Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПАМЯТКА разбора слова по составу





1. Узнаю, на какой вопрос отвечает слово и что оно обозначает (какой частью речи является).

2. Найду в слове окончание. Для этого изменю слово по числам или по вопросам (по падежам).

3.Выделю основу (часть слова без окончания)

3. Найду в слове корень. Для этого подберу родственные слова с разными приставками и без приставок. Сравню слова и найду общую часть.

4. Найду приставку. Для этого сравню однокоренные слова с разными приставками и без приставки. Найду часть слова, стоящую перед корнем.

5. Найду суффикс. Эта часть стоит после корня и

служит для образования слова.

Об уровне осознания роли той или иной морфемы учитель может судить по следующим показателям:

умение выделить морфему из слова;

— умение самостоятельно подобрать слово определенного морфемного состава;

— умение словесно объяснить роль морфемы в слове;

— умение правильно употребить в предложении слова с приставками и суффиксами.

Проверить усвоение учащимися морфемного состава слова можно с помощью таких вопросов и заданий:

1) Ответить на вопросы:

Какая часть в слове самая главная?

— Почему ты так думаешь?

— Для чего служит в слове приставка? Докажи примером.

— Какая еще часть слова служит для образования новых слов? Докажи.

— Для чего служит в слове окончание? Докажи.

2) Сравнить два слова, учитывая их смысл и состав (например: улететь — прилететь, выходить — выбегать, береза — березка).

Слова подобраны так, что первая пара слов позволяет выяснить понимание семантической роли приставки, вторая — корня, третья — суффикса.

3) Сравнить слова и доказать, родственные они или нет. Ответить на вопросы:

Какая часть слова делает их родственными?

— Какая часть слова делает их разными по смыслу?

(школа, школьник, школьный, дошкольный)

4) Разобрать слова по составу.

5) Подобрать слова, состоящие:

— из корня и окончания,

— корня, суффикса и окончания,

— приставки, корня и окончания и т.д.

6) Составить рассказ по опорным словам на заданную тему.

5. Работа над составом слова в связи с изучением частей речи

Цель изучения морфемного состава слова в 4 классе состоит в углублении знаний о словообразовательной и формообразовательной роли морфем, а также в подготовке учащихся к пониманию особенностей образования имен существительных, имен прилагательных и глаголов. В русском языке каждой части речи свойственны определенные словообразовательные особенности и существует взаимосвязь между морфемным составом слова и его принадлежностью к той или иной части речи. Это то исходное лингвистическое положение, на котором основывается решение указанных задач.

В процессе изучения частей речи учитель доводит до сознания детей тот факт, что в языке существует определенная связь в образовании одной части речи от другой или той же самой части речи с помощью приставки или суффикса. Главная трудность для школьников при изучении словообразования заключается в том, чтобы правильно определитъ производящее слово. Для этого учитель направляет учащихся на установление, во-первых, от какого слова образовалось данное и, во-вторых, при помощи каких морфем. Но при этом обязательным является морфемный анализ слова, распознавание, какой частью речи является производящее и производные слова. Учитель специально фиксирует внимание детей на том:

— от какой части речи образовано слово,

— при помощи какой морфемы,

— какой частью речи оно является.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

1.Какие знания и умения из области фонетики и графики, полученные детьми в период обучения грамоте, при изучении раздела «Звуки и буквы» закрепляются, а какие являются новыми?

2. Какими орфоэпическими нормами овладевают учащиеся при изучении раздела «Звуки и буквы»?

3. Какова система изучения морфемного состава слова?

Список литературы.

1.Каневская Н.Г. Основа правильного произношения и грамотного письма. Особенности изучения раздела «Звуки и буквы. Слог. Ударение» в начальных классах// Русская словесность в школах Украины. – 2006. – № 3.

2.Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М.С.Соловейчик. - М., 1998.

3. Коваль А.П. Наглядность на уроках русского языка в начальных классах. - К., 1986.

4. Потоцкая Т.Ф. Элементарный словообразовательный анализ на уроках русского языка // Нач.шк. - 1986. - № 5.

5. Барабанова М.Ю. Формирование действий морфемного анализа слов при изучении темы “Состав слова” // Нач.шк. - 1996. - № 4.

6. Мережко Е.Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка //Нач.шк. - 1996. - № 6.

Лекция 12

Тема. Речевая деятельность младших школьников, ее виды

План

1.Понятия «язык, «речь», важность их разграничения для методики.

2.Речевая деятельность, ее структура, виды.

3.Психологические основы развития речи.

4.Лингвистические основы совершенствования речи учащихся.

5. Методика обучения слушанию, говорению.

1. Известный ученый-методист М.Р.Львов отмечал: «Человек обладает бесценным даром речи, он овладевает ею в раннем детстве и совершенствует ее долгие годы: учится мгновенно выбирать точное и меткое слово, свободно строить предложения и текст, учится владеть дыханием и голосом, интонациями… Он учится читать и писать, т.е. переходить с устного (акустического) языкового кода на графический, буквенный и обратно».

В школе последних десятилетий заметно усилилась тенденция развития речи учащихся, из сферы чисто практической речь вступила в область теоретических понятий, изучаемых в системе: это «общение, говорение, слушание, чтение и письмо; это текст, его внутренние связи, адресат речи, жанры, выразительность речи, риторика».

Раскрывается и значение термина «речь»:

1. Речь– процесс, деятельность.

2. Речь – продукт речевой деятельности, синоним – «текст».

3. Речь – один из ораторских жанров.

Все три значения термина могут быть применены к устной речи, письменной и даже к мысленной (внутренней) речи.

Речь может быть определена через язык, например, «деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива» (Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.– М.,1966).

Долгие годы понятия «язык» и «речь» не разграничивались. Впервые их научное разграничение осуществил швейцарский франкоязычный лингвист Фердинанд де Соссюр, его считают основателем теории речи в мировой науке. В России над этим вопросом работали А.А.Потебня, И.А.Бодуэн де Куртенэ, Л.В.Щерба, психологи Л.С.,Выготский, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, психолингвисты А.А.Леонтьев, В.Г.Степанов, за рубежом – Дж.Миллер, Н.Хомски, Д.Слобин и др.

Постепенно выделялись сходства и различия этих понятий.

Сходство заключалось в том, что, в сущности, это две стороны одного и того же предмета. В речи реализуются все богатства языка, все его выразительные возможности. В то же время именно через речь обогащается язык, в него входят новые слова, обороты речи, новые оттенки уже известных слов, их значений.

Различия языка и речи таковы:

1.Язык – знаковая система, используется для формирования и выражения мысли, для общения с другими людьми.

Речь – само общение средствами языка.

2.Язык хранится в памяти каждого человека. Он нейтрален по отношению к кипящей жизни и сохраняется для всех носителей данного языка и потомков.

Речь – это действие, деятельность людей, всегда мотивирована, направлена на решение каких-либо задач.

3.Язык стремится к стабильности, он нормативен, подчиняется строгой норме, обслуживает весь народ как языковой коллектив.

Речь тоже подчиняется норме языка, но допускает отступления от принятых и языке норм, ибо она в отличие от языка индивидуальна

4.Язык отражает жизненную реальность, но не зависит от ситуаций текущей жизни.

Речь целенаправленна, ситуативно обусловлена.

5.Речь подвергается качественной оценке (можно сказать: правильная, выразительная, четкая, красивая и т.д.). К языку такие оценки неприменимы.

Такое разграничение данных понятий важно для методики: из него вытекает, что изучение языка и речи – процессы, тесно связанные друг с другом, но различные. Когда обучаем школьников языку, то знакомим их с системой лексических, грамматических и других средств, имеющихся в распоряжение говорящего. Развивая же речь, учим владению языком, правильному и умелому использованию его в практике общения.

 

2. Разрабатывая вслед за Л.С.Выготским теорию речевой деятельности, психологи пришли к выводу, что речь тоже является своеобразной деятельностью человека, речевой деятельностью. Признание этого факта положило начало новому подходу к работе по развитию речи – с позиций теории речевой деятельности. Сравнительно недавно этот подход стал разрабатываться применительно к обучению русскому языку как родному (см. работы М.Р.Львова, В.И.Капинос, Т.А.Ладыженской, А.Ю.Купаловой).

Для современной методики характерно достаточно четкое разграничение «трех аспектов языковых явлений» (Л.В.Щерба), подлежащих усвоению на занятиях по языку (язык– речь – речевая деятельность), и рассмотрение речевой деятельности в качестве ведущего аспекта при практической направленности обучения.

Под «речевой деятельностью понимается активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения» (Русский язык в нач. классах // Под ред. М.С.Соловейчик. –М.,1998. – С.225). Предметом речевой деятельности является мысль, ибо речевая деятельность направлена или на выражение мысли (если мы создаем высказывание), или на восприятие чужой мысли (если принимаем сообщение). Средством речевой деятельности является язык. Отбор содержания для высказывания, использование языковых средств для выражения этого содержания или для его понимания, т.е. речь, – это способ, применяемый в речевой деятельности. Продуктом этой деятельности при создании высказывания будет само высказывание – одно предложение, если нужно только выразить мысль, или текст, если мысль получает развитие. Результатом речевой деятельности можно считать либо понимание – непонимание мысли, выраженной автором текста, собеседником, либо ответную реакцию, не выраженную словами.

Развивая речь ребенка, следует учитывать его способность не только к созданию высказывания, но и к восприятию, ибо речевая деятельность – это процесс двусторонний, предполагающий выполнение ребенком роли не только отправителя сообщения, но и адресата.

Необходимо назвать условия, влияющие на формирование речевой деятельности: 1) возникновение у ребенка потребности в общении; 2) обеспечение школьникам понимания того, к кому, зачем и при каких обстоятельствах они обращаются; 3) владение средствами языка, умение выбирать их с учетом ситуации общения и грамотно формулировать мысль; умение отбирать содержание для высказывания и организовывать его в соответствии с замыслом и ситуацией общения; 4) осуществление контроля за собственной речью, восприятием ее собеседником, а также за пониманием речи партнера.

По характеру направленности речевого действия от «мысли к слову» или от «слова к мысли» (Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку(на материале русского языка как иностранного).– М.,1989. – С.141) и по форме речи (устная и письменная) выделяют четыре вида речевой деятельности: слушание и понимание, го-

ворение, чтение, письмо. Их взаимоотношение можно показать так:

 

устная форма

восприятие (рецепция) создание (продукция)

Слушание Говорение  
Чтение письмо

Письменная форма

 

Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством

которого осуществляется устное общение. Продуктом говорения является устное высказывание (текст). Механизм построения устного высказывания включает ситуацию, мотив, потребность, внутренний план высказывания, отбор слов, их расположение и маркировку (связь слов с помощью окончаний, предлогов, союзов).

Трудность овладения говорением для учащихся заключается в его быстроте и неподготовленности, невозможности обдумать ситуацию, оценить адресата, выбрать точные слова, расположить их в определенной последовательности, оформить высказывание акустически, т.е. произнести фразу, придав ей нужные интонации, ударения.

Слушание – вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащих текстов.

Чтение – вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста.Целью чтения является получение и переработка письменной информации. С этой точки зрения чтение (как и слушание) относится к рецептивным видам речевой деятельности.

Цель обучения чтению в школе заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи. Умение читать предполагает овладение техникой чтения, т.е. правильным озвучиванием текста, записанного в определенной графической системе, и умением осмыслить прочитанное.

Механизм чтения имеет два варианта: чтение про себя и чтение вслух.

Модель первого – чтения про себя:

зрительное восприятие кодовый переход с графического кода на фонемный переход на мысленный код (понимание).

Модель второго – чтения вслух:

зрительное восприятие кодовый переход с графического кода на фонемный (переход на акустический код) переход на мысленный код (понимание).

Письмо – продуктивный вид речевой деятельности, при котором информация передается на расстояние с помощью графических знаков.

Как и все виды речевой деятельности, письменная речь имеет такую структуру:

1.Этап мотивации, предварительной ориентировки. Пишущий определяет, с какой целью, кому и что будет писать.

2.Планирование деятельности (речевая интенция, т.е. намерение). Пишущий планирует не только содержание, но и форму своей речи: продумывает начало, окончание; выбирает слова, определяет общую тональность письма и пр.

3.Осуществление деятельности, т.е. самого процесса письма. В условиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент (принимающий информацию) и промежуточная обратная связь. Пишущий не видит непосредственную реакцию читающего на каждую фразу (он может ее лишь предугадать). Пишущий лишен возможности интонировать свою речь, использовать жесты, мимику. Часто пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказать свои суждения, иначе он может быть неверно понят.

4.Контроль деятельности. Пишущий во времени не ограничен, его внимание направлено как на содержание, так и на форму изложения. Перечитывая написанное, он проверяет, насколько адекватно использованная форма передает замысел высказывания.

Результатом письма как вида речевой деятельности является письменное высказывание. В учебной деятельности используются подвиды письменной речи – слушание – письмо, чтение – письмо, т.е. ученик слушает и пишет (изложения, диктанты, планы), читает и пишет (планы, аннотация, сообщения).Записи помогают усвоить прочитанный материал.

Таким образом, письмо, как и говорение, и слушание – это кодовый переход на уровнях мысли и речи.

 

3. Характеризуя психологические основы речевой деятельности, необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1.Предпосылкой речевой деятельности является коммуникативно-познавательная потребность – стремление вступить в общение с другим человеком. Речевого общения без потребности, без мотива не бывает.

Поэтому прежде чем дать задание ученикам на создание и восприятие высказывания, необходимо постараться обеспечить у них возникновение соответствующей потребности, желания вступить в речевое общение.

Предлагая детям создать текст, важно обеспечить им пони-мание того, к кому, зачем и при каких обстоятельствах они обращаются. Прием создания речевых ситуаций будет способствовать реализации высказанных положений.

2.Так как предметом речевой деятельности является мысль, то важно научить детей всматриваться в окружающий мир, накапливать впечатления, наблюдать, обобщать.

Чтобы помочь ребенку выразить все увиденное в собственном высказывании, необходима работа над единицами языка: 1)необходимо упорядочить представления детей о языковых средствах, находящихся в их распоряжении, расширить запас этих средств, помочь овладеть правилами конструирования; 2)обучить школьников умелому использованию единиц языка в процессе общения с учетом его задач, условий и адресата. Необходимо изучать язык как средство, с помощью которого выражаются мысли, и, обучая использованию этого средства, совершенствовать те способы выражения мысли, которыми ученик уже владеет.

Также следует формировать у учащихся умение отбирать содержание для высказывания и организовывать его в соответствии с замыслом, т.е. учить школьника заботиться о конечно продукте и результате речевой деятельности: учить созданию текста, его совершенствованию с точки зрения логики развития мысли, лучшего донесения ее до адресата, понимания высказывания.

3.Совершенствование речевой деятельности младших школьников предполагает формирование четырех обобщенных речевых умений: 1)ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознавать свою коммуникативную задачу; 2)планировать содержание сообщения; 3)формулировать собственные мысли и понимать чужие; 4)осуществлять контроль за речью, восприятием ее собеседником, а также за пониманием речи партнера.

4.Решая задачи совершенствования речевой деятельности младших школьников, необходимо учитывать существование четырех ее видов (слушание, говорение, чтение, письмо) и направлять усилия на обучение каждому из них.

5.Необходимо также помнить об особенностях речевого развития ребенка на определенной стадии (см. об этом Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М.,1985; Речевое развитие человека// Нач.шк. – 2000. – №6).

В речевой подготовке младших школьников можно выделить такие направления:

– ознакомление учащихся с элементарными сведениями о языке и речи, видами и формами речи;

– обучение всем видам речевой деятельности,

– ознакомление с текстом, его основными признаками, типами;

– систематическое обогащение, уточнение, активизация словаря учащихся;

– усвоение младшими школьниками грамматического строя русской речи, работа над словосочетанием и предложением как средством выражения мыслей и чувств;

– развитие умений и навыков контекстной речи;

– формирование произносительной культуры (работа над дикцией, орфоэпией, выразительностью речи).

 

4. Лингвистическую основу работы по развитию речи составляют дисциплины, изучающие речь: функциональная стилистика, культура речи, лингвистика текста.

Учителю начальных классов необходимо знать, что в сфере общения выделено пять стилей речи: научный, деловой, публицистический, художественный, разговорный. Каждый из этих стилей имеет свою специфику, которая обусловлена различием ситуаций общения. Своеобразие той или иной ситуации общения выдвигает определенные требования к организации высказывания – к отбору как содержания, так и языковых средств.

Данные функциональной стилистики обязывают сделать принципиально важный методический вывод: необходимо развивать не речь «вообще», а речь разговорную, деловую, художественную и т.д. Формирование речевых умений детей нужно связывать с работой над конкретными стилями речи. Для начальных классов следует отобрать, во-первых, актуальные для реальной речевой практики младших школьников, а, во-вторых, наиболее контрастные стили: разговорный, научный, деловой и художественный. Для первого характерна непринужденность, живость; для второго – строгость, объективность; для третьего – образность и эмоциональность.

Культура речи – это лингвистическая дисциплина, рассматривающая вопросы: как говорить правильно и хорошо, с соблюдением литературной нормы, с мотивированным употреблением средств языка для целей общения, в конкретных условиях общения (подробнее см.: Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.,1988;Бельчиков Ю.А. Говори ясно и просто. – М.,1980;Васильев А.Н. Основы культуры речи. – М.,1990; Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1995; Новиков Л.А. Искусство слова. – М.,1982; Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М..1988 и др.)

Лингвистка текста – новая область языкознания, предметом изучения которой является текст. «Текст, – пишет один из крупнейших современных синтаксистов Г.А.Золотова, – получает признание как одна из важнейших лингвистических категорий, поскольку языковая система в процессе коммуникации реализуется не в изолированном предложении, а текстах разного типа назначения» (Синтаксис текста. – М.,1979. – С.3).

Названная область лингвистики помогает определить задачи и содержание работы по совершенствованию культуры речи в школе: учить пользоваться средствами языка (правильно, т.е. в соответствии с принятыми нормами, и коммуникативно целесообразно, с учетом ситуации общения, конкретного содержания высказывания, требований контекста).

Поскольку лингвистика текста сравнительно молодая область языкознания, ее терминология в полной мере еще не установилась. В литературе можно встретить различные термины: лингвистика текста, теория текста, синтаксис текста, стилистика текста, синтаксис сложного синтаксического целого, коммуникативный синтаксис и некоторые другие. При определенных различиях, отражающих специфику подхода, все эти названия относятся к одной и той же области знания, предметом изучения которой является текст (подробнее см.: Энциклопедический словарь юного филолога. – М.,1984; Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М.,1982; Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.,1981).

Контрольные вопросы для самоподготовки

1. Каковы основные направления работы по развитию речи?

2. Составьте модель методов и приемов развития речи.

Список литературы







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.