Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Ведение. Казахстан в эпоху древности





План лекции:

1. Введение в историю Казахстана. Значение дисциплины «История Казахстана» и ее источники. Основные периоды Отечественной истории.

2. Место эпохи палеолита в истории человечества. Памятники каменного века в Казахстане.

3. Социальное положение и культура андроновцев. Памятники бронзового века в Казахстане.

 

Краткое содержание лекции

1. Введение в историю Казахстана. Значение дисциплины «История Казахстана» и ее источники. Основные периоды Отечественной истории.

История – это постоянно развивающаяся наука. Она представляет собой познание мира и раскрытие его прошлого. С помощью истории мы как бы совершаем путешествие в рамках пространства и времени. При этом мы не только представляем себе прошлое как нечто общее для нас, но и осознаем всю динамику его изменений во временном разрезе. На крутых поворотах истории наше прошлое все более преображается и на этом фоне мы воспринимаем его в качестве достоверного ключа для разрешения сложных и затруднительных проблем современной жизни. В период стемительных перемен в жизни общества народ свой исторический выбор определяет, обращаясь вглубь прошлого, тем самым история для него становится основным источником самопознания.

История Казахстана является неотъемлемой составной частью всемирной истории и она тесно связана с социально-гуманитарными науками. Ее предметом в качестве науки и дисциплины является изучение происхождения и основных этапов становления казахского народа и других этносов, населявших территорию республики, их государственно-правовых систем, экономики и культуры, социально-политических взаимоотношений.

История Отечества всегда вызывала огромный интерес мыслящей части нашего общества. Это объясняется, прежде всего, естественной потребностью человека знать историю своей Родины.

Вследствие изменений в сознании населения, на современном этапе истории прошлое казахского народа приобретает не только познавательный и научный интерес, но и особую политическую значимость. Воспитание казахстанского патриотизма – одна из главных задач выдвинутых в многочисленных трудах Президента Н.А.Назарбаева, в том числе в разработанной им Стратегии «Казахстан - 2050». Ее выполнение невозможно без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общества с его прошлым.

Цель данного курса – дать объективный и достоверный обзор истории казахского народа, а также других народов, населявших территорию современного Казахстана с древнейших времен до наших дней.

Исходя из этого, при изучении курса истории Казахстана решаются следующие задачи:

- раскрыть роль и место казахского народа в общетюркской общности, в системе кочевой цивилизации и в развитии историко-культурной общности народов евразийского мира;

- изучить основные этапы возникновения и формирования казахс кого этноса, его хозяйство, быт, социальный строй и политическую систему на длительном историческом отрезке времени;

- переосмыслить ключевые проблемы истории народа: этногенез, государственность, отношения с соседними этническими образованиями, государствами, колониальные войны и национально - освободительные движения;

- показать эволюцию духовного мира кочевников и их вклад в мировую цивилизацию.

В последние годы, с приобретением государственной независимости, многие аспекты истории Казахстана пересмотрены с современной точки зрения и получили новую оценку. В этот период появился целый ряд новых очерков и книг, сборников и монографий, учебных пособий и научных статей, раскрывающих новые достоверные страницы Отечественной истории.

Среди них можно процессе обучения студентов особым спросом пользуются очерки «История Казахстана с древнейших времен до наших днсй», изданные учеными Института истории и этнологии им. Ч.Ч.Валиханова и Института археология им. А.Х.Маргулана Национальной академии РК, книги Н.А.Назарбаева «В потоке истории» и «На пороге ХХІ века», учебники по истории Казахстана А.Кузембайулы, Ч.Мусина, Б.Аягана, Г.В.Кана. Ж.О.Артыбаева, монографии Т.Омарбекова, О.Озганбаева и др.

Тематика указанных исследований тесно связана с конкретными периодами истории казахского народа, его многовековой борьбы за достижение своей свободы и независимости. В то же врмя в них представлена объективная оценка важнейшим историческим событиям, имевшим место в жизни нашего народа период колониальной зависимости и тоталитарного режима. По-новому и вполне достоверно раскрыты роль и значение национально-освободительного движения казахского народа под предводительством К.Касымова, восстания казахов 1916 года, общенационального демократического движения «Алаш», декабрьских событий 1986 года в Алматы и др. Раскрыты также ранее засекреченные сведения о трагедиях народа, связанных с произволом и репрессиями, насильственой советизацией и коллективизацией в тридцатые годы прошлого столетия, приведших массовому голоду и гибели большинства населения.

Теперь несколько подробно остановимся на основных источниках изучения истории Казахстана. Исторические источники разделяются на несколько видов: письменные, вещественные, фольклорные.

Письменные источники - сообщения древних авторов, надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения древнетюркских писателей и ученых освещают отдельные стороны истории древних племен казахских степей. Их можно условно разделить на несколько групп.

К первой группе можно было бы отнести письменные сообщения античных авторов. В трудах древнегреческого ученого Геродота, географа Страбона, историков Менандра Протектора и Аммиана Марцеллина встречаются некоторые сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана с глубокой древности до VI в. нашей эры.

Много полезной информации по истории древнего Казахстана встречается в китайских династийных хрониках.

В следующую группу входят ираноязычные источники. В своде книг зороастрийской религии древних иранцев – Авесте, надписях, высеченных на Бехистунской скале, посвященных персидскому царю Дарию I, содержатся факты из жизни сакских племен.

Богатым и ярким письменным источником по истории кипчакско-кимакских племен являются русские летописи. Такие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Ипатьевская летопись», «Сибирская летопись» и др. насыщены сведениями о жизни тюркских племен, населявших «половецкую степь», т.е. территорию от Дуная до Алтая.

Группа источников, называемая «руническими» – древнетюркские, на орхоно-енисейском алфавите, посвященные легендарным личностям древних тюрков.

Важное значение для изучения истории Казахстана имеют труды отечественных авторов, таких как Махмуд Кашгари, Юсуф Баласагуни, Аль-Фараби, Мухамед Хайдар Дулати, Отемис Хаджи, Кадыргали Жалаири и др.

Многочисленные письменные источники по истории казахского народа хранятся в крупных архивохранилищах и библиотеках мира.

Большая часть рукописного и архивного материала по истории Туркестана, были опубликованы в 14 томах отдельными изданиями еще до революции (Сборник материалов по истории завоевания Туркестанского края. Ташкент, 1900-1914).

Различные фактические материалы по истории казахского народа в советский период вошли в следующие сборники: «Материалы по истории Казахской ССР», 1940 г.; «Материалы по истории политического строя Казахстана», 1960 г.; «Казахско-русские отношения в XV1-XVI11 веках», 1961 г.; «Казахско-русские отношения в XVІІІ-XIX веках», 1964 г.

Массовым видом источников являются материалы периодической печати. Путевые заметки, дневники, журналы, репортажи и небольшие информации российских путешественников, дипломатов, офицеров и купцов, опубликованные на страницах российской и зарубежной периодической печати, проливают свет на многие стороны малоизученных проблем истории Казахстана. В конце XIX начале XX вв. начинают выходить газеты и журналы на казахском языке – «Дала уалаяты», «Казах», «Айкап», осветившие многие стороны жизни населения степного края. Умелое сочетание сведений различных видов источников предоставляет историку возможность объективно оценивать многие явления и события прошлого казахского народа.

Однако письменные источники не дают полной и достоверной информации, особенно по истории древнего и средневекового периодов. Поэтому они дополняются другим видом источников - вещественными (орудия труда, домашняя утварь, оружие, монеты, развалины городов и замков, поселения и стоянки, останки древних людей и т.п.), добытыми в результате археологических раскопок. В практике исследовательской работы археологи оперируют такими категориями источников, как городище, поселение, стоянки, курганы, петроглифы (наскальные изображения) и др.

На территории Казахстана найдено свыше пяти тысяч археологических памятников. Кроме археологических, к вещественным источникам относят этнографические источники – предметы быта, народных ремесел, одежда и украшения, все, что относится к материальной культуре ныне существующих народов. Количество письменных источников ограничено, вещественных – почти безгранично. Казахская земля – неисчерпаемый архив вещественных документов, насчитывает тысячи памятников древней культуры.

Важным видом источников являются также фольклорные источники – исторические предания, данные устного народного творчества и героических эпосов. Большую роль для изучения истории Казахстана играют шежире – генеалогии казахских родов и племен, содержащие огромную информацию по миграциям населения, связям отдельных групп с соседними народами, историческим событиям и их отражению в народном сознании.

Одним из важных видов источников являются героический эпос и тесно связанные с ним произведения поэтов – жыpay средневековья и нового времени. Особый интерес в этом плане вызывают такие эпосы, как «Кобланды батыр», «Камбар батыр», цикл «Қырымның қырық батыры», «Ер-Таргын», «Бекет-батыр», «Кенесары-Наурызбай» и другие исторические эпосы XII-XIX веков. Произведения же Сыпыра-жырау, Асан-Кайгы, Казтугана, Шалкииза, Актамберды, Бухар и других жырау, отражают политическую ситуацию в Казахстане в различные исторические эпохи.

 

Основные исследования по истории Казахстана. В дореволюционный период значительный вклад в изучение истории Казахского края весли российские ученые П.И. Рычков, А.И. Левшин, В.В.Радлов, В.В.Бартольд, Н.А.Аристов Первый опыт систематизации истории казахского народа с древнейших времен принадлежит А.И.Левшину (1832 г.). Его работа «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» является венцом всей историко- этнографической литературы своего времени.

Создание первых программ и учебников, обобщающих трудов по истории Казахстана приходится в основном на советский период. В годы становления науки не хватало кадров историков, особенно учителей, отсутствовали учебники и учебные пособия. В этих труднейших условиях замечательный ученый-энтузиаст, председатель Общества изучения Казахстана А.Чулошников создал труд «Очерки по истории казах- киргизского народа в связи с общими историческими судьбами других тюркских племен» (1920 г.), где освещались основные этапы древней истории казахского народа. Углубленное представление по древней истории края мы находим в работе М.Тынышпаева «Материалы по истории киргиз- казахского народа» (1925 г.).

Оригинальность концептуальных положений и богатая эмпирическая база отличают обобщающий труд первого казаха-профессора истории С.Асфендиярова «История Казахстана с древнейших времен» (1935 г.). Автор в нем осветил основные моменты дореволюционной истории Казахстана, выделив в ней два этапа: до и после завоевания царизмом. С.Асфендияров изложил в книге завоевательную политику России, опроверг добровольность присоединения к ней казахских земель, а также прогрессивность этого процесса.

Историю Казахстана с древнейших времен до 70-х г. XIX в. охватили «Очерки по истории Казахской ССР» М.Вяткииа (1941 г). В 1943 г. вышло в свет первое издание «Истории Казахской ССР с древнейших времен до наших дней», дающее системное изложение истории республики. В его создании участвовали видные советские ученые: А.Панкратова, С.Бахрушин, Н.Дружинин и др. Большой вклад внесли казахстанские ученые и общественные деятели, в частности, И.Омаров, М.Абдыхалыков, Е.Бекмаханов. Их работа сразу стала объектом критики партийных органов. Авторы обвинялись в приукрашивании прошлого казахов, недооценивании роли классовой борьбы, возвеличивании казахских султанов и ханов. Новое издание «Истории Казахской ССР» (1949 г.) также подверглось ожесточенной критике.

В третьем издании «Истории Казахской ССР» (1957 г.) присоединение Казахстана к России было оценено как важное прогрессивное историческое событие для казахского народа. Вопреки действительности, в книге освещались только положительные сдвиги в экономике и культуре казахского общества, а национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова изображалось как феодально-монархическое.

Огромный вклад в изучение истории Казахстана внес талантливый ученый, филолог, археолог, историк академик А.Х Маргулан. Его работы по изучению героического эпоса, развития средневековой городской культуры, материальной и духовной жизни населения степей эпохи бронзы, составлению Археологической карты Казахстана отличаются разнообразием тематики, широтой хронологического диапазона, оригинальностью выводов.

В 1977-1980 гг. Институтом истории, археологии и этнографии АН Казахской ССР была издана в пяти томах «История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней». Это издание явилось переломным этапом казахстанской историографии.

Определенный вклад в историографию Казахстана внесла книга петербургских ученых С.Кляшторного и Т.Султанова об истории казахского народа с древнейших времен до XVIII в. (Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма - Ата, 1992.). Главные достоинства данной монографии – высокий научный уровень, использование письменных и археологических источников, простота изложения.

Неоценимый вклад в изучение сложных и актуальных проблем колониальной истории казахского народа внес академик М.К. Козыбаев. Его перу принадлежит свыше 800 научных трудов по истории родного народа, из которых около 500 написано за годы независимости. Являясь директором Института истории и этнологии Национальной Академии, он превратил его в подлинный центр исторической науки. Под личным его руководством вышли в свет обобщающие труды по истории. Было завершено издание современной пятитомной «Истории Казахстана». Он был также автором ряда учебников для средних школ. С именем М.К.Козыбаева связана деколонизация исторической науки, он практически является основоположником новой методологии.

Историческая наука независимого Казахстана освободилась от многовековых оков колонизации и обязана сегодня всеми силами формировать историческое сознание народа с объективных позиций. Большой вклад в этот процесс внесены такими историками, как М.Койгельдиев, Т.Омарбеков, Ж.Абылхожин, Н.Масанов, Б.Кумеков, Ж.Касымбаев, Ж.Артыкбаев, С.Сыздыков, С.Козыбаев, И.Козыбаев, Б.Ирмуханов, И.Ерофеева, В.Галиев, Н.Бекмаханова, В.Юдин, М.Абусеитова, А.Кадырбаев, археологами X. Алпысбаевым, К. Байпаковым, К.Акишевым и др.

Особо следует отметить деятельность историка, известного политического и общественного деятеля И.Тасмагамбетова, благодаря усилиям которого в Казахстан были доставлены копии памятников рунического письма, издается серия «Казахстанские востоковедные исследования», делается большая работа по изучению отдельных периодов истории Казахстана.

 

Если представить общество как систему, где отдельные элементы связаны друг с другом во времени и пространстве, то функции связи во времени осуществляются именно историей и историческим сознанием. Поэтому объективное изучение истории, ее популяризация являются сегодня для нас очень важными. Осознание данного факта привело к тому, что 1998 год был объявлен Президентом Н.А.Назарбаевым «Годом единства народов и национальной истории».

Это оказало благотворное влияние на развитие исторической науки Казахстана. Было издано большое количество источников и монографических исследований, прошел ряд конференций по проблемам истории республики. Важным событием стало опубликование в 1999 г. работы Н.А.Назарбаева «В потоке истории», где исторический процесс рассматривается в контексте развития национального духа, национальной идеи и обозначены проблемы формирования национальной и государственной идентичности.

Таким образом, история Казахстана как самостоятельная дисциплина занимает почетное место в учебном плане подготовки специалистов высшей квалификации. Она изучается на младших курсах и завершается сдачей студентами государственного экзамена.

Вузовский курс отечественной истории является логическим продолжением знаний, приобретенных в средней школе, и способствует формированию фундаментальной образовательной базы, вместе с другими дисциплинами, специалиста любой квалификации.

Теперь остановимся на основных периодах истории Казахстана. В последнее время учеными определены следующие основные периоды Отечественной истории.

Доисторический период – это время от выделения человека из животной среды до появления первых письменных источников о Казахстане, т.е. он охватывает более 2 млн. лет до VIII в. до н.э. Первый период существования человечества назван «доисторическим». При этом ученые руководствовались несколькими соображениями: во-первых, по их мнению, неудачен термин «первобытный строй»: «первобытный» – логически неприемлем, так как любое общество первобытно по отношению к последующему; «общинный» – подчеркивает только социальную сторону процесса. Во-вторых, слово «доистория», принятое во всем мире, употреблено, исходя из необходимости унификации исторических терминов.

Древний или протоисторический период начинается с достоверно известных кочевых племен Казахстана и появления первых государственных образований. Эти термины приняты учеными для названия этого периода по следующим причинам. «Протоисторией» в мировой практике принято называть период, по которому имеются письменные свидетельства, однако большую часть источников составляют археологические. «Древним» этот период назван ими для большей привязанности к всемирной истории, тем более что хронологически он совпадает с античным периодом Европы и длится с VIII в. до н.э. по VІ в. н.э. Сюда входит история кочевых племен скифо-сибирского мира, древних государств усуней, кангаров (кангюй), хунну и гуннов. Древний период истории Казахстана завершается упадком этих государств.

Средневековый период начинается с образования Тюркского каганата как первого государственного образования, охватывающего всю территорию нашей республики, и заканчивается распадом Золотой Орды и образованием трех казахских государств. Этот период делится на несколько этапов.

Первый этап, с VІ по XIII вв., характеризуется развитием двух политических центров – Жетысу и Сары-Арки. В первом сформировались такие государства, как Западно-Тюркское, Карлыкское, Караханидское, во втором – Кимакское и Кыпчакское. Формирование культуры шло в двух направлениях: в Жетысу к XIII в. складывается тюрко-мусульманская культура и огузо-карлыкские языки, в Сары-Арке продолжает развиваться кочевая культура и кыпчакский язык. Этот этап назван историками тюрко- кыпчакским.

Этап с XIII по XV вв. – время становления, расцвета и упадка Золотой Орды. Это государство, рожденное походами Чингисхана и Бату, объединило кыпчакские племена, дало им новую идеологию – чингисизм, стало одним из ведущих в мировой истории. Золотая Орда была империей, державшейся на угнетении национальных окраин – Булгара, Крыма, Руси, Хорезма. Поэтому ее распад в XV в. был закономерен. На его развалинах образовалось три государства, этническое ядро которых составляли казахи: Ногайское, Сибирское и собственно Казахское.

• Период казахских ханств делится на два этапа:

Первый – этап борьбы за объединение казахских земель, продолжавшийся с середины XV в. до конца XVI в. Это время борьбы между государствами за политическую гегемонию в степи. Постепенно Казахское ханство объединило казахские племена, и с упадком Ногайского и Сибирского государств этот этап завершается.

Следующий этап – этап единого Казахского государства, который охватывает промежуток времени с начала XVII до начала XIX в., когда под воздействием внешнеполитических и внутренних причин появляется три практически самостоятельных ханства на базе казахских жузов.

• Период борьбы за национальную независимость также делится на два этапа:

Первый этап (1731-1822 гг.) характеризуется российским протектором над казахскими ханствами. Он начинается с обострения казахско-джунгарских конфликтов и колониальной экспансии России и Китая и завершается упадком государства Абылая после его смерти в конце XVIII в.

Второй этап (1822-1868 гг.) называется «этапом колониального завоевания Казахстана Россией». В этот промежуток времени Казахстан окончательно превращается в колонию России вследствие целого ряда завоевательных походов и экспедиций. Особое место здесь занимает национально - освободительная война под руководством Кенесары Касымулы в 1837 - 1847 гг.

Период колониальной истории Казахстана состоит также из двух этапов:

Этап российского царского колониализма, заканчивающийся Февральской революцией 1917 года, изменившей форму, но не содержание колониальной политики.

Советский этап, характеризующийся конституционным закреплением суверенитета Казахстана, причем, если де-юре этот суверенитет постоянно расширялся, то де-факто республика продолжала оставаться колонией. Данный этап достаточно короткий по времени (1917-1991 гг.), но очень насыщен событиями, поэтому в его рамках можно выделить ряд подэтапов:

Казахстан в годы гражданской войны (1918-1920 гг.);

- Казахстан в годы укрепления тоталитарной системы (1921-1939 гг.);

- Казахстан в годы второй мировой войны и послевоенное время (1939 - начало 50-х гг.);

- Казахстан в 50-х - первой половине 80 - х гг.;

- Казахстан в годы кризиса и распада СССР (1985-1991 гг.).

• Последний период истории Казахстана, начавшийся с провозглашения государственной независимости, можно назвать периодом независимого Казахстана. Данный период характеризуется как переходный, со всеми присущими ему достоинствами и недостатками, идет динамичное изменение социально - экономической, политической систем. Казахстан является политически независимым, светским, демократическим, унитарным государством с либеральной экономикой, обладающим огромным потенциалом для динамичного развития.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.