Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Русская культура во второй половине XIX в.





Исторические условия развития русской культуры

Во второй половине XIX в. сложились благоприятные условия для развития русской культуры:

- экономический подъем после отмены крепостного права;

- рост национального самосознания;

- формирование буржуазии и буржуазной интеллигенции;

- расширение культурных связей с Западом.

После отмены крепостного права началась ломка сословных перегородок. Благодаря этому широкие слои населения получили возможность приобщиться к культурным ценностям, выходцы из низших сословий получили более свободный доступ к образованию, культура стала более демократичной.

В то же время необходимо отметить, что процесс приобщения различных слоев населения к достижениям культуры и к образованию шел еще медленно. Подавляющее большинство населения империи было неграмотным.

 

Наука и техника.

Достижения русской науки и техники этого периода имеют, бесспорно, мировое значение.

Менделеев открыл периодический закон химических элементов.

Столетов создал отечественную школу физиков.

Сеченов создал физиологическую щколу, из которой вышел, в частности, Павлов.

Мечников заложил основы учения об иммунитете, открыл явление фагоцитоза – защитных свойств организма.

Тимирязев основал русскую научную школу физиологии растений.

Яблочков изобрел электрическую дуговую лампочку.

Лодыгин создал лампу накаливания.

Попов изобрел и сконструировал радиопередатчик.

Циолковский стал основоположником современной аэродинамики.

Историки Ключевский и Соловьев были выдающимися историками государственной школы.

Срезневский является основателем петербургской школы славистов.

Фортунатов заложил московскую лингвистическую школу.

С именем Даля связано развитие русской фольклористики.

Большое значение имели научные экспедиции Семенова-Тян-Шанского, Пржевальского, Валиханова в Среднюю и Центральную Азию, Сибирь; экспедиции Миклухо-Маклая в Юго-Восточную Азию, Австралию, Океанию.

В это время в России действовало около 20 научных обществ, обычно при университетах, в частности, Русское химическое общество, Русское математическое общество, Русское историческое общество, Русское географическое общество.

 

Литература.

Во второй половине XIX в. критический реализм, оформившийся еще в 1850-е гг., становится ведущим литературным направлением. Выдащимися мастерами реализма были:

Достоевский – “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Подросток”, “Братья Карамазовы”, “Дневник писателя”;

Л.Н. Толстой – “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”, повести, пьесы, публицистика;

Тургенев – “Отцы и дети”, “Дворянское гнездо”, “Дым”, “Вешние воды” и др.

Гончаров – “Обломов”, “Обрыв”, “Обыкновенная история”.

Салтыков-Щедрин – “Господа Головлевы”, “История одного города”, сказки, публицистика.

Некрасов – “Кому на Руси жить хорошо”, другие поэмы, стихи.

Среди молодежи большой популярностью пользовались романы и повести Чернышевского, Слепцова, Решетникова.

В этих произведениях дана широкая панорама русского общества XIX в., главным образом пореформенной России, показан трудный, мучительный процесс постепенного умирания дворянской России, становление новых буржуазных отношений, эмансипации женщины, появления новых общественных сил, бросавших вызов самодержавию.

В 1880-е гг. начинается творческий путь Чехова – классика русской новеллы, обличителя мещанского, обывательского существования, мелочей жизни, засасывающих человека и губящих его талант.

В конце XIX в. появляются новые талантливые писатели-реалисты: Мамин-Сибиряк, Гаршин, Короленко. Выходят первые произведения Горького.

Кроме критического реализма существовали и другие течения. Поэты Фет, Тютчев, А.Толстой, Полонский продолжали традиции романтизма.

Большая группа литераторов, среди которых были Крестовский, Клюшников, Маркевич, развивала консервативно-охранительное направление в литературе.

К середине 1890-х гг. оформился и русский символизм: Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Брюсов.

 

Музыка. Композиторы “Могучей кучки”.

В 1850-1860-е гг. окончательно складывается русская национальная школа в музыке. Она продолжала развивать традиции, заложенные Глинкой.

Наиболее полно основные принципы русской музыкальной школы – реализм, демократизм, гражданственность - воплотились в творчестве композиторов “ Могучей кучки ”. Это содружество музыкантов сложилось в 1862 г.

В него вошли: Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Организатором и руководителем содружества был Балакирев. Самая яркая фигура – Мусоргский, “Шекспир в музыке”, по выражению современников. Главным героем его произведений – “ Борис Годунов”, “Хованщина ” – был народ. Другие крупные произведения композиторов “Могучей кучки”: опера Бородина “Князь Игорь”, его же “ Богатырская симфония ”; оперы Римского-Корсакова “Садко”, “Снегурочка ”.

Особое место в русской музыкальной культуре принадлежит Чайковскому. Он был автором 10 опер, среди которых наибольшую известность приобрели “ Евгений Онегин” и “Пиковая дама ”. В конце 1870-х – начале 1890-х гг. поставлены балеты Чайковского “ Лебединое озеро”, “Спящая красавица ”, “ Щелкунчик ”. Огромной популярностью пользовались симфонии и романсы Чайковского.

Камерно-инструментальный жанр был также представлен романсами Даргомыжского, Рубинштейна, Кюи, Римского-Корсакова, Мусоргского.

В этот период развивается музыкальное образование. В 1862 г. открывается консерватория в Петербурге, в 1866 г.- в Москве.

К концу века начинает складываться русская исполнительская школа – Шаляпин, Собинов, Нежданова.

 

Театр. Драматургия А.Н. Островского. Малый театр.

В 1850-1880-е гг. главное место в репертуаре театров занимали пьесы, отражавшие современную жизнь с ее социальными противоречиями и конфликтами. Этот этап истории русского театра связан с именем Островского. Он был драматургом, организатором театрального дела, теоретиком театра, воспитателем актеров. Его заслугой стало создание обширного национального репертуара, ставшего русской театральной классикой: “ Гроза”, “Лес ”, “ Бесприданница”, “Не в свои сани не садись ” и др.

Творческая судьба Островского связана с Малым театром в Москве. На его сцене проявилось дарование таких выдающихся актеров как Садовский, Ермолова, Ленский, Васильев, Федотова. Помимо пьес Островского на сцене Малого тетара в 1880 - 1890-е гг. шли классические драмы Толстого “Власть тьмы”, “Плоды просвещения”.

Центром театральной жизни Петербурга был Александринский театр. На его сцене блистали Стрепетова, Савина, Варламов, Давыдов.

На рубеже XIX-XX вв. начинается новый этап в истории русского театра. В 1898 г. Станиславский и Немирович-Данченко основывают Московский художественный театр.

 

Живопись. Скульптура.

В 1850-1860-е гг. в живописи завершается процесс формирования русской национальной школы. Реализм становится основным направлением.

В ноябре 1870 г. по инициативе Крамского, Ге, Мясоедова, Перова основывается “ Товарищество передвижных художественных выставок ”. Оно регулярно устраивало в различных городах России художественные выставки. Среди художников-передвижников выделялись:

- мастера бытового жанра – Перов, Маковский, Ярошенко, Мясоедов;

- пейзажисты – Саврасов, Шишкин, Левитан, Куинджи, пейзажист-маринист Айвазовский;

- первый баталист России Верещагин;

- первый портретист России Перов;

- художники широчайшего диапазона – Крамской, Ге, Васнецов, Поленов.

Наивысшего расцвета передвижничество достигло в творчестве Репина и Сурикова, Васнецова:

Репин – “Бурлаки на Волге”, “Крестный ход в Курской губернии” (социальная тема), “Запорожцы”, “Иван Грозный и сын его Иван”, “Царевна Софья в Новодевичьем монастыре” (историческая тема), “Арест пропагандиста”, “Не ждали” (революционная тема).

Суриков – выдающийся мастер исторического жанра – “Боярыня Морозова”, “Утро стрелецкой казни”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”.

Картины Васнецова написаны на эпические, сказочные и исторические сюжеты – “Богатыри”, “Аленушка”, “После побоища Игоря Святославича с половцами”.

 

Крупнейшим скульптором второй половины XIX в. был Антокольский. Он создал серию исторических произведений: “Нестор-летописец”, “Ярослав Мудрый”, “Иван Грозный”, “Ермак”, Петр I”.

 

Выдающиеся достижения русских ученых и техников, замечательные произведения литературы, музыки, живописи второй половины XIX в. завоевали русской культуре мировую славу.


Россия на рубеже XIX-XX вв.

Особенности социально-экономического развития России.

К началу XX в. Российская империя занимала площадь 1/6 части суши. По переписи 1897 г. (без Финляндии) – население более 125 млн. человек. Россия оставалась аграрной страной: в городах проживало только 13% населения. Образовательный уровень населения был невысоким. Грамотных было около 20%.

Последние годы XIX в. ознаменовались промышленным подъемом. В результате объем промышленного производства удвоился за несколько лет.

За экономическим подъемом последовал кризис 1900-1903 гг. Было закрыто более 3 тысяч предприятий, число безработных – примерно 200 тысяч человек.

Следствием кризиса стало разорение мелких и средних предприятий, что ускорило процесс монополизации производства. Образование крупных объединений – монополий одна из характерных особенностей развития промышленности в начале XX в. В ряде отраслей промышленности утвердились синдикаты: “Продуголь”, “Продамет”, “Продпаровоз”, “Гвоздь”, “Мазут”, “Трубопродажа”, “Товарищество братьев Нобель”.

Другой особенностью развития экономики было слияние банковского капитала с промышленным. Наиболее крупными банками являлись: Русско-Азиатский банк, Азовско-Донской, Торгово-промышленный, Петербургский международный.

К концу XIX в. положение крестьян ухудшилось по ряду причин:

- малоземелье;

- тяжесть лежавших на крестьянах податей и платежей, особенно выкупных;

- низкая урожайность крестьянских полей;

- сохранение общины с ее круговой порукой, переделами земли, чересполосицей, сдерживающими предпринимательскую инициативу.

И хотя в деревне создавались различные виды кооперации (прежде всего кредитно-сберегательные товарищества), расширялись поля под посевы культур, предназначенных для продажи (лен, хлопок, конопля), появились машины, капиталистическая перестройка деревни шла медленно. Здесь преобладали примитивная техника и тяжелый физический труд.

 

Социальная структура общества.

В России сохранялось официальное деление на сословия. Господствующим сословием оставалось дворянство. Оно насчитывало немногим более 1 млн. человек. Менее половины дворян были помещиками, основная масса – мелкие и средние.

Другим привилегированным сословием было духовенство: около 600 тыс. человек.

Столько же было купцов и так называемых почетных граждан.

Городские ремесленники и мелкие торговцы составляли сословие мещан.

Главным податным сословием оставалось крестьянство – около 100 млн. человек.

Отдельное сословие – казачество. Казаки имели надел, в среднем в 10 раз превышавший крестьянский. Они были превращены правительством в часть военно-репрессивного аппарата.

На рубеже веков происходит размывание сословных перегородок и более четкая классовая кристаллизация. Одновременно существовали классы феодального общества (дворянство и крестьянство) и классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат).

 

Личность Николая II.

Архаичным оставался государственный строй России. Россия была абсолютной монархией. В стране отсутствовали представительные учреждения, элементарные демократические свободы, не разрешалась деятельность политических партий и профсоюзов.

В 1894 г. умер Александр III. Императором стал его сын Николай II. До восшествия на престол он практически не занимался государственными делами, поэтому имел о них самое смутное представление. Коронация Николая II ознаменовалась трагедией на Ходынском поле.

Мировоззрение Николая II – это смесь бескрайнего абсолютизма с богословской мистикой и фатализмом. Его воспитателем был обер-прокурор Синода Победоносцев. Царь был убежден в необходимости неограниченного самодержавия, считал, что должен передать власть наследнику, как сосуд с драгоценной влагой, не расплескав ни капли. Любое ограничение самодержавия считал преступлением перед Богом.

Николай II неуверенно чувствовал себя в государственных делах. Отдохновение находил в семейном кругу, в занятиях фотографией. Он, может быть, и справился бы с ситуацией в спокойное время, но оказался бессильным в годы потрясений начала XX в.

 

Общественное движение в начале века. Рабочие и крестьянские волнения. Идейное и организационное оформление партий эсеров и социал-демократов.

Незыблемость самодержавия, отсутствие политических и гражданских свобод, национальное неравноправие, сословные пережитки создавали предпосылки острого политического и социального кризиса. Ему предшествовал подъем общественного движения начала века.

Впервые за многие десятилетия вспыхнули крупные крестьянские беспорядки: крестьяне жгли помещичьи имения, захватывали земли, скот, инвентарь.

В ходе рабочих выступлений начала XX в. все чаще и громче стали звучать политические лозунги. Наиболее значительными рабочими вступлениями были:

1900 г. – майская демонстрация в Харькове;

1901 г. забастовка на Обуховском заводе в Петербурге и столкновение с войсками и полицией (Обуховская оборона);

1902 г. – стачка в Ростове, митинги и манифестации в Харькове, Баку, Саратове, Сормове;

1903 г. – всеобщая стачка рабочих юга России.

Активизировалось и либеральное движение. Организационное объединение либералов началось в конце XIX в. – кружок “Беседа ”. В 1903-1904 гг. создаются союз “ Освобождение ” (Бердяев, Струве, Вернадский) и союз земцев-конституционалистов (Долгоруков, Шаховской, Петрункевич, Львов). Их цель – борьба за политические свободы и конституционный строй.

На рубеже веков оформились партии эсеров и социал-демократов.

В 1898 г. в Минске прошел первый съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Однако он не принял ни устав, ни программу.

С конца 1900 г. в Германии начинает выходить газета “ Искра ”. Она идейно объединила социал-демократов. В 1902 г. выходит программная работа Ленина “ Что делать?”. Главной задачей он ставил создание марксистской партии.

В 1903 г. прошел второй съезд РСДРП. На съезде была принята программа партии. Программа-минимум предполагала:

- свержение самодержавия;

- провозглашение демократических свобод;

- отмену выкупных платежей, возвращение “отрезков”;

- 8-часовой рабочий день;

- признание права наций на самоопределение;

Программа-максимум предполагала:

- социалистическая революция;

- установление диктатуры пролетариата.

Последнее положение приняли не все члены партии, против был, например, Мартов. Разногласия углубились при принятии устава партии. Ленин высказывался за личное участие членов партии в партийной работе. Мартов полагал достаточным личное содействие, чтобы не отпугивать сочувствующим социал-демократам. При избрании Центрального комитета партии и редколлегии партийного органа газеты “Искра” голоса разделились: большинство пошло за Лениным (большевики), меньшинство за Мартовым (меньшевики).

РСДРП выражала интересы пролетариата.

 

В 1902 г. образовалась партия социалистов-революционеров (эсеров). Она выражала интересы российского крестьянства. Лидерами партии были Чернов, Гершуни, Брешко-Брешковская, Савинков.

Программа:

- установление демократической республики на первом этапе и социалистические преобразования общества на втором;

- введение демократических свобод;

- 8-часовой рабочий день;

- федеративные отношения между нациями;

- конфискация помещичьих земель, их социализация (обобществление), уравнительное распределение между крестьянами.

Одним из главных средств борьбы эсеры считали индивидуальный террор. Для проведения террора они создали Боевую организацию (во главе Гершуни, потом Азеф). Было совершено несколько крупных террористических актов. Жертвами террористов стали, в частности, министры внутренних дел Сипягин, Плеве, великий князь Сергей Александрович.

 

Как видим, общественное движение в начале XX в. вышло на качественно новый уровень, что предвещало в недалеком будущем острую политическую борьбу.

 








Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.