Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность и формы межмуниципального сотрудничества





Решение вопросов местного значения выступает основной задачей местного самоуправления, но справиться с их решением без посторонней помощи муниципальным образованиям практически невозможно. Поэтому практика осуществления местного самоуправления «подталкивает» муниципальные образования к координации усилий и совместной деятельности. Межмуниципальное сотрудничество выступает одной из гарантий местного самоуправления в Российской Федерации, способом осуществления местного самоуправления, а также инструментом защиты права населения на местное самоуправление.

Важно отметить, что межмуниципальное сотрудничество изначально диспозитивно по своему содержанию, создание межмуниципальных организаций и участие в их деятельности выступает правом, а не обязанностью муниципальных образований. Органы государственной власти могут только содействовать вовлечению муниципалитетов во взаимодействие между собой. Количество межмуниципальных объединений, в которых участвует (является членом, учредителем) муниципальное образование не ограничено.

Нормативной основой межмуниципального сотрудничества выступают положения Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 8 и развивающей ее положения гл. 9, которая так и называется «Межмуниципальное сотрудничество». Поскольку любой вид объединений муниципальных образований должен иметь определенную организационно-правовую форму, то к числу нормативных актов, регулирующих межмуниципальное сотрудничество, могут быть отнесены соответствующие федеральные законы. Например, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Органы государственной власти могут издавать специальные нормативные правовые акты по вопросам организации взаимодействия с муниципальными образованиями. Например, Указом Президента России от 2 ноября 2007 г. № 1451 образован Совет при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, в Нижегородской области разработан специальный закон от 31 марта 2010 г. № 60-З «О полномочиях органов государственной власти Нижегородской области по взаимодействию с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Нижегородской области"».

Непосредственное регулирование правоотношений в области межмуниципального сотрудничества отнесено к ведению самих муниципальных образований – только они уполномочены учреждать межмуниципальные объединения, а соответственно определять цели из создания, формы работы, порядок членства и иные вопросы организации деятельности межмуниципальных объединений[148]. Поэтому детали правового регулирования межмуниципального сотрудничества проявляются в учредительных документах межмуниципальных объединений.

Межмуниципальное сотрудничество может преследовать широкий спектр целей, среди которых следует назвать:

1) содействие становлению и развитию местного самоуправления в России, совершенствование правовой основы местного самоуправления;

2) выражение и защита общих интересов муниципальных образований;

3) координация действий с другими муниципальными образованиями;

4) объединение финансовых средств, материальных и иных ресурсов для совместного решения вопросов местного значения;

5) организация взаимодействия с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

6) оказание правовой, информационной, организационно-методической и иной помощи муниципальным образованиям;

7) совместное решение муниципальными образованиями вопросов местного значения;

8) обмен положительным опытом по решению вопросов местного значения и осуществлению полномочий органов местного самоуправления;

9) пропаганда эффективности местного самоуправления в России и др.

В зависимости от поставленных целей могут быть предусмотрены различные организационно-правовые формы межмуниципального сотрудничества. Действующее законодательство предусматривает несколько форм межмуниципального сотрудничества:

1) Международное межмуниципальное сотрудничество. К таким можно отнести как универсальные организации – представительство Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы, так и набирающие в последнее время все большую популярность «побратимские» отношения российских муниципальных образований с зарубежными муниципалитетами. Например, у города Нижнего Новгорода более 10 городов-побратимов, среди которых: Эссен (Германия), Тампере (Финляндия), Харьков (Украина), Сувон (Южная Корея) и др.

2) Общероссийское межмуниципальное сотрудничество. Ст. 67 Федерального закона № 131-ФЗ прямо предусматривает возможность создания «единого общероссийского объединения муниципальных образований» и такое объединение создано – Общероссийский конгресс муниципальных образований. В то же время не существует запрета на создание иных общероссийских объединений муниципальных образований и в настоящее время в Российской Федерации существуют Союз российских городов, Российский союз местных властей, Союз малых городов России и др.

3) Межмуниципальное сотрудничество в субъектах Российской Федерации. Ч. 1 ст. 8, ст. 66 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают создание в каждом субъекте Российской Федерации Совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Такие объединения муниципальных образований создаются в форме ассоциаций и, в основном положительно зарекомендовали себя. Их наименования могут быть различны (например, Ассоциация городов Ленинградской области, Ассоциация городов Владимирской области, Муниципальный союз городов Тюменской области и т.д.), но цели едины – организация взаимодействия органов местного самоуправления, выражение и защита общих интересов муниципальных образований. В субъектах Российской Федерации накоплен определенный опыт создания региональных объединений муниципальных образований, сформированных для решения иных задач. Например, эффективна Ассоциация представительных органов муниципальных районов и городских округов в Нижегородской области при Законодательном Собрании Нижегородской области, созданная в соответствии с постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 27 мая 2010 г. № 2097-IV.

4) Иные формы межмуниципального сотрудничества. Муниципальные образования могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ (в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью), а также некоммерческих организаций (в форме автономных некоммерческих организаций и фондов). Закон допускает создание и иных объединений муниципальных образований, сформированных как по территориальному принципу, например, межрегиональные объединения муниципальных образований (Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Ассоциация городов юга России, Союз городов Заполярья и Крайнего Севера); так и специализированные объединения (Ассоциация содействия гражданам закрытых административно-территориальных образований Министерства обороны РФ).

В зависимости от организационно-правового содержания межмуниципальное сотрудничество может осуществляться в трех основных формах:

1) образование советов и иных объединений муниципальных образований (так называемое "ассоциативное" сотрудничество);

2) заключение договоров и соглашений о сотрудничестве, совместной деятельности (так называемое "договорное" сотрудничество);

3) создание хозяйственных и некоммерческих межмуниципальных организаций (так называемое "хозяйственное" сотрудничество).







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.