Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Режим государственной границы





Составной частью общегосударственной политики Рес­публики Казахстан является пограничная политика, основанная на принципах территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ.

В соответствии с законодательством Республики Казах­стан государственная граница есть линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы тер­ритории — суши, вод, недр и воздушного пространства Рес­публики Казахстан. Таким образом, государственная грани­ца определяет юридически закрепленный предел территории, на которую распространяется суверенная власть государства. Порядок установления, изменения прохождения и обозначения государственной границы определяется Пар­ламентом Республики Казахстан, а также на основе меж­государственных договоров, ратифицированных респуб­ликой, с сопредельными государствами.

Договорное определение общего направления и поло­жения государственной границы и обозначение ее на карте называется делимитацией, проведение государст­венной границы на местности и ее пограничные знаки — демаркацией. Линия границы обозначается ясно види­мыми пограничными знаками.

Для государственной границы, являющейся пределом суверенной власти Республики Казахстан, необходимо введение определенного правового режима, который мож­но отнести к обычным административно-правовым режи­мам. Характерной чертой его является постоянство в отношении существования государственных органов, осуществляющих регулирование пограничных отношений, и большинства правил, регламентирующих пограничные отношения. Изменение или прекращение правового ре­жима государственной границы могут произойти лишь в случаях возникновения чрезвычайной ситуации, захватывающей район прохождения границы (внутригосудар­ственные массовые беспорядки, стихийные бедствия, техногенные катастрофы), когда возникает необходи­мость во введении режима чрезвычайного или особого положения, временно требующего внесения ограничений или изменений в правила, составляющие режим границы, а также при вооруженном нападении на Республику Ка­захстан, когда правовой режим государственной границы временно прекращает свое существование.

Республика Казахстан осуществляет в отношении границы комплекс политических, военных, экономиче­ских, экологических, санитарных, технических мер, объе­диняемых понятием «охрана государственной границы».

Политическая охрана обеспечивает соблюдение фи­зическими и юридическими лицами установленных Зако­ном «О Государственной границе Республики Казахстан» и международными соглашениями правоотношений на границе.

Назначение военной охраны — предотвращение на­сильственного изменения установленного прохождения государственной границы, пресечение всякого вооружен­ного вторжения на территорию Республики Казахстан.

Экономическая охрана — обеспечение экономической самостоятельности внутреннего рынка республики и в це­лях государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов, предотвраще­ния незаконного вывоза материальных ценностей, борьбы с контрабандой.

Экологическая и санитарно-эпидемиологическая охра­на призваны обеспечить экологическое и санитарно-эпи­демиологическое благополучие населения Казахстана.

Охрана государственной границы Республики Казах­стан, облекаясь в правовую форму, находит свое конк­ретное выражение в установлении трех режимов:

государственной границы;

пограничного;

в пунктах пропуска через Государственную гра­ницу.

Режим государственной границы устанавливается международными договорами Республики Казахстан, Законом «О государственной границе Республики Казах­стан» с целью регулирования всех вопросов, связанных с взаимоотношениями Республики Казахстан и сопредель­ных государств на границе.

Режим государственной границы представляет собой совокупность правил, издаваемых органами исполнитель­ной власти с целью конкретизации закона и регламенти­рующих:

а) порядок пересечения государственной границы Республики Казахстан, плавания и пребывания казах­станских и иностранных невоенных и военных моряков, (воздушных) судов в казахстанской части вод погранич­ных рек и иных водоемов, их захода и пребывания во внутренних водах и в воздушном пространстве над тер­риторией республики. Пересечение (железнодорожное, автомобильное, морское, речное, воздушное) государст­венной границы осуществляется в пунктах пропуска, определяемых Правительством в соответствии с законом и международными соглашениями Республики Казах­стан. Для контроля за лицами, транспортными средст­вами, грузами и иным имуществом, следующими через государственную границу, создаются контрольно-про­пускные пункты (КПП) различными министерствами и ведомствами:

Государственным комитетом по охране государствен­ной границы — КПП пограничных войск;

Таможенным комитетом — таможенные пункты;

Министерством здравоохранения — санитарно-карантинные пункты;

Министерством сельского хозяйства — ветеринарные и фитосанитарные пункты;

Министерством культуры — искусствоведческие груп­пы контролеров;

б) содержание государственной границы. Порядок содержания границы, не установленный международны­ми соглашениями Республики Казахстан, определяется национальным законодательством;

в) пропуск лиц, транспортных средств, грузов и ино­го имущества;

г) порядок ведения хозяйственной, промысловой и иной деятельности на государственной границе гражда­нами Республики Казахстан, иностранными граждана­ми и лицами без гражданства;

д) вопросы, связанные с поддержанием режима государственной границы и разрешением пограничных ин­цидентов на определенных участках границы.

С целью обеспечения на государственной границе республики Казахстан надлежащего порядка устанав­ливается пограничный режим, который представляет со­бой совокупность правил, принимаемых органами испол­нительной власти и регламентирующих:

а) определение пограничной зоны и пограничной полосы.

Пограничная зона есть часть территории республики, прилегающая к государственной границе с сопредель­ным государством, которая устанавливается, как прави­ло, в рамках территории административного района, сельского округа, а также части морских, речных и озер­ных вод. Пограничная полоса — это часть пограничной зоны, непосредственно примыкающая к линии государ­ственной границы на суше, или морском побережье, или к берегу.

И пограничная зона, и пограничная полоса на отдель­ных участках государственной границы устанавливают­ся правительством, исходя из характера отношений Рес­публики Казахстан с сопредельным государством. Так, постановлением Кабинета Министров «О мерах по обес­печению выполнения Закона Республики Казахстан «О государственной границе Республики Казахстан» от 30 июня 1993 г. установлены на государственной грани­це с Китайской Народной Республикой:

пограничная зона в пределах территории пригранич­ных районов, городов, сельских округов, железнодорож­ных станций, аэропортов и речных пристаней в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях;

пограничная полоса в пределах 2000-метровой по­лосы местности, прилегающей к государственной грани­це. Ее ширина может быть изменена в зависимости от особенностей обстановки и местных условий по представ­лению Государственного комитета по охране государст­венной границы решением правительства;

карантинная полоса шириной 500 м вдоль линии го­сударственной границы в пределах пограничной полосы. Она устанавливается в целях охраны территории рес­публики от заноса заразных болезней через государст­венную границу;

б) порядок въезда, временного пребывания, проживания, передвижения граждан в пограничной зоне и по­граничной полосе (если они установлены). Данные правила определены «Положением об охране государствен­ной границы Республики Казахстан»;

в) производство хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведение культурных мероприятий и непосредственной близости от государственной границы;

г) учет и содержание на пристанях, причалах и в пунктах базирования самоходных и несамоходных судов и средств передвижения по льду, порядок их плавания и передвижения в территориальных водах (террито­риальном море) и во внутренних водах Республики Казахстан.

Режим в пунктах пропуска через государственную границу Республики Казахстан устанавливается в инте­ресах обеспечения надлежащего порядка оформления пропуска через границу лиц, транспортных средств, гру­зов и иного имущества, а также создания и поддержания условий для служебной деятельности контрольно-про­пускных пунктов пограничных войск, таможенных и дру­гих учреждений, осуществляющих соответствующий контроль. Правовую основу этого режима составляют Закон «О государственной границе Республики Казах­стан» и правила, устанавливаемые правительством по представлению Государственного комитета по охране го­сударственной границы, согласованные с заинтересован­ными министерствами и ведомствами Республики Казах­стан и регламентирующие порядок пребывания и пере­движения в пунктах пропуска через государственную границу.

На основе постановления правительства министерст­ва и ведомства, начальники аэропортов, морских и реч­ных портов, железнодорожных и автомобильных вокза­лов и станций, где осуществляется пропуск через госу­дарственную границу Республики Казахстан, издают с учетом местных условий свои приказы (инструкции), со­гласовывая их с пограничными войсками, таможенными органами и органами внутренних дел. Дополнительные режимные правила в местах пропуска через границу мо­гут быть установлены пограничными войсками Респуб­лики Казахстан.

В организации охраны государственной границы важное место отводится пограничным войскам Государ­ственного комитета по охране государственной границы Республики Казахстан. Правовую основу их деятельности составляют Конституция и законы «О государственной границе Республики Казахстан», «О пограничных вой­сках Республики Казахстан» от 13 января 1993 г., «Поло­жение об охране государственной границы Республики Казахстан» с изменениями и дополнениями.

Компетенция пограничных войск проявляется в двух направлениях:

1) в оперативно-тактической (войсковой) охране го­сударственной границы и связанном с нею инженерно-техническим содержании границы — несении службы по­граничными нарядами, пресечении вооруженных прово­каций на границе, установлении инженерных заграждений на линии государственной границы;

2) в административной деятельности — контроле за въездом, временным проживанием и передвижением людей в пограничной зоне, обеспечении соблюдения пра­вил паспортного режима в населенных пунктах, транс­портных предприятиях пограничной зоны, осуществле­нии в установленных пунктах пропуска через границу лиц, транспортных средств, грузов, иного имущества; административном задержании и ведении производства по делам об административных правонарушениях в от­ношении нарушителей режима государственной грани­цы, пограничного режима.

Закон «О государственной границе Республики Ка­захстан» и «Положение об охране государственной гра­ницы Республики Казахстан» допускают право прини­мать акты управления. Так, пограничные войска (орга­ны управления) по согласованию с местными исполни­тельными органами устанавливают порядок пропуска и временного пребывания людей в пограничной полосе.

Многие вопросы охраны государственной границы требуют обязательного согласования с пограничными войсками: производство строительства в полосе между границей и линией инженерных заграждений погранич­ных войск, издание приказов (инструкций) начальника­ми железнодорожных вокзалов и станций, аэропортов для конкретизации правил, регулирующих режим в пунк­тах пропуска через государственную границу, полеты всех типов воздушных судов в пограничной полосе.

Таким образом, режим государственной границы яв­ляется типичным примером установленного законом обычного административно-правового режима, который характеризуется постоянством, отсутствием чрезвычай­ной компетенции у органов государственного управле­ния, ограниченным применением средств административно-правового регулирования органами исполнительной власти в отношении правовой самостоятельности граж­дан и организаций, неизменностью конституционного статуса последних.

Вопросы для самоконтроля

раскрыть основные административно-правовые режимы, их особенности;

общая характеристика режима особого положения;

дайте характеристику режиму военного положения.

Рекомендуемая литература:

Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995года (с изменениями и дополнениями от 24.05.2007г.).

Кодекс РК об административных правонарушениях (Общая часть): Альбом схем / Сост. В.Н. Лапшин, М.А. Кызылов. Караганда, 2001.

Комментарий к Общей части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Караганда, 2001.

Административное право РК. Часть особенная (Под ред. Таранова А.А.), А: 1996г.

Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002.

Административное право: Учебник / Под ред. А.П.Коренева. М., 1986.

Административное право РК: Учебник / Под ред. А.А.Таранова. Алматы, 1996. Ч. 1 (Общая).

Административное право РК: Учебник / Под ред. А.А.Таранова. Алматы, 1996. Ч. 2 (Особенная).

Бахрах Д. Административное право.- М, 1993

Ибрагимов Х.Ю. Административное право РК. А, 2000

Жетпысбаев Б. Административная ответственность.- А, 1999

Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М, 1998.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.