|
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯФормирование полноценного восприятия произведения имеет место на каждом этапе урока, правда, в разной степени. Особе интенсивно это происходит на этапах анализа и вторичного синтеза. На уроке анализ и синтез не противопоставляются друг другу, а органично сливаются. Чем теснее на уроке будут связаны задания аналитического и синтетического характера, тем продуктивнее будет анализ и, следовательно, глубже проникновение в смысл литературного произведения. Способность к образному анализу художественного текста сама собою не формируется. А если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении все, что ему неинтересно, Поэтому надо учить детей вдумчивому восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом. Анализ произведения должен быть совместным (учителя и учеников) раздумьем вслух, что со временем приведет к развитию у ребенка естественной потребности самому разобраться в прочитанном. В начальных классах чаще всего используется анализ развития действия и художественных образов. Анализ развития действия предполагает работу над сюжетом литературного произведения и его элементов (эпизод, глава и т.д.). При этом задача учителя — найти вместе с детьми черты целостности в каждой части произведения и органичную связь части с целым. Анализ событий в их последовательности близок младшим школьникам, проявляющим интерес к действию, и не представляет для них трудности, тем более что большинство произведений в книгах для чтения невелики по объему и просты по композиции. При проведении этого вида анализа в работе над эпизодом нужно стремиться к тому, чтобы в воображении читателей возможно конкретнее, полнее, ярче была воспроизведена картина, нарисованная писателем. Плодотворен бывает анализ, который начинается с кульминационной сцены, где затронуты главные вопросы, волнующие писателя. Большое значение для понимания содержания текста имеют также начало (экспозиция и завязка) и конец (развязка), так как они наиболее полно выражают тему и идею художественного произведения. Именно над этими эпизодами следует проводить специальную работу на уроках чтения в рамках целостного анализа развития действия. Анализ художественных образов — это работа не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии. В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.), и смысл этого образа, т.е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения. Анализ художественных образов имеет следующую последовательность. 1. В первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет, так как характер проявляется только в действии. Кроме того, героя характеризуют его речь и ремарки автора (пояснения относительно внешности, особенностей поведения действующих лиц). 2. Рассматриваются взаимоотношения героев, так как на них строится любое действие в эпическом произведении. При этом необходимо, чтобы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей, которые кроются либо в личных качествах характера, либо в сложившихся обстоятельствах. 3. Если в произведении имеются описания пейзажа или интерьера, рассматривается их роль в тексте. 4. На основе взаимодействия образов выявляется идея произведения. Понимание идеи вплотную приближает к осознанию позиции автора-собеседника, потому что идея — это то, что именно хотел сказать писатель своим произведением. 5. Выявляется личное отношение читателя к описанному (к содержанию) и к тому, как это сделано (к форме). Анализ образа героя учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц: мысли и чувства персонажей, черты их актера. Нужно приучить детей судить об основных качествах персонажей, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим.. Перечислим некоторые приемы работы над характеристикой персонажа: — учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие; — детям предлагается самостоятельно назвать свойства характера героя, если он показан в действии и имеет не более 2—3 качеств; — сопоставляются герои одного произведения или близких по тематике произведений (наиболее легкий вид сравнения — противопоставление), уточняется авторское отношение к героям; — учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста; — учитель привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя, ученики «расшифровывают» то или иное действие, выражение лица, интонацию героя и на этом основании определяют характер отношении автора к персонажу; — совместно с учителем дети проводят «эксперимент»: исключают из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристике персонажа; — при отсутствии ремарок автора ученики придумывают их совместно с учителем. Роль пейзажа в эпическом произведении двояка. Он способствует созданию общего настроения (когда дан самостоятельно, отдельно от мыслей и переживаний действующих лиц) или уточняет характеристику персонажа (если передан автором в восприятии героя.). Описание интерьера также помогает глубже понять уклад жизни, характеры действующих лиц. Осознание идеи произведения — это понимание основной мысли автора, ради которой он создал свое творение. В начальной школе дети только учатся этому, поэтому не нужно в конце анализа каждого произведения спрашивать: «Так что же хотел сказать автор в своем произведении?» Авторское отношение к героям, их взаимоотношениям, к событиям важно раскрывать постепенно. Это помогут сделать вопросы такого типа: «Как в описании внешности героя выразилось отношение к нему автора?», «Какие чувства писателя отразились в стихотворении?», «Что изобразил автор в этой сцене? Для чего?» Выявлением авторской позиции следует заниматься не при анализе каждого текста, а лишь тогда, когда чувствуется необходимость более глубокого осознания детьми авторской идеи. Не стоит при анализе текста всякий раз подвергать разбору все названные в примерной схеме анализа элементы. Рассмотрению подлежат только такие элементы произведения, которые наилучшим образом раскрывают смысл, идейное содержание прочитанного. Пути анализа литературного произведения зависят от характера произведения, от возможностей учащихся, от желания учителя. Но все же исходя из специфики литературы как искусства более распространенным и целесообразным можно считать анализ художественных образов. Успешно организовать на уроке «размышления вслух» о прочитанном помогут следующие рекомендации. 1. Удачное начало беседы делает весь анализ произведения целенаправленным и внутренне необходимым для учащихся. 2. Вопросы, составляющие беседу, должны быть целесообразны, т.е. нужно знать, для чего, с какой целью будет задан тот или иной вопрос. 3. «Вопросы не надо ставить, задавать. Ими лучше разговаривать» (Ильин Е.Н. Искусство общения.– М.: Педагогический поиск, 1988. С. 194). 4. Нужно стремиться к тому, чтобы вопросов и заданий к тексту было немного. Их назначение состоит в том, чтобы направить внимание на неярко выраженную художественную деталь произведения, возбудить мысль и чувства школьников, вызвать живой обмен мнениями. 5. Побуждая учащихся к свободному обмену мнениями, не следует забывать о вопросах, выявляющих отношение к прочитанному, типа: «Что вам хочется сказать об этой сказке?», «Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?» 6. Нужна специальная работа по обучению детей обмену мнениями. Они должны не перебивать друг друга, а учиться развивать мысль, высказанную товарищами, отстаивать свою позицию. 7. Беседа не должна состоять из одних вопросов, они должны сопровождаться интересными репликами и высказываниями учителя. 8. Чаще следует использовать такой вид работы, как постановка вопросов самими учащимися. 9. Беседу по лирическому произведению нужно ориентировать на разговор о лирическом герое, об образе поэта, мире его мыслей и чувств, поскольку идея лирического произведения состоит в воплощении определенных раздумий, настроений. 10. При выполнении детьми самостоятельных заданий по тексту необходимо приучить их работать с карандашом. С этой целью используется отдельный лист бумаги, который прикладывается к странице читаемого текста. В начальных классах решается задача формирования навыка сознательного чтения, основой чего являются умения анализировать текст. Основные направления работы над произведением обусловливаются тремя положениями. 1. Взаимосвязь навыка сознательного чтения и умений работать с текстом. 2. Взаимосвязанное рассмотрение содержания и изобразительных средств произведения. 3. Комплексное решение образовательных и воспитательных задач обучения в процессе работы над произведением. Эти же положения определяют характер вопросов, которые ставит учитель для обсуждения с учащимися, и заданий, выполняемых ими а процессе анализа текста. Для учащихся начальных классов понимание фактического содержания не представляет особой трудности. Однако необходимо выяснить, понятен ли сюжет детям после первичного восприятия. В связи с этим анализ произведения целесообразно начинать с вопросов типа: «О ком говорится в рассказе? Коротко скажите, о чем рассказывает автор». Если учащиеся затрудняются назвать основную сюжетную линию, то данное задание выполняется после повторного чтения и беседы. В процессе анализа используются следующие виды работы с текстом: беседа, выборочное чтение, постановка вопросов самими учащимися, иллюстрирование текста, составление плана произведения. Беседа сопутствует многим занятиям на уроке чтения. Вопросы беседы по своей направленности можно разделить на следующие группы. 1. Вопросы по фактическому содержанию. Ставятся перед учащимися после первого чтения и в процессе выборочного чтения. 2. Вопросы, выясняющие различные связи: причина и следствие, сходство и контрастность, временные связи и др. Вопросы этого типа задаются при повторном чтении, выборочном чтении, в обобщающей беседе. 3. Вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям. Задаются в ходе обобщающей беседы. 4. Вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом детей. Вопросы беседы должны быть целенаправленны и ставиться в определенной системе. Последовательность вопросов обусловлена целевой установкой учителя. Наряду с вопросами по фактическому содержанию ставятся вопросы аналитического и синтетического характера. Последние связаны с обобщением материала в отличие от вопросов аналитического характера, которые нацеливают на выделение из текста отдельных предложений. Выборочное чтение — это чтение части текста в соответствии с заданием или вопросом. Задания могут быть направлены на выяснение конкретного содержания, на установление различных связей, на раскрытие художественных особенностей, собственного отношения учащихся к прочитанному. Выборочное чтение используется на всех этапах работы над текстом и может быть разной степени сложности. Наиболее простым оно является в том случае, когда ответом на вопрос будет воспроизведение текста. Например: «Прочитайте, как медведь устроил себе берлогу». Усложненным вариантом является поиск нескольких небольших частей в тексте, которые будут служить ответом на вопрос. Более сложным является выборочное чтение, в основе которого лежит подбор материала с целью доказательства какого-либо аналитического вывода. Например: «Прочитайте отрывки, которые доказывают, что Нина была трусихой». Выборочное чтение позволяет эффективно сочетать работу над формированием навыков сознательного и выразительного чтения и умений работать с текстом. Оно также влияет на развитие творческого воображения, речи и памяти. В связи с этим выборочное чтение применяется при составлении плана, иллюстрировании, составлении характеристики героя, раскрытии идеи произведения и т.д. Постановка вопроса самими учащимися является весьма результативным видом работы. Еще К.Д. Ушинский справедливо замечал, что правильно поставленный вопрос есть уже половина ответа. Постановке вопроса по тексту необходимо последовательно учить. Сознательность постановки вопроса формируется в процессе анализа учителем собственных вопросов или вопросов, помещенных после текста (почему тот или иной вопрос поставлен, о ком или о чем в нем идет речь, с каких слов чаще всего начинаются вопросы, какие вопросы наиболее интересны, наиболее трудны и т.д.). И тут же учитель показывает, как нужно отвечать на вопросы, используя текст. Детей обучают самой технике постановки вопроса по тексту. Так, прежде чем поставить вопрос, нужно тщательно прочитать текст, постараться представить действующих лиц; если нужно, то выделить часть, по которой будет поставлен вопрос. На начальном этапе работа выполняется коллективно и носит обучающий характер, выделяются наиболее удачные вопросы, выясняется, почему одни из них интересны, а другие, наоборот, неудачны. Постановка вопросов по тексту может использоваться в качестве домашнего задания. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|