во власти и престиже;

в обладании и зависимости;

в информации;

в славе;

в справедливости.

(Выше мы приводили классификацию невротических потребностей

у К. Хорни при рассмотрении ее взгляда на человека и его потребности:

(Сноска: Невротические потребности человека, их проявление в поведении

Избыточная потребность Проявления в поведении
В любви и одобрении Ненасытное стремление быть любимым, быть объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчмвость к критике, отвержению или недружелюбию.
В руководящем партнёре Чрезмерная зависимость от других, боязнь получить отказ или остаться в одиночестве;переоценка любви – убежденность в том, чтолюбовь может решить все
В чётких ограничениях Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; довольствование малым, нетребовательность,подчинение другим
Во власти Доминирование и контроль над другими, как самоцель, презрительное отношение к слабости
В эксплуатиции других Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы их перехитрить
В общественнос признании Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса
В восхищении собой Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений;потребность в комплиментах, лести со стороны окружающих
В честолюбии Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи
В самодостаточности и независимости Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств, дистанцирование от всех
В безупречности и неопровержимости Попытка быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Окончание сноски)

Г. Олпорт (1953) и А. Маслоу (1970) выделяют потребности «нужды» и «потребности роста».

Пожалуй наиболее стройной является классификация потребностей А. Маслоу (см. выше).

А.Маслоу исходит из иерархии потребностей, зависящих от фазы развития индивида и приоритетного ранжирования потребностей.

Согласно его теории человек прежде чем «перейдет к следующей категории (иерархии) потребностей должен попытаться удовлетворить доминирующие потребности (потребности более низкой иерархии). Удовлетворение потребностей низшего порядка позволяет более высоким потребностям служить мотиватором человеческого поведения и влиять на него. Интенсивность (настоятельность) уже удовлетворенных потребностей ослабляется, а настоятельность потребностей высшего порядка повышается. Происходит эволюция структуры потребностей в зависимости и от уровня развития индивида, по мере его перехода от общей цели обеспечения жизненного минимума к целям более высокого порядка, относящимся к стилю и качеству жизни.

ПОТРЕБНОСТИ

В САМОРЕАЛИЗАЦИИ

ПОТРЕБНОСТИ

В САМОУВАЖЕНИИ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

ПОТРЕБНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Рис. 4. Иерархия потребностей по А. Маслоу

(Источник: Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности. СПб., Москва –

Харьков – Минск: Питер, 1997. С. 488.)

Функциональные потребности – это фундаментальные (жизненные) потребности. Будучи удовлетворенными, они перестают быть доминирующими факторами мотивации и более на поведение индивида не влияют.

Потребности в безопасности – это потребности в физической и психологической безопасности. Социальные потребности – потребности во взаимопомощи, сопричастности, чувстве общности.

Потребности в уважении – это самоуважение, личное достоинство, уверенность в себе, компетентность, в признании, в наличии значимого социального статуса.

Потребности в самоактуализации – это самореализация, развитие личности. В реальной жизни все категории (типы) потребностей сосуществуют, причем та или иная категория (тип) потребностей приобретает большую важность в зависимости от особенностей индивида или в соответствии с теми обстоятельствами, в которых индивид находится в данное время. Говоря о доминировании тех или иных иерархий потребностей, А. Маслоу вовсе не имел в виду необходимость их полного (сто процентного) удовлетворения. Более того, последовательность потребностей, изложенная А. Маслоу (функциональные, в безопасности, социальные, в самоуважении и самоактуализации), не обязательна для всех людей. Биографии выдающихся творческих личностей доказывают индивидуализацию структуры и иерархии потребностей. Для многих из них потребности в творчестве, в самоактуализации являются доминирующими не после удовлетворения потребностей более низкого порядка (физиологических, в безопасности), а тогда, когда основные потребности в пище, жилище, безопасности и т.д., по сути, еще не удовлетворены или удовлетворены на «грани выживания». Хотя, конечно, удовлетворение потребностей существования (низшего порядка) на некотором базовом уровне является необходимым уровнем формирования всех

других потребностей. Таким образом, анализ приведенных выше классификаций потребностей показывает нам, что многообразие человеческих потребностей в виде строгой иерархии представить невозможно. Если иерархия потребностей, основанная на биологических инстинктах, видима и понимаема, то иерархия душевных и духовных потребностей более динамична. Объединенные вместе эти потребности создают феномен человека. И хотя в большинстве случаев эмоциональное и ментальное владеют человеком и держат приоритет, человек как существо духовное должен стать господином своего тела, своих эмоций и мыслей. Рассмотрев основные подходы к человеку и его потребностям, можно перейти к характеристике особенностей функционировния сферы услуг в контексте удовлетворения потребностей.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.