Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культура Руси в IX – начале XIII в.





 

Культура – это не просто все, созданное человечеством в материальной и духовной сферах. Культура прежде всего – мера человеческого (то есть не биологического, не животного) в человеке. Мир культуры – это всегда освоенный человеком мир, противопоставленный миру природы.

IX – начало XIII в. – это период поступательного развития культуры, достигшей своего расцвета накануне монголо-татарского нашествия.

Центрами культуры были города. В IX-X вв. – примерно 25; в XI в. – 89; к концу XII в. – 224; накануне монголо-татарского нашествия – около 300 городов. Города были центрами ремесла; здесь находились памятники архитектуры, прежде всего церкви (в церквах – иконы, настенная живопись); при храмах велось летописание, переписывались и переводились книги; в городах открывались школы.

 

 

Письменность.

Вопреки утверждениям дореволюционных исследователей (А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, А.А. Шахматов) письменность появилась задолго до принятия христианства, видимо, во второй половине IX в. Известны договоры Руси с Византией начала X в., надписи на глиняных сосудах из Гнездовских курганов под Смоленском первой четверти X в.

Официальный алфавит – кириллица. Его появление связано с именем Кирилла. Византийские монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий создали алфавит для славянских народов и перевели на славянский язык богослужебные греческие книги во второй половине IX в.

На Руси писали «уставом». Буквы XI-XII вв. почти квадратные, не связаны друг с другом. Слова не отделялись друг от друга. Было принято сокращение слов. Над местом сокращения ставился специальный знак: титло.

Писали на пергамене (из специально выделанной телячьей кожи). Текст начинался с большой красной буквы -заставки (отсюда - «красная строка»). Текст сопровождался рисунками – миниатюрами. Листы сшивали и переплетали. Обложками были две доски, обтянутые кожей (отсюда – «прочитать от доски до доски»).

Грамотность была уделом не только церковников и знати. В Новгороде в 1951 г. экспедицией А.В. Арциховского найдены берестяные грамоты XI-XII вв. На бересте – записки простых людей.

 

Летописание. «Повесть временных лет».

Летопись – это погодное изложение событий. Возможно, первые записи подобного рода появились в IX в., до нас не дошли. Существует предположение о составлении в конце X в. летописного свода при Десятинной церкви в Киеве. Возможно, начало русского летописания следует относить к 1007 г., когда в связи с перенесением в Десятинную церковь мощей княгини Ольги было создано сказание о русских князьях, составившее историческую основу русского летописания. 1093-1095 гг. датируется так называемый Начальный свод. Он, скорее всего, был предшественником «Повести временных лет» (ПВЛ).

«Повесть временных лет» – главный памятник древнерусского летописания.

Первая редакция ПВЛ принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, датируется 1110-1113 гг. Вторая редакция принадлежит выдубицкому игумену Сильвестру, датируется 1116 г.

Третья редакция связана с именем новгородского князя Мстислава Владимировича, датируется 1118 г.

В ПВЛ рассказывается о расселении славян, управлении славянскими племенами, их быте и верованиях. Автор повествует о призвании варягов, объединении Новгорода и Киева, основных событиях древнерусской истории.

Летописи велись не только при монастырях, но и при княжеских дворах, не только в Киеве, но и в других городах, впоследствии - землях. Хорошо известны Новгородские и Псковские летописи, Владимирский летописный свод и др.

 

Литература. «Слово о полку Игореве».

От XI-XII вв. до нас дошло 80 книг, 7 из них имеют точную датировку. Древнейшая книга – «Остромирово Евангелие». Переписана для новгородского посадника Остромира.

На Руси переписывали религиозные тексты, делали переводы с греческого и латинского языков. Были и оригинальные сочинения. В отличие от европейских стран, где официальным языком была латынь, на Руси писали на родном языке.

Наиболее известными произведениями древнерусской литературы являются:

В житийном жанре – «Житие Бориса и Глеба» (дошло в летописи под 1015 г.) и «Сказание о Борисе и Глебе» (первая половина XI в.). Они повествуют о благочестивой жизни и трагической гибели русских князей, канонизированных церковью.

«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI в.). Центральная идея – отстаивание самостоятельности русской церкви. Суровый закон «Ветхого завета», предназначенный для одного народа, противопоставлен в этом сочинении благодати «Нового завета», имеющей общечеловеческий характер.

В жанре путевых записок написано «Хождение игумена Даниила на Ближний Восток» (около 1107 г.).

«Поучение» Владимира Мономаха (примерно 1117 г.) – своеобразное политическое завещание и наставление детям, написанное киевским князем.

Одним из наиболее выдающихся произведений древнерусской литературы принято считать «Слово о полку Игореве». В произведении рассказывается о походе Новгород-Северского князя Игоря на половцев и его поражении. Автор осуждает княжеские усобицы, вспоминает времена единства Руси и призывает князей объединиться и вызволить Игоря из половецкого плена.

Оригинал «Слова» погиб в Москве в 1812 г. во время пожара. Поэтому в литературе существуют разные точки зрения относительно авторства «Слова» и времени его создания. Так, известный историк Б.А. Рыбаков считал автором киевского тысяцкого Петра Бориславича – участника событий. Писатель В. Чивилихин полагал, что автором являлся сам князь Игорь. Казахский поэт и писатель О. Сулейменов рассматривал «Слово» как памятник тюркской литературы. Значительная часть историков и литературоведов придерживается точки зрения, что автор неизвестен. Большинство исследователей датируют «Слово» концом XII в. (между 1185 и 1190 гг.). Историк и этнограф Л.Н. Гумилев считал, что «Слово» появилось в связи с восстаниями во второй половине XIII в. против монгольских сборщиков дани. Историк А.А. Зимин полагал, что «Слово о полку Игореве» – апокриф (подделка) конца XVIII в.

 

Архитектура. Изобразительное искусство.

С домонгольского времени до нас дошло более 150 памятников. До конца X в. постройки в основном деревянные или деревянно-земляные. Одно из первых каменных строений относится к концу X в. Это 25-главая церковь в честь Богородицы в Киеве (Десятинная церковь). Сгорела при нашествии монголо-татар.

При Ярославе Мудром в Киеве были построены 13-купольный Софийский собор и Золотые ворота. Кроме Киева Софийские соборы были в Новгороде и Полоцке. Из других памятников архитектуры выделим: Золотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, Спасские соборы в Чернигове и Новгороде, дворец князя Андрея Юрьевича в Боголюбове, храм Покрова на Нерли, соборы Переяславля-Зелесского, Суздаля, Юрьева-Польского.

Древнерусские мастера строили не «на глазок», они знали пропорции («золотое сечение»). Преобладала так называемая крестово-купольная композиция: прямоугольный объем, расчлененный четырьмя столбами, на которых покоится центральный купол.

Основные строительные материалы:

в Киеве, Смоленске, Чернигове – плинфа (плоский кирпич 31х31х2,5-4 см.;

в Новгороде – известняк;

во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской землях – белый камень.

 

Внутри храмов были фрески и мозаика.

Фрески – живопись водяными красками по сырой штукатурке. В Святой Софии в Киеве сохранились изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого.

Мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты (специальный стекловидный материал). В Софийском соборе в Киеве – мозаичное изображение огромной фигуры молящейся за человечество Богоматери (Богоматерь Оранта).

В храмах находились иконы (по гречески - изображение, образ). Первые иконы были написаны греческими мастерами. Самая почитаемая – изображение Богоматери с младенцем на руках (рубеж XI-XII вв.) – Владимирская Богоматерь, своеобразный символ России (неизвестный греческий иконописец). Известны имена русских мастеров-иконописцев XI в.: Алимпий, Олисей, Георгий.

К памятникам изобразительного искусства можно отнести книжные миниатюры, орнаменты в виде заставок(узоры, виньетки в начале главы), украшения на полях книг. Из прикладного искусства – орнаменты на посуде, изделиях ремесла.

 

Художественное ремесло.

В ремесленном производстве было более 60 специальностей: кузнечное дело, гончарное дело, литье колоколов, производство кирпича, многоцветной керамики, обработка дерева и кожи, изготовление оружия, кольчуг, мечей, сабель, арбалетов и т.д.

Больших успехов достигло художественное ремесло. Изготавливали бронзовые, серебряные, медные украшения. Художественное литье в формах – один из технических приемов. Отливали кресты, подвески, височные кольца, подсвечники, браслеты, перстни и т.д.

Кроме литья – другие приемы художественного ремесла:

художественная ковка (кубки, блюда) и чеканка (шлемы);

чернь – резцом наносили рисунок, туда вбивали золотые или серебряные нити, пространство между нитями покрывали черным цветом;

зернь – по рисунку накладывались золотые и серебряные зерна и припаивались;

скань (филигрань) – изделия из скрученной, свитой золотой и серебряной проволоки;

эмаль – специальное покрытие изделий.

 

Устное народное творчество.

Устное народное творчество предшествовало появлению письменной литературы. Распространены легенды, были, сказки, песни, плачи, пословицы, заговоры, гадания.

Обрядовый фольклор – встречи (коляды) и проводы (масленица) зимы, встреча (красная горка) и проводы (семик) весны; летние праздники (русалии, купала); осенний – обжинок.

В X в. зарождается героический былинный эпос. Былины не слагали о князьях, воевавших в чужих землях и не заботившихся о своей (например, о Святославе Игоревиче); о междоусобных распрях и князьях, принимавших в них участие (о Ярославе Мудром, Юрие Долгоруком).

Одним из первых былинных героев был Микула Селянинович, воевавший в 975 г. с варягами.

Выделяют три былинных цикла:

1. О Владимире Святославиче, Владимире «Красное Солнышко» (как его называли в былинах), оборонявшем Русь от печенегов. Один из героев этого цикла – легендарный Илья Муромец.

2. О полоцком князе Всеславе, избранном киевским князем после народного восстания 1068 г.

3. О Владимире Мономахе и его борьбе с половцами.

 

Итогом культурного развития Киевской Руси стало складывание культуры древнерусской народности.








Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.