Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ





ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА»

Тема 2. Формирование казахской народности и образование Казахского ханства. Становление и развитие Казахского ханства в ХV-ХVІ веках

План лекции:

 

1. Формирование казахской народности, ее этническая основа.

2. Основные этапы формирования казахской народности и завершение ее становления в качестве этноса.

3. Образование Казахского ханства.

4. Становление и развитие Казахского ханства в ХV-ХVІ веках.

 

Краткое содержание лекции

Формирование казахской народности, ее этническая основа

На основе исследованиий ученых-демографов считается, что в настоящее время в мире насчитывается свыше пяти тысяч народов. Каждый из них прошел длительный исторический путь становления в качестве самостоятельного этноса. К примеру, процесс формирования казахской народости, по утверждению ученых начинается после распада первобытно-общинного строя – в эпоху бронзы (ІІ-І тыс. лет до н.э.) и железный век (VII-ІV до н.э.) и связан с существованием в ту пору на территории Казахстана и Средней Азии многочисленных сакских и сарматских племен, которые считаются древними предками казахов и других тюркоязычных народов. Ближайшими предками казахов считаются уйсуны, канглы и гунны, которые в свою очередь произошли от тех же саков и сарматов.

В целом историю становления казахской народости по лингвистическим и антропологическим аспектам можно было бы подразделить на два крупных этапа: индоевропейский и тюркский.

В ходе становления казахской народности лингвистический и антропологический процессы развивались параллельно, как бы самостоятельно, независимо друг от друга, в то же время они были органически связаны друг с другом. На первом этапе жители Средней Азии и Казахстана лингвистическому признаку входили в иранскую языковую подгруппу индоевропейской группы. Данный этап охватывает ІІ-І тыс. лет до н.э.



На втором этапе уйсуны и канглы, являющиеся прямыми потомками саков и сарматов, вступили в ассимиляцию с гуннами, перекочевавшими на територию Казахстана с Востока в I в. до н.э. Это предсталяло собой первый поток массового переселения гуннов с Востока на Запад через казахскую степь. Второй поток переселения гуннов на территорию Казахстана сосоялся в конце I в. (93 г.) н.э. и первой половине II в. н.э. В данный период многочисленные племена северных гуннов, перекочевав в Восточный Казахстан и Жетысу основали государсво Юэбань, которое просуществовало до VI в. по соседству с уйсунами и канглы. С этого времен начинается ассимиляция этих племен при ведущей роли гуннов.

В результате произошло формирование нового этнического сообщества тюркоязычных народов. Одновременно в плане лингвистическом предки казахов индоевропейскую языковой группу постепенно сменили на тюркскую языковую группу (кыпшакскую подгруппу). А в антропологическом плане с приходом гуннов начался процесс перехода уйсунов и канглы в монголоидную расу. Согласно историческим источникам данный процесс охватил І-V вв. н.э. В дальнейшем уйсуны и канглы, вместе с гуннами, вступают в ассимиляцию и с другими тюркоязычными племенами – телэ, ашина, байырку, булақ, қарлук (аргын), қимак, едиз, қыпшак. Эти племена в VI в. образовали Тюркский (552-603 гг.) и Западно-тюркский (603-704 гг.) каганаты – первые крупнейшие тюркские государства на казахской земле.

После распада Западно-тюркского каганата в 704 г. его сменили Тургешский қаганат (704-756 гг.), Карлукский каганат (756-940 гг.), Огузское государство (конец IX в.-начало XI в.), Кимаксий каганат (893 г.-начало XI в.), Караханидское государство (942-1212 гг.), Кыпшакское ханство (XI в.-1219 гг.). Из этих государств особую роль сыграли Кыпшакское ханство и Караханидское государство. В свою очередь на изменение этнического состава населения Караханидского государства значительно повлияли кереи и найманы, перекочевавше позже на территорию Казахстана с Алтайских гор.

Из этнического сообщества тюркоязычных народов примерно в XII- XIII вв. начинается завершающий этап формирования нового этноса – казахов. Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народностей региона Центральной Азии, составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы – от саков, уйсуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпшаков до аргынов, кереев, конгратов, найманов, жалаиров, дулатов и многих других, обитавших в разное время на территории Казахстана. Некоторые из них в разные эпохи, как было уже отмечено, имели свои государства. Многие древние тюркские родовые и племенные названия сохраняются у казахов и в позднее время.

Тема 3. Казахстан и Россия в условиях нового времени.

Начало эпохи колониализма в Казахстане

 

План лекции:

1. Казахско-российские отношения в начале XVIII века.

2. Начало вхождения казахских земель в состав России. Принятие казахскими жузами Российского протектората.

3. Колониальная политика России в Западном и Северном Казахстане.

4. Вхождение Казахстана в состав России – как результат политических, в социально-экономических и других факторов.

 

Краткое содержание лекции

 

Вхождение Казахстана в состав России – как результат политических, социально-экономических и других факторов

Экспансионистская политиа русского государства в казахской степи являлась частью его восточной политики, а присоединение Казахстана к нему частью общего процесса присоединения национальных окраин к России и создания могучей Российской имприи.

Однко, несмотря на колонизаторскую политику царизма, вхождение Казахстана в состав Росии в определенной степени имело прогрессивное значение в том плане, что он был включен в систему общероссийской экономики, что способствовало разрушению натуральных форм хозяйства, приобщению казахского народа к русской культуре, через нее – общечеловеческой,

И так, присоединение Казахстана к России принесло казахскому народу не, только угнетение и бедствия. Этот процесс имел много положительного, о чем достаточно много было сказано в советский период. Более 70 лет совместной жизни при социализме дали, конечно, больше, чем угнетения при царизме. Если, по словам Ленина, в тот период было две Росии: Россия Романовых, Пуришкевичей и Россия Герцена, Белинского и Чернышевского, то можно найти объективные корни стремления народов друг к другу.

Вокруг проблемы присоединения Казахстана к России продолжают возникать дикуссии, разгораются научные споры, что свидетельствует о необходимости ее дальнейшего изучения. Взаимоотношения Руси с казахской степью имели глубокие корни.

Поэтому вхождение Казахстана в состав России в начале ХVІІІ века следует рассматривать как результат совокупного воздействия множества факторов, среди которых необходимо выделить политические, военные, хозяйственные, культурные, природно-географические. Поскольку процесс присоединения длилися почти 150 лет, ему были характерны ускорение, торможение, даже порой отступлени. Имели место в нем моменты добровольности, насилия, захвата, закабаления. Наряду с объективными факторами немаловажную роль играли и факторы субъективного плана.

 

Первый созыв

Первые выборы в Мажилис Парламента РК состоялись 9 декабря 1995 года. Только обретшая свою независимость страна приняла новую Конституцию Республики Казахстан определила парламент как высший представительный орган, осуществляющий законодательные функции. На основе мажоритарной системы было избрано 67 депутатов, а партия, представленная в Мажилис, была всего одна – республиканская политическая партия «Отан» под председательством Нурсултана Назарбаева.

Второй созыв

Осенью 1999 года в соответствии с внесенными конституционными изменениями, впервые в регионе Центральной Азии состоялись выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан по смешанной схеме, которая предоставила политическим партиям возможность избираться в парламент по партийным спискам на основе пропорционального представительства.

В результате нововведений выборы отличились высоким политическим накалом и альтернативностью, стимулируя процесс создания политических партий парламентского типа. В выборах принимали участие 10 политических партий. В мажоритарных одномандатных округах зарегистрировались 547 кандидатов. В целом в ходе выборов было выдвинуто беспрецедентное, на тот период для Казахстана, количество кандидатов – в среднем восемь человек на одно место.

По итогам выборов в Мажилис парламента избраны 67 депутатов по одномандатным округам и 10 депутатов от партий по единому общенациональному округу. Они представляли четыре партии – республиканскую политическую партию «Отан», Гражданскую партию Казахстана, Аграрную партию Казахстана и Коммунистическую партию Казахстана (не путать с Коммунистической народной партией, которая прошла государственную регистрацию только в 2004 году), преодолевшие семипроцентный барьер.

Первым секретарем Центрального комитета Гражданской партии Казахстана был Азат Перуашев. Председателем Аграрной партии выступал Ромин Мадинов. Коммунистическая партия Казахстана была правопреемницей республиканской компартии в составе КПСС, ее первым секретарем был Газиз Алдамжаров. Депутатское большинство осталось за республиканской политической партией «Отан» – 27 представителей в Мажилисе парламенте.

Третий созыв

Выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан третьего созыва состоялись в сентябре 2004 года. В выборах принимали участие 12 политических партий, из них 4 – в составе двух избирательных блоков. В результате выборов в Мажилис парламента было избрано 77 депутатов.

10 депутатов были избраны на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. Из них 7 депутатов от Республиканской политической партии «Отан», по одному от Республиканской партии «Асар», Демократической партии «Ак жол» и избирательного блока «АИСТ», Аграрной и Гражданской партий Казахстана.

Из общего числа избранных парламентариев 59 депутатов были выдвинуты политическими партиями: Республиканской политической партией «Отан» - 42, избирательным блоком «АИСТ» - 11, Республиканской партией «Асар» - 4, Демократической партией «Ак жол» - 1 , Демократической партией Казахстана – 1 депутат.

На выборах в Мажилис Парламента Казахстана 2004 года Аграрная партия Казахстана создала блок с названием «АИСТ» (Аграрно-индустриальный союз трудящихся) с Гражданской партией Казахстана. По итогам выборов блок набрал 7,07%, по партийному списку от блока в Мажилис третьего созыва был избран депутат Ромин Мадинов.

Республиканская партия «Асар» Была основана 25 октября 2003 года на основе Общественного объединения «Асар». По итогам выборов в Мажилис партия набрала по партийному списку 541 239 (11,38 %) голосов избирателей, депутатом по партийному списку стала Дарига Назарбаева.

Демократическая партия «Ак жол» образовалась на основе общественного объединения «Демократический выбор Казахстана». 3 апреля 2004 года партия была зарегистрирована в Министерстве юстиции Казахстана. На выборах в Мажилис парламент партия получила 12,04 % голосов.

Четвертый созыв

Выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан четвертого созыва состоялись в августе 2007 года, в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию в мае 2007 года.

В соответствии с обновленной Конституцией Мажилис состоял из 107 депутатов. 98 депутатов были избраны по партийным спискам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по единому общенациональному избирательному округу.+

На выборах 18 августа 2007 года, в которых участвовало семь политических партий, 7-ми процентный барьер преодолела только Республиканская народно-демократическая партия «Нур Отан», депутаты от которой занимали все 98 мест в Мажилисе парламента.

22 декабря 2006 года на Х внеочередном съезде партии «Отан» принято предложение о переименовании РПП «Отан» в Народно-демократическую партию «Нур Отан».

Пятый созыв

Новый состав Мажилиса Парламента Республики Казахстан пятого созыва был сформирован в январе 2012 года.

В выборах принимали участие семь политических партий, три из которых по итоговым результатам набрали больше 7% голосов избирателей и прошли в Мажилис парламента: партия «Нур Отан» (80,99 %), Демократическая партия Казахстана «Ак жол» (7,47 %), Коммунистическая народная партия Казахстана (7,19 %).

От партии «Нур Отан» в Мажилисе парламента работают 83 депутата, от «Ак жол» - 8 депутатов, от КНПК - 7 депутатов. Всего в составе Мажилиса 107 депутатов.

Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) прошла государственную регистрацию 21 июня 2004 года и с тех пор трижды принимала участие в выборах в Мажилис парламент. В итоге на выборах 2012 года КНПК набрала 7,19 % и смогла пройти в парламент.



 

Шестой созыв

Центральная избирательная комиссия РК зарегистрировала 107 депутатов нового созыва Мажилиса Парламента РК, сформированного по партийным спискам в результате внеочередных выборов 20 марта 2016 года.

По партийным спискам избраны от партии «Нур Отан» – 84 депутата, от Демократической партии Казахстана «Ак жол» – 7 депутатов, от Коммунистической Народной партии Казахстана – 7 депутатов, избранных Ассамблеей народа Казахстана – 9 депутатов.

Согласно утвержденным спискам, в VI созыве «Нур Отан» представлены в Мажилисе 33 депутата V созыва, а также ряд известных политических деятелей, работавших в Мажилисе более ранних созывов. также высокопрофессиональные экономисты, юристы и политологи.

Так, депутатское кресло заняли заместитель министра юстиции РК Бакытжан Абдраим, советник акима Астаны Михаил Чирков, заместитель председателя Федерации профсоюзов РК Павел Казанцев, вице-министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров и известный телеведущий, директор стратегического планирования телеканала «КТК» Артур Платонов и др.

От прежней парламентской команды ДПК «Ак жол» в новом Мажилисе присутствовуют 3 депутата, среди которых лидер парламентской фракции «Ак жол» в предыдущем созыве Азат Перуашев.

Коммунисты в меньшей степени обновили состав своей фракции, в VI созыве 4 представителя предыдущего созыва, включая руководителя фракции Владислава Косарева.

Согласно списку Ассамблеи народа Казахстана, в новом созыве работают 3 депутата Мажилиса предыдущего созыва – Роман Ким, Ахмет Мурадов и Юрий Тимощенко. Депутатские мандаты получили президент АО «Республиканская газета «Егемен Қазақстан» Сауытбек Абдрахманов, заместитель министра внутренних дел Владимир Божко, а также руководители ряда этнокультурных объединений и общественные деятели из разных регионов Казахстана.

 

10 декабря 1997 г. цроизошел перенос столицы из г.Алматы в г.Акмолу, который 6 мая 1998 года переименован в г.Астану.

Разработка развития Казахстана как суверенного государства. Государство приобретает статус независимости лишь тогда, когда оно экономически и политически самостоятельно, проводит свою внутреннюю и внешнюю политику цивилизованно, с достоинством, без рабской зависимости от различных коньюктурных соображений. Основные направления развития независимого Казахстана изложены в работах Н.А. Назарбаева «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» и «Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана», Какие это цели и направления? Вот основные из них:

- обеспечение стабильности и межнационального согласия как непременного политического условия успешного осуществления реформ;

- формирование социальной рыночной экономики, сочетающей

- государственные и негосударственные формы собственности;

- построение общества, обеспечивающего достаточный уровень благосостояния своих граждан;

- углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике;

- развитие этнической самобытности и сохранение национально культурного многообразия Казахстана;

- формирование достойного имиджа Казахстана в мировом сообществе на основе соблюдения свобод и прав человека, обретение прочных позиций в мировой экономике;

- преобразование государственного устройства Казахстана в демократическую республику президентского правления.

На решение этих задач была направлена вся последующая деятельность Президента и правительства.

2. Экономика республики в 90-е годы. Достижения и проблемы.

Республика вступила на путь существования в качестве суверенного государства, отягощенная многими сложными экономическими, политическими и экологическими проблемами.

В «наследство» от Казахской ССР Республике Казахстан достались тяжелейшие экологические проблемы. Это, в первую очередь Арал и Семипалатинский полигон. В экономике республики абсолютно преобладала сырьевая направленность - 97 % вывоза составляло сырьё и полуфабрикат.

В сфере экономики предполагалось достижение следующих целей - формирование социальной рыночной экономики, с сочетанием разных форм собственности; введение национальной валюты и обеспечение её внутренней, а затем и внешней конвертируемости; насыщение потребительского рынка; привлечение и активное использование иностранных инвестиций для развития Казахстана.

Президентом были отмечены факторы, как способствующие, так и препятствующие реализации социально - экономических задач.

Это, с одной стороны: широкий спектр полезных ископаемых; большие площади сельхозугодий и пашни; наличие достаточного производственного потенциала и грамотного контингента рабочих во всех отраслях; богатый арсенал научных открытий, идей и изобретений.

С другой: сырьевая направленность экономики; экологическая загрязненность многих регионов; отставание инфраструктуры; отсутствие новых технологий.

В области экономических реформ Казахстан в начале следовал за Россией. В 1992 г. проведена либерализация цен, которая принесла с собой огромные негативные явления. Ценовой беспредел нанес большой ущерб реформе, стал одной из основных причин небывалого спада производства, глубокого экономического кризиса, ускорил обнищание населения.

Важным звеном в экономической реформе было преобразование государственной собственности. Был принят Закон о разгосударствлении и приватизации госимущества.

15 ноября 1993 г. была введена в обращение национальная валюта Казахстана – тенге.

Переход к рыночным методам хозяйствования привел страну на рубеже 1993/1994 гг. к тяжелейшему экономическому кризису. В таких условиях правительство приняло программу, ориентированную на жесткую антиинфляционную политику.

В результате этих мер с конца 1994 г. наметились первые признаки перелома в экономике: наметилась тенденция снижения спада производства валового продукта; снижение уровня инфляции. Для сравнения: в 1993 г. - 2263%, в 1994 г. - 1259%, в 1996 г. - 60%, в 1997 г. - 30 %; некоторые оживления в отдельных отраслях промышленности; увеличились объемы инвестиции в основной капитал. Болезненный переход от командной к рыночной экономике породил в огромных масштабах бедность и безработицу.

С 1997 г. наблюдаются серьезные позитивные изменения в стране. На их основе по инициативе Н.А.Назарбаева был разработан стратегический курс развития государства «Казахстан-2030». В программе «Казахстан-2030» дается подробный анализ современного положения республики, раскрывается «миссия Казахстана», раскрываются такие долгосрочные приоритетные цели, как (1) национальная безопасность; (2) внутриполитическая стабильность и консолидация общества; (3) экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций; (4) здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; (5) энергетические ресурсы; (6) инфрастуктура, в особенности транспорт и связь; (7) профессиональное государство, ограниченное до основных функций. Эти приоритеты дают возможность осуществить полномасштабное, комплексное и системное развите страны.

За годы независимости достигнуты важнейшие успехи во всех направлениях жизни республики. Перспективы дальнейшего развития республики были определены Посланием Президента РК в декабре 2012 года, которым был обнародован очередной документ исторической важности «Казахстан – 2050».

3. Становление демократического и правового государства.

Процесс обретения государственности в Казахстане носил мирный эволюционный характер, это было отличительной чертой казахстанского варианта суверенизации. В начале 90-х годов самой трудной задачей было решение проблемы демократического общества. Необходимо было определить характер новой государственности, сутью которой является соответствие всех элементов политической власти признакам независимого государства.

Поэтому ключевым направлением во внутренней политике государства стала разработка и всенародное обсуждение текста первой Конституции Республики Казахстан.

Конституция - это основной Закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан.

28 января 1993 г. была принята первая Конституция Республики Казахстан. Через два года она уже не соответствовала складывающимся реалиям. Проведение экономических преобразований, равно как и политических, социальных, тормозилось слабой законодательной базой, несовершенством судебной системы. Появилась объективная необходимость усиления исполнительной власти, способной оперативно реагировать и управлять процессами экономической жизни. К тому же, в модель государственного устройства было заложено противоречие между новой президентской формой правления и старой системой Советов.

Вторая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Конституция состоит из преамбулы, 9 разделов, 98 статей.

Конституция заложила фундаментальные основы новой государственности, сформировала единую государственную власть, способную регулировать и направлять общественное развитие. Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 г. были внесены изменения и дополнения в действующую Конституцию. Эти изменения коснулись разделов «Президент», «Парламент» и «Правительство».

Итак, в начале 90-х годов самой трудной задачей было решение проблемы демократического устройства общества. Ныне достигнуты значительные успехи в этом направлении. Создано общество, где проводятся свободные выборы, реально действуют 9 политических партий, 2,5 тысячи неправительственных организаций, 80 % газет и журналов, телерадиоканалов являются негосударственными. Нормально живут и взаимодействуют сотни разных религиозных общин. Созданы профессиональный двухпалатный Парламент и независимая судебная система.

4. Казахстан полноправный член мирового сообщества. Для того, чтобы утвердить республику независимым государством, иметь возможность сконцентрироваться на внутренних проблемах требовалось найти свое место в мире, стать страной, признанной всем мировым сообществом.

В первую очередь нужно было решать следующие проблемы:

- показать, что на самом деле представляет наше государство;

- обеспечить не только международное признание Казахстана, но и его
безопасность, территориальную целостность;

- включиться в мирохозяйственные экономические связи.

После распада СССР на смену силовому противостоянию двух систем пришел многополюсный мир.

Географически наша страна оказалась между влиятельными геополитическими центрами: Россией, Китаем и мусульманским миром. Кроме того, находясь на стыке Европы и Азии, Казахстан испытывает влияние и более отдаленных географических центров. Это во многом определило содержание внешней политики страны. В то же время такое положение дает и потенциальные стратегические преимущества.

За годы независимости Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества. Как было уже отмечено, в марте 1992 г. был принят в ООН. Казахстан присоединился к Договору СНВ-1 и Договору о нераспространении ядерного оружия. Это позволило существенно усилить гарантии безопасности. В течение 1994-1995 гг. все ядерные державы – Великобритания, США, Франция, Китай, Россия предоставили Казахстану совместные всеобъемлющие гарантии безопасности.

Расширяется деятельность казахстанских представителей в организациях ООН. Казахстан стал членом Комитета по информации, Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по мирному использованию Космоса, тесно сотрудничает с международным Советом ООН по контролю над наркотическими средствами.

Принципиальным является вступление Казахстана в основные валютно-финансовые организации: Международный Валютный Фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и др.

Значимость членства в региональных организациях подчеркивают участие республики в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Азиатском банке развития (АБР), Исламском банке развития (ИБР), Европейской энергетической партии.

В июне 1994 г. Президентом Н. А. Назарбаевым разработана концепция «О формировании Евразийского союза государств». В соответствии с этой концепцией ЕАС является объединением равноправных суверенных и независимых государств.

Важным направлением внешней политики является гуманитарное и культурное сотрудничество с соответствующими международными институтами, в первую очередь с ЮНЕСКО (вступил в 1992 г.), является членом ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения и др.

География международных связей нашей республики охватывает практически все континенты. Республику Казахстан признало более 190 государств, со 139 из них установлены дипломатические отношения. За рубежом открыто 35 посольств Казахстана, 4 дипломатических миссий, 14 генеральных консульств, 6 консульств. В Астане и Алматы функционируют 40 иностранных посольств и миссий, 16 представительств международных и национальных организаций, заключено более 800 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. Принят Закон о дипломатической службе, открыта Академия дипломатической службы.

Казахстан состоялся как суверенное и независимое государство, стал полноправным членом мирового сообщества, его неотъемлемой частью.

Основные направления внешней политики республики. В своей внешней политике Казахстан стал учитывать те изменения, которые происходят в мире. В настоящее время это угроза международного терроризма и экстремизма, что требует принятия мер по укреплению национальной безопасности. Поэтому одним из важнейших направлений внешней политики является обеспечение национальной безопасности, территориальной целостности страны.

Продолжается работа по реализации имеющихся договоренностей. Одним из приоритетных стратегических направлений внешней политики остается наращивание сотрудничества с государствами СНГ на основе принципов суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела друг друга.

В первую очередь это отношения с Россией. Казахстанско-Российские отношения являются одним из самых мощных факторов политической и экономической стабильности на значительной части Евразийского пространства, вносят весомый вклад в обеспечение глобальной стабильности и безопасности.

Стратегическое значение на региональном уровне имеет дальнейшее расширение сотрудничества с: центрально-азиатским и государствами, прежде всего с Узбекистаном и Киргизией.

Одними из важнейших наших партнеров из числа Дальнего Зарубежья остаются США, Германия, Франция.

Расширяются экономические, культурные, политические связи со странами тихоокеанского региона - Китаем, Японией, Кореей.

Отношения со странами Ближнего и Среднего Востока также являются важнейшим направлением внешней политики государства. Это, прежде всего Турция, Иран, Саудовская Аравия.

 

Первый созыв

Первые выборы в Мажилис парламента Республики Казахстан состоялись 9 декабря 1995 года. Только обретшая свою независимость страна приняла новую Конституцию Республики Казахстан определила парламент как высший представительный орган, осуществляющий законодательные функции. На основе мажоритарной системы было избрано 67 депутатов, а партия, представленная в Мажилис, была всего одна — республиканская политическая партия «Отан» под председательством Нурсултана Назарбаева.

Второй созыв

Осенью 1999 года в соответствии с внесенными конституционными изменениями, впервые в регионе Центральной Азии состоялись выборы в Мажилис парламента Республики Казахстан по смешанной схеме, которая предоставила политическим партиям возможность избираться в парламент по партийным спискам на основе пропорционального представительства.

В результате нововведений выборы отличились высоким политическим накалом и альтернативностью, стимулируя процесс создания политических партий парламентского типа. В выборах принимали участие 10 политических партий. В мажоритарных одномандатных округах зарегистрировались 547 кандидатов. В целом в ходе выборов было выдвинуто беспрецедентное, на тот период для Казахстана, количество кандидатов — в среднем восемь человек на одно место.

По итогам выборов в Мажилис парламента избраны 67 депутатов по одномандатным округам и 10 депутатов от партий по единому общенациональному округу. Они представляли четыре партии – республиканскую политическую партию «Отан», Гражданскую партию Казахстана, Аграрную партию Казахстана и Коммунистическую партию Казахстана (не путать с Коммунистической народной партией, которая прошла государственную регистрацию только в 2004 году), преодолевшие семипроцентный барьер.

Первым секретарем Центрального комитета Гражданской партии Казахстана был Азат Перуашев. Председателем Аграрной партии выступал Ромин Мадинов. Коммунистическая партия Казахстана была правопреемницей республиканской компартии в составе КПСС, ее первым секретарем был Газиз Алдамжаров. Депутатское большинство осталось за республиканской политической партией «Отан» — 27 представителей в Мажилисе парламенте.

Третий созыв

Выборы в Мажилис парламента Республики Казахстан третьего созыва состоялись в сентябре 2004 года. В выборах принимали участие 12 политических партий, из них 4 – в составе двух избирательных блоков. В результате выборов в Мажилис парламента было избрано 77 депутатов.

10 депутатов были избраны на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. Из них 7 депутатов от Республиканской политической партии «Отан», по одному от Республиканской партии «Асар», Демократической партии «Ак жол» и избирательного блока «АИСТ», Аграрной и Гражданской партий Казахстана.

Из общего числа избранных парламентариев 59 депутатов были выдвинуты политическими партиями: Республиканской политической партией «Отан» - 42, избирательным блоком «АИСТ» - 11, Республиканской партией «Асар» - 4, Демократической партией «Ак жол» - 1 , Демократической партией Казахстана – 1 депутат.

На выборах в Мажилис парламента Казахстана 2004 года Аграрная партия Казахстана создала блок с названием «АИСТ» (Аграрно-индустриальный союз трудящихся) с Гражданской партией Казахстана. По итогам выборов блок набрал 7,07%, по партийному списку от блока в Мажилис третьего созыва был избран депутат Ромин Мадинов.

Республиканская партия «Асар» Была основана 25 октября 2003 года на основе Общественного объединения «Асар». По итогам выборов в Мажилис партия набрала по партийному списку 541 239 (11,38 %) голосов избирателей, депутатом по партийному списку стала Дарига Назарбаева.

Демократическая партия «Ак жол» образовалась на основе общественного объединения «Демократический выбор Казахстана». 3 апреля 2004 года партия была зарегистрирована в Министерстве юстиции Казахстана. На выборах в Мажилис парламент партия получила 12,04 % голосов.

Четвертый созыв

Выборы в Мажилис парламента Республики Казахстан четвертого созыва состоялись в августе 2007 года, в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию в мае 2007 года.

В соответствии с обновленной Конституцией Мажилис состоял из 107 депутатов. 98 депутатов были избраны по партийным спискам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по единому общенациональному избирательному округу.+

На выборах 18 августа 2007 года, в которых участвовало семь политических партий, 7-ми процентный барьер преодолела только Республиканская народно-демократическая партия «Нур Отан», депутаты от которой занимали все 98 мест в Мажилисе парламента.

22 декабря 2006 года на Х внеочередном съезде партии «Отан» принято предложение о переименовании РПП «Отан» в Народно-демократическую партию «Нур Отан».

Пятый созыв

Новый состав Мажилиса парламента Республики Казахстан пятого созыва был сформирован в январе 2012 года.

В выборах принимали участие семь политических партий, три из которых по итоговым результатам набрали больше 7% голосов избирателей и прошли в Мажилис парламента: партия «Нур Отан» (80,99 %), Демократическая партия Казахстана «Ак жол» (7,47 %), Коммунистическая народная партия Казахстана (7,19 %).

От партии «Нур Отан» в Мажилисе парламента работают 83 депутата, от «Ак жол» - 8 депутатов, от КНПК - 7 депутатов. Всего в составе Мажилиса 107 депутатов.

Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) прошла государственную регистрацию 21 июня 2004 года и с тех пор трижды принимала участие в выборах в Мажилис парламент. В итоге на выборах 2012 года КНПК набрала 7,19 % и смогла пройти в парламент.



 

Шестой созыв сформирован

 

Центральная избирательная комиссия РК зарегистрировала 107 депутатов нового созыва Мажилиса Парламента РК, сформированного по партийным спискам в результате внеочередных выборов 20 марта 2016 года.

На заседании ЦИК принято постановление о регистрации вновь избранных депутатов Мажилиса.

– В соответствии со статьями 12, 45, 46 и 98 Конституционного закона «О выборах в Респуб­лике Казахстан» Центральная избирательная комиссия постановляет: первое – зарегистрировать депутатов Мажилиса Парламента РК VI созыва, – озвучил документ на заседании председатель ЦИК Куандык Турганкулов. – По партийному списку партии «Нур Отан» – 84 депутата, по партийному списку Демократической партии Казахстана «Ак жол» – 7 депутатов, по партийному списку Коммунистической Народной партии Казахстана – 7 депутатов, избранных Ассамблеей народа Казахстана – 9 депутатов.

Согласно утвержденным спискам, в VI созыве «Нур Отан» будут представлять в Мажилисе 33 депутата V созыва, а также ряд известных политических деятелей, работавших в Мажилисе более ранних созывов. Среди «новых лиц» – ряд представителей предпринимательского сектора, сотрудников госорганов и национальных компаний, СМИ, а также высокопрофессиональные экономисты, юристы и политологи.

Так, депутатское кресло займут заместитель министра юстиции РК Бакытжан Абдраим, советник акима Астаны Михаил Чирков, заместитель председателя Федерации профсоюзов РК Павел Казанцев, вице-министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров и известный телеведущий, директор стратегического планирования телеканала «КТК» Артур Платонов.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.