|
Приобретение искренней дружбыИскренняя дружба является одним из самых сладких удовольствий, которыми наслаждается человек в этом мире. И Всевышний Аллах среди услад обитателей Рая упомянул любовь, которую они испытывают друг к другу: «И мы очистили их сердца от ненависти…» Путешествие – это полезное средство для приобретения новых друзей, с которыми знакомится (искатель знания) и знакомит с ними жителей своего города, рассказывает на собраниях об их достоинствах и хороших качествах. Все это ведет к знакомству народов друг с другом и их взаимной любви. И ведь мусульмане сильно любили друг друга и помогали друг другу, когда исламские страны были открыты для любого мусульманина, где они не чувствовали себя в стеснении, жизнь не была для них тяжелой, и они не были унижены. Вот литературные произведения. В них представлена обширная переписка друей, писавших друг другу прозой и поэтическими касыдами. В путешествиях есть и много другой пользы, о которой еще больше сможет рассказать тот, кто испытал, вкушая ее прелесть, заключенную в совершенствовании личности и новом видении жизни.
Правила поведения в пути 1) (Искатель знания) прежде должен учиться у ученых своего города и лишь затем отправляться путешествовать по свету. Это легче, менее обременительно и дает ему большие возможности для прочного усваивания приобретаемого знания, его записывания, уточнения и пересмотра того, что осталось неясным. Искатель знания не должен пренебрегать учителями, живущими в его городе, ведь среди нерадивых людей есть такие, кто считают дирхем в доме своего соседа лучше, чем динар в своем собственном доме. Когда же он закончит приобретать знание у ученых своего города, тогда ему следует вознамериться совершить путешествие и встать на этот путь. 2) (Искатель знания должен) хорошенько выбрать место для своего путешествия, чтобы там жили какие-нибудь ученые или достойные люди, от которых можно получить пользу. Ученые (всегда) внимательно относились к этому вопросу и спрашивали по этому поводу совета… Передают со слов Ахмада ибн Ханбаля, что один человек спросил его: «У кого, ты считаешь, следует записывать хадисы?» Он ответил: «Иди к Ахмаду ибн Йусуфу, ведь, поистине, он шейху-ль-Ислам». Передают, что Му‘аммар сказал: «Аййуб сказал мне: “Если ты поедешь к кому-либо, то отправляйся к Ибн Тавусу, в противном случае, продолжай заниматься своей торговлей”. 3) Необходимо уделять внимание изучению как можно большего числа предметов и предпочесть это большому числу учителей. Ибн Хаджар в «Шарх ан-нухба» сказал: «Затем он (должен) отправиться в путь и во время путешествия приобрести то новое, чего у него нет. И большое число наук должно заботить его больше, нежели большое число шейхов». В «Шарх аш-шарх» говорится: «Потому что основная цель первостепенна, это – (хорошее) знание, а не простая передача сообщений. Да, бывает необходимо и большое количество передаваемых сообщений для корректировки обучения». 4) (Искатель знания) должен уделять внимание повторению вместе с теми, кто бы его проверил, чтобы суметь углубиться в знание. Для этого он должен сформулировать свои взгляды и видение решения проблем из области знания, к которым он пришел, и высказать их людям, способным проверить все тонкости и разобраться в них, а также представить им те трудные вопросы, с которыми он столкнулся. Так он придет к новым взглядам, что позволит ему еще больше укрепиться и углубиться (в знании) или решить те трудности, которые ему повстречались. Это – большая польза, благодаря которой ученый совершенствуется и растет, и этим не следует пренебрегать. Он должен стремиться к большому числу учителей, которым бы он представил все эти вопросы, если будет необходимо, подобно тому, как исследователь, столкнувшись с неясными вопросами, обращается к многочисленным письменным источникам, чтобы разрешить их. А живые источники (учителя) при решении возникших проблем для нас важнее книг, поскольку они могут до конца проследить за ходом мыслей и обсудить их.
Мой брат читатель! Мы завершили чтение четырех частей этой книги, которые послужили подробными ответами на четыре поставленных вопроса, которые волнуют каждого искателя знания: 1. для чего я учусь? 2. при помощи чего я учусь? 3. как я учусь? 4. у кого я учусь? Быть может, ты заметил, читатель, что я стремился больше внимания уделить нравственной стороне вопроса и ее важности для формирования личности искателя знания. Это потому, что я уверен: настоящее полезное знание обязательно должно взращивать качества, присущие ученым. А если нет, то какую же пользу получит мусульманская община (умма) от ученых, обладающих качествами, присущими глупцам? И этим полезным знанием является то знание, которое остается, и его следы проявляются в улучшении мусульманской общины (уммы) и ее возврате к своей религии. Однако если знание окажется лишь внешней окраской, которой украшает себя человек, и его суть не проникнет в сердце искателя знания, чтобы стать частью его целого, то эта окраска довольно скоро сойдет под воздействием внешних факторов и трения. И вот его обладатель обнажен, лишен своей одежды – полезного знания, тут проявилось его истинное лицо, и он возвратился к своей первозданной натуре. …что касается пены, то она уходит безвозвратно, а то, что полезно людям, остается на земле… . («Гром», 17). В этом заключении я хотел бы указать еще и на то, что, коль скоро дела мусульманской общины (уммы) будут пребывать в порядке только благодаря религиозному знанию, мы должны также знать, что религиозное знание принесет плоды и даст свои яства, только если будет соответствовать пути наших праведных предшественников. И клянусь Аллахом, что многие искатели знания в последнее время стали испорченными и безнравственными потому, что отклонились от пути предшественников в деле приобретения знания. А значит, эта тема – я имею в виду правила поведения искателя знания – не является ни роскошью в деле знания, ни излишним нарядом, а лишь необходимым условием для воспитания праведных ученых, улучшающих (общество), без наличия которых и без усилий которых не сможет возродиться мусульманская община (умма). И у Аллаха я прошу о том, чтобы Он сделал эту книгу написанной только ради Его Благородного лика и вознаградил всех, кто содействовал в ее завершении и выпуске. И все, что в этой книге было правильно, то от Великого и Могущего Аллаха, а все ошибки – от меня и от шайтана. И последний наш призыв – это хвала Аллаху, Господу миров! И да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи, его сподвижников и да приветствует!
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие........................................................................................................ 3 От автора............................................................................................................... 5 Вводная часть. Несколько слов о достоинстве знания и ученых 9 1. Из повествований Корана о знании.................................................... 11 2. Из хадисов пророка, да благословит его Аллах и да приветствует ……………………………………………………………………….16 3. Предпочтение знания поклонению..................................................... 24 4. Некоторые изречения сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и последователей.............................................................. 26 5. Отрывки из стихов о достоинстве знания......................................... 30 6. Примера высказываний ученых......................................................... 31
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|