|
Сложные тропы: метафора, метонимия, ирония
Группу сложных тропов образуют метафора, метонимия, а также ирония и сарказм с их составляющими, которые нам и предстоит проанализировать.
Метафорой (от греч. «перенесение») называется слово, значение которого переносится на наименование другого предмета, связанного с предметом, на который обычно указывает это слово, чертами сходства. Это образное выражение, в котором признаки одного предмета или действия переносятся на другие. Например, «Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой» (А. Пушкин). Итак, метафора является, словно, скрытым сравнением. В художественном языке метафора - явление образного мышления, так как возбуждает и обогащает воображение, предоставляет восприятию эмоциональную окраску. Не зря ими пользовались и их изучали древнегреческие и римские философы и ораторы - Аристотель, Сократ, Цицерон и др. Метафоры чрезвычайно разнообразны: среди них выделяют олицетворение, аллегорию, символ, оксюморон.
Олицетворение (персонификация, прозопопея) имеет место, когда происходит сравнение тех или иных объектов с человечком или живыми существами и их свойствами, например, «море смеялось» (М. Горький).
Аллегория или иносказание (греч. allegorіa,) - способ двухуровневого художественного изображения, которое основывается на утаивании реальных лиц, явлений и предметов под конкретными художественными образами с соответствующими ассоциациями с характерными признаками скрываемого. Например: «Слово молвит - рублем подарит» (фольклор) Аллегорические образы преимущественно является воплощением абстрактных понятий, которые всегда можно раскрыть аналитически, они наиболее ярки в литературных баснях и сатирических произведениях. На них строятся притчи, апологи, параболы, которые издавна используются в мифах, религиозных текстах и произведениях (боги Геркулес - аллегория силы, богиня Фемида - аллегория справедливости, агнец - аллегория невинности), полемических произведениях, школьной религиозной драме.
Однако, не следует смешивать аллегорию с символом, так как он многозначителен, а аллегория однозначно выражает суть явления или предмета. Примером символа может служить в стихотворение Ш. Бодлера «Альбатрос» птица, которая выражает страдания поэта. Развились символы из устного народного творчества на основе параллелизма: красная калина - девушка; сокол - парень и т.д.
Оксюморон или оксиморон - это разновидность метафоры, что заключается в объединении слов противоположного значения, аналогично отрицательному сравнению. Например, «Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг» (М. Лермонтов). Нередко строится на контрастных эпитетах, например, «Кого позвать мне? С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив?» (С. Есенин).
Вообще возможны разные формы грамматического выражения метафоры. Чаще всего она выражается глаголом и его формами или же прилагательным (метафорический эпитет), вследствие чего, в частности, метафора, выраженная существительным, воспринимается лучше.
Метонимия - это вторая большая группа сложных тропов, что включает образные выражения, в которых предмет или явление описываются способом замены названием другого предмета или явления, связанного с первым внешним или внутренним связями. Например, такое выражение, как «весь театр аплодировал», содержит в себе метонимию, выраженную словом «театр». Это слово употреблено здесь не в прямом, а в переносном смысле, поскольку, говоря так, мы имеем в виду не то, что аплодировал театр, а зрители, которые в нем находились. При этом понятие «театр» и «зрители» находятся в тесной взаимосвязи, выступая как близкие по самой своей природе, реально, а не условно, как это имеет место в метафоре. Метонимия часто отождествляется с метафорой, или рассматривается как ее разновидность. Однако, их все же следует отличать. При этом может использоваться метонимия места, времени, пространства и принадлежности.
В качестве разновидностей самой метонимии выступают синекдоха, перифраз, гипербола и литота.
Синекдоха - один из распространенных видов метонимии - образное выражение, основанное на количественном сопоставлении предметов, явлений; на замене частью целого, одним предметом - их совокупности. Синекдоха употребляется в трех случаях:
выражение однородной совокупности соответствующим словом в единственном числе (например, «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М.Лермонтов);
замена целого частью (Пуще всего береги <...> копейку». (Н.Гоголь);
замена родительного понятия видовым и наоборот (например, «Мы все глядим в Наполеоны». (А.Пушкин).
Перифраз (греч. «описание, пересказ») - это такое образное выражение, в котором название предмета или явления заменяет описанием его признаков. Например: вместо А. Пушкин можно сказать - автор поэмы «Евгений Онегин».
Гипербола (греч. «преувеличение») - образное выражение, которое представляет художественное преувеличение размера, силы, значения предмета, явления. Примером гиперболы служат многие крылатые фразы: «сто лет не виделись», «быстрый как молния» и пр.
В отличие от гиперболы, литота наоборот предусматривает художественное уменьшение признаков, например, «В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок!» (А. Некрасов). В основе гиперболы и литоты всегда лежит элемент определенной абсурдности, резкого противопоставления здравому смыслу.
Ирония как троп - это образное выражение, в котором слово или группа слов приобретают значение противоположное основному. А сарказм - это злая, горькая ирония, например, «богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом…» (М. Лермонтов).
Ироническая или саркастическая интонация обнаруживает себя в контексте, более или менее близком соседстве с другими высказываниями автора, общий тон которых дает возможность уловить в каждом отдельном случая не выявленную прямо ироническую интонацию. Иногда антифразис (противопоставление) например, «этот Крез» (относительно бедняка). Реже случаются выражения, которые имеют форму так называемого астеизма, т.е. одобрение в виде осуждения. Например, у А. Чехова: «Собачонка ничего себя ... Сердится, шельма... цуцык этакий...».
ОМОНИМЫ И ИХ УПОТРЕБЛЕНИЕ
Омонимами (от греч. homos — одинаковый и onyma — имя, название) называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом лексические значения, например: лавка1 (ска-мья) — лавка2 (магазин); кормовой1 (находящийся на корме) — кормовой2 (служащий для корма); заставить1 (за-городить, занять чем-либо пространство) — заставить2 (принудить). Омонимы нередко используются в художественной ли-тературе и публицистике как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи, создающее возможно-сти для игры слов, построенной на столкновении их раз-личных лексических значений, например: Слово звучит Сёлам, и школам, Над разбуженным краем: И сельсовету. — Свет добываем! И всему свету\ Свет добываем! И всему свету\ (А. Твардовский) В речи значения омонимов обычно легко разграничиваются благодаря хорошо известной собеседникам ситуации, контексту. Однако при небрежном построении высказываний может возникнуть нежелательная омонимия, двузнач- 2 — В. Ф. Греков 33 ность, мешающая быстрому восприятию смысла, напри-мер: Экскурсанты прослушали объяснения руководи-теля группы (слушали они руководителя внимательно или пропустили его разъяснения?). Естественно, такой нежела-тельной омонимии допускать не следует. Прочитайте. Сравните значения выделенных слов и укажите, относятся они к явлениям многозначности или омонимии. 1) Заводской клуб — клуб дыма. 2) Затопить печь — затопить корабль. 3) Крутой берег — крутой кипяток. Вид моря — открытка с видом на море — вид глагола. Трубит горн — пылает горн. 6) Серебряный подстакан-ник — серебряный иней. 7) Противотанковая мина — грустная мина. 8) Бархатное платье — бархатный голос.
9) Железнодорожный мост — воздушный мост. Прочитайте. Укажите, на чём построена игра слов в следую-щих примерах. 1) С этим браком произошёл брак. (Газ.) 2) А хорошо бы за порог и мчаться по дороге!.. Какой бы выдумать пред-лог, чтоб не учить предлоги? (Н. Матвеева) 3) При словах «предложение» и «союз» ученицы скромно потупляют гла-за, а при словах «прилагательное» и «придаточное» учени-ки с надеждой смотрят на будущее. (Ч.) 4) Наш Абросим есть не просит, а есть не бросит. (Поел.) Прочитайте. Укажите, какие недочёты имеются в использо-вании многозначных слов и омонимов. Внесите необходимые исправления и спишите. 1) Несомненно, что Молчалин сохранится в доме Фамусова. 2) Торговая премьера состоялась в новом микрорайоне. 3) Как только артист выходил на сцену, лица зрителей взрывались улыбками. 4) Чацкий замечает, что Молчалин «дойдёт до степеней известных». 5) При цити-ровании стихов в сочинениях допускаются некоторые неточности. 6) Результаты контрольных работ, проведённых в разных городах, были отличные. 7) Из-за рассеянно-сти шахматист не раз во время чемпионата терял очки. 8) Специалисты просмотрели некоторые ошибки, допущенные при эксперименте. 9) Как известно, чтение Го-голя никого из его современников не оставляло равно-душным. 42. Прочитайте. Укажите, на чём основана игра слов в этом тек-сте. Спишите, расставляя знаки препинания. (Пол)часа для занятого человека то(же) время и я решил воспользоваться мягким креслом что(бы) просмотреть при-хваченную с собой брошюру. Предварительно я осведомил-ся Кто последний Замыкавший очередь надменный толстяк признал это с большой (не)охотой очевидно он считал себя крайним. (А. Крон)
Тема 8 УПОТРЕБЛЕНИЕ СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ
I. Синонимы — это слова, различные по звучанию и на-писанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лек-сическое значение, например: кавалерия — конница; боль-шой — огромный, громадный; бояться — робеть, стра-шиться; жара — зной. Обычно каждый из синонимов имеет особый оттенок значения, отличающий его от других синонимов. Так, сино-нимы красный, алый, багряный, багровый обозначают раз-ные оттенки одного цвета. Наиболее точно понятие о таком цвете выражено в слове красный, обозначающем «имеющий цвет крови», например: Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке. (П.) Слово алый значит «ярко-крас-ный»: Полились сперва алые, потом красные, золотые по-токи молодого, горячего света. (Т.) Слово багряный имеет значение «густо-красный»: Роняет лес багряный свой убор. (П.) Багровый — это «густо-красный со слабым синеватым или лиловым оттенком»: Дубровский затрепетал — бледное лицо покрылось багровым румянцем. (П.) 2* 35Некоторые синонимы, называя одно и то же понятие (предмет, действие, признак) и имея одинаковое лексическое значение, различаются своей экспрессивной окрашенностью, закреплённостью за определённым стилем, степенью употребительности. Сравним, например, слова глаза, очи, зенки. Все они обозначают орган зрения и являются синонимами. При этом слово глаза служит простым названием данного понятия, не несёт никакой дополни- тельной экспрессивной окраски, широко употребительно как в разговорной, так и в книжной речи, например: И впился комар как раз тётке прямо в правый глаз. (П.) Слово очы, обозначая глаза, одновременно имеет окраску некоторой торжественности, оно употребляется преимущественно в поэтических произведениях, например: Где ж вы, где ж вы, очи карие, где ж ты, мой родимый край? (Исак.) Наоборот, слово зенки имеет оттенок крайней резкости, грубости, употребляется в устной, ненормированной речи, например: Старая хозяйка... говорит мне: «Погоди, книгожора, лопнут зенки-то». (М. Г.) Многие синонимы отличаются друг от друга одно-временно как оттенками лексического значения, так и экспрессивной окрашенностью и стилистической закреплённостью, например: жаловаться («высказывать обиду, огорчение», общелитературное) — ныть («надоедливо, назойливо жаловаться», разговорное); изучать («заниматься», общелитературное) — штудировать («тщательно изучать», книжное). Наконец, есть небольшая группа таких синонимов, которые имеют одинаковое лексическое значение и не отли-чаются друг от друга ни экспрессивной окрашенностью, ни стилистической закреплённостью (полные синонимы), на-пример: термометр — градусник, языкознание — языковедение, осьминог — спрут. Богатство синонимов в русском языке даёт возможность пишущим избегать однообразия речи, устранять в ней не-оправданные повторения одинаковых слов. Синонимы служат также для уточнения мысли, для усиления выразительности речи, являются одним из средств экспрессивной оценки, например: 1) Послышался отчаянный лай собак. Так они лают обыкновенно на почтальонов... И дейст-вительно, взглянув в окно, я увидел письмоносца. (Кор.); 2) Сияло солнце... блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река. (Т.); 3) Вронский был в высшей степени бережлив и расчетлив на хозяйственные мелочи. (JI. Т.) II. Антонимы — это слова, противоположные по своему лексическому значению, например: друг — враг, горячий — холодный, убеждать — разубеждать. Антонимы используются как яркое изобразительное средство для противопоставления явлений, для создания контраста, например: 1) Радость ползёт улиткой, у горя бешеный бег. (Маяк,); 2) Ласточка день начинает, а соловей кончает. (Поел.); 3) Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. (А. Б.); 4) Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли — Москва! (Маяк.) Прочитайте и укажите значение выделенных синонимов. Какие из синонимов различаются лексическим значением, какие — экспрессивной окрашенностью? Назовите полные синонимы. 1) В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. 2) Казак на гетмана стремился сквозь битву с саблею в руках, с безумной яростью в очах. 3) «Ты лжёшь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве. — Ты лжёшь самым бесстыдным образом!» (А. Пушкин) 1) И знают все на свете страны, все острова, материки: сроднились воды океана и Волги-матушки реки. (Твард.) 2) Спортсмены всех континентов участвовали в Олимпийских играх. (Газ.) 1) Лунёв медленно пошёл по широкой аллее, вдыхая глубоко душистый запах лип. (М. Г.) 2) Прибой набросал на камни пахучей морской травы. (М. Г.) 1) Беседа Анны Сергеевны с Базаровым продолжалась недолго. (Т.) 2) Восемь дней сраженье длилось. (П.) В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои. (П.) 1) Маша улыбнулась, её лицо оживилось. (Т.) 2) Детский лик царевича был ясен. (П.) 3) Из лавок высовываются сонные физиономии. (Ч.) 4) Саня полусидел на столе, рисуя рожи.(Кав.) Спишите, подбирая к каждому выделенному слову синонимы. I. 1) Слушать интересный рассказ. 2) Беседовать с вежливым молодым человеком. 3) Узнать подлинную правду. Услышать неистовый крик. 5) Обладать незаурядным умом. 6) Показать недюжинные способности. 7) Писать витиеватым слогом. 8) Иметь своенравный характер. 1) Великая держава. 2) Дворец, построенный известным зодчим. 3) Любоваться всадниками. 4) Выполнять свой долг. 5) Получить неприятное известие. 6) Требовать возмездия. 7) Задрожать от негодования. 8) Найти пристанище. 1) С увлечением рассказывать о чём-либо. 2) Восторгаться новой пьесой, 3) Путешествовать в течение длительного времени. 4) Предвидеть ход событий. 5) Отворить наружную дверь. 6) Воодушевить людей. 7) Смотреть на бушующее море. 8) Просить о помощи. 1) Возвращаться впотьмах. 2) Вмиг всё сделать. 3) Лестно отзываться о ком-либо. 4) Льстиво говорить. Спишите, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова, данные в скобках. 1) Ученики внимательно... в микроскоп каплю жидко-сти. Дети бесцеремонно... приезжего (разглядывать, рассматривать). 2) Древние египтяне... огромные пирамиды. На берегу реки недавно... купальню. Из палатки и вёсел туристы быстро... носилки (соорудить, воздвигнуть, построить). 3) Наш попутчик рассказал... историю. У него оказался пытливый и... ум (любознательный, любопытный). 4) «Вы... на здоровье», — радушно угощала нас хо-зяйка. Мы сели к столу и стали с аппетитом... (есть, кушать). 5) Закат солнца был совершенно чист, и это казалось хорошим.... Мрачное... старого охотника, к счастью, не оправдалось. Только истинная наука обладает даром... событий (предвидение, предсказание, предзнаменование). Спишите примеры, устраняя повторяющиеся однокоренные слова. 1) Появление пьес А.
Н. Островского явилось огромным событием в истории нашего театра. 2) Автор сатирически изображает образы помещиков. 3) Унаследовав наследство дяди, Онегин стал жить в деревне. 4) Французский император просчитался, рассчитывая на быструю победу. 5) Когда вражеские войска стали приближаться ближе, весь народ выступил против врагов. 6) «Слово о полку Игореве» призывало русских людей объединиться воедино. Спишите, вставляя недостающие знаки препинания, пропу-щенные буквы, раскрывая скобки. Прочитайте текст, перескажите его; дополните рассказ своими примерами. Определите стиль речи текста, обоснуйте свой ответ. Дайте толкование слова эффек тивный. Является ли оно синонимом слова эффектный? Аргументируйте свой ответ. Найдите в тексте антонимы. Подберите синонимы к словам общение, информация, характерные для разных стилей речи. Нет н.. одного естестве..ого языка в котором (не)бы- ло(бы) синонимов. Синонимичными могут быть морфемы в словах учитель, точильщик, дирижёр; определения: грустный, печальный; целые высказывания: Не мог- ли(бы) вы открыть окно? и Откройте пожалуйста окно... Благодаря синонимам один и тот(же) смысл можно выр..зить (по)разному. Это особе..о важно когда тре- бует(?)ся н.. просто передать информацию но..делать это красиво и удобно. Синонимия позволяет делать общение более сжатым и э..ективным и в любом случае — более бо-гатым. Подб..рая разные синонимы можно выр..жать тонкие о..енки смысла. Итак в языке одно и то(же) содержание можно передать вежливо и оскорбительно изящно и грубо нежно и подчёркнуто официально. (Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык) Прочитайте. Укажите, с помощью каких слов и словосочетаний писатель вводит в текст прямую речь и реплики диалога. Подберите ещё несколько синонимов к слову сказать. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Вы меня удивляете господа промолвила Одинцова но мы ещё с вами потолкуем... За ужином Анна Сергеевна снова завела речь о ботанике — Пойдёмте гулять завтра поутру сказала она ему я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства. На что вам латинские названия спросил Базаров. Во всём нужен порядок отвечала она. Что за чудесная женщина Анна Сергеевна воскликнул Аркадий оставшись наедине с своим другом в отведённой им комнате. (И. Тургенев) Прочитайте, укажите повторяющиеся слова. Какими синонимами их можно заменить? Сделайте такую замену. После доклада начались прения. Первым начал говорить слесарь Шутов. Он говорил о графике ремонта. Механик Овсов и диспетчер Тулин говорили о неполном использовании производственных мощностей. Другие работники говорили о конкретных мерах по устранению недостатков. В заключение начальник цеха говорил об итогах прений. В принятом постановлении говорилось о мероприятиях по улучшению дисциплины. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки. Определите стиль и тип речи текста. Подберите синонимы к выделенным словам. Из всего круга волнующих пробле.. я бы в первую очередь вы д.. ли л связа..ые с..кологией ибо проблемы эти имеют гл..бальное значение и к решению их должен быть соответствующей подход. А вопросы..кологи.. действительно гл..бальные и пришла пора решать их уже не в масштабе одной страны но всем миром. На..ападе в этом напр..влени.. очень много делает(?)ся. У нас хотя и расходуют(?)ся огромные средства на охрану природы но расходуют(?)ся подчас не совсем разумно... Примеры бесхозяйстве..ости усугубляющее экономический кризис можно приводить до бесконечности. Скажем всем извес(?)но как автомобили загр..зняют воздух..довитыми выбросами. Во многих странах стремят(?)ся уменьшить количество св..нца в бензине или просто производить бензин без св..нц..вых добавок. У нас же пока (н..)чего подобного (не)делает(?)ся. Бе..жалос(?)но ун..что- жают(?)ся у нас леса (само)заготовителями которые (не)сч..тают(?)ся н.. с какими правилами (лесопользования. Конечно когда(нибудь) мы должны обр..зумит(?)ся но ведь к этому врем..ни очень многое будет (не)вернуть ибо уже сейчас про..вляют(?)ся (не)обр..тимые последствия нашего варварского отношения к природе. (По В. Распутину) Прочитайте, укажите антонимы. Объясните значение выде-ленного слова. 1) Старый друг лучше новых двух. (Поел.) 2) Нет ничего на свете сильнее... и бессильнее слова. (Т.) 3) Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека. (М. Г.) 4) Полюбил богатый — бедную, полюбил учёный — глупую, полюбил румяный — бледную. (Ахм.) 5) При сытости помни голод, при богатстве — бедность. (Поел.) 6) Живые чувства расцветают и отцветают в свой черёд. (Добр.) 7) Вот Вам длинный ответ на Ваше короткое письмо. (Ч.) 8) Он [Павел Петрович] подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его — его, Павла Кирсанова! (Т.) 9) Для репетиций останутся в Ялте только ценные представители труппы, прочие же будут от-дыхать... Надеюсь, что вы [О. JI. Книппер] ценная. Для директора Вы ценная, а для автора — бесценная. Вот Вам и каламбур на закуску. (Ч.) Спишите, подбирая к выделенным словам антонимы. При за-труднении используйте «Школьный словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова. 1) Вежливый ответ. 2) Активно действовать. 3) Объединять людей. 4) Прогрессивные взгляды. 5) Наши про-тивники. 6) Всеобщее одобрение. 7) Краткий разговор. 8) Преувеличивать достоинства. 9) Обвинять помощников. 10) Жить по-новому. 11) Всеобщий почёт. 12) Правдивые слова. 13) Отнестись с доверием. 14) Опасная дорога. От данных слов образуйте при помощи приставок антонимы и, используя слова из скобок, составьте и запишите словосочетания. без- (бес-): звёздная (ночь), вкусная (пища), пристра-стный (судья), славный (конец), облачное (небо); не-: торопливые (шаги), гостеприимная (хозяйка), громко (спросить), обычная (ситуация), (проявить) внимание, высокие (цены). Прочитайте стихотворение А. Твардовского. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите антонимы. Какова их роль в тексте? В дорогу в полёт и плавань.. Собравшись на срок любой Москву, как самое главное, Б..ру ц..ликом с собой. И нынешн..ю и древн..ю Что нам пришлась ко двору Рабочею ежедневную И праздничную б..ру. Со старой и новой славою Б..ру её (не)деля С её соборными главами И звёздами Кремля. Вселикую и всечасную — В мороз ли в дождь иль в жару — Б..ру её с площад..ю Краен..ю И с Красной Пресней б..ру.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|