Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция №1 Социальная медицина как отрасль научного знания.





Лекция №1 Социальная медицина как отрасль научного знания.

1.Социальная медицина как составная часть социальной работы. Основные понятия и категории.

2.Природа и механизмы распространения социальных заболеваний.

3.Социальная аномия. Связь медицинской науки и практики социальной работы.

4. Основные исторические аспекты развития зарубежной и отечественной социальной медицины

Социальная медицина как составная часть социальной работы

“Основы социальной медицины” – относительно новая учебная дисциплина в системе высшего образования. В России она вводится впервые с целью привлечь внимание студентов к отрасли научного знания, изучающей общественное здоровье. В нашей стране назрела настоятельная необходимость подготовки высококвалифицированных социальных работников, в частности социальных врачей, способных не только оказать больным психотерапевтическую помощь, но и изменить у своих пациентов отношение к жизни, да и саму жизнь. Актуальность изучения социальной медицины обусловлена глобальным характером современных социальных катаклизмов. ХХ век впервые в истории поставил человечество перед угрозой тотального рукотворного Апокалипсиса. Негативные последствия войн и революций, глобализация экологического кризиса, резкий рост миграции населения из “горячих точек” планеты в благополучные развитые страны и другие негативные последствия научно-технического прогресса – все это вызвало небывалый рост насильственной преступности, алкоголизма, наркомании, токсикомании, эпидемии массовых психозов, резкое снижение качества психического здоровья населения в целом, превративших современный мир в “больное общество”, срочно нуждающееся в помощи не только специалистов в области клинической медицины, но и социальных работников, социальных психологов, психотерапевтов и социальных врачей.



Хотя в России социально-медицинская тематика еще фактически не разработана, наше общество достаточно созрело, чтобы осознавать и решать проблемы, которые находятся в компетенции социальной медицины. И раньше врач вряд ли стал бы отрицать, что он предпочитает лечить больного, а не болезнь. Однако в настоящее время на первый план все с большей силой выдвигается больной организм со всеми его особенностями и проявлениями. Становится ясным, что заболевшему человеку нужен не только врач, но и социальный работник, способный решить его жизненные проблемы.

Социально-психологические основы изучения общественного здоровья и социальных болезней, общенаучная методология социального познания являются базовыми для подготовки высококвалифицированных специалистов в области социально-медицинского обслуживания населения и способствуют формированию активной жизненной позиции студентов, а также их интереса к самообразованию.

Социальная медицина исследуется как составная часть, причем социальная работарассматривается в широком смысле слова как практическая деятельность в сфере социального обслуживания, помощи и поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также отрасль науки, исследующая эту деятельность.

Теория и практика социальной медицины являются составной, но далеко не единственной частью социальной работы. Кроме этого в содержание социальной работы включаются организационные, управленческие, правовые, экономические, психологические, педагогические и другие аспекты и технологии. Вместе с тем нередко предмет социально-медицинской теории и практики носит относительно специфический, но самодостаточный характер, и тогда социально-медицинские технологии выступают на первый план, а социальный врач становится интегративным представителем профессии социального работника.

Поскольку в системе социального обслуживания населения имеются специальные социально-медицинские потребности, необходима специализированная социально-медицинская помощь в работе с социально дезадаптированными детьми и подростками, престарелыми, беженцами, мигрантами, жертвами природных, социальных и техногенных катастроф, лицами социально негативного поведения и освободившимися из мест заключения, с людьми, больными алкоголизмом и употребляющими наркотики, жертвами насилия и лицами, склонными к самоубийству, индивидами с физической, психической, социокультурной и тому подобной депривацией.

Предмет социальной медицины. Основные понятия и категории

Медицина– область науки и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней.

Социальная медицина – отрасль научного знания, изучающая общественноездоровье, а также практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление общественного здоровья, предупреждение и лечение социальных болезней(болезнь– нарушение нормальной жизнедеятельности человека, обусловленное функциональными и (или) морфологическими изменениями).

Предметом социальной медицины является общественное здоровье (здоровье– процесс гармоничного взаимодействия социального и биологического в человеке, обеспечивающий ему устойчивость во взаимоотношениях с внешней средой). Общественное здоровье имеет своих субъектов, то есть “носителей” — конкретных живых людей со всеми социальными атрибутами: положением в обществе, профессиональной занятостью, семейным положением, жизненной ценностно-смысловой ориентацией. Поэтому социальный медик, занимаясь здоровьем человека, активно “вмешивается” в его дела, становится партнером своего пациента. Он отвечает не только за здоровье, но и занимается проблемами организации социальной помощи нуждающимся. Общественные последствия любого заболевания тоже являются сферой приложения сил социального медика.

Когда мы говорим, что “носителями” общественного здоровья являются конкретные люди, то имеем в виду также следующее. В каждом конкретном обществе всегда есть группы людей, являющиеся носителями и распространителями тех или иных социальных (и клинических) болезней. Социальные заболевания– болезни человека, возникновение и распространение которых связано, главным образом, с неблагоприятными социально-экономическими и психосоциальными причинами. Это тоже часть предмета социальной медицины.

Задачи социальной медицины — сохранение и защита общественного здоровья при любых социально-экономических, политических, идеологических господствующих ценностях и установках, социальных и природных обстоятельствах.Все знания и исследования в области социальной медицины носят междисциплинарный характер.

Медицина в Древнем Египте

Аменхотеп IV, или Эхнатон (XV в. до н.э.). был реформатором не только в области религии, но и в области медицины.

Он выступил против всесилия фиванских жрецов с их колдовством, знахарством, магией. Возвысил врачей: международный медицинский знак — “кадуцей” (змея, обвивающая кубок) – появился при Эхнатоне. Развалины Луксора и Эль-Амарны сохранили рецепты некоторых лекарств и последовательности проведения хирургических операций, а также описания различных телесных и душевных недугов. Роль врача при Эхнатоне приобрела определенную социальную значимость.

Врачи Древнего Египта знали анатомию человека и клинику многих заболеваний. Они различали врожденные и приобретенные болезни. Так, в Каирском музее хранится каменная статуя, изображающая фараона Рамсеса II. Интересно, что на скульптурном изображении отражена болезнь вен левой голени фараона и следы хирургического вмешательства, что подтвердилось при изучении его мумии. Там же находится и статуя самого Эхнатона — мужчины с большой головой и узкими плечами. И в наши дни в Египте можно на каждом углу купить каменную голову Эхнатона — огромный череп (за счет непомерно больших теменных костей). По этим признакам можно определить его болезнь, хотя мумия фараона-реформатора не сохранилась.

Впрочем, после смерти Эхнатона жрецы вернули свое прежнее положение и реформы были остановлены. Врачи в своей деятельности должны были вновь подчиниться жрецам.

Должна была пройти почти тысяча лет, чтобы в соседней с Египтом Греции родился человек, поднявший медицину до уровня важнейшей государственной дисциплины.

Черты

Позитивные: Негативные:

высокая подвижность; деятелен при условии инте­ресного дела;

высокая адаптивность тяготится однообразием;

(лег­кая приспособляемость); малая склонность к самоуг­лублению;

общительность; в действиях бывает резок;

доброжелательность; отсутствие усидчивости;

жизнерадостность; недостаточная настойчивость.

выразительность мимики и пантомимики.

Черты

Позитивные: Негативные:

— ровен в отношениях; — инертность;

— в меру общителен; — малоподвижность;

— не обидчив; — требует времени для сосредоточения внимания

— отличается высокой — медленно принимает решения

работоспособностью

— настойчив;

— способен к большому напря­жению в работе.

Черты

Позитивные: Негативные:

— высокая активность; — цикличность в работе, в переживаниях,

— энергичность; настроениях;

— быстро уясняет обстановку; — вспыльчивость;

— общителен; — резкость в отношениях;

— решителен; — неустойчивость в поведении.

— возбужденная убедительная речь.

Черты

Позитивные: Негативные:

— высокая чувствительность; — легко раним и застенчив;

— сердечность; — мнителен и замкнут;

— тонкая восприимчивость; — пониженная активность;

— в привычной обстановке — — неуверенность движений;

исполнительный работник. — низкая работоспособность (неблагоприятных

условиях).

Необходимо также иметь в виду, что деление характероло­гических черт (свойств) личности на позитивные и негативные носит несколько условный характер. Каждый из типов темпе­рамента имеет свои достоинства. Те характерологические черты, которые приведены выше, в определенных условиях могут обер­нуться своей положительной стороной. Выше было сказано, что нет деления типов темперамента на «хорошие» и «плохие». Каждый тип темперамента по-своему хорош, в определенных условиях проявляет свои лучшие качества. К примеру, холерику очень трудно, особенно вначале, совершать деятельность, требую­щую плавных движений, замедленного и спокойного темпа, так как его природные особенности противоположны требуемым качествам. Такую работу лучше поручать обладателям слабой нервной системы, слабых нервных процессов с преобладанием «внешнего» торможения. Обладая высокой чувствительностью (чего нет у холерика), меланхолик в привычной обстановке может успешно и качественно выполнять монотонную работу, требую­щую плавных, размеренных движений и постоянного контроля за качественными характеристиками технологических процессов.

Лекция №1 Социальная медицина как отрасль научного знания.

1.Социальная медицина как составная часть социальной работы. Основные понятия и категории.

2.Природа и механизмы распространения социальных заболеваний.

3.Социальная аномия. Связь медицинской науки и практики социальной работы.

4. Основные исторические аспекты развития зарубежной и отечественной социальной медицины









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.