Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ « затраты - объём-продукция- прибыль»





В практической деятельности руководителю любой организации приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающее цены,затрат предприятия,объёма и структуры реализации продукции, в конечном итоге складывается на финансовом результате предприятия. Мощным инструментом менеджеров в определении точки безубыточности служит методика анализа взаимосвязи «затраты- объём- прибыль», (CVP-анализ).

Этот вид анализа- одно из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия.Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объёмом реализации,минимизировать предпринимательский риск. Ключевыми элементами C V P-анализа выступают маржинальный доход, порог рентабельности(точка безубыточности),производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

Маржинальным доходом на предприятии считается разница между выручкой предприятия от продажи продукции и суммой её производственной себестоимости.

Порог рентабельности (точка безубыточности)-это показатель,характеризующий объём реализации продукции, при котором выручка предприятия от продажи продукции, работ,(услуг), равна всем его совокупным затратам, это тот объём продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

Производственный леверидж - механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объёма реализации продукции.

Маржинальный запас прочности - это процентное отклонение фактической выручки от продажи продукции от пороговой выручки (порога рентабельности).Для расчёта объёма выручки,покрывающие постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в практической деятельности используют такие понятия,как величина и коэффициент маржинального дохода.

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Существует два способа определения величины маржинального дохода.

При первом способе из выручки предприятия за проданную продукцию вычитают все переменные затраты.При втором способе величина маржинального дохода определяется путём сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.

Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Коэффициентом маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от продажи или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Взаимосвязь между затратами, объёмом и результатами может быть выражена следующей формулой:

N=S пост. +Р/М ед.=S пост. / +Р/ Цед.-Sпер.на ед. продукции, (28)

где: N-объём продукции в натуральном выражении;

Р - сумма прибыли;

Ц ед.- цена единицы продукции;

S пост. –сумма переменных затрат на единицу продукции;

М ед. –сумма маржинального дохода на единицу продукции.

Пример Колбасный цех выпускает и продаёт полукопчёную колбасу «Одесская».Планируемый объём продаж за месяц составляет 5 000 кг. Колбасное изделие продаётся по цене 100 руб. за кг. При этом переменные затраты на единицу изделия(1 кг) составляют 60 руб, постоянные затраты-150 000 руб., планируемая прибыль-50 000 руб.

Установим взаимосвязь между всеми показателями данной задачи и определим влияние каждого фактора на планируемый результат.

1.Определим планируемый объём продаж при ожидаемой прибыли в сумме 50 000 руб.:

N= S пост.=Р/Ц ед.-S пер. на ед. прод.= 150 000=50 000/100- 60= 5000кг.

Отсюда объём безубыточной реализации продукции составит:

N=S пост./ Ц ед.- S пер. на ед. прод. =150000/100-60= 3760 кг.
2.Определим сумму ожидаемой прибыли при заданных координатах:

Р=N(Ц ед.-S пер. на ед.)- S пост.= 5000-(100 -600) – 150000 = 50 000 руб.

3.Определим сумму постоянных затрат при заданных координатах:

S пост.= N (Ц ед – Sпер. на ед.)-Р= 5000-(100 -600- 50000=150 000 руб.

4.Определим планируемую цену продаж:

Ц ед.=S пер. на ед. + S пост.+ Р/N = 60 + 150000+50000/5000=100 руб.

5.Определим сумму переменных затрат на единицу изделия:

S пер. на ед.= Ц ед.-S пост. + Р/N =100-150000+50000\5000 =60 руб.

6.Определим сумму маржинального дохода на единицу продукции:

М=Sпост. +Р/N =150000 +50000 / 5000=40 руб.

Следует отметить,что основным условием СVP- анализа является деление затрат организации на постоянные и переменные.Как, известно, постоянные затраты не зависят от объёма производства и продаж, а переменные изменяются пропорционально изменению этого показателя. Поэтому для установления точки безубыточности к приведённой выше формуле целесообразно дополнительно использовать показатель коэффициента реагирования продукта.

Его можно определить по формуле:

К n=Nб./N р.; (29)

где: K n-коэффициент реагирования продукта;

N б -объём безубыточной реализации продукции;

Nр- объём прибыльной реализации продукции.

Для нашего примера коэффициент реагирования продукта составит:

Кn=3750/5000=0,75.
С помощью этого показателя определим показатели безубыточности,зависящие от объёма реализации продукции.

1.Объём реализации продукции в стоимостном выражении:

500000 х 0,75=375 000 руб.

2.Определим цену безубыточной реализации продукции:

100 х 0,75=75 руб.

Использование CVP- анализа в практике работы коммерческих организаций помогает оперативно и качественно решить многие задачи, например, определить размер прибыли при различных объёмах выпуска.

Пример. Швейное предприятие выпускает и продаёт мужские костюмы, при этом средние переменные затраты на производство и сбыт одного костюма составляют 500 руб. Костюм продаётся по цене 750 руб. Постоянные затраты предприятия в месяц составляют 80 тыс. руб. Рассчитаем,какую прибыль может получить предприятие в месяц, если оно продаёт 400,500 или 600 костюмов.

Поскольку постоянные затраты предприятия не зависят от объёма выпуска, найдём величину маржинального дохода и прибыль(как разность между величиной маржинального дохода и суммой постоянных затрат)для всех трёх вариантов.

 

 

Таблица 5.4 – Прибыль предприятия для разных вариантов объема выпуска

Прибыль предприятия при различных объемах выпуска, руб.
Объём выпуска, шт.      
Показатели      
Выручка от реализации      
Переменные затраты      
Маржинальный доход(п.1-п.2)      
Постоянные затраты      
Прибыль(п.3-п.4)      
Средняя величина маржинального дохода      

Так как средняя величина маржинального дохода одинакова для всех трёх вариантов, расчёт прибыли можно упростить. Определим прибыль предприятия при любом объёме выпуска.

Умножив среднюю величину маржинального дохода на объём выпуска, получим общую величину маржинального дохода. От общей величины маржинального дохода отнимем постоянные затраты

Рассчитаем, какую прибыль получит предприятие, если произведёт и продаст 480 костюмов.
Величина маржинального дохода для данного объёма составит:

250 х 480 =12 000 руб.

Прибыль составит 120 000-80 000=40 000 руб.

Пример расчёта точки безубыточности, CVP- анализ иногда называют анализом точки безубыточности.

Рассчитаем на примере маржинальный запас прочности. Показатель, характеризующий превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации, определяется формулой

Маржинальный запас прочности =(фактическая выручка- пороговая выручка) / фактическая выручка х 100 %. (30)

Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия. Определить цену продукции при безубыточной реализации можно по формуле

Цена безубыточности = Пороговая выручка / Объём произведенной продукции в натуральном выражении. (31)







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.