|
Причины сопротивления инновациям⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Сопротивление инновациям — многогранное явление, вызывающее непредвиденные отсрочки, дополнительные расходы и нестабильность процесса изменений. Чтобы успешно осуществить инновации, необходимо заручиться поддержкой сотрудников. Это, в свою очередь, потребует многих усилий, понимания, почему возникает сопротивление, как на него реагировать, знания методов преодоления сопротивления. С точки зрения поведенческих наук сопротивление инновациям представляет собой естественное проявление различных психологических установок в отношении рациональности, согласно которым группы и отдельные индивиды взаимодействуют друг с другом. В таком сопротивлении нет ничего удивительного и тем более патологического: большинство людей опасаются революционных изменений привычного образа жизни, а также имеют свое собственное представление о том, как надо осуществлять изменения. Каждый сотрудник воспринимает свой трудовой контракт гораздо шире, чем это зафиксировано в документах, поскольку всегда существует негласное соглашение о том, как и с какой нагрузкой он должен работать. При серьезных нововведениях происходит одностороннее, со стороны компании, изменение этих принципов, и работнику остается либо бороться за их сохранение (оказывая активное сопротивление), либо принять новые, даже будучи недовольным (что тоже сказывается на качестве работы). Взависимости от силы и интенсивности выделяют два вида сопротивления инновациям: пассивное (бездействие) и активное (табл. 14).
Таблица 14 Виды сопротивления инновациям
Можно систематизировать причины сопротивления нововведениям. Это позволяет в первом приближении выяснить, какие группы и индивиды будут сопротивляться. Одной из наиболее распространенных классификаций причин сопротивления инновациям является классификация, предложенная Коттером и Шлезингером (табл. 15):
Таблица 15 Причины сопротивления инновациям
В качестве общих причин сопротивлений организационным изменениям, проявляющихся на уровне коллектива (группы), можно выделить: • давление со стороны коллег. Влияние коллег, которые оказывают сопротивление нововведениям; • усталость от нововведений. Там, где имел место период быстрых и непрерывных изменений, люди начинают усматривать в этом «изменение ради изменения»; • предыдущий неудачный опыт проведения нововведений. Индивидуальное сопротивление нововведениям имеет следующие причины: • несоответствие квалификации сотрудников новым требованиям; • страх перед новым и неизвестным; • страх потери рабочего места; • страх потерять привычные социальные контакты.
Как выявить причины и «очаги» возможного сопротивления нововведениям? Руководители и специалисты НК-служб на основе анкетирования, интервьюирования фокус-груин, наблюдения и других форм сбора информации могут пытаться выяснить, какой тип реакции на изменения будет наблюдаться в организации, кто из сотрудников организации займет позицию сторонников изменений, а кто окажется в рядах противников. При проведении анонимного анкетирования в соответствующие опросники рекомендуется включать формулировки, которые требуют от участников развернутых ответов. Это могут быть просьбы о внесении предложений по улучшению работы компании, высказать мнение о политике, ведущейся руководством компании, и т. д. В анкете, направленной на выявление отношения к нововведениям, могут быть следующие вопросы: • Вы поддерживаете изменения, происходящие в вашей компании? • Считаете ли вы,, что нововведения способствуют повышению эффективности работы компании? • Какую роль вы бы хотели (могли) играть в идущих преобразованиях: организатора, исполнителя, генератора идей, проповедника, другую (напишите), никакую? • Как вы оцениваете работу компании на сегодняшний день? • Испытываете ли вы беспокойство, связанное с возможностью потерять работу? • Что бы вы могли предложить для улучшения работы компании? • Почему вы работаете в этой компании? • Если у вас или ваших коллег по работе возникают конфликты с другими работниками, с руководителями, то по каким причинам? • Каковы ваши личные планы на ближайшие 1—2 года? При этом в анкете не нужно забывать затрагивать следующие аспекты: отношение сотрудника к компании и ее руководству; понимание и принятие сотрудником целей и стратегии развития компании; характер взаимоотношений сотрудника в коллективе, социально-психологический климат; удовлетворенность вознаграждением, выполнением условий договора с работодателем; возможности для карьерного и профессионально роста; экология и удобство рабочего места. Хороший показатель лояльности всех сотрудников должен составлять не менее 35%, но от ключевых сотрудников и линейных менеджеров требуется более высокая степень лояльности — здесь показатель должен составлять не менее 75%. Фокус-группы с ключевыми сотрудниками, линейными руководителями и их интервьюирование могут дать руководителям и НК-менеджерам хорошую картину происходящего в компании. Обычно сотрудники охотно высказывают свое мнение о политике руководства, дают ей свою оценку. Фокус- группа может длиться не более 2—3 часов, за это время можно обсудить не более пяти вопросов. Оптимальное количество участников обсуждения — 15 человек. Вопросы, задаваемые участникам, должны быть открытыми, чтобы респонденты сами предлагали варианты ответов и обсуждали их. Вопросы, рассматриваемые в рамках фокус-групп, могут звучать так: • Как вы относитесь к изменениям, происходящим в компании? • Как вы думаете, с какой целью руководство проводит реформы? • Какими могут быть последствия этих изменений? • Что значат эти изменения лично для вас? • По вашим оценкам — каждый 2-й, 3-й, 5-й... сотрудник в компании не согласен с необходимостью и целесообразностью проводимых изменений? И т. д. Для компании очень важно получить объективную оценку происходящего в ней извне. Обычно в таких случаях приглашают внешних консультантов и просят провести наблюдение за работой персонала в компании. Внедрение таких наблюдателей может быть открытым или тайным (консультант под видом сотрудника компании проводит изучение среды). Цель такого наблюдения — оценить атмосферу в коллективе, изучить настроение, выяснить, по какому припципу люди объединяются, почему враждуют, что проповедуют, а также найти неформальных лидеров. Информацию о настроении и обстановке «на местах» могут обеспечивать так называемые тайные «агенты влияния» — люди, пользующиеся общественным доверием и большим авторитетом среди работников компании. Обычно эти люди всегда в гуще событий, они хорошо информированы, им открыт доступ в кулуары компании, неформальные группы. Оценить восприятие персоналом нововведений можно и при проведении специальных корпоративных мероприятий. Это могут быть специальные тренинги, информационные сессии, корпоративные праздники с элементами тимбилдинга (хорошо диагностируют проблемы во взаимоотношениях между сотрудниками, общее настроение и энтузиазм людей) и т. д. Выявить сопротивление можно и с помощью обучения сотрудников. В процессе обучения сотрудники открыто высказываются о проблемах, существующих у них в подразделении, обсуждают возможные выходы из сложившейся ситуации, демонстрируют желание/нежелание к овладению навыками, знаниями, необходимыми им в новых условиях. Методы преодоления сопротивления инновациям Полностью преодолеть сопротивление людей преобразованиям нельзя, но путем целенаправленного управления его можно в значительной мере ослабить. Понимание того, на каком уровне возникает сопротивление (уровень индивида, уровень группы, организационный уровень) и чем оно характеризуется, позволяет руководителям и специалистам кадровых служб направить усилия в нужном направлении. Можно выделить два стратегических подхода к преодолению сопротивления инновациям; • первый подход — ориентация на принуждение, которая лишь в исключительных случаях может привести устойчивому успеху. Желаемое поведение определяется страхом перед наказанием, а не убежденностью подчиненного. На основе данного подхода вряд ли могут быть достигнуты изменения, гарантирующие организации стабильный и длительный успех, возможны лишь кратковременные достижения в кризисные периоды; • второй подход — биографический, который базируется на истории организации. В этом случае исходят из факторов, определяющих индивидуальные ценностные представления, групповые нормы и общие цели. Затрагиваемые переменами лица сами должны быть заинтересованы в том, чтобы изменить свою нормативную ориентацию по отношению к старым моделям и выработать новую систему обязанностей. Для этого создаются программы организационно-культурных перемен, в которых находят место и рациональные элементы, такие как знания, планирование, информация, институционализация. Наиболее известна классификация методов преодоления сопротивления нововведениям, предложенная Дж. Коттером (табл. 16).
Таблица 16 Методы преодоления сопротивления инновациям
По мнению многих специалистов в области управления инновациями, практика внедрения изменений показала опасности и недостатки методов, основанных на принуждении и манипулировании. Появилось большое количество работ, развивающих идею обучающейся организации. Безусловно, эта идея привлекает своим гуманным подходом к людям и потенциально высокой эффективностью. Однако следует иметь в виду, что ее реализация требует больших затрат на обучающие и развивающие программы, привлечения для своего осуществления высококлассных специалистов и никогда не дает отдачи при формальном и непрофессиональном подходе. Выбор стратегии преодоления сопротивления, жестких (принуждение сотрудников к работе по новым правилам, их замена и увольнение), мягких (вовлечение сотрудников в процесс изменений, создание для них возможности вносить свои предложения по целям и методам изменений, обсуждение с персоналом принимаемых организационных решений, убеждение в необходимости и правильности методов перемен, обучение новым методам работы, информирование о планах и ходе изменений) или компромиссных методов (заключение «сделок», создание гарантий неухудшения положения сотрудников, снижение радикальности изменений) во многом зависит от квалификации руководства, от квалификации сотрудников, от характера изменений, от особенностей причин сопротивления изменениям. Существует ряд условий, обеспечение которых снижает действие негативных аспектов принудительного нововведения (табл. 17).
Таблица 17 Условия снижения негативных аспектов принудительного нововведения
Чтобы заручиться поддержкой работников компании, менеджерам необходимо предпринимать некоторые действия и обратить внимание на следующие аспекты: • привлечение внимания к необходимости изменений; • получение поддержки для конкретных предложений; • формирование личностного состава участников процесса изменений; • поддержка и создание неофициальной информационной сети; • учет возражений против изменений. Информационная компания должна быть всеохватывающей, подробной и использующей все возможные способы коммуникации — личный, письменный, электронный и т. д. О том, что высшие руководители должны выступать перед сотрудниками с разъяснениями стратегических целей слияния или поглощения, кажется, уже знают все. Кроме того, специалисты отмечают, что сопротивление сотрудников уменьшается, если в курсе текущих преобразований их регулярно держат именно их непосредственные руководители. При этом информация должна содержать весомые и разумные объяснения происходящего и акцентировать внимание на положительных сторонах сделки для каждого. Прежде чем большинство людей согласятся принять предлагаемое нововведение, они хотят получить ответы на следующие вопросы: • Какой смысл несет для меня данное преобразование? • Какой смысл имеют эти предложения для организации? • Существуют ли какие-то альтернативы? • Имеются ли лучшие варианты выбора? • Следует ли мне действовать по-другому? Возможно ли это? И к чему это приведет? • Необходимо ли мне чем-либо пожертвовать? Чем именно? • Насколько важна для меня необходимость этих жертв? • Действительно ли перемены необходимы? • Реалистичны ли эти идеи? • Может ли кто-то в данной ситуации улучшить свое положение за мой счет? Помимо объявления новых принципов работы и разъяснения причин их возникновения, информационная компания при внедрении нововведений должна отражать понимание руководством переживаний сотрудников и сложностей, которые последним приходится преодолевать. Человеческое понимание и сопереживание ничего не стоят компании, но оказывают серьезное положительное влияние на персонал. Одним из полезных мероприятий может быть «вентилирующее» собрание, на котором сотрудникам дается возможность выплеснуть все свои переживания и недовольство. Проводимая специально подготовленными специалистами, такая встреча позволяет признать отрицательные эмоции и переживания и научиться справляться с ними. Помимо снятия стресса за счет «вентиляции» эмоций, эго собрание способствует сплочению группы, которая в нем участвовала, благодаря эффекту группового переживания. К сожалению, информированности каждого работника о деятельности компании препятствует убеждение, что это может привести к утечке ценных сведений к конкурентам, а также, что информация — это власть, распространение се приведет к распылению власти. Очень убедительное опровержение этих доводов можно найти в статьях известных консультантов, опыт которых показывает, что достоинства предоставления информации сотрудникам перевешивают все вышеназванные сомнения. Плохие и (или) неадекватные сообщения — одна из главных упоминаемых экспертами причин провала попыток изменений, причем роль коммуникаций в процессе перемен признают не только эксперты, но и их клиенты. Таким образом, преодоление сопротивления инновациям предполагает следующее. 1. Создание необходимых организационных условий осуществления изменений, в частности: • всестороннего обоснования потребности в преобразованиях и анализа их последствий для людей, внутренних отношений; • формирование новых норм и ценностей; • обеспечения обстановки терпимости к возможным в любом деле неудачам, избавляющей от боязни ошибок, риска, сковывающей активность; • широкого информирования персонала обо всем, что происходит в компании, вовлечения в дискуссию; • выявления субъектов, которые могут оказать сопротивление или на которые можно опереться. 2. Стимулирование заинтересованности в преобразованиях; обеспечение условий поддержки перемен основными центрами силы и широкими массами. Речь идет: • о создании новой системы мотивации активистов и участников преобразований, обеспечивающей справедливое вознаграждение успехов, позволяющей извлекать из перемен личную выгоду; • о предоставлении им необходимых гарантий; • о поддержании благоприятного морально-психологического климата; • о заключении соглашений с наиболее влиятельными группировками и отдельными лицами для привлечения их к процессу изменений, особенно если они в результате много теряют. 3. Активные действия но преобразованиям, предполагающие; • привлечение людей к участию в них, что снижает сопротивление; • скрытое (манипулирование) или явное принуждение (административные меры) несговорчивых, если по-другому добиться их согласия участвовать в преобразованиях невозможно; • компенсация в той или иной форме потерь о г преобразований; • повседневную помощь и поддержку со стороны руководства; • обучение, консультирование; • закрепление результатов преобразований в новой организационной структуре и управленческих механизмах.
![]() ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|