Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль органов внутренних дел в предупреждении правонарушений.





Профилактическая работа – одно из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел

Органы внутренних дел играют особую роль в предупреждении преступности и правонарушений. Они вносят наибольший вклад в эту деятельность, что обусловлено рядом обстоятельств и особенностей:

•Постоянное сочетание мер убеждения и принуждения в отношении лиц, нарушающих нормы права.

•Широта компетенции ОВД в рассматриваемой сфере, сложность и многообразность их деятельности (ОВД ведут целенаправленную предупредительную работу практически во всех сферах социальной жизни, где проявляется действие причин и условий преступности – семейно-бытовой, производственно-трудовой и др.).

Профилактические мероприятия ОВД осуществляют в отношении самых различных категорий лиц, склонных к совершению преступлений (лиц, которые совершили преступления ранее; склонных к совершению преступлений -–это лица совершающие административно-наказуемые правонарушения, аморальные проступки; социально-неустойчивые лица).

Предупредительная деятельность ОВД осуществляется в значительной части на уровне специального предупреждения, но вместе с тем, в ряде случаев, она представляет элемент решения задач общесоциального предупреждения (напр., деятельность кадровых подразделений ОВД).

Важной особенностью деятельности ОВД является то, что осуществляемые ими мероприятия по устранению причин и условий преступлений, предполагают обязательное включение в эту деятельность других субъектов.

ОВД располагают наиболее полной информационной базой для осуществления целенаправленной деятельности по предупреждению преступлений, которая включает в себя не только данные уголовной статистики, но и сведения об административных правонарушениях, материалы следственных и оперативных аппаратов, ИУ…

Профилактика преступлений рассматривается как одно из основных направлений деятельности большинства служб и подразделений ОВД.

В предупредительной деятельности органы внутренних дел исходят из того, что обстоятельства, детерминирующие преступления, могут проявляться как в индивидуальной жизни конкретных лиц, допускающих отклонения в поведении, и в силу этого способных встать на преступный путь, так и в различных сферах социальной жизни, безотносительно к поведению конкретных лиц с антиобщественной направленностью.

Этапы в деятельности ОВД по предупреждению преступлений и административных правонарушений:

1) Выявление и устранение (нейтрализация) обстоятельств, могущих обусловить совершение преступлений и правонарушений (например, мероприятия проводимые сотрудниками ГИБДД по выявлению недостатков технического состояния транспортных средств граждан и дача указаний об их устранении; расстановка дорожных знаков в наиболее аварийных местах дорог).

2) Предупреждение реально возможных (в том числе готовящихся) преступлений, правонарушений и перехода на преступный путь определенных лиц. Это лица, судя по их антиобщественному поведению, от которых можно ожидать совершения преступных действий и к которым требуется принять необходимые воспитательные меры.

3) Одним из ключевых моментов является своевременность выявления лиц, в отношении которых необходимо применить профилактические меры. Это обеспечивается следующим образом: · полным использованием информации, накапливаемой в органах здравоохранения, судах при рассмотрении уголовных и гражданских дел; · выявлением по уголовным делам и использованием информации о круге лиц, находившихся в сфере влияния обвиняемого; · активизацией обмена информацией между предприятиями, учебными заведениями и правоохранительными органами.

4) Большой объем предупредительной деятельности осуществляется ОВД по уже совершенным преступлениям: в стадии предварительного расследования и судебного разбирательства выясняются и устраняются обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и могущие вызвать новые преступления.

5) Предупреждение рецидива преступлений (оказание помощи лицам, осужденным к мерам, не связанным с лишением свободы; аналогичные меры в отношении условно-досрочно освобожденных, предваряемые разъяснительной работой по подготовке к освобождению; надзор и контроль со стороны ОВД)

Объекты воздействия ОВД в сфере предупреждения преступлений:

1) выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, или облегчающих их совершение, а также способствующих формированию личности правонарушителя;

2) юридические лица и граждане, в отношении которых ОВД принимаются меры по обеспечению соблюдения ими установленных правил, нормативов;

3) лица с устойчивым противоправным поведением, а также уже совершившие преступления;

4) лица, являющиеся потенциальными жертвами преступлений вследствие образа жизни или места работы (бомжи, инкассаторы…)

Приказом МВД России от 17.01.2006 №19 утверждена Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (ред. 12 05 2016).

Данная Инструкция определяет основные направления, формы и методы предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации.

Согласно приказу, предупреждение преступлений органами внутренних дел - деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Вывод: Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:

1. Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению.

2. Выявление и постановка на профилактические учеты лиц, имеющих намерение совершить преступление.

3. Установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.

5. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних регламентированы приказом МВД России от15.10.2013 г. №845 «Об утверждении инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации (ред. 6 02 2014).

 

Вопрос 2. Виды юридической ответственности. Цели и принципы юридической ответственности. Основания юридической ответственности. Понятие презумпции невиновности, ее конституционное закрепление. Роль ОВД в обеспечении юридической ответственности.

Юридическая ответственностьэто применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

Юридическая ответственность не может осуществляться «вообще». В реальной жизни она всегда достаточно определенна. В отдельных видах ответственности общие ее признаки проявляются по-разному, что обусловливает специфику их регламентации и реализации.

В науке классификация видов юридической ответственности производится по самым различным основаниям: по органам, реализующим ответственность, по характеру санкций, по функциям и т. д.

Наибольшее распространение получило деление видов ответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают Ответственность уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, материальную, конституционную.

Каждый из видов имеет специфическое основание (вид правонарушения), особый порядок реализации, специфические меры принуждения.

Уголовная ответственность — наиболее суровый вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений и в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом. Никакие иные нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности. В Российской Федерации исчерпывающий перечень преступлений зафиксирован в Уголовном кодексе. Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом.

Полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Меры уголовного наказания — наиболее жесткие формы государственного принуждения, воздействующие преимущественно на личность виновного: лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т. д. В виде исключительной меры наказания допускается применение смертной казни — расстрела.

В основе процессуальной формы уголовной ответственности, как говорилось, лежит презумпция невиновности.

Административная ответственность наступает за совершение административных проступков, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, эта ответственность может определяться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами субъектов Федерации.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются компетентными органами государственного управления, круг которых закреплен в гл. 16 КоАП (административными комиссиями, комиссиями по делам несовершеннолетних, районным судами, органами внутренних дел, таможенными органами, органами специализированной охраны и надзора и т.д.). Меры административного принуждения — предупреждение, штраф, лишение специального права, административный арест.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда, т.е. за совершение гражданско-правового деликта. Ее сущность состоит в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия.

Полное возмещение вреда — основной принцип гражданско-правовой ответственности (ст. 1064 ГК РФ). Возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например выплатой неустойки.

Возложение этого вида ответственности осуществляется судебными (общим или арбитражным судом) или административными органами (ст. 11 ГК РФ). Истцом в этом случае выступает (наряду с государственным органом) и лицо, право которого нарушено.

Дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Специфика их противоправности заключается в том, что в данном случае нарушается не запретительная норма, а позитивное правило, закрепляющее трудовые обязанности работника.

Привлекать к дисциплинарной ответственности может лицо, осуществляющее распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником.

Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с Трудовым кодексом РФ, в порядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями.

Меры дисциплинарной ответственности — выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.

Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, заключается в необходимости возместить ущерб в порядке, установленном законом (Трудовым кодексом РФ). Основанием этого вида ответственности является нанесение ущерба во время работы предприятию, с которым работник находится в трудовых отношениях. Размер возмещаемого ущерба определяется в процентах к заработной плате.

Все названные виды ответственности являются традиционными и хорошо известными, за исключением, конституционной, которая стала выделяться сравнительно недавно.

Под конституционной ответственностью имеются в виду, например, отрешение Президента от должности, отзыв депутата, роспуск Государственной Думы, отставка Правительства и т.д. Такую ответственность называют еще политико-правовой.

В литературе и в печати ставится вопрос о принятии специального о конституционной ответственности высших структур власти: Президента, Правительства Федерального Собрания за возможные злоупотребления, ненадлежащее исполнение своих обязанностей, принятие неверных или ошибочных решений с тяжелыми последствиями, затрагивающими судьбы людей страны (распад государства, нарушение его целостности, лишение населения вкладов, невыплата зарплаты, пенсий, пособий, развязывание войны, массовая гибель граждан и т.д.).

Юридическая ответственность представляет собой правореализационную деятельность государства, в частности, в такой ее форме, как применение правовых норм к правонарушителям. И оттого, насколько последовательна, и неотвратима эта ответственность, прямо зависит эффективность указанной деятельности, ее результаты.

Сегодня она, к сожалению, мало эффективна, огромная масса преступников никакой ответственности не несет, а спокойно пребывает на свободе, совершая все новые и новые уголовно наказуемые деяния.

Причин много, но главное из них - общий системный кризис общества (экономический, социальный, политический, духовный, нравственный, правовой).

Правонарушения и юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел

Для правонарушений, которые совершают сотрудники органов внутренних дел, характерны все признаки, свойственные правонарушениям.

Элементы правонарушения также являются общими для структуры всех видов правонарушений. Сотрудники органов внутренних дел могут совершить правонарушения на службе, в связи со службой и вне службы. Как уже отмечалось, в зависимости от объекта правонарушения и степени причиненного вреда правонарушения бывают двух видов: преступления и проступки. Проступки, в свою очередь, бывают: административные, дисциплинарные, гражданско-правовые (материальные) и др.

Преступления являются наиболее опасным видом правонарушения. Среди преступлений, совершаемых сотрудниками на службе или связи со службой, выделяют, как правило, должностные преступления, некоторые виды преступлений против правосудия и др. Общим здесь является субъект преступления — сотрудник органов внутренних дел. Сотрудники могут совершать преступления, не связанные с выполнением служебных функций. Нередко общественная опасность преступлений, не связанных с выполнением служебных обязанностей, выше, чем должностных преступлений и преступлений против правосудия.

Распространенный характер имеет такой вид должностного преступления, как фальсификация материалов (должностной подлог).

Причем фальсификация используется и при совершении других должностных преступлений, например превышения власти, злоупотребления служебным положением в форме укрытия преступлений от учета, получения взятки, т. е. выступает в качестве средства преступления.

При квалификации преступлений, совершенных сотрудниками, важное значение имеет понятие «насилие». Оно охватывает действия, направленные на незаконное лишение свободы с непосредственным применением к лицу физической силы, нанесением побоев, причинением легких и менее тяжких телесных повреждений, тяжких телесных повреждений без отягчающих обстоятельств, а также насилие, повлекшее неосторожное убийство.

При квалификации преступлений против правосудия определяющую роль имеет объект посягательства, каковым является правосудие. Известны некоторые виды преступлений против правосудия (ст. 176 — 190 УК России), субъектами которых являются сотрудники органов внутренних дел в качестве должностного лица (например, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности; заведомо незаконный арест или задержание; принуждение к даче показаний и др.),

Проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые), совершаемые сотрудниками, в отличие от преступлений, не столь опасны для общества. К ним относятся общественно вредные противоправные деяния, не предусмотренные уголовным законом. Проступки сотрудников могут посягать на различные стороны общественного правопорядка, в результате чего каждый вид проступков имеет свои определенные черты и признаки.

Административными проступками являются общественно вредные, противоправные, виновные деяния сотрудников, посягающие на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность.

Вместе с тем, законодательство об административных правонарушениях прямо предусматривает применение за совершение ряда проступков лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, как правило, не административной, а дисциплинарной ответственности (ст. 16 Кодекса об административных правонарушениях).

Дисциплинарные проступки сотрудников — это общественно вредные нарушения служебной, учебной, трудовой дисциплины, т. е. закрепленного нормами права (уставами, положениями, правилами) юридически обязательного порядка деятельности определенных коллективов органов и учреждений внутренних дел (например, прогул, опоздание на службу, волокита). Дисциплинарные проступки сотрудников влекут за собой применение дисциплинарных взысканий, таких, как замечание, выговор, строгий выговор, или мер общественного воздействия, налагаемых, например, судами чести.

Гражданско-правовые проступки сотрудников — это посягательства на урегулированные нормами гражданского права имущественные и личные отношения, а также некоторые отношения, предусмотренные нормами трудового, семейного, земельного права. Гражданско-правовые проступки влекут за собой применение установленных нормами гражданского права санкций, в частности возмещения причиненных убытков и ущерба, принудительного исполнения обязательств, признания сделки недействительной, опровержения по суду порочащих сведений, взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособного супруга и т. п.

Вместе с тем в случае причинения сотрудниками ущерба организациям или гражданам во время исполнения служебных обязанностей эти лица несут материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Материальная ответственность сотрудников органов внутренними дел наступает за нарушение ими норм гражданского, трудового и ряда других санкций имущественного и неимущественного характера.

Юридическая ответственность сотрудников имеет свои особенности, основная из них такова: сотрудники несут повышенную ответственность за нарушение норм права, поскольку наделены большим объемом прав и обязанностей по отношению к гражданам.

В качестве самостоятельных видов юридической ответственности, применяемых к сотрудникам органов внутренних дел, выделяют: уголовную, административную, дисциплинарную и материальную (гражданско-правовую).

Каждая разновидность юридической ответственность сотрудников органов внутренних дел имеет свои собственные преимущества перед другими видами ответственности и свои ограниченные возможности. Поэтому достижение целей ответственности (общей и частной превенции) возможно только при условии комплексного использования мер ответственности различной отраслевой принадлежности.

Юридическая ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер юридической ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений, а также восстановления нарушенной социальной справедливости. Названные цели юридической ответственности позволяют говорить о карательной, превентивной и правовосстановительной функциях юридической ответственности.

Применение мер юридической ответственности - это наказание, поскольку всегда связано либо с определенными ограничениями прав и свобод нарушителя, либо с возложением на него каких-то дополнительных обязанностей. Именно в этих ограничениях и дополнительных обременениях, которые отсутствовали бы в случае правомерного поведения, проявляется карательная функция юридической ответственности.

Но наказание, безусловно, не самоцель. Наказание содержит в себе и воспитательный потенциал, так как преследует цели специального и общего предупреждения. Поэтому юридическая ответственность имеет также превентивную (предупредительную) функцию.

Специальное предупреждение характеризуется тем, что наказание, воздействуя на конкретного нарушителя, побуждает его не допускать в дальнейшем совершения новых правонарушений.

Общее предупреждение заключается в том, что наказание конкретному нарушителю назначается в то же время для того, чтобы другие лица, склонные к совершению правонарушений, их не совершали.

Общепредупредительный характер имеет само наличие закона, содержащего указание на применение меры ответственности в случае нарушения установленных правил. Таким образом, можно считать, что юридическая ответственность выполняет своего рода и регулятивную функцию.

Через применение мер юридической ответственности часто восстанавливаются нарушенные противоправным поведением общественные отношения, компенсируются потери потерпевшей стороны, восстанавливаются ее права. В такой ситуации проявляется правовосстановительная функция юридической ответственности. Она присуща, прежде всего, ответственности в гражданском праве, где имеется такая, например, общая санкция, как возмещение убытков (в виде возмещения реального вреда и упущенной выгоды - ст. 15 ГК РФ).

Особенность проявления восстановительной функции юридической ответственности заключается в том, что в ряде случаев правонарушитель может сам, без вмешательства государственных органов прекратить противоправное состояние и восстановить нарушенные им права потерпевшей стороны.

Итоговой целью применения всех мер юридической ответственности является соблюдение установленного правопорядка, защита нарушенных прав и свобод граждан и иных лиц и обеспечение правомерного поведения всех участников общественных отношений.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.