Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Классификации прогнозов





КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ»

Тема: Генезис прогнозирования и планирования

1) Понятия прогнозирование и планирование

Общественное производство функционирует в рамках экономической системы, основными элементами которой являются социально-экономические отношения, организационные формы деятельности, хозяйственный механизм, производственные связи между хозяйствующими субъектами. Экономическая система представляет собой совокупность социально-экономических процессов, совершенствующихся в обществе на основе действующих в ней форм собственности и организационных форм хозяйствования. Важнейшим рычагом государственного регулирования является прогнозирование и планирование социально-экономического развития, в частности социальных процессов. Объективная необходимость прогнозирования в рыночной экономике обусловлена:

1. общественным характером производства;

2. усложнением межотраслевых и региональных связей;

3. необходимостью поддержания рациональных народно-хозяйственных пропорций;

4. неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно на кризисных стадиях воспроизводственных циклах;

5. деятельностью государства как субъекта рыночных отношений.

Вычленить из целостного экономического организма те области, которые требуют государственного воздействия, помогает социально-экономическое прогнозирование.

Прогноз – это комплекс аргументированных предложений, выраженных в качественных и количественных формах относительно будущих параметров экономической системы.

Виды прогнозов:

I по срочности:

а) краткосрочные (до 6 месяцев);

б) среднесрочные (от 2 до 5 лет);



в) долгосрочные (более 5 лет);

II. по направленности:

а) поисковый прогноз – показывает, каким может быть развитие в целом или какой-то сферы при условии, что характер государственного воздействия на нее останется неизменным. В результате появляется ответ на вопрос: что будет, если государство не будет предпринимать никаких мер по регулированию экономики. Таким образом, указывает на сферы, требующие первоочередного вмешательства;

б) целевой – определяются цели, поставленные государством перед экономикой, и возможные пути их достижения. Необходимо учитывать существование противоречий между долго- и краткосрочными целями, нужен определенный баланс между ними.

Задача прогноза - дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях.

В прогнозировании рассматривается следующая система прогнозов:

1. прогнозы последствий от вероятного наступления событий в стране и за рубежом;

2. прогнозы развития определенных сфер, отраслей, конкретных видов производств, территорий;

3.демографические прогнозы;

4.политические прогнозы;

5.социальные прогнозы;

6.научно-технические прогнозы;

7.внешне-экономические прогнозы;

8.экологические прогнозы.

В условиях рыночной экономики при разработке любого прогноза учитываются следующие факторы:

1. формы организации материальных потоков. Преобладающая часть всех видов продукции реализуется свободно. В связи с этим разработать достоверный прогноз загрузки мощностей в том или ином производстве можно только на основе детальной информации о конъюнктуре на товарных рынках.

2. способы формирования денежных потоков. Финансовые ресурсы в преобладающей части вышли из сферы прямого государственного регулирования, поэтому важно определить, каких объемов достигнет частный капитал и куда он будет направлен.

3. динамика цен и их влияние на производство и распределение. Нельзя получить достоверной прогнозной оценки по производству, не зная конъюнктуры цен.

4. внутренняя конвертируемость рубля (возможность свободного обмена валюты на любую другую валюту без всяких ограничений). Прогноз определяет, в каких отраслях зарабатывается валюта, куда перемещается с переходом от одних собственников к другим.

Прогнозирование тесно связано с планированием, является необходимой предпосылкой плановых расчетов.

Планированиецеленаправленная деятельность государства, хозяйствующих субъектов по определению перспектив с-э развития страны, регионов, отраслей, предприятий всех форм собственности. Долгосрочные (более 10 лет), среднесрочные (от 3-4 до 10 лет), текущие планы различаются по горизонту планирования, степени точности, детализации планов.

К важнейшим задачам планирования относят:

- определение общественных потребностей;

- выявление возможных для их удовлетворения материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- обоснование наиболее рациональных направлений использования ресурсов;

- обеспечение сбалансированности развития м/у сферами, отраслями, видами производства, м/у экономическими районами страны;

- повышение эффективности использования ресурсов.

Директивное планирование (административно-командной системе) – обеспечивает контроль за производством и распределением ресурсов из единого экономического центра. Из него вытекает требование строгого соблюдения плановой дисциплины, должностных лиц за невыполнение заданий.

Индикативное планирование(рыночной экономической системе, переходной) (сознательное, целенаправленное управление) – представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие страны в целом, ее территориальных и отраслевых подсистем, предприятий и организаций в соответствии с процедурами, утвержденными законодательством РФ.

Индикативный план с-э развития РФ включает:

- совокупность макроэкономических прогнозных показателей и обязательных заданий;

- показатели развития институциональных секторов экономики, характеризующие деятельность крупных, средних, малых и совместных предприятий, индивидуальных предпринимателей;

- показатели развития отраслей экономики;

- показатели с-э развития территориальных образований РФ, крупных экономических районов, субъектов РФ, территориально-промышленных комплексов, промышленных узлов, а также городов, имеющих особо важное значение.

Индикаторами социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояния рынка товаров и ценных бумаг валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни, заболеваемость, продолжительность жизни. Система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, проценты за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы и др.

В мире интерес и внимание к прогнозированию усилился в 1930-е г. Сказалось внимание мирового экономического кризиса и опыты планирования в СССР. Первые планы на макроуровне обхватывали финансово-бюджетные и денежно-кредитные сферы. Они выражались в национальных бюджетах в разрабатываемых министерствами финансов.

В качестве основных объектов прогнозирования рассматриваются базовые условия экономического развития:

1) народонаселение;

2) естественные ресурсы;

3) национальная безопасность;

4) темпы роста и структура материального производства;

5) основные показатели социального развития: уровень жизни, естественная убыль и прибыль населения, занятость населения, половозрастной состав.

Роль прогнозирования неизменно возрастает в связи с ускорением НТП, усложнением задач управления, усилением неопределенности, вызванной переходом к рынку. Прогноз вскрывает неопределенности в системе, обосновывает факторы, при которых достигаются поставленные цели.

Стратегии развития:

1) экспортно-сырьевая стратегия - притягательна в краткосрочном плане, т.к. служит источником получения твердой валюты (СССР). Дешевое сырье позволяет получить много валюты, однако источник доллара иссякнет вместе с исчерпаемостью благоустроенных месторождений;

2) стратегия преследования - применяются меры для роста внутренних и привлекательных извне инвестиций, приобретение высоких технологий (Япония, Южная Корея, Китай). Государственное регулирование усиливается в интересах накопления капитала, иностранной валюты;

3) стратегия всемирного использования собственного потенциала, достижений НТП (стратегия передовых рубежей) - наиболее эффективна и перспективна для России. Экономический рост на 90% обеспечивается за счет внедрения в промышленность новых технологий и знаний, а не в результате достижений в конкуренции на внешнем рынке. Переориентация на обрабатывающую промышленность.

По приоритетности государственной поддержки в России выделяют 3 группы отраслей:

1. конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке;

2. конкурентоспособность на внутреннем рынке и могут с него вытеснить импортную продукцию (тяжелое транспортное машиностроение, автостроение, пищевая промышленность);

3.перспективные подлежащие перепрофилированию.

Роль прогнозирования неизменно возрастает в связи с ускорением НТП, усложнением задач управления, усилением неопределенности, вызванной переходом к рынку. В управлении производством прогнозирование является первостепенной, т.к. всякое управленческое решение имеет прогнозную или плановую направленность. Прогноз вскрывает неопределенности в системе, обосновывает факторы, при которых достигаются поставленные цели.

Прогнозирование – предвидение, опережающее отображение действительности.

Порядок: гипотеза – прогноз – сценарий – план.

По характеру тесноты связи с объектом прогноз находится между гипотезой и планом. Прогноз вероятностен и многовариантен, что обусловлено наличием неопределенностей в отображаемой или будущей деятельности. Не определяя параметры развития с достаточной точностью, прогноз раскрывает альтернативы, положительные и отрицательные тенденции, противоречия и намечает условия, при которых обеспечивается решение поставленных задач.

Научное прогнозирование опирается на познанные объективные закономерности, логику, качественную информацию, математические методы.

Гипотеза- научное предвидение на уровне общей теории законностей. Теория питает прогноз, но он более определен и достоверен, имеет и качественные и количественные параметры.

В случае, когда имеется несколько путей реализации замысла, разрабатываются сценарии возможного развития.

Сценарий– это описание будущего, составленное с учетом правдоподобных положений; он разрабатывается для определенной совокупности условий будущего развития.

Прогноз имеет несколько сценариев:

1.оптимистичные;

2.оптимально-реалистичные;

3.пессиместичные.

Он устанавливает логическую последовательность событий, механизм вырастания их существующей ситуации будущего. Он разрабатывается функционально-логическим методом, имеет системный характер и выявляет факторы, позволяющие достичь поставленной цели.

Социально-экономическое прогнозирование – это способ предвидения общественной системы с учетом закономерностей ее развития, перспектив эффективного вложения капитала. Данное прогнозирование выражает количественные и качественные изменения, связанные с оценкой объемов производства стоимостных макроэкономических показателей, спроса и предложения, трудовых отношений, структуры доходов и расходов. Они включают показатели макроэкономической ситуации, НТП, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, внешнеэкономической деятельности, экологической обстановки, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

 

2) Социально-экономическое прогнозирование как функция государства.

Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ трактует государственное прогнозирование как систему научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйства, т.е. закон связывает прогнозирование с рынком. В процессе реформирования общегосударственное планирование по существу было заменено прогнозированием.Вместо Госплана социально-экономического развития страны стал ежегодно разрабатываться прогноз социально-экономического развития. Отказ от государственного планирования был предусмотрен в Положении «О министерстве экономики» (утвержден правительством РФ). Результатом государственного прогнозирования стало принятие органами закон и исполнительной власти конкретных решений области социально-экономической политики.

План базируется на концепции, идеологии и стратегии развития. Концепциясоциально-экономического развития выражает представление о целях и приоритетах политики государства, средствах ее реализации, конкретизирует варианты развития. Разработаны перспективы развития страны в соответствии с Указом Президента от 1.04.1996 г. №440, учитывающий положения «Концепции перехода России к устойчивому развитию». Разрабатываемые целевые комплексные и другие программы по статусу приравниваются к плану.

Программа - установление основных положений, последовательность и координация мер по реализации планов. Программа социально-экономического развития страны включает целевые ориентиры и планируемые государственные пути и средства их достижения.

От планирования отличается проектирование, обеспечивающее создание конкретных образцов будущего. Проект является решением относительных мероприятия, необходимого для реализации соответствующего аспекта программы.

Проекты бывают:

1. глобальные (инвестиционные);

2. национальные;

3. локальные.

Прогнозконстатирует вероятность событий, явлений. Прогнозированиепозволяет выявить состояние среды, вероятность достижения целей в условиях неопределенности. В большой степени имеет информационный характер, не содержит обязательных показателей, никому на адресуется, не предполагает принятие обязательных решений, действий или ответственности за их осуществление в отличие от плана.

Государственные программы Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Государственные программы Российской Федерации разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации.

Государственные программы Российской Федерации разрабатываются на период, определяемый Правительством Российской Федерации.

Государственные программы Российской Федерации включают в себя подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти Российской Федерации.

Государственные программы Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Перечень государственных программ Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Перечнем государственных программ Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р, ответственными исполнителями должны быть разработаны 43 государственные программы Российской Федерации.

Указанный Перечень государственных программ Российской Федерации сформирован по отраслевому признаку, исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, отраженных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации:

- новое качество жизни (качественное развитие отраслей, ориентированных на человека, включающее развитие здравоохранения, образования, поддержка семьи и улучшение качества жизни социально незащищенных групп населения, развитие пенсионной системы и другие);

- инновационное развитие и модернизация экономики (вопросы развития отраслей промышленности, науки, внешнеэкономической деятельности),

- сбалансированное региональное развитие (региональная политика и развитие макрорегионов, межбюджетные отношения),

- обеспечение национальной безопасности (обороноспособность, госбезопасность);

- эффективное государство (управление федеральным имуществом, управление госфинансами, развитие финансовых и страховых рынков, внешнеполитическая деятельность, юстиция).

 

 

3) Виды прогнозов.

Прогнозысоциально-экономического развитияотражают демографические, научно-технические, экономические, социальные, экологические, а также отраслевые, региональные и другие параметры экономически значимых сфер деятельности, имеют макроэкономический, отраслевой, ведомственный, территориальный разрезы и разрабатываются в целом по России по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики (по государственным унитарным предприятиям, государственным учреждениям, хозяйствующим объектам с долей государственной собственности более 50 % от уставного капитала).

Госкомстат России отражает принадлежность организации к государственному сектору в Едином Государственном Реестре предприятий и организаций для проведения статистического наблюдения, а минэкономразвития разрабатывает финансовую систему по их обеспечению.

Предусматривается ежегодно разрабатывать прогнозы приватизации в соответствующих отраслям экономики с перечнем государственных предприятий, подлежащих приватизации внешних и внутренних инвестиций за счет средств, полученных от приватизаций; изменения платежного баланса при увеличение выручки от приватизации.

ТЕМА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

1) Системный анализ и синтез

Методы планирования и прогнозирования выражаются в способах и приемах разработки прогнозных и плановых документов и показателей применительно к различным их видам и назначениям.

Основой методики является проведение аналитического исследования, подготовка базы данных, изучение и соединение информации в единое целое.

II. Метод экстраполяции.

Применяется при стабильности системы, устойчивости явлений, когда динамика процессов, показателей в перспективе определяется тенденциями их изменения в прошедшем периоде. Предполагается, что развитие идет непрерывно, гладко, силы прошлого в состоянии контролировать будущее, т.е. делается проекцию прошлого в будущее.

Правила экстраполяции:

Необходимо иметь информацию об устойчивости тенденций за срок как минимум в 2-3 раза больше срока прогнозирования.

 

Важным элементом экстраполяции является анализ временных рядов, т.е. обработка ретроспективного ряда. Обработка временных рядов включает сглаживание и выравнивание, поиск коэффициентов, минимизирующих отклонения.

Применяются следующие методы:

1. метод скользящего среднего – следующий во времени показатель по своей величине равен средней за последние годы (месяцы) величине;

2. экспоненциальное сглаживание – сумма фактических и прогнозных данных за период, взвешенная с помощью специальных коэффициентов, определяемых статистическим путем.

При глобальном макроэкономическом прогнозировании экстраполяция опирается на опыт прошлого, объективно существующую цикличность – волнообразность развития.

Ф.Энгельс доказал цикличность промышленного развития, выделив циклы длительности 5-10 лет. К.Маркс обосновал повторяемость экономических кризисов через 7, 10,11 лет. Н. Кондратьев открыл волнообразные циклические колебания экономики, выделив для деловой активности 4 вида циклов: очень короткие (сезонные), короткие (3-3,5 года), средние (торгово-промышленные 7-11 лет), длительные (большие циклы конъюнктуры, 50 -60 лет).

Познание характера и продолжительности во времени того или иного цикла позволяет составлять надежные прогнозы развития. Важно предотвратить или смягчить неблагоприятную фазу течения цикла (понижательная волна). Параметры любой фазы цикла можно регулировать на основе государственного вмешательства.

IV. Нормативный метод.

Применяется для расчета прогнозных и плановых показателей. Нормы и нормативыразрабатываются заранее на законодательной или ведомственной основе.

Норма - максимально допустимая величина.

Норматив - соотношение элементов производственного процесса (составляющая нормы).

В прогнозировании используются обобщенные, а впланировании – конкретные нормы. Нормы закладываются во все сколько-нибудь значимые показатели. Они заменяют абсолютные показатели, т.е. объемы.

Классификация норм:

1. ресурсные,

2. экономические,

3. социальные.

Они конкретизируются по отдельным направлениям объекта (региона).

Классификация нормативов:

· эффективность общественного производства - национальный доход в расчете на одного человека, на 100 рублейфондов;

· социальное развитие - потребление на душу населения, жилая площадь, прожиточный минимум и т.д.;

· капиталовложения - удельные показатели;

· использование мощностей;

· использование труда и оплаты труда;

· расходы сырья и материалов;

· финансирование - амортизация, уровень доходности, обязательные платежи и другое;

· охрана окружающей среды – расход воды, чистого воздуха и другое.

Они позволяют определять прогнозные и плановые показатели на основе метода прямого счета.

С их помощью регулируются как рыночные, так и нерыночные сферы. В рыночной сфере - нормативы налогов и других обязательных платежей и отчислений, резервных фондов, требования по минимальной величине установок капитала коммерческих банков, продолжительность рабочего дня, недели, отпуска и т.д. В непроизводственной сфере - нормативы по минимальной пенсии, расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное обслуживание и другое, обеспечиваются за счет федерального или местных бюджетов.

Разновидностью нормативов являются стандарты и лимиты.

Вводятся в виде нормативов пороговые значения экономической безопасности:

1. импортное продовольствие не менее 15-20% от объемов потребления;

2. объем реализации на территории РФ импортной водки не более 10%;

3. доля иностранного капитала во всем банковском капитале не более 12%.

V. Метод моделирования.

Базируется на разработке экономико-математических моделей и решений задач с помощью ЭВМ. Моделирование формы:

1. макро экономического;

2. корпоративного.

Основа метода - прикладная математика, линейное и оптимальное программирование, математическая статистика теория игр, нелинейное программирование и др.

Экономико-математическая модель имеет форму компьютерной программы, включающей уравнения отношений переменных к определенному объекту.

Достоинство метода - позволяет учитывать множество факторов, вскрывать взаимосвязи и выбирать наилучшие варианты и решения.

Недостаток метода – применяется вопределенных рамках ивкраткосрочном периоде.

Наибольшее применение имеют модели экономического роста, размещения производства, оптимизации перевозок и т.д.

 

VI. Балансовый метод.

Имеет универсальное значение - как способ, учитывающий потребности с ресурсами, т.е. способствующий решению основной проблемы экономики. Вскрываются диспропорции, регулируются народнохозяйственные пропорции, обосновываются необходимые соотношения между разделами и показателями плана, выявляются резервы, устанавливающие макроэкономическое равновесие.

Виды балансов:

1. материальные - натуральные вещественные пропорции (производство и распределение продукции, производственных мощностей, земельных угодий и т.д.);

2 трудовые - источники поступления трудовых ресурсов и их использование;

3. стоимостные или денежные - при разработке финансовых планов

В любом балансе имеется 2 раздела:

1) показывающий ресурсы и источники их поступления;

2)определяющийпотребности или распределение ресурсов.

 

Ресурсы Использование
1. Остаток на начало планируемого периода 1. Производственно-эксплуатационные нужды
2. Производство 2. Капитальное строительство
3. Импорт 3. Экспорт
4.Разбронирование государственных резервов 4. Пополнение государственных резервов
5. Прочие поступления 5. Остаток на конец планируемого периода
ВСЕГО ВСЕГО

 

Баланс представляется в виде единой балансовой системы, называемой техпромфинплан (продукция и затраты). Имеет форму матричной модели, построенной с соблюдением равенства общих итогов строк и колонок.

Воспроизводство, детализация общественного продукта и национального дохода в отраслевом разрезе по видам продукции и увязки их производства и использования осуществляется на основе разработки межотраслевого баланса производства и распределения продукции с применением экономико-математических методов и ЭВМ.

Межотраслевой баланс представляет собой экономическо-математическую модель, образуемую перекрестным наложением строк и колонок таблицы, т.е. балансов распределения продукции и затрат на ее производство, увязанных по итогам – называют шахматным балансом. Межотраслевой баланс, разработанный В.Леонтьевым, называют методом «затрат-выпуск» (на основе теории всеобщего равновесия) - выражает экономические отношения системой линейных уравнений, где параметрами являются коэффициенты затрат на производство продукции. Коэффициенты отражают отношениямежду секторами экономии.

 

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ»

Тема: Генезис прогнозирования и планирования

1) Понятия прогнозирование и планирование

Общественное производство функционирует в рамках экономической системы, основными элементами которой являются социально-экономические отношения, организационные формы деятельности, хозяйственный механизм, производственные связи между хозяйствующими субъектами. Экономическая система представляет собой совокупность социально-экономических процессов, совершенствующихся в обществе на основе действующих в ней форм собственности и организационных форм хозяйствования. Важнейшим рычагом государственного регулирования является прогнозирование и планирование социально-экономического развития, в частности социальных процессов. Объективная необходимость прогнозирования в рыночной экономике обусловлена:

1. общественным характером производства;

2. усложнением межотраслевых и региональных связей;

3. необходимостью поддержания рациональных народно-хозяйственных пропорций;

4. неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно на кризисных стадиях воспроизводственных циклах;

5. деятельностью государства как субъекта рыночных отношений.

Вычленить из целостного экономического организма те области, которые требуют государственного воздействия, помогает социально-экономическое прогнозирование.

Прогноз – это комплекс аргументированных предложений, выраженных в качественных и количественных формах относительно будущих параметров экономической системы.

Виды прогнозов:

I по срочности:

а) краткосрочные (до 6 месяцев);

б) среднесрочные (от 2 до 5 лет);

в) долгосрочные (более 5 лет);

II. по направленности:

а) поисковый прогноз – показывает, каким может быть развитие в целом или какой-то сферы при условии, что характер государственного воздействия на нее останется неизменным. В результате появляется ответ на вопрос: что будет, если государство не будет предпринимать никаких мер по регулированию экономики. Таким образом, указывает на сферы, требующие первоочередного вмешательства;

б) целевой – определяются цели, поставленные государством перед экономикой, и возможные пути их достижения. Необходимо учитывать существование противоречий между долго- и краткосрочными целями, нужен определенный баланс между ними.

Задача прогноза - дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях.

В прогнозировании рассматривается следующая система прогнозов:

1. прогнозы последствий от вероятного наступления событий в стране и за рубежом;

2. прогнозы развития определенных сфер, отраслей, конкретных видов производств, территорий;

3.демографические прогнозы;

4.политические прогнозы;

5.социальные прогнозы;

6.научно-технические прогнозы;

7.внешне-экономические прогнозы;

8.экологические прогнозы.

В условиях рыночной экономики при разработке любого прогноза учитываются следующие факторы:

1. формы организации материальных потоков. Преобладающая часть всех видов продукции реализуется свободно. В связи с этим разработать достоверный прогноз загрузки мощностей в том или ином производстве можно только на основе детальной информации о конъюнктуре на товарных рынках.

2. способы формирования денежных потоков. Финансовые ресурсы в преобладающей части вышли из сферы прямого государственного регулирования, поэтому важно определить, каких объемов достигнет частный капитал и куда он будет направлен.

3. динамика цен и их влияние на производство и распределение. Нельзя получить достоверной прогнозной оценки по производству, не зная конъюнктуры цен.

4. внутренняя конвертируемость рубля (возможность свободного обмена валюты на любую другую валюту без всяких ограничений). Прогноз определяет, в каких отраслях зарабатывается валюта, куда перемещается с переходом от одних собственников к другим.

Прогнозирование тесно связано с планированием, является необходимой предпосылкой плановых расчетов.

Планированиецеленаправленная деятельность государства, хозяйствующих субъектов по определению перспектив с-э развития страны, регионов, отраслей, предприятий всех форм собственности. Долгосрочные (более 10 лет), среднесрочные (от 3-4 до 10 лет), текущие планы различаются по горизонту планирования, степени точности, детализации планов.

К важнейшим задачам планирования относят:

- определение общественных потребностей;

- выявление возможных для их удовлетворения материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- обоснование наиболее рациональных направлений использования ресурсов;

- обеспечение сбалансированности развития м/у сферами, отраслями, видами производства, м/у экономическими районами страны;

- повышение эффективности использования ресурсов.

Директивное планирование (административно-командной системе) – обеспечивает контроль за производством и распределением ресурсов из единого экономического центра. Из него вытекает требование строгого соблюдения плановой дисциплины, должностных лиц за невыполнение заданий.

Индикативное планирование(рыночной экономической системе, переходной) (сознательное, целенаправленное управление) – представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие страны в целом, ее территориальных и отраслевых подсистем, предприятий и организаций в соответствии с процедурами, утвержденными законодательством РФ.

Индикативный план с-э развития РФ включает:

- совокупность макроэкономических прогнозных показателей и обязательных заданий;

- показатели развития институциональных секторов экономики, характеризующие деятельность крупных, средних, малых и совместных предприятий, индивидуальных предпринимателей;

- показатели развития отраслей экономики;

- показатели с-э развития территориальных образований РФ, крупных экономических районов, субъектов РФ, территориально-промышленных комплексов, промышленных узлов, а также городов, имеющих особо важное значение.

Индикаторами социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояния рынка товаров и ценных бумаг валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни, заболеваемость, продолжительность жизни. Система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, проценты за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы и др.

В мире интерес и внимание к прогнозированию усилился в 1930-е г. Сказалось внимание мирового экономического кризиса и опыты планирования в СССР. Первые планы на макроуровне обхватывали финансово-бюджетные и денежно-кредитные сферы. Они выражались в национальных бюджетах в разрабатываемых министерствами финансов.

В качестве основных объектов прогнозирования рассматриваются базовые условия экономического развития:

1) народонаселение;

2) естественные ресурсы;

3) национальная безопасность;

4) темпы роста и структура материального производства;

5) основные показатели социального развития: уровень жизни, естественная убыль и прибыль населения, занятость населения, половозрастной состав.

Роль прогнозирования неизменно возрастает в связи с ускорением НТП, усложнением задач управления, усилением неопределенности, вызванной переходом к рынку. Прогноз вскрывает неопределенности в системе, обосновывает факторы, при которых достигаются поставленные цели.

Стратегии развития:

1) экспортно-сырьевая стратегия - притягательна в краткосрочном плане, т.к. служит источником получения твердой валюты (СССР). Дешевое сырье позволяет получить много валюты, однако источник доллара иссякнет вместе с исчерпаемостью благоустроенных месторождений;

2) стратегия преследования - применяются меры для роста внутренних и привлекательных извне инвестиций, приобретение высоких технологий (Япония, Южная Корея, Китай). Государственное регулирование усиливается в интересах накопления капитала, иностранной валюты;

3) стратегия всемирного использования собственного потенциала, достижений НТП (стратегия передовых рубежей) - наиболее эффективна и перспективна для России. Экономический рост на 90% обеспечивается за счет внедрения в промышленность новых технологий и знаний, а не в результате достижений в конкуренции на внешнем рынке. Переориентация на обрабат









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.