Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.ТОЧНОСТЬ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ





Лекции по теме ЛЕКСИКА

СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.ТОЧНОСТЬ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ

Слово является основной единицей языка и речи, связанной со всеми другими языковыми единицами. В отличие от меньших единиц языка (звуков, морфем), слово характеризуется самостоятельностью и повнозначнистю. Время слово является строительным материалом для более крупных единиц — словосочетания и предложения.

Слова служат для называния предметов, действий, явлений, качеств. Отражение в слове любого явления действительности составляет его лексическое значение. Кроме лексического, словам присуще грамматическое значение, указывающее на принадлежность слова к определенной части речи и на его грамматические признаки. При этом лексическое значение слова является индивидуальным, основным, а грамматическое — общим, присущим всем словам, принадлежащих к определенной части речи.

Слово может иметь одно или несколько лексических значений. Однозначные слова — это слова, которые имеют только одно лексическое значение, т.е. называют какой-то один предмет, существо, признак, действие, явление (ива, кукушка). Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. Многозначные слова имеют прямое значение и одно или несколько переносных (большой — 1) значительный по размеру, 2) взрослый, 3) гениальный, общеизвестный). Прямое значение слова — это его первоначальное, основное лексическое значение. Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого. Слово в прямом смысле — это обычная, повседневная название чего-то (вишневый сад). Слово в переносном значении — очень часто название образная, перенесена из одних предметов и явлений на другие (вишневые ароматы мыслей). Переносных значений в слове может быть несколько. В каком смысле употреблено многозначное слово, становится понятным из контекста.

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения своих мыслей.

Употребление слова в речи всегда определяется, в первую очередь, особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста – его окружения.

Лексические нормы, регулирующие аспект точности, предписывают избегать речевых ошибок – нарушений лексических норм. Рассмотрим кратко, каковы эти основные речевые недочёты.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать лексическое значение слов, а также традиции соединения слов в словосочетании возникает лексическая несочетаемость. Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый хлеб, черствый человек, но не черствый тор т или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость, но не можем говорить глубокий день или глубокая юность. В некоторых других случаях мы невнимательны к лексическому значению слов, которые мы соединяем в словосочетание. Например, беседа прочитана (это же устный жанр!), беседа может быть проведена, а прочитана книга или лекция.

2. Смешивание паронимов. Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический). Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи. Но паронимы не могут заменять друг друга (иллюстрированный и иллюстративный. Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный материал).

3. Неточности словоупотребления. Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова, либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую).

4. Плеоназмы – слова, близкие по смыслу и поэтому логически лишние (Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

5. Тавтология – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, изобразить образ).

6. Речевая недостаточность – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания (В кабинете висели < портреты >русские писатели).

Все эти речевые нарушения лексической языковой нормы появляются не только в результате плохого знания языка, но и в результате небрежного отношения к слову, невнимательности.

ТРОПЫ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

 

ОМОНИМЫ И ИХ УПОТРЕБЛЕНИЕ

Омонимами (от греч. homos — одинаковый и onyma — имя, название) называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом лексические значения, например: лавка1 (ска-мья) — лавка2 (магазин); кормовой1 (находящийся на корме) — кормовой2 (служащий для корма); заставить1 (за-городить, занять чем-либо пространство) — заставить2 (принудить).
Омонимы нередко используются в художественной ли-тературе и публицистике как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи, создающее возможно-сти для игры слов, построенной на столкновении их раз-личных лексических значений, например:
Слово звучит Сёлам, и школам,
Над разбуженным краем: И сельсовету.
— Свет добываем! И всему свету\
Свет добываем! И всему свету\
(А. Твардовский)
В речи значения омонимов обычно легко разграничиваются благодаря хорошо известной собеседникам ситуации, контексту. Однако при небрежном построении высказываний может возникнуть нежелательная омонимия, двузнач-
2 — В. Ф. Греков 33
ность, мешающая быстрому восприятию смысла, напри-мер: Экскурсанты прослушали объяснения руководи-теля группы (слушали они руководителя внимательно или пропустили его разъяснения?). Естественно, такой нежела-тельной омонимии допускать не следует.
Прочитайте. Сравните значения выделенных слов и укажите, относятся они к явлениям многозначности или омонимии.
1) Заводской клуб — клуб дыма. 2) Затопить печь — затопить корабль. 3) Крутой берег — крутой кипяток.
Вид моря — открытка с видом на море — вид глагола.
Трубит горн — пылает горн. 6) Серебряный подстакан-ник — серебряный иней. 7) Противотанковая мина — грустная мина. 8) Бархатное платье — бархатный голос.

9) Железнодорожный мост — воздушный мост.
Прочитайте. Укажите, на чём построена игра слов в следую-щих примерах.
1) С этим браком произошёл брак. (Газ.) 2) А хорошо бы за порог и мчаться по дороге!.. Какой бы выдумать пред-лог, чтоб не учить предлоги? (Н. Матвеева) 3) При словах «предложение» и «союз» ученицы скромно потупляют гла-за, а при словах «прилагательное» и «придаточное» учени-ки с надеждой смотрят на будущее. (Ч.) 4) Наш Абросим есть не просит, а есть не бросит. (Поел.)
Прочитайте. Укажите, какие недочёты имеются в использо-вании многозначных слов и омонимов. Внесите необходимые исправления и спишите.
1) Несомненно, что Молчалин сохранится в доме Фамусова. 2) Торговая премьера состоялась в новом микрорайоне. 3) Как только артист выходил на сцену, лица зрителей взрывались улыбками. 4) Чацкий замечает, что Молчалин «дойдёт до степеней известных». 5) При цити-ровании стихов в сочинениях допускаются некоторые неточности. 6) Результаты контрольных работ, проведённых в разных городах, были отличные. 7) Из-за рассеянно-сти шахматист не раз во время чемпионата терял очки. 8) Специалисты просмотрели некоторые ошибки, допущенные при эксперименте. 9) Как известно, чтение Го-голя никого из его современников не оставляло равно-душным.
42. Прочитайте. Укажите, на чём основана игра слов в этом тек-сте. Спишите, расставляя знаки препинания.
(Пол)часа для занятого человека то(же) время и я решил воспользоваться мягким креслом что(бы) просмотреть при-хваченную с собой брошюру. Предварительно я осведомил-ся Кто последний Замыкавший очередь надменный толстяк признал это с большой (не)охотой очевидно он считал себя крайним. (А. Крон)

Тема 8 УПОТРЕБЛЕНИЕ СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ

 

I. Синонимы — это слова, различные по звучанию и на-писанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лек-сическое значение, например: кавалерия — конница; боль-шой — огромный, громадный; бояться — робеть, стра-шиться; жара — зной.
Обычно каждый из синонимов имеет особый оттенок значения, отличающий его от других синонимов. Так, сино-нимы красный, алый, багряный, багровый обозначают раз-ные оттенки одного цвета. Наиболее точно понятие о таком цвете выражено в слове красный, обозначающем «имеющий цвет крови», например: Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке. (П.) Слово алый значит «ярко-крас-ный»: Полились сперва алые, потом красные, золотые по-токи молодого, горячего света. (Т.) Слово багряный имеет значение «густо-красный»: Роняет лес багряный свой убор. (П.) Багровый — это «густо-красный со слабым синеватым или лиловым оттенком»: Дубровский затрепетал — бледное лицо покрылось багровым румянцем. (П.)
2*
35Некоторые синонимы, называя одно и то же понятие (предмет, действие, признак) и имея одинаковое лексическое значение, различаются своей экспрессивной окрашенностью, закреплённостью за определённым стилем, степенью употребительности. Сравним, например, слова глаза, очи, зенки. Все они обозначают орган зрения и являются синонимами. При этом слово глаза служит простым названием данного понятия, не несёт никакой дополни-
тельной экспрессивной окраски, широко употребительно как в разговорной, так и в книжной речи, например: И впился комар как раз тётке прямо в правый глаз. (П.) Слово очы, обозначая глаза, одновременно имеет окраску некоторой торжественности, оно употребляется преимущественно в поэтических произведениях, например: Где ж вы, где ж вы, очи карие, где ж ты, мой родимый край? (Исак.) Наоборот, слово зенки имеет оттенок крайней резкости, грубости, употребляется в устной, ненормированной речи, например: Старая хозяйка... говорит мне: «Погоди, книгожора, лопнут зенки-то». (М. Г.)
Многие синонимы отличаются друг от друга одно-временно как оттенками лексического значения, так и экспрессивной окрашенностью и стилистической закреплённостью, например: жаловаться («высказывать обиду, огорчение», общелитературное) — ныть («надоедливо, назойливо жаловаться», разговорное); изучать («заниматься», общелитературное) — штудировать («тщательно изучать», книжное).
Наконец, есть небольшая группа таких синонимов, которые имеют одинаковое лексическое значение и не отли-чаются друг от друга ни экспрессивной окрашенностью, ни стилистической закреплённостью (полные синонимы), на-пример: термометр — градусник, языкознание — языковедение, осьминог — спрут.
Богатство синонимов в русском языке даёт возможность пишущим избегать однообразия речи, устранять в ней не-оправданные повторения одинаковых слов. Синонимы служат также для уточнения мысли, для усиления выразительности речи, являются одним из средств экспрессивной оценки, например: 1) Послышался отчаянный лай собак. Так они лают обыкновенно на почтальонов... И дейст-вительно, взглянув в окно, я увидел письмоносца. (Кор.); 2) Сияло солнце... блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река. (Т.); 3) Вронский был в высшей степени бережлив и расчетлив на хозяйственные мелочи. (JI. Т.)
II. Антонимы — это слова, противоположные по своему лексическому значению, например: друг — враг, горячий — холодный, убеждать — разубеждать.
Антонимы используются как яркое изобразительное средство для противопоставления явлений, для создания контраста, например: 1) Радость ползёт улиткой, у горя бешеный бег. (Маяк,); 2) Ласточка день начинает, а соловей кончает. (Поел.); 3) Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. (А. Б.); 4) Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли — Москва! (Маяк.)
Прочитайте и укажите значение выделенных синонимов. Какие из синонимов различаются лексическим значением, какие — экспрессивной окрашенностью? Назовите полные синонимы.
1) В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. 2) Казак на гетмана стремился сквозь битву с саблею в руках, с безумной яростью в очах. 3) «Ты лжёшь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве. — Ты лжёшь самым бесстыдным образом!»
(А. Пушкин)
1) И знают все на свете страны, все острова, материки: сроднились воды океана и Волги-матушки реки. (Твард.) 2) Спортсмены всех континентов участвовали в Олимпийских играх. (Газ.)
1) Лунёв медленно пошёл по широкой аллее, вдыхая глубоко душистый запах лип. (М. Г.) 2) Прибой набросал на камни пахучей морской травы. (М. Г.)
1) Беседа Анны Сергеевны с Базаровым продолжалась недолго. (Т.) 2) Восемь дней сраженье длилось. (П.)
В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои. (П.)
1) Маша улыбнулась, её лицо оживилось. (Т.) 2) Детский лик царевича был ясен. (П.) 3) Из лавок высовываются сонные физиономии. (Ч.) 4) Саня полусидел на столе, рисуя рожи.(Кав.)
Спишите, подбирая к каждому выделенному слову синонимы.
I. 1) Слушать интересный рассказ. 2) Беседовать с вежливым молодым человеком. 3) Узнать подлинную правду.
Услышать неистовый крик. 5) Обладать незаурядным умом. 6) Показать недюжинные способности. 7) Писать витиеватым слогом. 8) Иметь своенравный характер.
1) Великая держава. 2) Дворец, построенный известным зодчим. 3) Любоваться всадниками. 4) Выполнять свой долг. 5) Получить неприятное известие. 6) Требовать возмездия. 7) Задрожать от негодования. 8) Найти пристанище.
1) С увлечением рассказывать о чём-либо. 2) Восторгаться новой пьесой, 3) Путешествовать в течение длительного времени. 4) Предвидеть ход событий. 5) Отворить наружную дверь. 6) Воодушевить людей. 7) Смотреть на бушующее море. 8) Просить о помощи.
1) Возвращаться впотьмах. 2) Вмиг всё сделать. 3) Лестно отзываться о ком-либо. 4) Льстиво говорить.
Спишите, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова, данные в скобках.
1) Ученики внимательно... в микроскоп каплю жидко-сти. Дети бесцеремонно... приезжего (разглядывать, рассматривать). 2) Древние египтяне... огромные пирамиды. На берегу реки недавно... купальню. Из палатки и вёсел туристы быстро... носилки (соорудить, воздвигнуть, построить). 3) Наш попутчик рассказал... историю. У него оказался пытливый и... ум (любознательный, любопытный). 4) «Вы... на здоровье», — радушно угощала нас хо-зяйка. Мы сели к столу и стали с аппетитом... (есть, кушать). 5) Закат солнца был совершенно чист, и это казалось хорошим.... Мрачное... старого охотника, к счастью, не оправдалось. Только истинная наука обладает даром... событий (предвидение, предсказание, предзнаменование).
Спишите примеры, устраняя повторяющиеся однокоренные слова.
1) Появление пьес А.

Н. Островского явилось огромным событием в истории нашего театра. 2) Автор сатирически изображает образы помещиков. 3) Унаследовав наследство дяди, Онегин стал жить в деревне. 4) Французский император просчитался, рассчитывая на быструю победу. 5) Когда вражеские войска стали приближаться ближе, весь народ выступил против врагов. 6) «Слово о полку Игореве» призывало русских людей объединиться воедино.
Спишите, вставляя недостающие знаки препинания, пропу-щенные буквы, раскрывая скобки. Прочитайте текст, перескажите его; дополните рассказ своими примерами. Определите стиль речи текста, обоснуйте свой ответ. Дайте толкование слова эффек тивный. Является ли оно синонимом слова эффектный? Аргументируйте свой ответ. Найдите в тексте антонимы. Подберите синонимы к словам общение, информация, характерные для разных стилей речи.
Нет н.. одного естестве..ого языка в котором (не)бы- ло(бы) синонимов. Синонимичными могут быть морфемы в словах учитель, точильщик, дирижёр; определения: грустный, печальный; целые высказывания: Не мог- ли(бы) вы открыть окно? и Откройте пожалуйста окно...
Благодаря синонимам один и тот(же) смысл можно выр..зить (по)разному. Это особе..о важно когда тре- бует(?)ся н.. просто передать информацию но..делать это красиво и удобно. Синонимия позволяет делать общение более сжатым и э..ективным и в любом случае — более бо-гатым.
Подб..рая разные синонимы можно выр..жать тонкие о..енки смысла. Итак в языке одно и то(же) содержание можно передать вежливо и оскорбительно изящно и грубо нежно и подчёркнуто официально. (Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык)
Прочитайте. Укажите, с помощью каких слов и словосочетаний писатель вводит в текст прямую речь и реплики диалога. Подберите ещё несколько синонимов к слову сказать. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Вы меня удивляете господа промолвила Одинцова но мы ещё с вами потолкуем...
За ужином Анна Сергеевна снова завела речь о ботанике
— Пойдёмте гулять завтра поутру сказала она ему я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства.
На что вам латинские названия спросил Базаров.
Во всём нужен порядок отвечала она.
Что за чудесная женщина Анна Сергеевна воскликнул Аркадий оставшись наедине с своим другом в отведённой им комнате. (И. Тургенев)
Прочитайте, укажите повторяющиеся слова. Какими синонимами их можно заменить? Сделайте такую замену.
После доклада начались прения. Первым начал говорить слесарь Шутов. Он говорил о графике ремонта. Механик Овсов и диспетчер Тулин говорили о неполном использовании производственных мощностей. Другие работники говорили о конкретных мерах по устранению недостатков. В заключение начальник цеха говорил об итогах прений. В принятом постановлении говорилось о мероприятиях по улучшению дисциплины.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки. Определите стиль и тип речи текста. Подберите синонимы к выделенным словам.
Из всего круга волнующих пробле.. я бы в первую очередь вы д.. ли л связа..ые с..кологией ибо проблемы эти имеют гл..бальное значение и к решению их должен быть соответствующей подход.
А вопросы..кологи.. действительно гл..бальные и пришла пора решать их уже не в масштабе одной страны но всем миром. На..ападе в этом напр..влени.. очень много делает(?)ся. У нас хотя и расходуют(?)ся огромные средства на охрану природы но расходуют(?)ся подчас не совсем разумно...
Примеры бесхозяйстве..ости усугубляющее экономический кризис можно приводить до бесконечности. Скажем всем извес(?)но как автомобили загр..зняют воздух..довитыми выбросами. Во многих странах стремят(?)ся уменьшить количество св..нца в бензине или просто производить бензин без св..нц..вых добавок. У нас же пока (н..)чего подобного (не)делает(?)ся. Бе..жалос(?)но ун..что- жают(?)ся у нас леса (само)заготовителями которые (не)сч..тают(?)ся н.. с какими правилами (лесопользования. Конечно когда(нибудь) мы должны обр..зумит(?)ся но ведь к этому врем..ни очень многое будет (не)вернуть ибо уже сейчас про..вляют(?)ся (не)обр..тимые последствия нашего варварского отношения к природе. (По В. Распутину)
Прочитайте, укажите антонимы. Объясните значение выде-ленного слова.
1) Старый друг лучше новых двух. (Поел.) 2) Нет ничего на свете сильнее... и бессильнее слова. (Т.) 3) Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека. (М. Г.) 4) Полюбил богатый — бедную, полюбил учёный — глупую, полюбил румяный — бледную. (Ахм.) 5) При сытости помни голод, при богатстве — бедность. (Поел.) 6) Живые чувства расцветают и отцветают в свой черёд. (Добр.) 7) Вот Вам длинный ответ на Ваше короткое письмо. (Ч.) 8) Он [Павел Петрович] подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его — его, Павла Кирсанова! (Т.) 9) Для репетиций останутся в Ялте только ценные представители труппы, прочие же будут от-дыхать... Надеюсь, что вы [О. JI. Книппер] ценная. Для директора Вы ценная, а для автора — бесценная. Вот Вам и каламбур на закуску. (Ч.)
Спишите, подбирая к выделенным словам антонимы. При за-труднении используйте «Школьный словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова.
1) Вежливый ответ. 2) Активно действовать. 3) Объединять людей. 4) Прогрессивные взгляды. 5) Наши про-тивники. 6) Всеобщее одобрение. 7) Краткий разговор. 8) Преувеличивать достоинства. 9) Обвинять помощников. 10) Жить по-новому. 11) Всеобщий почёт. 12) Правдивые слова. 13) Отнестись с доверием. 14) Опасная дорога.
От данных слов образуйте при помощи приставок антонимы и, используя слова из скобок, составьте и запишите словосочетания.
без- (бес-): звёздная (ночь), вкусная (пища), пристра-стный (судья), славный (конец), облачное (небо);
не-: торопливые (шаги), гостеприимная (хозяйка), громко (спросить), обычная (ситуация), (проявить) внимание, высокие (цены).
Прочитайте стихотворение А. Твардовского. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите антонимы. Какова их роль в тексте?
В дорогу в полёт и плавань.. Собравшись на срок любой Москву, как самое главное, Б..ру ц..ликом с собой. И нынешн..ю и древн..ю Что нам пришлась ко двору
Рабочею ежедневную И праздничную б..ру. Со старой и новой славою Б..ру её (не)деля С её соборными главами И звёздами Кремля. Вселикую и всечасную — В мороз ли в дождь иль в жару — Б..ру её с площад..ю Краен..ю И с Красной Пресней б..ру.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Фразеологизмами, или фразеологическими оборотами, называются устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением, например: работать засучив рукава (работать усердно), броситься очертя голову (не раздумывая), белые мухи (снег), как снег на голову (неожиданно), прийти в замешательство (смутиться).
В одних фразеологических оборотах входящие в них слова потеряли первоначальный смысл, и общее (целост-ное) значение такого оборота не вытекает из значений составляющих его элементов, например: заморить червячка (общее значение оборота «перекусить» не вытекает из значений слова заморить — голодом довести до смерти и слова червячок — маленький червяк). Ср. также: приказать долго жить (умереть), собаку съесть в чём-либо (быть большим знатоком, умельцем), попасть впросак (оказаться в неприятном положении), притча во языцех (предмет общих пересудов). В последних двух примерах в состав фразеологического оборота входит не употребляемое в на-стоящее время слово просак (старинный канатный станок) и прежняя форма предложного падежа множественного числа слова язык (в устаревшем значении «народ, народность»).
Другую группу фразеологических оборотов составляют фразеологизмы, в которых входящие в них слова имеют образное, переносное значение, мотивирующее общий, целостный смысл оборота, например: уйти в свою скорлупу — уединиться (здесь отчётливо видно переносное значение этого сочетания, в основе которого лежит образ улитки, уходящей в свою скорлупу); подливать масло в огонь (усиливать, разжигать чьи-либо чувства, переживания; образное значение здесь ясно ощущается: если в огонь лить масло, то он будет ещё сильнее).
Третью группу составляют фразеологические обороты, в которых одно из слов ограничено в своём употреблении, например: закадычный друг (слово закадычный употребляется только со словами друг, приятель), расквасить нос (слово раскваситьупотребляется со словами нос, лицо, губа), плакать навзрыд (слово навзрыд употребляется со словом плакать).
Фразеологические обороты различны и по своему происхождению. В частности, много фразеологических оборотов перешло в литературный язык из речи представителей различных профессий. Например, фразеологические обороты попасть в тон (сказать или сделать что-либо подходящее к уже сказанному, сделанному), играть первую скрипку (быть руководителем чего-либо) пришли из речи музыкантов; разделать под орех (сильно бранить кого-либо, одержать полную победу), без сучка, без задоринки (без помех, очень гладко) — из речи столяров; овчинка выделки не стоит — из речи скорняков.
В основе некоторых фразеологических оборотов лежат:
факты русской истории, например: отложить дело в долгий ящик (отложить исполнение какого-либо дела на долгое время), кричать (орать) во всю ивановскую (кричать очень громко) и т. д.;
легенды и факты античной истории, например: со щитом или на щите (победить или умереть), прокрустово ложе (стеснённые условия для чего-либо), вычистить авгиевы конюшни (навести порядок в каком-нибудь очень запутанном деле), лебединая песня (последнее проявление таланта) и др. Часть фразеологических оборотов пришла к нам из Библии, например: беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо охранять), вавилонское столпотворение (беспорядок, суматоха) и др.
К фразеологии относятся и народные пословицы, пого-ворки, яркие и меткие (крылатые) выражения писателей, учёных, общественных деятелей, например: Без труда не вынуть и рыбку из пруда. (Поел.); Не в коня корм. (Пог.); А ларчик просто открывался. (Кр.); Свежо предание, а верится с трудом. (Гр.); Что день грядущий мне готовит? (П.)
Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выра-зительной и поэтому широко используются в художественной речи, например: Часовые на постах мокнут одиноко. Зги не видно. Ночь вокруг. (Твард.); До чего чудесный на-род: талантливый, золотые руки. (Пауст.)
Значительная часть фразеологизмов относится к разговорному стилю, имеет ярко выраженную экспрессивную окраску, например: дать стрекача (убежать), вывести на чистую воду (разоблачить), стреляный воробей (бывалый человек), прикусить язык (замолчать).
Однако многие фразеологизмы свойственны книжным стилям. Некоторые из них могут характеризоваться оттенками торжественности, официальности, например: боевое крещение (первое участие в бою), краеугольный камень (основа), отдать последний долг (проститься). Другие же употребляющиеся в книжных стилях фразеологические обороты имеют иронический, шутливый характер, напри-мер: курить фимиам (льстиво восхвалять).
Фразеологические обороты являются устойчивыми соче-таниями слов, поэтому произвольное изменение их состава, замена одних слов другими нарушают целостность фразео-логизмов, приводят к речевым ошибкам, например: «отложить дело в длинный ящик» (следует в долгий ящик), «уморить червячка» (надо заморить червячка), «жизнь бьёт горячим ключом» (слово горячим лишнее; устойчивое сочетание бить ключом означает «бурно, интенсивно проявляться»),
В художественной речи и публицистике авторы намеренно обновляют состав фразеологического оборота с целью усиления его выразительности, внесения во фразеологизм дополнительных экспрессивных оттенков (шутки, иронии и т.

д.), например: Солнце блестит во всю ивановскую и берёзы распустились. (Ч.) (ср.: кричать во всю ивановскую); Большая и тяжёлая гора свалилась с плеч. (Газ.) (ср.: гора свалилась с плеч).
Прочитайте. Укажите значение фразеологических оборотов. В каких из них общее значение фразеологизма не мотивировано значением отдельных слов, входящих в его состав, в каких моти-вировано?
Ломать голову, бить баклуши, проливной дождь, взять реванш, кануть в Лёту, претворять в жизнь, медвежья услуга, делать из мухи слона, битый час, держать слово, стереть в порошок, сломя голову, ахиллесова пята, держать порох сухим, подложить свинью.
Спишите. Подчеркните фразеологические обороты, объясните их значение.
1) Падать духом в такое время было едва(ли) н.. преступлением. (Тын.) 2) Оставшийся овёс хр..нили к началу весенних работ как зеницу ока. (Шол.) 3) Главную роль играл талантливый молодой кр..савец Курский, для которого она стала л..бединой песнью. (Щ.-К.) 4) Анна Акимовна всегда боялась, что(б) н.. подумали про неё, что она гордая, выск..чка или ворона в павлиньих перьях. (Ч.) 5) Копей- кин мой, можете вообр..зить себе, и в ус н.. дует. (Г.) 6) Гордиев узел какой(то) зат..нулся. (Т.) 7) (В)течени.. всей дороги Касьян сохранял упорное молчание и на все мои вопросы отвечал (не)хотя. (Т.)
Спишите, вставляя вместо точек нужные слова из скобок.
1) Играть..., иметь... (значение, роль). 2) Уделять..., придавать... (значение, внимание). 3) Потерпеть..., одер-жать... (победа, поражение). 4) Произвести..., оказать... (влияние, впечатление). 5) Навести..., привести... (доказательства, справки). 6) Завоевать..., занять... (пер- вое место, первенство). 7) Утвердить..., сохранить... (приоритет, преимущество).
Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении устойчивых оборотов. Спишите, исправляя эти ошибки.
1) Правда, заключённая в стихах поэта, бьёт в лицо. 2) Уже ранние романтические произведения писателя оказали неизгладимое впечатление на современников. 3) У Плюшкина крестьяне помирают, как мухи. 4) Во всём произведении красной нитью лежит мысль о будущем России. 5) Среди художественных средств поэмы особую роль имеют сравнения. 6) Сразу же после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом. 7) Фамусов не любит долго заниматься делами, у него заведён такой обычай: «Подписано, так и с плеч долой». 8) По словам Чацкого, «дым отечества всем сладок и приятен».
Спишите, выбирая нужное слово или фразеологический оборот.
Город Нижний Новгород — это (действительный, подлинный) волжск.. (столица, главный город). Он(а) подни-мается там, где (объединяются, сливаются) воды Волги и Оки. Не случайно символ (её, его) — стройный, (вскинувший, поднявший) рога олень. Кажется, будто сам город легко (взлетел, взбежал) на кручи и (сделал остановку, остановился) там, (оглядываясь, рассматривая) с высоты кремлёвских башен заречные дали.
Нижегородский кремль радовал глаз ещё тогда, когда по реке (неторопливо, черепашьим шагом, медленно) (двигались, скользили) парусные суда. Теперь нижегородцы (позаботились, проявили заботу) о том, чтобы одна из мощнейших (цитаделей, крепостей) Московского государства выглядела ещё величественнее. Вид (древних, старинных) стен (очень внушителен, производит большое впечатление), думается, что они готовы выдержать (любой, всякий) приступ, кроме туристского.
Выйдя из кремля на откос, откуда открывается (вид, панорама) Волги и Оки, можно по-настоящему почувствовать, в чём (состоит, заключается) (оригинальность, своеобразие) города.
81. Прочитайте текст, подготовьтесь к его пересказу. Составьте с выделенным фразеологизмом предложение, запишите его.
Из биографии фразеологизмов
Многие фразеологизмы родились в художественной литературе, библейских сказаниях, мифологии и уже потом пришли в наш язык. Их называют крылатыми словами (крылатыми выражениями) или афоризмами. Сам термин «крылатые слова» восходит к Гомеру.
Яблоко раздора — иносказательно — причина, объект спора, ссоры. Выражение связано с древнегреческим мифом о богине раздора Эриде. За то, что её не пригласили на свадьбу Пелея и Фетиды, Эрида подбросила гостям золотое яблоко с надписью «прелестнейшей». Из-за обладания яблоком возник спор богинь Геры, Афины и Афродиты, каждая из которых считала себя самой красивой. Богини обратились к суду троянского царевича Париса, который отдал яблоко Афродите, обещавшей ему любовь самой прекрасной женщины на земле. Богиня помогла Парису похитить жену спартанского царя Менелая, красавицу Елену. Это похищение явилось причиной Троянской войны.

СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Удивительно богатая и разнообразная лексика и фразеология русского языка собрана в словарях.
Среди толковых словарей особенно выделяется «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Да- л я, насчитывающий свыше 200 ООО слов, в том числе большое количество диалектных. Этот словарь впервые был напечатан более ста лет назад, но неоднократно переиздавался. Для нас словарь Даля — интересный исторический памятник, широко охватывающий народную речь первой половины XIX в. (в нём, например, приводится свыше 30 ООО русских пословиц и поговорок).
В 1935—1940 гг. был издан четырёхтомный «Толковый словарь русского языка», составленный выдающимися учёными В. В. Виноградовым, Г. О. Винокуром, Б. А. Лариным, С. И. Ожеговым, Б. В. Томашевским и Д. Н. Ушаковым под редакцией Д. Н. Ушакова. Помимо объяснения значения слов, в словаре используются стилистические пометы, например: разговорное, просторечное, книжное, областное, шутливое и т. п. Такие пометы помогают правильному употреблению слов. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова до сих пор является ценным справочником, хотя при пользовании этим словарём надо учитывать, что объяснение значений ряда слов уже устарело и правописание некоторых слов не соответст-вует установленным сейчас нормам.
з* 67 93. Общеупотребительная лексика и фразеология современного русского литературного языка представлена в четырёхтомном «Словаре русского языка», подготовленном Институтом русского языка РАН (первое издание вышло в 1957—1961 гг., второе — в 1981—1984 гг.). В словаре помещена также и та часть широкоупотребительной лексики русского литературного языка от Пушкина до наших дней, знание которой необходимо при чтении книг писате- лей-классиков, публицистических и научных произведений XIX в. Значение слова раскрывается в словаре путём краткого толкования и сопровождается, как правило, разнообразными примерами. Кроме толкования значения слова, имеются грамматические указания, даются стилистические пометы, устанавливающие сферу и границы употребления слова (областное, просторечное, разговорное, книжное, устарелое и т. п.), отмечается ударение. При иностранном слове указывается, из какого языка оно пришло в русский язык. Если слово входит во фразеологические обороты, то они приводятся и разъясняются.
Особенности «Словаря русского языка» достаточно ясно видны, например, из толкования в нём слов долгий и винегрет.
ДОЛГИЙ, -ая, -ое; долог, долга, долго; дольше и долее. 1. Продолжительный, длящийся в течение значительного времени; длительный. Долгая разлука. Долгий взгляд.? Финке остаётся, но с условием, что обед будет продолжаться не долее (нареч.) десяти минут. Чехов, Обыватели. Августовские вечера становились темнее и дольше. Короленко, Современные картинки. Долог летний день, да коротка неделя. А месяц мелькнёт, и не заметишь. Лаптев, Заря. || Устар. Протяжный, медленный. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика. Пушкин, Зимняя дорога.
Устар. и прост. То же, что длинный (в 1-м знач.). Волос долог, да ум короток. Поговорка. Верный конь, узды не чуя, Шагом выступал: Гриву долгую волнуя, Углублялся вдаль. Пушкин, Казак.
Лингв. Произносимый длительно (о звуках, словах). Долгий гласный.
О Долгие годы — о большом отрезке времени. Прошли долгие годы. Долгая песня — о продолжительном, скучном деле, занятии. На долгих (ехать, путешествовать и т. п.) (в знач. сущ., устар.) — совершать пе-реезд на дальнее расстояние на одних и тех же (бессменных) лошадях. Отложить в долгий ящик — отложить исполнение какого-либо дела на длительное, на неопределённое время.
ВИНЕГРЕТ -а, м. 1. Холодное кушанье из мелко нарезанных овощей с уксусом, маслом и другими приправами. 2. Переносно. Разг. О смеси, смешении раз-нородных предметов [От франц. vinaigrette — соус из уксуса, масла и пр.] Удобными и полезными пособиями по лексике современного русского литературного языка являются «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, насчитывающий 70 ООО слов, и «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, насчитывающий 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений (первое издание вышло в 1992 г.). Вот пример толкования слова в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова:
МЕДВЕДЬ, -я, м. 1. Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами. Белый м. Бурый м. Делить шкуру неубитого медведя (шутл. по- гов. о преждевременных расчётах). М. на ухо наступил кому н,(шутл. о человеке, лишённом музыкального слуха). 2. перен. О неуклюжем, неповоротливом человеке (разг.). прил. медвежий, -ья, -ье. О Медвежий угол — захолустье. Наиболее полным толковым словарём является академический «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах (издавался в 1948—1965 гг.), включающий более 120 000 слов. В словаре широко представлена лексика литературного языка XIX—XX вв. Текстовой материал отличается богатством и разнообразием. Важная особенность словаря — наличие кратких справок, указывающих на время фиксации слова в предшествующих словарях. Вот, например, как дано толкование слова эрудит:
ЭРУДИТ а, м. Человек, обладающий эрудицией. [Публицист] спешит зарекомендовать себя перед читателем в качестве эру<







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.