|
УПОТРЕБЛЕНИЕ УСТАРЕВШИХ СЛОВ И НЕОЛОГИЗМОВ
В словарном запасе языка непосредственно отражаются все изменения, которые происходят в общественной жизни, культуре, науке, производстве. При этом одни слова постепенно выходят из употребления, становятся устаревшими, а другие, наоборот, появляются в языке (неологизмы). I. Устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы. Историзмы — это устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие в наше время предметы и понятия (названия, принадлежащие к социально-экономическим отношениям прошлого, предметам быта, орудиям труда и т. д.), например: боярин (высший жалованный сан Московской Руси), камзол (короткая мужская одежда), соха (сельскохозяйственное орудие), аршин (мера длины, равная 0,71 м), алтын (монета достоинством в три копейки) и т. д. В современном русском языке синонимов к историзмам нет. Историзмы употребляются в различных стилях (чаще всего в научном) для обозначения понятий определённой эпохи, например: 1) Стрельцы набирались из широких слоев населения, селились слободами. (Э. С.); 2) Вдали, у Никольских ворот, виднелась — трубой — соболья шапка боярина, меховые колпаки дьяков, тёмные кафтаны выборных лучших людей. (А. Н. Т.) Архаизмы (от греч. arhaios — древний) — это устаревшие синонимы современных слов, например: длань (рука), ланиты (щёки), чело (лоб), выя (шея), перси (грудь), паче (больше), зело (очень), вельмй (весьма), тать (вор, грабитель) и др. Таким образом, архаизмы в отличие от историзмов называют понятия и сейчас существующие, но обозначаемые другими, современными словами. Архаизмы используются прежде всего в художественной литературе для создания убедительных картин исторической эпохи, для достоверности в передаче особенностей речи персонажей произведений, посвящённых истории Отечества, например: Царь [Пётр /]... погнал в Москву нарочного с письмом к Ромодановскому: «...в чём держишь наших товарищей, Федосея Скляева и других? Зело мне печально. Я ждал паче всех Скляева...» (А. Н. Т.) Архаизмы могут также придавать речи торжественный характер, например: ...Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей... (П.) Нередко архаизмы употребляются и как средство иронии, насмешки, шутки, например: 1) Велемудрый секретарь! Поздравляю твою лучезарную особу и чад твоих с Новым годом. (Ч.); 2) Тернии славы впились в благородные лбы путников. Их грубо вытащили из машины и принялись качать. (И. и П.) При описании явлений прошлого важно отдавать себе ясный отчёт в значении употребляемого устаревшего слова, чтобы не сделать ошибки. Например, грубое искажение смысла допущено в следующем предложении: Госпожа Простакова плохо обращается со своими придворными (следовало сказать с дворовыми, т. е. с крепостными слугами, взятыми на барский двор; слово же придворные имеет значение «лица, приближённые к монарху, составляющие его ближайшее окружение»). II. Неологизмы (от греч. neos — новый) — новые слова, возникающие в языке. Неологизмы служат для обозначения тех новых понятий, которые появляются в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники и т. д., например: прилунение, луноход, видеотелефон, дельтаплан, аэробус и т. п. По мере распространения обозначаемых ими явлений или предметов новые слова могут прочно войти во всеобщее употребление и потерять оттенок новизны. Таковы, например, широкоупотребительные сейчас слова компьютер, магнитофон, космонавт, атомоход, тренажёр и др., которые совсем недавно были неологизмами. Новые слова — неологизмы — могут намеренно создаваться авторами в различных стилистических целях, для большей выразительности речи, например: Граждане, у меня огромная радость. Разулыбьте сочувственные лица. (В. Маяковский) Такие неологизмы называются индивидуально-автор-скими. Как правило, подобные неологизмы остаются лишь в пределах данного произведения, являясь индивидуальной особенностью стиля автора. Однако в отдельных случаях они могут войти и в общий словарный состав литературного языка.
Таков, например, неологизм Маяковского прозаседавшиеся (люди, тратящие много времени на ненужные заседания). Прочитайте. Укажите устаревшие слова и отметьте их стилистическую роль. Определите, к какому стилю относятся тексты, данные в п. II. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. 1) Пусть небо зажжется денницей! (А. Б.) 2) С простёртой дланью вдохновенно Полонский здесь читал стихи. (А. Б.) 3) Принимаю пустынные веси и колодцы земных городов! (А. Б.) 4) Но и под игом тёмных чар ланиты красил ей загар. (А. Б.) 5) В руках — краюха хлеба, уста — вишнёвый сок. (Ее.) 6) Квохчут куры беспокойные над оглоблями сохи. (А. Б.) 7) Есть люди (в последнее время их даже много развелось), которые мёртвыми дланями стучат в мёртвые перси и зияющими впадинами вместо глаз вы-глядывают окрест: кто не стучит в перси?.. (С.-Щ.) 1) Не одни только дружинники князя Александра Невского но все новгородские люди вышли положить живот свой за русскую землю и встретясь на рыхлом весеннем льду Чудского озера с крестоносцами побили их в сече столь жестокой «что льда на озере стало не видно всё покрылось кровью». (А. Н. Т.) 2) Постель имела беспорядочный вид и свидетельствовала о том что хозяин проводил на ней самые беспокойные часы своей жизни. И давно вы живёте таким анахоретом спросил Остап. (И. и П.) Прочитайте, расскажите о происхождении выделенных слов. Подберите к ним однокоренные, с двумя из них составьте предложения. Используя «Краткий этимологический словарь русского языка» Н. Шанского, В. Иванова, Т. Шанской или любой другой этимологический словарь, на примере 3—4 слов докажите правомерность высказывания о том, что орфография слова есть его биография. Из биографии слов а) Обаяние — исходное от древнерусского баять (говорить). Первоначально слово означало «околдовать словами». От баять — байка, краснобай, басня (ба -сн-я, как пе-сн-я; первоначально басня — сказка, рассказ), а также баю — баюшки, баюкать; б) обоняние — заимствовано из старославянского — об + воняти (пахнуть) — от слова воня (не вонъ\) — запах вообще; ср.: благовоние, зловоние; ср. смрад — вонь); в) разить — от общеславянского разъ(удар), разити (ударять, бить); поразить — нанести удар; г) наваждение — непонятное явление, обман чувств — от на + вадити(наущать, наговаривать, внушать), 1-е л. — важу;в говорах —вадить(наговаривать, клеветать на ко- го-либо). Подготовьте сообщение на тему «Употребление историзмов и архаизмов в произведениях А. С. Пушкина». Прочитайте. Укажите новые слова, появившиеся в нашем языке в связи с развитием науки и техники, и индивидуально- авторские неологизмы. 1) У нас природа грустнее, лиричнее, левитанистее. (Ч.) Пылают горы-горны, и море синеблузится. (Маяк.) Важным этапом в развитии телевизионной техники явилось создание системы космовидения. (Газ.) 4) Из вашей пьесопекарни выйдет большой толк. (Ч.) 5) Отряд звездолётчиков, уже побывавших в космосе, постоянно растёт. (Газ.) 6) Красочные, ярко освещённые витрины экспо- центра привлекают внимание множества москвичей и гостей столицы. (Газ.) 7) Средства, полученные от спон-соров, будут использованы для развития массового спорта. (Газ.) Запишите 6—7 новых слов, появившихся в языке недавно. Покажите, что русский язык — явление развивающееся. Спишите, заменяя неудачно использованные устаревшие и современные слова, а также слова, которые образованы непра-вильно. 1) Госпожа Простакова грубо обходилась со своими крепостниками. 2) На бал съехались все богатые дворовые, владельцы окрестных усадеб. 3) Руководили борьбой партизан во время наполеоновского нашествия Денисов, До- лохов и другие товарищи. 4) Помещики заставляли дворовых работать и по выходным дням. 5) Митрофан — чело- век неразвитой, настоящий тупяк. 6) Покупки Чичикова доставили чиновникам большие неприятства. 7) Индивидуалисты, самолюбивцы осуждаются М. Горьким в легенде о Ларре. 8) На голове у Ильи Муромца стальной шлем, на груди — железная кольчуга, на руках — варежки.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Фразеологизмами, или фразеологическими оборотами, называются устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением, например: работать засучив рукава (работать усердно), броситься очертя голову (не раздумывая), белые мухи (снег), как снег на голову (неожиданно), прийти в замешательство (смутиться). В одних фразеологических оборотах входящие в них слова потеряли первоначальный смысл, и общее (целост-ное) значение такого оборота не вытекает из значений составляющих его элементов, например: заморить червячка (общее значение оборота «перекусить» не вытекает из значений слова заморить — голодом довести до смерти и слова червячок — маленький червяк). Ср. также: приказать долго жить (умереть), собаку съесть в чём-либо (быть большим знатоком, умельцем), попасть впросак (оказаться в неприятном положении), притча во языцех (предмет общих пересудов). В последних двух примерах в состав фразеологического оборота входит не употребляемое в на-стоящее время слово просак (старинный канатный станок) и прежняя форма предложного падежа множественного числа слова язык (в устаревшем значении «народ, народность»). Другую группу фразеологических оборотов составляют фразеологизмы, в которых входящие в них слова имеют образное, переносное значение, мотивирующее общий, целостный смысл оборота, например: уйти в свою скорлупу — уединиться (здесь отчётливо видно переносное значение этого сочетания, в основе которого лежит образ улитки, уходящей в свою скорлупу); подливать масло в огонь (усиливать, разжигать чьи-либо чувства, переживания; образное значение здесь ясно ощущается: если в огонь лить масло, то он будет ещё сильнее). Третью группу составляют фразеологические обороты, в которых одно из слов ограничено в своём употреблении, например: закадычный друг (слово закадычный употребляется только со словами друг, приятель), расквасить нос (слово раскваситьупотребляется со словами нос, лицо, губа), плакать навзрыд (слово навзрыд употребляется со словом плакать). Фразеологические обороты различны и по своему происхождению. В частности, много фразеологических оборотов перешло в литературный язык из речи представителей различных профессий. Например, фразеологические обороты попасть в тон (сказать или сделать что-либо подходящее к уже сказанному, сделанному), играть первую скрипку (быть руководителем чего-либо) пришли из речи музыкантов; разделать под орех (сильно бранить кого-либо, одержать полную победу), без сучка, без задоринки (без помех, очень гладко) — из речи столяров; овчинка выделки не стоит — из речи скорняков. В основе некоторых фразеологических оборотов лежат: факты русской истории, например: отложить дело в долгий ящик (отложить исполнение какого-либо дела на долгое время), кричать (орать) во всю ивановскую (кричать очень громко) и т. д.; легенды и факты античной истории, например: со щитом или на щите (победить или умереть), прокрустово ложе (стеснённые условия для чего-либо), вычистить авгиевы конюшни (навести порядок в каком-нибудь очень запутанном деле), лебединая песня (последнее проявление таланта) и др. Часть фразеологических оборотов пришла к нам из Библии, например: беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо охранять), вавилонское столпотворение (беспорядок, суматоха) и др. К фразеологии относятся и народные пословицы, пого-ворки, яркие и меткие (крылатые) выражения писателей, учёных, общественных деятелей, например: Без труда не вынуть и рыбку из пруда. (Поел.); Не в коня корм. (Пог.); А ларчик просто открывался. (Кр.); Свежо предание, а верится с трудом. (Гр.); Что день грядущий мне готовит? (П.) Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выра-зительной и поэтому широко используются в художественной речи, например: Часовые на постах мокнут одиноко. Зги не видно. Ночь вокруг. (Твард.); До чего чудесный на-род: талантливый, золотые руки. (Пауст.) Значительная часть фразеологизмов относится к разговорному стилю, имеет ярко выраженную экспрессивную окраску, например: дать стрекача (убежать), вывести на чистую воду (разоблачить), стреляный воробей (бывалый человек), прикусить язык (замолчать). Однако многие фразеологизмы свойственны книжным стилям. Некоторые из них могут характеризоваться оттенками торжественности, официальности, например: боевое крещение (первое участие в бою), краеугольный камень (основа), отдать последний долг (проститься). Другие же употребляющиеся в книжных стилях фразеологические обороты имеют иронический, шутливый характер, напри-мер: курить фимиам (льстиво восхвалять). Фразеологические обороты являются устойчивыми соче-таниями слов, поэтому произвольное изменение их состава, замена одних слов другими нарушают целостность фразео-логизмов, приводят к речевым ошибкам, например: «отложить дело в длинный ящик» (следует в долгий ящик), «уморить червячка» (надо заморить червячка), «жизнь бьёт горячим ключом» (слово горячим лишнее; устойчивое сочетание бить ключом означает «бурно, интенсивно проявляться»), В художественной речи и публицистике авторы намеренно обновляют состав фразеологического оборота с целью усиления его выразительности, внесения во фразеологизм дополнительных экспрессивных оттенков (шутки, иронии и т.
д.), например: Солнце блестит во всю ивановскую и берёзы распустились. (Ч.) (ср.: кричать во всю ивановскую); Большая и тяжёлая гора свалилась с плеч. (Газ.) (ср.: гора свалилась с плеч). Прочитайте. Укажите значение фразеологических оборотов. В каких из них общее значение фразеологизма не мотивировано значением отдельных слов, входящих в его состав, в каких моти-вировано? Ломать голову, бить баклуши, проливной дождь, взять реванш, кануть в Лёту, претворять в жизнь, медвежья услуга, делать из мухи слона, битый час, держать слово, стереть в порошок, сломя голову, ахиллесова пята, держать порох сухим, подложить свинью. Спишите. Подчеркните фразеологические обороты, объясните их значение. 1) Падать духом в такое время было едва(ли) н.. преступлением. (Тын.) 2) Оставшийся овёс хр..нили к началу весенних работ как зеницу ока. (Шол.) 3) Главную роль играл талантливый молодой кр..савец Курский, для которого она стала л..бединой песнью. (Щ.-К.) 4) Анна Акимовна всегда боялась, что(б) н.. подумали про неё, что она гордая, выск..чка или ворона в павлиньих перьях. (Ч.) 5) Копей- кин мой, можете вообр..зить себе, и в ус н.. дует. (Г.) 6) Гордиев узел какой(то) зат..нулся. (Т.) 7) (В)течени.. всей дороги Касьян сохранял упорное молчание и на все мои вопросы отвечал (не)хотя. (Т.) Спишите, вставляя вместо точек нужные слова из скобок. 1) Играть..., иметь... (значение, роль). 2) Уделять..., придавать... (значение, внимание). 3) Потерпеть..., одер-жать... (победа, поражение). 4) Произвести..., оказать... (влияние, впечатление). 5) Навести..., привести... (доказательства, справки). 6) Завоевать..., занять... (пер- вое место, первенство). 7) Утвердить..., сохранить... (приоритет, преимущество). Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении устойчивых оборотов. Спишите, исправляя эти ошибки. 1) Правда, заключённая в стихах поэта, бьёт в лицо. 2) Уже ранние романтические произведения писателя оказали неизгладимое впечатление на современников. 3) У Плюшкина крестьяне помирают, как мухи. 4) Во всём произведении красной нитью лежит мысль о будущем России. 5) Среди художественных средств поэмы особую роль имеют сравнения. 6) Сразу же после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом. 7) Фамусов не любит долго заниматься делами, у него заведён такой обычай: «Подписано, так и с плеч долой». 8) По словам Чацкого, «дым отечества всем сладок и приятен». Спишите, выбирая нужное слово или фразеологический оборот. Город Нижний Новгород — это (действительный, подлинный) волжск.. (столица, главный город). Он(а) подни-мается там, где (объединяются, сливаются) воды Волги и Оки. Не случайно символ (её, его) — стройный, (вскинувший, поднявший) рога олень. Кажется, будто сам город легко (взлетел, взбежал) на кручи и (сделал остановку, остановился) там, (оглядываясь, рассматривая) с высоты кремлёвских башен заречные дали. Нижегородский кремль радовал глаз ещё тогда, когда по реке (неторопливо, черепашьим шагом, медленно) (двигались, скользили) парусные суда. Теперь нижегородцы (позаботились, проявили заботу) о том, чтобы одна из мощнейших (цитаделей, крепостей) Московского государства выглядела ещё величественнее. Вид (древних, старинных) стен (очень внушителен, производит большое впечатление), думается, что они готовы выдержать (любой, всякий) приступ, кроме туристского. Выйдя из кремля на откос, откуда открывается (вид, панорама) Волги и Оки, можно по-настоящему почувствовать, в чём (состоит, заключается) (оригинальность, своеобразие) города. 81. Прочитайте текст, подготовьтесь к его пересказу. Составьте с выделенным фразеологизмом предложение, запишите его. Из биографии фразеологизмов Многие фразеологизмы родились в художественной литературе, библейских сказаниях, мифологии и уже потом пришли в наш язык. Их называют крылатыми словами (крылатыми выражениями) или афоризмами. Сам термин «крылатые слова» восходит к Гомеру. Яблоко раздора — иносказательно — причина, объект спора, ссоры. Выражение связано с древнегреческим мифом о богине раздора Эриде. За то, что её не пригласили на свадьбу Пелея и Фетиды, Эрида подбросила гостям золотое яблоко с надписью «прелестнейшей». Из-за обладания яблоком возник спор богинь Геры, Афины и Афродиты, каждая из которых считала себя самой красивой. Богини обратились к суду троянского царевича Париса, который отдал яблоко Афродите, обещавшей ему любовь самой прекрасной женщины на земле. Богиня помогла Парису похитить жену спартанского царя Менелая, красавицу Елену. Это похищение явилось причиной Троянской войны.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|