|
Тема 4. Управление новаторской деятельностью персонала в организации
В условиях перехода к постиндустриальному обществу возможности личности производить новое знание начинают оценивать по-новому — как важнейший инновационный ресурс в социальном, культурном и экономическом развитии. Можно сформулировать основные предпосылки востребованности творческой профессиональной деятельности: • потребность экономики в результатах творческой деятельности как основном условии повышения конкурентоспособности предприятия; • необходимость использования инновационных подходов к организации деятельности, основанных на творческих процессах для переработки профессиональной информации; • потребность личности в развитии и самовыражении через творчество. Высшая форма психической деятельности человека — интеллектуальная — проявляет себя не в достижении, а в выдвижении цели. Именно выдвижение новых гипотез, целей, идей, вопросов, проблем определяет сущность интеллектуального труда, обеспечивает прорыв в системе старого знания; это шаг, в значительной мере более обеспечивающий скачок в науке, чем простое накопление знаний, фактов. Интеллектуализация физического труда в современных условиях активно осуществляется на предприятиях развитых стран через сознательную организационную деятельность по вовлечению рабочих в творческий процесс. Примером тому являются кружки контроля качества, зародившиеся в Японии, которые являются неиссякаемым источником рационализаторских предложений, идей, инноваций. Сейчас формируется новая область менеджмента — управление творчеством (сгеаtуvitу management). Менеджмент творчества, или «креативный менеджмент», ориентирован на изучение методов развития, управления и использования творческой деятельности и ее результатов в производственных и бизнес-процессах. Термин «креативность» произошел от латинского слова сгеаtuга, что означает создание, творение. В креативном процессе главной составляющей становится прагматический элемент, т. е. изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать. Говоря о креативности человека, в первую очередь подразумевается творческая личность, нестандартно и оригинально мыслящая. В это понятие входят и такие качества, как гибкость, обучаемость, умение находить выход из самых безвыходных ситуаций. Способности работников генерировать идеи реализуются в инновационной деятельности организации. Безусловно, каждая личность имеет свой предпочитаемый стиль мышления, который влияет на подход человека к принятию решения, решению задач и творчеству вообще. На уровне управления инновационность мышления реализуется в способности отстаивать инновационные решения и способствовать развитию рационализаторства у других работников в целях развития инновационности как отдельной организации, так и экономики в целом.
Таблица 3 Типы работников-новаторов с точки зрения участия в новаторской деятельности
Организационно-экономические условия проявления творческого потенциала персонала
Стержнем многих современных концепций в области менеджмента является управление интеллектуальными ресурсами, ядром которых является человеческий ресурс. Так, в японской концепции Кайдзен акцент ставится на то, что люди должны постоянно изыскивать возможности для улучшения своей деятельности. Систематическая, непрерывная, осуществляемая при участии каждого сотрудника деятельность по улучшению организации охватывает все без исключения аспекты ее существования. Кайдзен — это способ мышления и теоретическая концепция, организационная система и совокупность практических приемов, применение которых позволяет организации стремительно улучшать показатели своей деятельности даже тогда, когда в ней не реализуются масштабные инновационные проекты (табл. 4).
Таблица 4 Характеристика системы Кайдзен
Сущность Кайдзен - непрерывный процесс совершенствования, в котором участвуют все. Способности одного человека ограничены, поэтому вовлечение всего персонала в совершенствование организации через Кайдзен резко увеличивает ее креативные возможности. Однако при решении вопроса о внедрении на конкретном предприятии определенного организационно-управленческого нововведения необходимо детальное изучение инновации на социально-психологическую совместимость с организацией. Так, попытка в 1980-х гг. массового внедрения в промышленности СИТА кружков качества потерпела провал из-за того, что не были учтены социально-психологические характеристики работников американских корпораций, в то время как основой японского протипа кружков качества были коллективизм и преданность японских работников. Процесс непрерывного совершенствования может и должен опираться на движение рационализаторов. Рационализация — организация какой-либо работы, деятельности более рационально; усовершенствование. Рационализаторство — разработка новаторских решений, направленных на совершенствование деятельности предприятий и организаций, повышение ее эффективности. Организационные условия развития рационализаторства определены письмом Роспатента и Минпрома России от 25 июня 1996 г. № 6/7 «Методические рекомендации по организации и проведению рационализаторской работы на предприятиях Российской Федерации». В соответствии с этим письмом рационализаторским может быть признано техническое, организационное либо управленческое предложение, являющееся новым и полезным для данного предприятия. Предприятия организуют и проводят рационализаторскую работу на основе разработанных ими положений. Можно отметить основные моменты, которые должны приниматься во внимание при организации рационализаторства на предприятии. 1. Ответственность за введение и поддержание рационализаторства лежит на менеджменте предприятия. 2. Круг участников. Рацпредложения могут вносить не только отдельные лица, но и группы людей. На большинстве предприятий это сотрудники исполнительского звена и низший руководящий состав (бригадиры, мастера). Руководители более высокого уровня исключаются из рационализаторства, так как улучшение процессов в организации и так входит в круг их обязанностей. 3. Рацпредложения должны описывать как проблему, так и предлагаемое решение. 4. Оценка предложений осуществляется комиссией, которая формируется в основном из руководителей следующих подразделений: отдел кадров, производственный совет, финансовый отдел, техническая сфера, сфера управления. Какие критерии оценки лягут в основу оценки предложения, целиком и полностью зависит от предприятия. 5. Премия за рацпредложение. Если предложения успешно внедряются, то рационализатор получает премию, которая ориентируется на финансовую выгоду для предприятия. Как правило, они ориентированы на размер экономии, затраты на внедрение, организаторское воздействие, пользу для предприятия (например, 10—20% от потенциальной экономии за первый год). 6. Информационная поддержка рационализаторства. Необходимо регулярно публиковать информацию о рационализаторстве: на доске объявлений, в корпоративной газете. Критерии для оценки рацпредложений, их эффективность и вознаграждения от внедрения должны быть известны на предприятии. Процесс генерации и подачи новых идей — одна из важнейших составляющих инновационной активности предприятий. Многие передовые организации сегодня имеют механизмы аккумулирования творческих идей и предложений, обеспечивающие вовлечение сотрудников в активную творческую деятельность — программы выдвижения предложений. Такие программы, помимо дополнительного дохода, дают сотруднику возможность выработать и представить свои идеи и соображения по совершенствованию своей работы, обеспечивают возможность творческого самовыражения, позволяют добиваться признания и ощутить себя причастным к делам фирмы. Можно выделить условия, поддерживающие, усиливающие или блокирующие, препятствующие новаторской деятельности персонала. Отрицательный для нововведений климат характеризуется: • неопределенностью функций; • недостаточной заинтересованностью в инновационной деятельности персонала в целом и руководителей всех уровней; • ограничениями в системе коммуникаций, недостатком открытости и доверия; • недостаточной компетентностью руководителей; • неумением организовать межличностные отношения; • автократическим принятием решений. К факторам, блокирующим новаторскую деятельность, относятся: •недоверие менеджеров к выдвигаемым снизу новым идеям; •необходимость множества согласований по новым идеям; •контроль за каждым шагом новатора; •кулуарное принятие решений по инновационному предложению; •передача нижестоящим руководителям указаний, сопровождаемых угрозами; •возникновение у вышестоящих руководителей «синдрома всезнающих экспертов». Факторами, поддерживающими новаторскую деятельность, можно считать: • представление необходимой свободы при разработке новшеств; • обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, • поддержку со стороны высшего руководства; • ведение дискуссий и обмен идеями; • поддержание эффективных коммуникаций с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями; • создание системы морального и материального стимулирования новаторства; • доброжелательность в деловой критике; • отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; • углубление взаимопонимания работников. К факторам, усиливающим новаторство, относят: • создание возможностей для саморазвития и повышения квалификации; • сочетание в системе обучения специальных знаний и многодисциплинарной подготовки; • свободное выражение собственного мнения о проводимых изменениях; • поощрение совмещения профессий, ротация персонала; • преодоление барьеров и размывание границ между разными видами работ и функциональными обязанностями; • доступность содержательной деловой информации; • проведение регулярных совещаний рабочих групп; • логичную аргументацию необходимости изменений и реорганизаций, постоянную поддержку атмосферы доверия и восприимчивости к переменам. Исследователи отмечают, что оптимальная мотивация, присущая энтузиасту-новатору, характеризуется средним уровнем мотивации достижения (закон Иоркса — Додсона: максимальная продуктивность деятельности возможна лишь при поддержании мотивации достижения на среднем уровне), а также отсутствием соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения. Непринужденная обстановка, характеризуемая отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики — вот основные черты инновационного характера организационной культуры предприятия. В мировом хозяйстве сформировалась новая парадигма устойчивого экономического роста, которая основана на использовании знаний и инноваций как важнейших экономических ресурсов. Инновации создают наиболее сильные конкурентные преимущества современных организаций, а предпосылкой и условием инновационного процесса служит наличие в организации инновационного потенциала. Инновационный потенциал организации включает ресурсы, которые можно использовать для достижения положительных инновационных результатов: материальные, финансовые, информационные, организационные. Важным инновационным ресурсом предприятия является персонал, инновационный потенциал которого основан на способности работников вырабатывать и эффективно реализовывать как свои, так и сторонние новые идеи и проекты. Повышение инновационного потенциала персонала является одной из актуальных проблем управления персоналом, вытекающих из необходимости ускорения инновационных преобразований экономики. Инновационный потенциал персонала — совокупность способностей и возможностей работников осуществлять устойчивое развитие организации. Инновационный потенциал персонала определяется возможностями как отдельного работника, так и всего трудового коллектива. В психологии и социологии традиционно выделяют группы качеств работника, имеющие инновационный характер: • инновационная готовность к работе (интеллектуальное развитие, способность к приращению общих и профессиональных знаний, профессиональная компетентность); • мотивационные качества (сформированность мотивов к труду, стремление к самовыражению, творчеству, к разумному риску, инициатива); • инновационное отношение к труду (ориентация на высокие стандарты качества труда, творческое отношение к работе, восприимчивость к нововведениям); • общечеловеческие и личностные качества (открытость новым идеям, наличие здоровых амбиций, стремление к профессиональному росту, стремление обмениваться идеями и опытом). Опираясь на портрет работника с высокими инновационными качествами, можно сформулировать и инновационный портрет трудового коллектива в целом. Исследования российских ученых позволили выделить характерные типы трудовых коллективов, которые обладают различной способностью к осуществлению инновационной деятельности (табл. 5).
Таблица 5 Инновационная активность различных типов трудовых коллективов
Наиболее оптимальными типами трудовых коллективов являются «семья» и «улей». В трудовых коллективах, сформированных но типу «стадо» и «стая» инновационная деятельность в принципе не может получить должного развития. Срединное положение между ними занимают трудовые коллективы, сформированные по типу «автобус», в которых достаточно успешно могут быть реализованы инновационные проекты. Инновационные задачи организации могут быть решены, если они приняты и поддержаны сотрудниками. Обычно в коллективе организации можно выделить несколько различных групп работников: одни воспринимают новое довольно быстро, другие — спустя значительное время; остальные (и таких бывает большинство) занимают промежуточное положение между двумя этими крайними случаями. В классификации Э. Роджерса[1] выделяется пять категорий работников: «новаторы», «ранние реализаторы», «предварительное большинство»; «позднее большинство»; «колеблющиеся». Новаторы открыты новому, поглощены новшествами, могут «схватывать» абстрактные идеи, они согласны рисковать (2,5% коллектива). Ранние реализаторы следуют за новаторами; часто оказываются лидерами мнений, оказывая влияние на других (13,5%). Предварительное большинство осваивает новшества после «ранних реализаторов», для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам (34%). Позднее большинство приступает к освоению новшеств иногда под давлением социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу (34%). Для колеблющихся основной характеристикой является ориентация на традиционные ценности. Решение о приятии новшества принимают с большим трудом, последними, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций (16%). Характеристики выделенных групп не абсолютны. Так, например, в научных сообществах, где ценится творчество, лидерами мнений становятся не только ранние реализаторы, но и сами новаторы. В целях управления инновационным потенциалом персонала недостаточно оценки социально-психологических характеристик работников. Необходимым звеном управления инновационным потенциалом персонала является объективная оценка уровня его развития в тот или иной момент времени. Следует подчеркнуть, что от позиции организации по отношению к своему персоналу во многом зависит уровень инновационного потенциала персонала (табл. 6).
Таблица 6 Уровни развития инновационного потенциала персонала
Раскрытие инновационного потенциала работников является основой новаторства и требует создания условий для выработки инновационных предложений, генерирования новых идей.
Особенности управления персоналом в инновационной организации
Основой современной инновационной экономики является производство высокотехнологичного инновационного продукта с большой добавленной стоимостью. Основными движущими силами инновационного процесса в организации можно назвать давление конкурентов, ориентацию на новые требования заказчиков, достижения научно-технического прогресса, новаторскую деятельность персонала, жизненный цикл предприятия и его продукта. Для предприятий получение высокой прибыли, сохранение и повышение конкурентного положения на рынке, решение проблемы выживания в целом все более увязывается с освоением нововведений. В таких организациях происходит целенаправленная разработка и реализация практических идей по ускорению изменения качественного состояния продуктов, ресурсов, процессов, при этом диапазон нововведений широк, начиная от мелких усовершенствований и кончая серьезными новациями. Инновационная деятельность по своему содержанию и характеру отличается от традиционной. В таблице представлено сравнение этих видов деятельности (табл. 7). Таблица 7. Сравнительная характеристика традиционной и инновационной деятельности в организации
В инновационной организации происходят постоянные качественные изменения в рамках решения противоречия «инновационность/устойчивость». Предприятие, разрешающее противоречие «инновационность/устойчивость» в пользу инновационности, может быть названо инновационно-активным. Очевидно, что однозначно характеризовать предприятие как инновационное можно лишь с известной степенью условности, правильнее говорить об уровне инновационности. Есть организации, существование которых полностью зависит от реализации инновации — малые венчурные фирмы. И есть организации, где инновационная деятельность проводится эпизодически. Основная масса таких организаций — промышленные предприятия, которые по мере необходимости проводят инновационный процесс. Организация может осуществлять деятельность на одной стадий инновационного процесса, как, например, научно-исследовательские организации, а может на нескольких стадиях, проводя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, освоение и внедрение инновации. По мнению авторитетных ученых, основным критерием для отнесения производства или отрасли к наукоемкой или высокотехнологичной является высокий удельный вес затрат на выполнение НИОКР в себестоимости продукции. Специалисты ОЭСР (Международной организации экономического сотрудничества и развития), оценив тенденции технического прогресса, называют отрасли, которые без каких-либо условностей относятся к наукоемким (электроника, телекоммуникации, оптикоэлектроника, биотехнологии). Кроме перечисленных выше, инновационной организации присущи: • значительная доля добавленной стоимости в себестоимости продукции; • высокая значимость интеллектуальных активов; • наличие в структуре персонала большой доли работников, имеющих высокий уровень образования и квалификации. Особенности функционирования инновационных организаций определяют специфику требований к характеристикам их персонала и системе управления персоналом. Ядром персонала инновационной организации являются работники, характер и мотивы труда которых все более и более определяются в категориях собственного интеллектуального роста и развития. Управлять такими работниками, опираясь на традиционные подходы в управлении, практически невозможно. Эти особенности позволяют представить отличия в подходах к управлению персоналом в традиционных и инновационных организациях (табл. 8).
Таблица 8 Основные черты управления персоналом в традиционных и инновационных организациях
В современной организации, реализующей инновационные процессы, все обычные функции управления персоналом настраиваются на инновационное развитие. Особое внимание менеджеру по персоналу, работающему в инновационной организации, следует уделить выбору оптимального режима работы. Периоды высокой мозговой активности зависят от личных качеств каждого работника. Чем более творческая и интеллектуальная активность выходит на первый план, тем более необходимо задумываться о возможности предосгавления отдельным специалистам-новаторам гибкого графика работы или сжатой рабочей недели. Значительное отличие инновационных подходов к управлению персоналом от традиционных находит выражение и в системе отбора работников. Инновационная деятельность предъявляет дополнительные требования к потенциальному работнику. Помимо типовых методик оценки потенциала работника прибегают к качественной оценке, в которую входят учет творческих качеств личности, ее публикаций и патентов. Службе управления персоналом инновационной организации в процессе отбора персонала приходится прибегать, помимо традиционных методов, к системе тестов, психологических обследований и творческих конкурсов. Учитывая особенности работы в инновационной организации и личностные характеристики специалистов-новаторов, проблема адаптации персонала требует повышенного внимания. Менеджеру по персоналу необходимо создать все условия для того, чтобы новоприбывший специалист чувствовал себя комфортно в коллективе. Нередки случаи, когда творческий потенциал работника инновационной организации, испытывающего трудности с адаптацией, стремится к нулю. И, напротив, стоит такому работнику стать частью организации, как производительность его труда значительно возрастает. В традиционных организациях роль адаптации не столь велика. В инновационной организации возрастает роль мотивации и стимулирования персонала, что ставит дополнительные проблемы перед службой управления персоналом: влиять на работников можно преимущественно косвенно, заменяя традиционное администрирование реализацией стилей руководства, которые предполагают соучастие, признание личных заслуг конкретных специалистов, гласность результатов деятельности, предоставление информации для самооценки. Снижается роль материальной мотивации, а потребность в самореализации, всеобщем признании, успехе и саморазвитии для специалиста, занятого инновационной деятельностью, выходят на первый план. Однако роль денег не стоит недооценивать — в России остается все меньше специалистов, ученых-энтузиастов, готовых работать лишь за идею. В инновационных организациях в последнее время получили распространение так называемые лестницы продвижения, или двойные лестницы карьеры, которые предполагают возможность альтернативного продвижения либо по административной лестнице, либо по научной, исходя из способностей и пожеланий персонала. В рамках одной организации сотрудник имеет еще две плоскости перемещений: в рамках функциональной деятельности и в рамках инновационной. Вариантами таких перемещений могут быть: занятие руководящей должности в своем подразделении, участие в проекте в качестве участника или руководителя, переход в другой проект (более интересный и значимый) в новом статусе и т. п. Содержательное наполнение обучения в инновационной организации ориентировано на развитие инновационного потенциала персонала. Наряду с моделями традиционного обучения — предметно ориентированной, когда акцент делается на обеспечение успешности усвоения сотрудником учебного и практического материала, и деятельностно-ориентированной, когда обучение направлено на удовлетворение текущих потребностей предприятия, — применяется модель, ориентированная на приобретение знаний и умений инновационно-опережающего характера. Особые требования к работникам инновационной организации приводят к тому, что в одном коллективе приходится работать большому количеству психологически несовместимых творческих людей, не желающих придерживаться жестких рамок навязываемой организационной культуры. Это приводит к большему, по сравнению с традиционными организациями, количеству конфликтов. Управление конфликтами также является важнейшей функцией службы управления персоналом в инновационной организации. 1. Формирование и развитие организационной культуры инновационной организации заключается в формировании инновационного климата, или «инновационного духа», включающего в себя ориентированность персонала на изменение, открытость, коммуникабельность, восприимчивость к инновациям. Инновационная направленность функций управления персоналом наиболее характерна для инновационных организаций, действующих в высокотехнологичных отраслях производства, и организаций, руководствующихся предпринимательской стратегией. Однако любая современная организация, которая стремится конкурировать в рыночной среде, должна реализовывать инновационные подходы в управлении персоналом. Роль субъектов управления персоналом в инновационной деятельности организации При реализации инновационной стратегии расширяются функции службы управления персоналом: важное значение приобретает консультирование руководителей, возрастает роль работы с прогнозной информацией, на первый план выходят мероприятия по развитию, мотивации и стимулированию персонала.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|