Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Йога - оздоровительная система Индии





Йога - религиозно-философская система, исповедование и следование канонам которой должно привести к соединению души человека с абсолютной душой - Богом. В этом - цель жизни йогов. А на пути к ее достижению необходимо преодоление «восьмиричного пути» совершенствования:

1. межличностные взаимоотношения (яма);

2. внутриличностная самодисциплина (нияма);

3. позы, статические упражнения (асана);

4. система дыхательных упражнений (пранаяма);

5. преодоление чувственного восприятия (пратьяхара);

6. концентрация мысли (дхарана);

7. медитация - процесс вникания в сущность объекта сосредоточения (дхяна);

8. самореализация - состояние полного вникания в сущность данного объекта (самадхи).

«Восьмиричный путь» йоги делится на низшую ступень – хатха-йога, в которую входят четыре ступени: Яма, Нияма, Асаны и Пранаяма (физическое очищение), и высшую – раджа-йога (неограниченная власть над своими мыслями и поступками), ставящую цель – овладеть психическими процессами. Раджа-йога включает остальные четыре ступени с помощью которых осуществляется «освобождение души» и соединение ее с «абсолютным духом».

Необходимо добавить, что хатха-йога - это система двигательной активности, которая несет в себе еще и профилактическую функцию. Опыт йоги (применяемый иногда даже без учета менталитета занимающегося) свидетельствует, что йога полезна в психофизическом развитии и совершенствовании, а при избирательных воздействиях может играть роль эффективного средства оздоровления людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и даже некоторые заболевания.

Обратимся к тем элементам хатха-йоги, которые приемлемы (по данным специальных исследований) для оздоровления.



Одним из важнейших элементов хатха-йоги, который обязательно должен быть включен в систему оздоровления, является формирование «искусства трех умений»: 1 - мышечного расслабления, 2 - рационального дыхания, 3 - концентрации внимания.

Основными методами, формирующими такие умения, являются:

- противоположность способов воздействия на организм;

- сочетание в упражнении физических напряжений и расслаблений;

- сочетание активно-пассивных мышечных действий (движений и статических напряжений) с дыхательными;

- построение занятий йогой по принципу «напряжение-расслабление»;

- многообразие соответствующих статических поз;

- полное дыхание (глубокое дыхание по схеме «вдох-выдох» - «выдох-вдох» - «выдох-пауза-вдох»), выполняемое с конкретной количественной дозировкой в целом и по частям.

Но все это осуществляется при следовании основополагающему принципу йоги - абсолютного сосредоточения на цели всех своих действий и безоговорочном следовании рекомендованному способу их реализации.

Мистический ореол йоги, неприятие ее религиозности и философской сути отталкивает от нее многих адептов материализма, вызывает резкую критику и часто полное отрицание.

Необходимо отметить, что одна из задач йоги (и может быть одна из ее существенных сторон) заключается в соединении в человеке физического и психического начал и потенций, и все методы направлены именно на это. А значит, безусловно, заслуживает внимания изучение опыта и использования в оздоровлении. Слово «использование» специально выделено здесь в аспекте необходимости, потому что в многочисленных пособиях неоднократно подчеркивается, что заниматься йогой могут только здоровые люди, что «нельзя совершать насилия над организмом», что «обычный» (йоговский) режим занятий категорически воспрещен при повышении кровяного давления, при заболеваниях внутренних органов, сердечных заболеваниях и т.п.

При заимствовании восточных национальных систем важно их адаптировать к отечественному менталитету и исторически сложившейся отечественной системе физического воспитания.

Если обратиться к практике, то оказывается, что многие элементы йоги в отдельности давно нашли применение в современной спортивной тренировке и лечебной физической культуре: современная аутогенная тренировка основана на методах концентрации внимания и расслабления; для развития силы мышц применяются «стато-изометрические» упражнения, используемые йогой испокон веков; для создания стимулирующих гипоксических режимов деятельности применяются специальные двигательные задания с дозированной задержкой дыхания, которые являются неотъемлемой составной частью йоги.

В системе физической тренировки йогов органически слиты воедино психические и физические процессы, присущие человеку как единой субстанции. Это тот случай, когда аналитическое воздействие (на разные системы и не одновременно) приводит к синтезированию разных эффектов, сливающихся в обобщенный результат, соответствующий нацеленности всей сложной системы.

Рекомендуемая литература (основная):

1. Адамович, Г.Э. Цигун: учебник для инструкторов восточных единоборств, систем оздоровления и студ.пед.университетов / Г.Э.Адамович. – Минск, 1998. – 297 с.

2. Васильев, Т.Э. Начало Хатха-йоги / Т.Э.Васильев. – М., 1990. – 232с.

3. Исмуков, Н.Н. Адаптированная йога для всех / Н.Н.Исмуков. - Ростов на Дону, 2002. – 192 с.

4. Ким, Д.Т. Использование восточных оздоровительных систем в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту: автореф.дисс. … к.п.н. / Д.Т.Ким. – Хабаровск, 2000. – 24 с.

5. Мао, Д. Оздоровительная китайская гимнастика: пер с англ. / Д.Мао. – М., 2001. – 175 с.

Рекомендуемая литература (дополнительная):

1. Бундусов, Е.Е. Гимнастика и здоровье: учебное пособия для студентов / Е.Е.Бундусов, В.И.Жолдак, Ю.В.Менхин. – М., 1998. – 121 с.

2. Вэйсинь, У. Секреты цигун терапии / У.Вэйсинь.– СПб.,2000.– 208с.

3. Губа, В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи: учебное пособие / В.П.Губа, О.С.Морозов, В.В.Парфененко. – М., 2008. – 206 с.

4. Зубков, А.Н., Очаповский, А.П. Хатха-йога для начинающих / А.Н.Зубков, А.П.Очаповский. – М., 1992. – 192 с.

5. Игнатьева, Т.П. Хатха-йога для детей и взрослых. Гармонизирующие комплексы / Т.П. Игнатьева. – СПб., 2002. – 128 с.

6. Менхин, Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика: учеб. пособие / Ю.В. Менхин, А.В.Менхин. – Ростов-на-Дону, 2002. – 384 с.

7. Милюкова, И.В. Полная энциклопедия лечебной гимнастики / И.В. Милюкова, Т.А.Евдокимов. – СПб., 2003. – 509 с.

8. Минву, Цан Китайская терапия цигун: пер. с англ. / Цан Минву, Сунь Хинчуань. – М., 1991. .156 с.

9. Састамойкен, Т.В. Восточные оздоровительные системы психофозической рекреации: автореф.дисс. …д.п.н. / Т.В.Састамойкен. – СПб., 2004. – 56 с.

10. Смолевский, В.М. Нетрадиционные виды гимнастики: метод. рекомендации / В.М.Смолевский. – М., 1992. – 80 с.

11. Тихонов, В.Н. Современное состояние и развитие видов гимнастики: учебное пособие для студентов вузов физической культуры / В.Н.Тихонов. – Малаховка, 2007. – 174 с.

Вопросы для закрепления:

1. В чем отличительные особенности восточных оздоровительных систем?

2. В чем особенности оздоровительной гимнастики Ци-гун?

3. В чем особенности оздоровительной гимнастики Тай-цзи-цьюань?

4. В чем особенности оздоровительной гимнастики Ушу?

5. В чем схожести и различия оздоровительных гимнастик Китая (Ци-гун, Тай-цзи-цьюань, Ушу)?

6. Охарактеризуйте религиозно-философскую основу системы индийских йогов (ступени совершенствования).

7. Что такое Хатха-йога? Какое место она занимает в системе Йоги?

8. Какие элементы системы йоги используются в нашей практике физического воспитания?

9. Какие умения формируются в системе оздоровления Хатха-йоги и с помощью каких методов?









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.