Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Специальные гарантии местного самоуправления





Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления, установленные федеральными законами и актами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем органы местного самоуправления могут самостоятельно принимать нормативные акты, которые содержат правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления (положения, уставы и др.).

Специальные гарантии местного самоуправления могут быть разделены на подгруппы. Так, в зависимости от источника закрепления, специальные гарантии местного самоуправления делятся на конституционные и иные.

К конституционным гарантиям местного самоуправления относятся:

- право на судебную защиту (ст. 133 Конституции РФ);

- решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке (ст.ст. 12, 46, 133 Конституции РФ);

- право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133 Конституции РФ);

- право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ);

- запрет на ограничение прав органов местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133 Конституции РФ).

Иные специальные гарантии закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ.

В зависимости от целевого назначения, специальные гарантии местного самоуправления могут быть разделены на три подгруппы:

1) гарантии, направленные на организационную самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения;

2) гарантии, направленные на материально-финансовую самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения;

3) гарантии, направленные на защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации.

Специальными гарантиями организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в системе управления обществом и государством являются:

ü закрепляемое ст. 12 Конституции РФ положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

ü самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ);

ü организационная самостоятельность местного самоуправления, его обособление в системе управления[45];

ü собственная компетенция органов местного самоуправления, которой они наделяются в целях самостоятельного решения местных вопросов и возлагаемых на них задач;

ü право муниципальных образований иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции;

ü учет мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление (ст. 131 Конституции РФ).

Специальные гарантии финансово-экономической самостоятельности местного управления выражаются в том, что:

ü органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, которая признается и равным образом защищается государством наряду с другими формами собственности (ч.2 ст.8 Конституции РФ)[46];

ü органы местного самоуправления вправе, в соответствии с законом, создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации;

ü соответствующие органы государственной власти обязаны финансировать осуществление отдельных государственных полномочий, которые законом могут быть переданы органам местного самоуправления;

ü формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом № 131-ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации[47];

ü муниципальные образования вправе осуществлять муниципальные заимствования, в том числе путем выпуска муниципальных ценных бумаг, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и уставом муниципального образования, организовывать лотереи, получать и выдавать кредиты.

Конституция РФ, федеральные законодательные акты, законодательные и иные правовые акты субъектов федерации, гарантируя местное самоуправление, устанавливают систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав местного самоуправления, так и на предупреждение подобных нарушений. Особую роль в системе специальных гарантий, обеспечивающих правовую защиту местного самоуправления, играет конституционное право местного самоуправления на судебную защиту.

Заметим, что ни Конституция РФ, ни Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» не закрепляют право органов местного самоуправления обращаться в Конституционный Суд РФ в случае нарушения их конституционных прав. Однако защита прав местного самоуправления в Конституционном Суде РФ возможна, когда граждане обращаются с жалобами в Конституционный Суд РФ о нарушении их конституционных прав на местное самоуправление в случае, если их права нарушены законом. Возможно обращение в Конституционный Суд РФ по вопросам нарушения прав местного самоуправления теми органами и должностными лицами, которые вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами (ст. 125 Конституции Российской Федерации).

Важным средством правовой защиты интересов местного самоуправления, его прав являются обращения органов и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти и к государственным должностным лицам.

Надзор за соблюдением законодательства о местном самоуправлении, права населения на местное самоуправление осуществляет прокуратура РФ. Значительная часть правовых актов по вопросам местного самоуправления принимается органами государственной власти субъектов Федерации, в которых могут содержаться положения, ущемляющие или ограничивающие права местного самоуправления. Помимо органов прокуратуры, которые осуществляют надзор за исполнением законов федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, важную функцию в этой сфере выполняет Министерство юстиции РФ. На него возложено проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов федерации, в том числе и по вопросам местного самоуправления.

Правовая защита местного самоуправления в целом гарантируется деятельностью государственных органов, которые в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав местного самоуправления, учет их интересов при осуществлении государственной политики в различных сферах жизни общества.

 

 

ГЛАВА 4.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.