Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Качественный анализ риска (выявление факторов, влияющих на риск)





Качественный анализ может быть сравнительно простым, его задача – определить факторы риска, этапы и работы, при выполнении которых возникает риск, и идентифицировать все возможные риски.

Факторы риска можно разделить на две большие группы – субъективные и объективные.

К объективным относятся факторы, независящие непосредственно от самой фирмы: инфляция, конкуренция, политические и экономические кризисы, экология, таможенные пошлины и т.д.

К субъективным относятся факторы, характеризующие саму фирму: производственный потенциал, техническое оснащение, уровень производительности труда, организация труда, уровень квалификации персонала, уровень техники безопасности и т.д.

Количественный анализ риска

Количественный анализ риска – более сложная работа, заключающаяся в численном определении размеров отдельных рисков и риска проекта в целом.

Количественная оценка рисков определяется через:

1) вероятность того, что полученный результат окажется меньше требуемого значения;

2) произведение ожидаемого ущерба на вероятность того, что этот ущерб произойдет.

Определение степени угрозы риска

Влияние на проект Вероятность события
Низкая (<20%) Средняя (20%- 60%) Высокая (>60%)
Слабое Возможно появление вопросов или проблем в проекте, но вряд ли это приведет к нарушению календарного графика, бюджета или ухудшению качества. Низкая Средняя Средняя
Среднее Возможно нарушение графика, увеличение стоимости или ухудшение качества Низкая Высокая Высокая
Сильное Возможно значительное нарушение графика, увеличение стоимости или ухудшение качества Средняя Высокая Критич.

 

При количественном анализе риска могут использоваться различные методы.

Методы анализа рисков проекта

Метод Характеристика
Вероятностный анализ Предполагают, что построение и расчеты по модели осуществляются в соответствии с принципами теории вероятностей, тогда как в случае выборочных методов все это делается путем расчетов по выборкам. Вероятность возникновения потерь определяется на основе статистических данных предшествовавшего периода с установлением области (зоны) рисков, достаточности инвестиций, коэффициента рисков (отношение ожидаемой прибыли к объему всех инвестиций по проекту)
Экспертный анализ рисков Метод применяется в случае отсутствия или недостаточного объема исходной информации и состоит в привлечении экспертов для оценки рисков.
Метод аналогов Использование базы данных реализованных аналогичных проектов для переноса их результативности на разрабатываемый проект. Метод используется, если внутренняя и внешняя среда проекта и его аналогов имеет достаточную сходимость по основным параметрам.
Анализ показателей предельного уровня Определение степени устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий его реализации.
Анализ чувствительности проекта Метод позволяет оценить, как изменяются результирующие показатели реализации проекта при различных значениях заданных переменных, необходимых для расчета
Анализ сценариев развития проекта Метод предполагает разработку нескольких вариантов (сценариев) развития проекта и их сравнительную оценку. Рассчитывается пессимистический вариант возможного изменения переменных, оптимистический и наиболее вероятный
Метод построения деревьев решений Предполагает пошаговое разветвление процесса реализации проекта с оценкой рисков, затрат, ущерба и выгод
Имитационные методы Базируются на пошаговом нахождении значения результирующего показателя за счет проведения многократных опытов с моделью. Основные преимущества – прозрачность всех расчетов, простота восприятия и оценки результатов анализа проекта всеми участниками процесса планирования. Недостаток – существенные затраты на расчеты, связанные с большим объемом выходной информации.

 

Вероятностные методы анализа рисков

n Объективный метод определения вероятности основан на вычислении частоты, с которой происходят некоторые события.

f(A)=n(A)/n

f – частота возникновения события А;

n(A) – число случаев наступления события А;

n – общее число произошедших событий.

n Субъективная вероятность является предположением относительно определенного результата, основывающемся на суждении или личном опыте оценивающего.

Установка допустимого уровня риска (определение уровня потерь)

Для определения уровня потерь необходимо ввести понятие областей риска. Областью риска называется зона финансовых потерь, в границах которой потери не превышают предельно допустимого значения уровня риска. Уровень риска определяется тем, какую долю финансовых средств фирма может потратить на покрытие рисковых событий. Области риска можно охарактеризовать с помощью коэффициента риска Н, вычисляемого по формуле:

Н = Су / Собщ,

где Су – максимально возможная сумма убытков;

Собщ – объем финансовых средств.

Таким образом, выделяются следующие области риска:

· безрисковая область: Н = 0. В ней отсутствуют какие-либо потери, гарантируется получение, как минимум, расчетной прибыли;

· область минимального риска: Н < 25%. Уровень потерь не превышает размеров чистой прибыли. Фирма рискует тем, что не получит чистой прибыли и не сможет выплатить дивиденды, т.е., возможны незначительные потери;

· область повышенного риска: 25% < H < 50%. Потери не превышают расчетной прибыли. При этом в лучшем случае фирма получит прибыль меньше расчетного уровня, а в худшем – произведет лишь покрытие затрат;

· область критического риска: 50%<H<75%. Возможны потери, величина которых превышает размеры расчетной прибыли, но не превышает общей величины валовой прибыли. В этой области фирма подвергается опасности потерять всю выручку от данного проекта;

область недопустимого риска: H>75%. Возможные потери близки к размеру собственных средств, т.е., наступает банкротство фирмы.

 

Экспертный анализ рисков

Экспертный анализ рисков применяют на начальных этапах работы с проектом в случае, если объем исходной информации является недостаточным для количественной оценки эффективности и рисков проекта.

Достоинствами экспертного анализа рисков являются:

o отсутствие необходимости в точных исходных данных и дорогостоящих программных средствах;

o возможность проводить оценку до расчета эффективности проекта;

o простота расчетов.

Основные недостатки:

- трудность в привлечении независимых экспертов;

- субъективность оценок.

Требования к экспертам, привлекаемым для оценки:

- иметь доступ ко всей имеющейся информации о проекте;

- иметь достаточный уровень креативности мышления;

- обладать необходимым уровнем знаний в соответствующей предметной области;

- быть свободными от личных предпочтений в отношении проекта;

- иметь возможность оценивать любое число идентифицированных рисков.

Алгоритм экспертного анализа рисков:

1) по каждому виду рисков определяется предельный уровень, приемлемый для организации, реализующей данный проект. Предельный уровень рисков может быть определен по 100-балльной шкале.

2) устанавливается дифференцированная оценка уровня компетентности экспертов (по 10-балльной шкале).

3) риски оцениваются экспертами с точки зрения вероятности наступления рискового события и опасности данных рисков для успешного завершения проекта (матрица степени угрозы).

4) оценки, проставленные экспертами по каждому виду рисков, сводятся в таблицы. В них определяется интегральный уровень по каждому виду рисков.

5) сравниваются интегральный уровень по каждому виду рисков, полученный в результате экспертного опроса, и предельный уровень для данного вида и выносится решение о приемлемости данного вида риска для данного проекта.

6) в случае превышения предельно допустимого уровня риска разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на снижение влияния выявленных рисков на успех реализации проекта, и осуществляется повторный анализ рисков.

Навскидку

Еще Даниил Бернулли в далеком 1738 году заметил, что в процессе принятия решения людям свойственно уделять больше внимания размеру последствий разных исходов, нежели их вероятности. В действительности рационально ориентироваться не на величину последствий (влияние) риска, а на влияние риска с поправкой на вероятность его наступления (метрику риска):

Метрика риска = Влияние риска х Вероятность риска

И сразу при упоминании вероятности приходят на ум законы больших чисел и статистика, после чего руки опускаются: как можно говорить о точной количественной оценке вероятности таких событий, как, например, «повышение курса валюты контракта на Х%» или «несоответствие техническим требованиям», да и какой в этом смысл? Мотивация применять методологию резко снижается, поскольку сложность количественной оценки вероятности рисковых событий может быть непропорциональна сложности проекта.

Но ведь помимо количественной оценки рисков есть и качественный их анализ. Для этого используются вербальные (словесные) шкалы (см. Табл. 1). Таблица 1. Таблица качественной оценки рисков проекта

Влияние/ вероятность Очень высокое Высокое Среднее Низкое
Очень высокая Очень высокий Очень высокий Высокий Высокий
Высокая Очень высокий Высокий Высокий Средний
Средняя Высокий Высокий Средний Средний
Низкая Высокий Средний Средний Низкий

Вы можете придумать и собственную шкалу оценок (главное, чтобы в рамках компании руководители проекта пользовались единой методологией). Как видно из таблицы, в пересечениях строк и столбцов мы имеем значения метрики риска (произведения качественных оценок влияния и вероятности). Для дальнейшего использования качественных оценок рисков словесным оценкам необходимо присвоить соответствующие оценки в баллах, например:

Таблица 2. Таблица преобразования качественных оценок рисков в баллы

Метрика риска Оценка в баллах
Очень высокий  
Высокий  
Средний  
Низкий  

Теперь мы можем ранжировать риски по их метрикам. Вверху списка окажутся риски с максимальной оценкой. По известному правилу Парето уделять внимание следует, прежде всего, «верхним строчкам» ранжированных рисков.

Полезным инструментом верхнеуровневого управления проектными рисками (с точки зрения руководства компании) является КБРП — комплексный балл рисков проекта. Его мы получаем, сложив численные значения метрик десяти (методология компании может устанавливать иное количество рисков, учитываемое при расчете КБРП, однако оно должно быть единым для всех проектов) максимальных рисков проекта. Если компания практикует технологичный подход к управлению проектами и регулярно составляет реестр проектов, то в нем будет полезно иметь колонку с КБРП. Тогда руководитель компании (либо директор проектов или другое ответственное за проектную деятельность лицо) всегда будет иметь информацию, какие из актуальных проектов на текущий момент содержат в себе больше рисков. Конечно, чтобы система работала, руководители проектов должны регулярно «переоценивать» риски и, соответственно, выводить актуальное значение КБРП (напомню, здесь идет речь об инструментах, реально работающих в белорусских компаниях. Руководители проектов инжиниринговой компании, уже упоминавшейся выше, пересчитывают КБРП ежемесячно. Проекты этой компании длятся в среднем полгода).

Запас карман не тянет

О том, что представляют собой основные стратегии реагирования на угрозы (уклонение, передача, снижение и принятие) и на возможности (использование, совместное использование, усиление), и как они могут реализовываться в проектах, лучше прочитать в руководстве PMBoK (PMBoK 2004, глава 11.5.2). Некоторые варианты перечисленных стратегий отображены ниже:

Рисунок 2. Стратегии реагирования на риски

Для иллюстрации выбора различных стратегий (или, проще говоря, антирисковых мероприятий) приведена врезка (см. Табл. 5, 6). Здесь же хотелось бы немного «развернуть» понятие стратегии принятия риска.

Пассивное принятие, когда принято решение не предпринимать никаких превентивных мер, очень смахивает на русское «авось». Команде проекта в случае наступления рискового события остается действовать на свое усмотрение, спасая цели проекта.

Активное принятие риска означает создание резервов на непредвиденные обстоятельства. Следует создавать резервы непредвиденных расходов (величина которых в зависимости от новизны — инновационности — проекта варьируются в широком диапазоне, вплоть до кратного размера некоторых статей сметы известных расходов).

Отношение к финансовым резервам все еще неоднозначное. Многие руководители компаний и подразделений не воспринимают эту строку в бюджете проекта как инструмент управления рисками, исходя из того, что созданный резерв обязательно будет потрачен. Такая политика ведет к тому, что руководители проектов «прячут» резервы внутрь статей бюджета. Это «раздувает» смету и не решает главную проблему — когда возникают обстоятельства, неучтенные на старте проекта, команда проекта не имеет «запасного парашюта».

Опасность необоснованных расходов по смете с резервами действительно существует, но от этой напасти есть лекарство. Существует практика создания двух резервов с различными режимами использования (см. Табл. 3). Такая практика снижает риск того, что в компании не хватит ресурсов на завершение проектов, когда в них начнут один за другим срабатывать риски (что является нормальным для проектной деятельности).

Таблица 3. Виды и режимы использования финансовых резервов в проекте

Вид резерва Режим использования
Резерв руководителя проекта Решение о расходовании средств резерва принимает руководитель проекта. Расход учитывается в бюджете проекта и регулярных отчетах особой строкой.
Управленческий резерв Решение о выделении в проект средств из управленческого резерва принимает руководитель компании (либо портфельный комитет, если он есть в компании). Управленческий резерв по проектам указывается в реестре проектов компании отдельной колонкой.

В противовес компаниям, где планируют расходы «копейка в копейку», в технологически зрелой компании на руководителя проекта, который планирует без резервов, посмотрят косо. При этом опытные руководители проектов резервируют не только деньги, но и время. И снова: нельзя «зашивать» временные резервы внутрь сроков выполнения задач.Для этого следует создавать лаги (промежутки, так называемые «ефрейторские зазоры») между работами. Это не расхолаживает команду проекта, но позволяет сманеврировать в критических ситуациях (а они обязательно будут).

Небольшой комментарий к стратегии передачи риска. Наиболее распространенными формами реализации данной стратегии являются страхование риска и привлечение компетентного подрядчика на выполнение фрагмента работ, с которыми связан риск. Так вот: во втором случае риск можно считать переданным только тогда, когда подрядчику передана вся полнота ответственности. Реализовать это на практике очень сложно, поскольку заказчик проекта хотел бы иметь дело с организацией (командой), «подпоясавшейся» на весь проект, и проблемы с подрядчиком его мало волнуют. В случае наступления риска, переданного подрядчику, избежать удара по целям проекта и репутации компании (исполнителя проекта) вряд ли удастся.

Планирование антирисковых мероприятий целесообразно проводить в режиме совещания, например, сразу после мозгового штурма по идентификации рисков. Очень полезно на этом совещании выделить ответственных за несколько типов антирисковых мероприятий. Эти люди должны «вылавливать из эфира» общего обсуждения ценные мысли и формировать свой список мероприятий. Тогда по итогам совещания появятся несколько «черновых» списков:

· что застраховать;

· на какие работы привлечь подрядчиков;

· что оговорить в контрактах с поставщиками;

· чем дополнить контракт с заказчиком (устав проекта или ТЗ в случае внутреннего проекта);

· какие будут созданы резервы (на какие цели, с каким механизмом использования);

· какие необходимо запланировать мероприятия (инструктажи, обучение, консультации и так далее).

Такие списки существенно облегчают последующую работу руководителя проекта по планированию антирисковых мероприятий.

 

Все методы, позволяющие минимизировать проектные риски можно разделить на следующие три группы.
Диверсификация, или распределение рисков, позволяющая распределить риски между участниками проекта. Распределение проектным рисков между его участниками является эф-фективным способом его снижения Теория надежности показывает, что с увеличением количества параллельных звеньев в системе вероятность отказа в ней снижается пропорционально количеству таких звеньев. Поэтому распределение рисков между участниками повышает надежность достижения результата. Логичнее всего при этом сделать ответственным за конкретный вид риска того из его участников, который обладает возможностью точнее и качественнее рассчитывать и контролировать данный риск. Распределение рисков оформляется при разработке финансового плана проекта и контрактных документов.
Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рис-ками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта.
В случае если участники проекта не в состоянии обеспечить реализацию проекта при наступлении того или иного рискового события собственными силами, необходимо осуществить страхование рисков. Страхование рисков есть, по существу, передача определенных рисков страховой компании.
Эффективность методов снижения рисков определяется с помощью следующего алгоритма: рассматривается риск, имеющий наибольшую важность для проекта; определяется перерасход средств с учетом вероятности наступления неблагоприятного события; определяется перечень возможных мероприятий, направленных на уменьшение вероятности и опасности рискового события; определяются дополнительные затраты на реализацию предложенных мероприятий; сравниваются требуемые затраты на реализацию предложенных мероприятий с возможным перерасходом средств вследствие наступления рискового события; принимается решение об осуществлении или об отказе от противорисковых мероприятий; процесс сопоставления вероятности и последствий рисковых событий с затратами на мероприятия по их снижению повторяется для следующего по важности риска.

Страна невыученных уроков

«Видеть легко, трудно предвидеть», — говорил Бенджамин Франклин. И если вы не наделены даром провидца, то в помощь вам — опыт других.

Главной мечтой руководителей (и одновременно главной проблемой компаний, чья деятельность связана с проектами) остается накопление и распространение внутри компании опыта, приобретенного в проектах. Проблема не в том, что люди ошибаются (не ошибается тот, кто ничего не делает), а в том, что они повторяют ошибки. Лучше всего это видит руководитель, который знает о проблемах в разных проектах компании (в том числе об ошибках, допущенных в прошлых проектах), и видит, что его люди снова и снова наступают на одни и те же грабли.

Для накопления опыта пока не придумано ничего лучше, чем написание отчета по закрытию проекта. Отчет этот называется по-разному, но наиболее «говорящее» название — «посмертный отчет», или PMR (PMR – от Post Mortal Report — посмертный отчет (англ.)). Руководители проекта часто ленятся писать его или отделываются формальной отпиской. Здесь хотелось бы вернуться к афоризму, вынесенному в начало статьи. Тот, кто потрудится «наклониться и поднять камень», вносит весомый вклад в скорость продвижения компании, в ее эффективность и технологичность.

PMR обязательно должен содержать раздел, метко названный «lessons learned» (Lessons learned — усвоенные уроки (англ.)). Какие уроки извлекла команда проекта из сложных ситуаций, с которыми она столкнулась в ходе его реализации?

Написать раздел «lessons learned» легче, если ответить на вопросы:

· Что было сделано правильно, а что нет?

· Какие ошибки были допущены?

· Что можно было сделать лучше?

· Что бы вы сделали иначе?

· Какие сюрпризы вы не предвидели?

· Пришлось ли тратить резерв на ошибки?

· Пришлось ли отходить на запасные позиции?

· Какие уроки можно почерпнуть на будущее?

Помимо «усвоенных уроков» PMR может содержать разделы:

· Название проекта (код реестра)

· Руководитель и команда проекта

· Заказчик (спонсор) проекта

· Первоначальные и фактические рамки проекта (Рамки проекта – общая продолжительность, стоимость (трудоемкость) и обобщенные требования к результату (объем поставки))

· Отклонения от рамок и причины отклонений

· Открывшиеся возможности

· Упущенные возможности

Практика показывает, что руководители проектов охотнее делятся опытом (читай — пишут PMR’ы), когда сами набивают шишки. Для привития и закрепления полезной привычки можно применять материальные стимулы: не считать проект формально закрытым (а значит, и не производить «финальный расчет» по проектным премиям и бонусам), пока не будет написан и «выложен» в общедоступное место (в проектную папку на сервере) «посмертный отчет».

Итак, допустим, все руководители проектов старательно пишут и выкладывают отчеты по закрытию проектов. Следующий закономерный вопрос — как организовать использование накопленного опыта. Здесь все работает так же, как и в случае с подготовкой отчетов: тот, кто хотя бы раз почувствовал полезность от их использования, не поленится не только прочесть PMR’ы по закрытым проектам, но и пообщаться с их участниками. Ну а для «новичков», еще не осознавших полезности знакомства с «чужими ошибками», можно предложить такой механизм контроля: в «шапке» плана проекта предусмотреть поле «PMR-отчеты, изученные перед составлением плана проекта».

В средних и крупных компаниях хорошо работают периодические мероприятия совещательного характера. В нашей компании, например, это тематические проектные комитеты, на которых руководители проектов рассматривают уроки, полученные в закрытых и длящихся проектах, а также дополняют корпоративную методологию управления проектами.

Существует также практика составления списка типичных рисков проекта. Рационально составлять такие списки по вышеописанному методу Делфи. Для разных типов проектов (коммерческий, инвестиционный, разработческий и так далее) имеет смысл составить и постоянно дополнять разные списки рисков. Для удобства использования списков риски должны быть структурированы по источникам.

Чтобы снизить влияние субъективизма (исключить его вряд ли удастся) при оценке вероятности и влияния риска, рекомендуется типичным рискам присвоить соответствующие шкалы, упрощающие процесс оценки:

Оценка влияния
Очень высокое Высокое Среднее Низкое
Убытки свыше 50% бюджета проекта Убытки в размере упущенной выгоды Прибыль будет меньше запланированной Прибыль будет получена позже
Оценка вероятности
Очень высокое Высокое Среднее Низкое
Есть достоверные сведения о задержке заказчиком платежей (задержка платежей в прошлом) Есть косвенная информация о задержке заказчиком платежей (третьим лицам) Нет ни положительной, ни отрицательной информации о платежной дисциплине заказчика Прошлый опыт подтверждает хорошую платежную дисциплину заказчика

Если руководство компании не стремится к тому, чтобы проекты с серьезными проблемами неуклонно шли к своей гибели, а руководители проектов до последнего скрывали негативную информацию (пытаясь «разрулить» проблемы самостоятельно либо оттягивая неприятный момент неизбежного «вскрытия»), в компании должно культивироваться особое отношение к ошибкам как к ценному приобретенному опыту, а не как к личному поражению менеджеров. Для этого, в частности, руководители проектов должны видеть, что споткнувшегося коллегу ждет не увольнение, а поддержка в и без того сложной ситуации и взвешенный анализ приобретенного (дорогостоящего) опыта.

Итак, для эффективного управления проектными рисками в компании необходимо:

· создать регулярный механизм накопления и использования опыта, полученного в проектах;

· подкреплять менее опытных руководителей проектов (привлекать в проект экспертов, кураторов);

· создать в компании регулярный механизм обмена опытом между руководителями проектов (совещания, мини-семинары);

· регулярно оценивать и «мониторить» проектные риски, в том числе на уровне руководства компании (с помощью реестра проектов и КБРП);

· создать в компании атмосферу «поощрения» ошибок;

· развивать корпоративную методологию управления проектными рисками.

Таблица 5. Пример выбора различных стратегий реагирования на риски в проекте поставки оборудования

    Описание риска Стратегия реагирования Антирисковое мероприятие
Возможности   Гибель (порча) оборудования в пути Передача Страхование оборудования в пути
  Несоответствие оборудования от нового поставщика техническим требованиям Уклонение Отказ от покупки оборудования у нового поставщика
  Случаи травматизма при монтаже оборудования вследствие несоблюдения правил техники безопасности Снижение Проведение инструктажей по ТБ, назначение ответственного за соблюдение правил ТБ
  Задержка оборудования на таможне Пассивное принятие Урегулирование претензий таможни (устранение замечаний)
  Необходимость пребывания у заказчика монтажной бригады сверх нормативного времени Активное принятие Создание резерва командирово
Угрозы   Возможность получить дополнительную скидку от производителя оборудования при осуществлении предоплаты Использование Получение аванса от заказчика для осуществления предоплаты поставщику
  Возможность поставить заказчику сопутствующее оборудование Совместное использование Поставка сопутствующего оборудования совместно с партнерами
  Возможность стать постоянным поставщиком заказчика Усиление Подготовка для заказчика «стратегического предложения» и заключение «рамочного» соглашения на будущее

Таблица 6. Пример выбора различных стратегий реагирования на риски в проекте проведения бизнес-конференции

    Описание риска Стратегия реагирования Антирисковое мероприятие
Возможности   Накладки, связанные с обеспечением уюта гостей конференции Передача Привлечение турагентства для организации трансферта, проживания и досуга гостей конференции
  Сложности с переводом с/на редкие языки Уклонение Отказ от привлечения докладчиков, не поддерживающих распространенные языки
  Отказ спонсора от участия в конференции незадолго до конференции Снижение Частичная предоплата спонсорского пакета
  Расходы на переводчиков, билеты и проживание иностранных гостей сверх ожидавшихся Активное принятие Создание резерва средств на указанные расходы
  Отказ одного из докладчиков от выступления (за несколько дней до конференции) Пассивное принятие Экстренный поиск другого докладчика
Угрозы   Интерес к конференции со стороны центральных СМИ Использование Использование для бесплатного продвижения бренда компании и конференции
  Возможность привлечения на конференцию клиентской аудитории компании-конкурента Совместное использование Проведение партнерской конференции совместно с компанией-конкурентом
  Возникновение на конференции клиентов на услуги компании-организатора Усиление Работа на конференции консультантов, компетентных ответить на интерес к услугам компании

Управление проблемами

Прежде всего, поясним, что мы будем называть проблемами и почему проблемами можно и нужно управлять.

Под проблемой в проекте понимается любой функциональный, технический или связанный с бизнесом вопрос, который возник в процессе осуществления проекта и требует ответа – изучения или решения, для того чтобы проект мог идти так, как запланировано. Другими словами, проблема – это исключительные обстоятельства, которые должны быть под контролем (т.е. управляемы) с момента их возникновения.

Обычно проблемы делят на две категории:

· проблемы, которые могут быть решены в месте их возникновения, т.е. на уровне управления проектом (problems);

· эскалируемые проблемы, которые для их разрешения требуется поднять на верхние уровни управления, в том числе и внешние по отношению к проекту (issues).

Для анализа проблем могут разрабатываться специальные таблицы решений. Например, для определения такой важнейшей характеристики проблемы, как приоритетность ее решения, может использоваться матрица приоритетов.

 

Матрица приоритетов решения проблем

Влияние на проект Срочность
Несрочная Первоочередная Неотложная
Слабое Вряд ли приведет к нарушению календарного графика, бюджета или ухудшению качества. Несущественная Незначительная Важная
Среднее Возможно нарушение графика, увеличение стоимости или ухудшение качества Незначительная Важная Особо важная
Сильное Возможно значительное нарушение графика, увеличение стоимости или ухудшение качества Важная Особо важная Особо важная

Особо важные проблемы – требуют немедленного решения с привлечением всех необходимых ресурсов.

Важные проблемы – требуют срочного решения с привлечением всех доступных ресурсов.

Незначительные проблемы – требуют решения в рамках имеющихся ресурсов без ущерба для остальных работ по проекту.

Несущественные проблемы – никакие действия по решению проблемы не предпринимаются до изменения ее приоритета.

Управление изменениями.

Рассматривая работу с рисками и проблемами, мы опирались на традиционные для управления проектами ценности – ресурсы, сроки, качественные характеристики продукта. Понятно, что и управляющие воздействия, связанные с противодействием рискам или с решением проблем, ограничены теми же рамками.

Изменение в проекте – это модификация ранее согласованных продуктов и услуг, сроков исполнения и стоимости работ, управленческих и технологических процессов и т.п.

Изменения в проект могут вноситься в связи с появлением новых возможностей, ограничений, которые ранее не учитывались или отсутствовали. Инициаторами изменений могут выступать: заказчик, проектировщик, инвестор, исполнитель.

Заказчик, внося изменения, старается улучшить технико-экономические показатели, его конечные результаты.

Проектировщик вносит изменения из-за появления возможностей использовать новые материалы, технологии и т.д.

Инвестор – в связи с изменениями его финансовых возможностей и при появлении вариантов, дающих возможность сэкономить финансовые средства.

Исполнитель – в связи с новыми условиями и возможностями реализации проекта.

Опыт показывает, что изменения в проект вносятся постоянно и их трудно избежать. Поэтому менеджер проекта должен уметь предвидеть изменения и оценивать их последствия для конечных результатов. Он согласовывает и утверждает вносимые изменения, проводит корректировку проектно-сметной документации, перезаключает договоры и контракты, координирует действия исполнителей и управляет реализацией изменений.

Степень влияния изменений зависит от фазы жизненного цикла проекта. На этапе инициации стоимость изменений минимальна, по мере продвижения проекта их стоимость возрастает.

В качестве традиционных мероприятий по изменениям ресурсов применяются, например, увеличение интенсивности работ, материальное стимулирование, замена или привлечение дополнительных исполнителей или субподрядчиков. Если имеется возможность маневрирования сроками, то речь может идти об изменении сроков завершения отдельных работ, смещении контрольных точек внутри проекта или даже об увеличении общего срока завершения проекта. Наконец, в каких-то случаях приходится прибегать и к наименее желательным мерам, связанным со снижением требований к качественным характеристикам, заменой или даже исключением продукта.

С точки зрения тяжести последствий изменения могут быть классифицированы, например, следующим образом:

· Плановые потери (учтены в Плане управления проектом);

· Допустимые потери (незначительные незапланированные затраты);

· Нежелательные потери (значительные незапланированные затраты);

· Недопустимые потери (незапланированные затраты, которые являются неприемлемыми для одного или нескольких участников проекта).

Для каждого проекта изначально (пусть и приблизительно) может быть определена степень влияния тех или иных изменений на величину вероятностных потерь, возникающих при реализации этих изменений. Эта информация может быть представлена в виде диаграммы, в которой изменения связаны с областями потерь. (рис 1 диагр).

Типы возможных изменений и их расположение по областям являются свойствами конкретных видов проектов.

Ограничения на изменения по ресурсам, времени, продуктам могут быть жесткими в различной степени, и в зависимости от этого в проектах возникают достаточно типичные ситуации, которые также могут быть описаны заранее. Рассмотрим некоторые такие ситуации.

Часто стратегия изменений определяется тем, что, по крайней мере, по одной из осей изменения не должны приводить к выходу из области плановых потерь. А это означает необходимость смещения в одном или сразу в двух других измерениях.

На диаграмме могут быть показаны и желаемая, и возможные альтернативные стратегии изменений.

Теперь, для того чтобы получить возможност







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.