|
Лекция № 1. СТРУКТУРА СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСАСтр 1 из 9Следующая ⇒ Принципы пространственной организации производственного комплекса. Оптимизация производственных связей влияет на такие характеристики производственного комплекса, как · площадь занимаемой территории; · протяженность и разветвленность транспортных и энергетических коммуникаций; · грузооборот; · производственные запасы и др.
На основе анализа производственных потоков выполняется пространственная организация производственного комплекса, представляемая в виде генерального плана.
Генеральный план отражает пространственное размещение с учетом рельефа местности зданий, сооружений, транспортных и инженерно-технических коммуникаций на выделенной территории. Общими принципами разработки генеральных планов предприятий являются: 1) эффективное использование территории; 2) сокращение протяженности потоков; 3) исключение пересечения потоков (прежде всего материальных и людских); 4) обеспечение четкости производственных связей; 5) полное соответствие действующим нормам и ТУ. Территория предприятия разделяется на три основные зоны: I - производственную, объединяющую основные объекты (цехи, участки); II - хозяйственную, включающую склады и вспомогательные здания и сооружения; III - предзаводскую, отведенную для административно-бытовых зданий и сооружений. Требования при проектировании генерального плана: 1) здания и сооружения располагать в соответствии с их производственным назначением в пределах соответствующих зон. При этом стремиться к наибольшей блокировке зданий и сооружений, чтобы обеспечить компактную планировку, экономию территории, сокращение коммуникаций, безопасность труда и людских потоков; 2) объекты, выделяющие пыль, газ, дым (склады материалов, котельные и др.) располагать с учетом направления господствующих ветров в удалении от административно-бытовых зданий; 3) проезды, связывающие здания и сооружения, должны быть прямолинейными, а их пересечение - под прямыми углами. В зависимости от характера производственного процесса при разработке генеральных планов учитываются специальные требования. Например, при проектировании генпланов заводов сборного ж/бетона необходимо учитывать следующие факторы: 1) склады заполнителей, цемента, арматуры и готовой продукции следует размещать вдоль транспортных путей и на минимально возможном расстоянии от “своего” производственного цеха (бетоносмесительного, арматурного, формовочного); 2) примыкание БСУ (цеха) к главному производственному корпусу должно обеспечивать подачу бетонных смесей к местам потребления кратчайшим путем с минимальными перегрузками; 3) арматурные цехи нужно блокировать с главным производственным корпусом (вдоль или поперек формовочных пролетов) для сокращения транспортных путей; 4) объекты энергетического обслуживания (трансформаторные, компрессорные, котельные установки) должны быть по возможности приближены к основным потребителям энергии. Обычно разрабатывают несколько вариантов генпланов. Выбор и оценку принятого варианта обосновывают сравнением технико-экномических показателей, из которых следующие: 1) коэффициент застройки - отношение площади, занятой зданиями и сооружениями к общей территории предприятия (примерно 40-60%); 2) коэффициент использования территории - отношение площади, занятой зданиями, сооружениями, открытыми складами, железными и автодорогами, тротуарами, к общей территории (примерно 70-75%); 3) коэффициент озеленения - отношение площади зеленых насаждений к общей площади (» 15-20%).
3.4. Качество продукции
Качество продукции - это целый ряд ее свойств, удовлетворяющих требованиям соответствующих ТУ (техническим условиям изготовления) и ГОСТам (ГОСТ 15467-79). Качество строительных изделий и конструкций характеризуется: а) техническим уровнем изделия (такие показатели, как: точность изготовления, прочность, жесткость, долговечность, транспортабельность, дизайн и др.); б) стабильность показателей качества (однородность, процент брака, число рекламаций, соответствие требованиям ТУ и СНиП и пр.); в) экономическая эффективность (удельные капитальные вложения, себестоимость, рентабельность, годовой экономический эффект); г) конкурентоспособность на внешнем рынке (степень патентной защиты и патентной чистоты продукции, наличие ее экспорта).
ЛЕКЦИЯ № 4. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
План 4.1. Общие сведения 4.2. Основные технологические способы добычи нерудных материалов
4.1. Общие сведения
Нерудные строительные материалы: песок, щебень, гравий - играют важную роль в строительстве. Они необходимы при строительстве дорог, изготовлении сборных железобетонных конструкций. Стоимость нерудных строительных материалов с учетом погрузочно-разгрузочных, складских и транспортных расходов составляет примерно 10% сметной стоимости СМР. Для проектирования любого промышленного предприятия составляется технико-экономическое обоснование (ТЭО). Для предприятий нерудной промышленности характерны для ТЭО следующие вопросы: 1) описание месторождений по материалам геологических фондов с приложением карт; 2) геологическое строение месторождения (включая мощности слоев, уровень грунтовых вод, степень обводненности толщи полезного ископаемого); 3) качественную характеристику сырья (гранулометрический, петрографический и химический составы, данные испытаний, кто и когда их проводил); 4) объем месторождений, их регистрация Государственной комиссией по запасам (ГКЗ) полезных ископаемых при правительстве Украины, размеры потребления; 5) решения ГКЗ о пригодности сырья; 6) сведения о наличии источников энерго- и водоснабжения в районе месторождения; 7) данные о наличии и состоянии дорог в этом районе (ж/дорог и автодорог); 8) данные о потребителях нерудных материалов (заводов ЖБК); 9) технические требования потребителей к нерудным строительным материалам; 10) данные о попутных промышленных продуктах, качественная характеристика отходов, их годовое количество, какие можно использовать для изготовления строительных материалов и изделий, транспортные связи по вывозу готовой продукции. До начала проектных работ должна быть полная ясность об объемах запасов полезных ископаемых, которые определяются по категориям А, В, С1, С2. Категория А - запасы детально разведанные и опробованные; изучено качество и технология обработки; В - запасы, количество которых выявлено достаточно точно; технология обработки месторождений выявлено недостаточно; С1 - запасы на участках, примыкающих к уже известным категориям А и В, а также предполагаемые на основании изучения по естественным; опробованы в отдельных точках (местах); С2 -запасы отдельных месторождений, определяемые по геологическим предпосылкам. Эти категории должны находиться в определенном соотношении по объемам. Объема месторождения (Vм) должно быть достаточно для эксплуатации на предполагаемый период работы не одного, а группы предприятий (на период не менее 25 лет).
Vм ³ 25 å Мi (4.1)
где Мi - годовая мощность предприятия.
4.2. Основные технологические способы добычи нерудных материалов
Разработка карьеров - это кроме значительных капитальных вложений еще и большая нагрузка на окружающую среду (разработка самих карьеров, дорог, переработка сырья, загрязнение атмосферы, нарушение естественных гидрогеологических процессов и т.д.). Если имеются песчано-гравийные залежи и скальные, то предпочтительно разрабатывать первые, используя для разработки способ гидромеханизации, как наиболее щадящий окружающую среду и наиболее экономичный. Гидромеханизированный способ раэработки включает следующие операции: размыв грунта под давлением и перевод его в полужидкую массу (пульпу), транспортирование пульпы в отвал. Его применяют при наличии легкоразмываемых грунтов, мощных водных источников и достаточного количества электроэнергии. В надводных забоях грунт разрабатывают гидромониторами, а в подводных - плавучими землесосными снарядами. Гидромониторная установка состоит из насосной станции, магистрального водовода диаметром 150 - 500мм и гидромониторов с насадками-наконечниками диаметром 50 - 250мм. К гидромониторам подают воду под большим напором, которая выходя из насадки плотной струей, превращает грунт в пульпу. Пульпа направляется самотеком по лоткам или канавам в отвал (или в насыпь). Если отвод воды самотеком затруднен (условия рельефа, условия работ), то необходимо ставить перегрузочную насосную станцию для перекачки пульпы. По трудности разработки и удельному расходу воды все размываемые грунты делят на шесть групп: I - песчаные, II - супесчаные, III - суглинистые, IV - слабые глинистые, V - песчано-гравийные, VI - глины. Удельный расход воды при рабочем напоре 0,3 - 0,5Мн/м2 (30 - 50 м водяного столба) составляет для песчаных грунтов 3,5 - 9м3, для супесчаных и суглинистых 40 -90м3. При разработке песчано-гравийных грунтов и глин удельный расход воды 9-14 м3 и рабочий напор 0,7-1,4 Мн/м2 (70-140 м вод. ст.). Расход воды и скорость струи регулируются насадкой-наконечником. Суммарный напор воды у насоса насосной станции
Нс = Н1+ Н2 + Н3 + Н, м, (4.2)
где Н1 - высота подъема воды, м; Н2 - высота всасывания, м; Н3 - потери в трубопроводе, принимаемые 10% от Н1, м; Н - требуемый напор у насадки гидромонитора, м. Расход воды через гидромонитор
Q = j FÖ2gH, м3/сек (4.3)
где j - коэффициент скорости для конических насадок 0,945; F - площадь выходного отверстия насадки, м2; g= 9,81м/с2 - ускорение силы тяжести; H - требуемый рабочий напор у насадки, Мн/м2. При разработке карьеров механическими способами (экскаваторами) глубина их, как правило, превышает максимальную высоту резания. Поэтому карьеры разрабатывают ярусами. Для разработки твердых (скальных) пород применяют экскаваторы с прямой лопатой, т.к. усилие резания на ковше у них больше, чем у экскаваторов с обратной лопатой и драглайном, а производительность при погрузке на транспорт выше. Для ввода экскаватора в забой, въезда и выезда машин устраивают въездные траншеи с уклоном 0,1-0,15. Ширину траншей понизу принимают 3...3,5 м при одностороннем движениии, 7...7,5 м - при двустороннем. При этом неизбежны бросовые работы по устройству въездных траншей. Для уменьшения их в некоторых случаях более экономично применять экскаватор обратная лопата или драглайн. Количество транспортных средств из расчета непрерывной работы экскаватора определяется по формуле
Тц N = ----- (4.4) tп где Тц - длительность цикла автосамосвала, мин; tп - длительность погрузки автосамосвала, мин. 2l Тц = tп + ----------- + tр.м + tм (4.5) Vср / 60 где l - расстояние транспортировки груза, км; Vср - средняя скорость движения транспорта, км/ч; tр.м - время разгрузки с маневрированием, мин; tм - время на маневры при погрузке. Длительность погрузки автосамосвала М tп = ------ (4.6) nт где М=Q/q×ке - число ковшей, загружаемых в машину; Q - грузоподъемность транспорта, м3; q - геометрическая емкость ковша, м3; ке - коэффициент использования вместимости ковша; nт=60кв/tц - число циклов (ковшей) в мин.; кв - коэффициент использования экскаватора во времени в смену; tц - продолжительность цикла, с. По результатам расчетов строится график движения транспортных средств “эабой - отвал”. Приведем оптимальные типовые мощности предприятий нерудных стройматериалов (в тыс. м3/год): Гравийно-сортировочные заводы 500 - 1000 Цехи по обогащению песка 400 - 600 Дробильно -сортировочные заводы 300, 400, 600, 700. Потребность в нерудных строительных материалах обеспечивается: 1) производством на карьерных предприятиях; 2) производством из отходов горных и металлургических предприятий; 3) использованием естественных легких заполнителей; 4) добычей нерудных материалов речными пароходствами. Заводы ЖБК и карьерные предприятия все еще недостаточно уделяют внимания качеству заполнителей: фракционному составу, чистоте и механической прочности зерен. Все это сказывается на качестве продукции и, в частности, на перерасходе цемента. При небольшом объеме изготовления сборного железобетона небольшой перерасход цемента не имеет существенного значения. Но когда объем этот достигает больших значений, вопрос о качестве заполнителей приобретает первостепенное значение. Часто считают, что промывка щебня убыточна. Но если учесть, что количество пустой породы составляет 10...15%, что при этом снижаются транспортные расходы на перевозку, улучшаются условия труда на дробильных фабриках - и, если учесть затраты на промывку (в ценах 1980г. они были 46коп. на 1т щебня), то она, т.е. промывка, может быть очень рентабельной.. Не решен вопрос с фракционированием песков. Ряд заводов сборного железобетона работает на песках естественных или песчано-гравийной смеси. Применение гидроклассификаторов песка и гравийно-песчаных смесей на многих карьерах позволяет снизить расходы цемента. Некоторое повышение стоимости заполнителей окупается экономией цемента. За рубежом щебень 2 - 3-х фракций применяется немногими заводами. Обычно карьерные предприятия изготовляют смеси из 4 - 12 фракций. Число фракций песка исчисляется от 2 до 9. Для производства сборного железобетона важное значение имеет получение с карьеров оптимальных смесей. Для этого карьерным предприятиям должна быть известна номенклатура сборных железобетонных конструкций, способы хранения заполнителей, а заводы, в свою очередь, должны знать условия, при которых изготовляются необходимые им заполнители. К сожалению, практика учета всех необходимых для рентабельного производства условий еще не нашла необходимого распространения, и заводы допускают перерасход цемента на так называемом “законном” основании; плохой (загрязненный) заполнитель - больше цемента. На заводах ЖБК в бетоносмесительных цехах все еще имеется 2 - 3 бункера для крупных заполнителей и 1 бункер для песка. Заполнитель дозируют перед подачей в бетоносмесители в весовых дозаторах вместо объемных. Шихтовка заполнителей в заданных пропорциях на карьерных предприятиях не только бы значительно упростила и удешевила процесс изготовления бетонной смеси, но и улучшила бы качество с точки зрения постоянства состава. В добыче сырья для строительства значительное место принадлежит пароходствам речного флота. Они занимаются поставкой гравийно-песчаной смеси, получаемой в процессе дноуглубительных работ. Смесь продается по довольно высоким ценам, учитывающим не только стоимость добычи, но и стоимость фрахта. Эту гравийно-песчаную смесь обычно не обогащают, а направляют непосредственно в БСУ. Если бы перед поступлением строителям смесь была рассортирована по фракциям, крупный гравий раздроблен на щебень и при необходимости здесь же на плаву обогащен, то себестоимость конечной продукции значительно снизилась бы (по сравнению с вариантом заполнителя на берегу из “сухих” карьеров). Это подтверждают расчеты институтов Гидропроекта и Проектгидромеханизации. Зарубежные фирмы именно так и поступают, создавая для этой цели плавучие фабрики. Неисчерпаемые запасы местного нерудного сырья в виде осадочных горных пород и гравийно-песчаных отложений можно использовать для изготовления бетонов высоких марок, предварительно подвергнув их обогащению, т.е. разделению материалов по прочности. Из гравитационных методов обогащения к наиболее перспективным и проверенным относится обогащение в тяжелых средах. Метод основан на взвешивании в жидкости минералов. Плотность среды выбирают с таким расчетом, чтобы более легкие (они же и более слабые) зерна гравия или щебня всплывали, а более тяжелые (они же и более прочные) оседали на дно. При обогащении щебня и гравия в качестве утяжелителя среды применяют магнетит или смесь магнетита с ферросилицием. Магнетит позволяет получить среду с плотностью до 2,55г/см3, ферресилиций - до 3,4г/см3.
План 5.1. Классификация железобетонных изделий и конструкций. 5.2. Изделия и конструкции гражданских зданий. 5.3. Конструкции промышленных зданий. 5.4. Основные требования к сборным железобетонным изделиям и конструкциям.
5.1. Классификация железобетонных изделий и конструкций.
В основу классификации сборных железобетонных изделий и конструкций положены следующие признаки: вид бетона, его плотность, вид армирования, внутреннее строение и форма, масса, и назначение. По отраслям строительства различают конструкции для промышленного, сельскохозяйственного, жилищно-гражданского и специальных отраслей строительства (гидротехниче-ского, шахтного, дорожного и др.). По назначению в зданиях и сооружениях различают элементы фундаментов и каркаса, покрытия и перекрытия, стены и перегородки, блоки отопительных и вентиляционных систем. По характеру армирования - сборные конструкции делят на бетонные неармированные, железобетонные с обычной арматурой, предварительно-напряженные железобетонные. По форме - плитные, линейные, решетчатые, блочные, криволинейные, трубчатые и др. По массе - особо мелкие (до 250 кг), мелкие (250...1500 кг), средние (1500...3000 кг), крупные (3000...5000 кг), особо крупные (более 5000 кг). По виду бетона - в соответствии со СНиП II-21-75: конструкции из тяжелого бетона, бетона на пористых заполнителях, ячеистого, крупнопористого и поризованного бетонов. По внутреннему строению - изделия могут быть сплошными и пустотелыми, изготовленными из бетона одного вида - однослойные, двухслойные и многослойные, изготовленные из разных видов бетона или с применением различных материалов, например теплоизоляционных. Изделия различаются также по типоразмерам и маркам. Понятие “типоразмер” определяет принадлежность конструкции к определенному элементу здания или сооружения. Понятие “марка” детализирует типоразмер, охватывая показатели несущей способности изделия, массы, расположения закладных деталей, проемов и т.п.
5.2. Номенклатура изделий и конструкций гражданских зданий Номенклатура изделий и конструкций гражданских зданийвключает: изделия для фундаментов и подземных частей зданий, панели наружных стен, панели внутренних стен и перегородок, колонны многоэтажных зданий, ригели каркасов многоэтажных зданий, плиты перекрытия, лестничные марши и площадки. Фундаменты под колонны: размеры подошвы - до 2000 мм, высота - до 1000 мм, масса - до 5000 кг; бетон - тяжелый М200, 250, 300; арматура -сетки и каркасы из стали классов А-II и А-III; способ производства - стендовый. Блоки ленточного фундамента стен: размеры: длина - до 3200 мм, ширина - до 1800 мм, высота - до 500 мм; масса 500...4000 кг; бетон - тяжелый М150...300; арматура классов А-II и А-III в виде сеток и каркасов; способ производства - стендовый. Блоки стен подвалов: размеры: длина - до 2500 мм, ширина - до 500 мм, высота - до 700 мм; масса - до 2000 кг; бетон - тяжелый М100, 150; способ производства - стендовый, агрегатный. Панели наружных стен: на комнату: размеры, мм - 3600*2900*400; масса - до 4000 кг; бетон - легкий - r=700..1000 кг/м3, М50...М100; ячеистый - r=550...700 кг/м3, М35 и М50; способ производства: агрегатно-поточный, конвейерный; арматура классов А-II, А-III - сетки, каркасы; на 2 комнаты: размеры, мм - 6000...6600*2900*400; масса - до 8000 кг. Мероприятия по снижению коэффициента теплопередачи панелей наружных стен: - применение гранул вспученного пенополистирола взамен части объема керамзитового гравия фракции 5...10 мм (плотность бетона может быть снижена до 800...850 кг/м3); - применение газосиликатных ячеистых бетонов плотностью до 600 кг/м3; - использование золы-уноса в ячеистом бетоне (снижение коэффициента теплопроводности на 8...10%); - применение вкладышей из засыпных или плитных теплоизоляционных материалов (пенополистирольный пенопласт, ячеистые газобетонные плиты, жесткие минераловатные плиты, перлит и др.); - изготовление трехслойных панелей с использованием эффективных теплоизоляционных материалов. Панели внутренних стен: размеры, мм длина - до 7000, ширина - до 2900, толщина - 120...160 мм; масса - до 2300 кг; бетон - тяжелый М150..300, легкий М150...200; арматура классов А-II, А-III - сетки, каркасы; способ производства - кассетный, конвейерный, кассетно-конвейерный. Колонны многоэтажных зданий: размеры сечения - 300*300 и 400*400 мм, длина на 1,2,3,4 этажа; масса - 3500...7000 кг; бетон - тяжелый М200...500, легкий М200...400; арматура класса А-III - пространственные арматурные каркасы; способ производства - агрегатный, стендовый. Ригель каркаса многоэтажного здания: размеры: высота 450 мм, длина 5500 мм - для пролета длиною 6 м, 650мм, длина 8500 мм - для пролета длиною 9 м; масса - до 5500 кг; арматура классов А-III, А-IV, А-V - каркасы, преднапряженные элементы; способ производства - агрегатно-поточный. Плиты перекрытий: сплошного сечения, с пустотами, ребристые. Пустотелые плиты перекрытий изготовляют с цилиндрическими пустотами длиной до 6000 мм, шириной до 2400 мм и толщиной 220 мм, массой до 4000 кг или длиной 9000-12000 мм, шириной до 1500 мм, толщиной 300 мм. Ребристые плиты изготовляют П-образного сечения длиной до 8800 мм, шириной до 1500 мм, высотой до 400 мм, их масса до 4000 кг. Для больших пролетов применяют ребристые плиты типа 2Т размерами, мм: 15000*3000*600, массой - до 11000 кг; арматура классов - А-III, Вр-I, Вр-II, А-IV, Ат-IV - сетки каркасы, напрягаемые элементы. Если пролеты плит длиной больше 3 м, их целесообразно изготовлять предварительно напряженными с применением высокопрочной арматуры. Для изготовления плит применяют тяжелый бетон, а также легкий конструкционный бетон. Способ производства - агрегатный, конвейерный - пустотные, ребристые; агрегатный, конвейерный, кассетный, кассетно-конвейерный - сплошные. Лестничные марши: выполняют в виде плит со ступенчатой поверхностью средней части, а концевые участки образуют лестничные площадки. Размер марша в плане, мм: 3900*1500; масса -до 2500 кг; бетон - тяжелый М200-300; способ производства - конвейерный, агрегатно-поточный, стендовый.
5.3. В номенклатуру конструкций одноэтажных промышленных зданий
В номенклатуру конструкций одноэтажных промышленных зданий входят несущие и ограждающие элементы одно- и многопролетных зданий различной высоты (3.6...18 м). Из этих элементов можно комплектовать здания для различных отраслей промышленности: бескрановые, оборудованные мостовыми кранами, подвесными кран-балками; бесфонарные и с фонарями, имеющие скатную, малоуклонную или плоскую кровлю. Номенклатура сборных конструкций одноэтажных зданий включает: фундаментные балки, колонны, подкрановые балки, стропильные и подстропильные балки, фермы, плиты покрытий и стеновые панели. Фундаментные балки: 1) длина 4300...5950 мм - шаг колонн 6 м, масса 2200 кг; бетон тяжелый - М200, 300; арматура - ненапрягаемая в виде сварных каркасов из стали классов A-I, A-III; 2) длина 10200...11960 мм - шаг колонн 12 м, масса 5500 кг; бетон тяжелый - М400; арматура - сварные каркасы и напрягаемая арматура классов А-IV и А-V. Балки длиной до 5.95 м изготовляют в раздельных или групповых формах по агрегатно-поточный технологии. Преднапряженные балки большей длины изготовляют с натяжением арматуры на упоры форм или коротких силовых стендов. Панели стен отапливаемых зданий. При шаге колонн 6 м: размеры - длина 6000 мм, ширина 900...1800 мм, толщина 160...300 мм (панели стен неотапливаемых зданий с тем же шагом колонн имеют толщину 70 мм); бетон - легкий на пористых заполнителях или ячеистый автоклавный. При шаге колонн 12 м применяют панели в виде ребристых предварительно напряженных плит массой до 4500 кг, размерами 1200*12000, 1800*12000 и 2400*12000 с высотой продольных ребер до 300 мм, поперечных 130 мм и толщиной полки до 300 мм. Виды арматуры - А-I, А-III - для панелей из обычного железобетона в виде сварных сеток или каркасов, А-IV и А-V - для предварительно напряженных конструкций. Способ производства - агрегатно-поточный, конвейерный. Железобетонные ребристые плиты покрытия. Типовые плиты массой до 2700 кг имеют размеры в плане 3000*6000 мм; массой до 7100 кг - 3000*12000 мм. Плиты размерами 1500*6000 и 1500*12000 мм чаще используют как доборные элементы на участках покрытий с повышенными снеговыми отложениями. Бетон тяжелый (легкий конструкционный) - М250-М400. Арматура классов А-III и Вр-I - в виде сеток и каркасов для армирования полки и поперечных ребер; А-IV, А-V, А-VI - предварительно напряженная арматура для продольных ребер. Получают распространение более эффективные конструкции покрытий в виде предварительно-напряженных плит “на пролет” размерами 3000*18000 и 3000*24000 мм двух типов - сводчатые плиты - оболочки типа КЖС и плиты с малоуклонной плоской полкой типа П. Бетон - тяжелый М400 и М500. Колонны. 1). В зданиях без кранового оборудования, а также с подвесным подъемно-транспортным оборудованием, с мостовыми кранами, при высоте зданий от пола до низа стропильных конструкций, не превышающей 10.8 м - колонны массой до 12400 кг; длиной 4500...11800, с размерами сечения при грузоподъемности кранов 10-20 т: 400*600, 400*800, 500*800; бетон - тяжелый М200-М500; 2) в зданиях с мостовыми кранами грузоподъемностью до 50 т применяют двухветвевые колонны длиной 11850...19350 мм, габариты сечения подкрановой части 400*1000-600*1900; бетон - тяжелый М300-М500; арматура - классов А-I и А-III; способ производства - агрегатный, стендовый. Подкрановые балки. 1) При шаге колонн 6 м балки имеют размеры: длина 5950, высота 800, ширина сечения (таврового) 600, толщина 120 мм; бетон - тяжелый М400-М500; 2) при шаге колонн 12 м - балки двутаврового сечения имеют размеры: длина 11950, высота 1200, ширина и толщина верхней полки соответственно 650 и 160, толщина стенки 140, ширина нижней полки 340 мм; бетон - тяжелый М500-М600; напрягаемая арматура - стержневая или канатная; способ производства - агрегатно-поточный, стендовый. Стропильные и подстропильные фермы. Стропильные фермы бывают двух видов - раскосые сегментные с верхним поясом ломаного очертания и безраскосные с верхним поясом арочного очертания. 1) Для пролетов 18 м размеры ферм составляют: общая высота 2740...3000, длина 17940, ширина поясов 240...300 мм; 2) для пролетов 24 м: общая высота 3300...3400, длина 23400, ширина поясов ширина поясов 240-350 мм. Подстропильные раскосные фермы применяют при шаге колонн 12 м для опирания стропильных ферм. Бетон - тяжелый М400-М600; арматура классов А-I и А-III - в виде сварных каркасов, А-IV и А-V или проволочная (канатная) арматура - для нижнего пояса ферм. Фермы изготовляют на стендах или в силовых фермах с механическим натяжением арматуры на упоры.
5.4. Требования к сборным железобетонным конструкциям.
1). Технические требования к сборным конструкциям формируются на основе условий монтажа зданий и сооружений с наименьшими затратами труда и времени и условий эксплуатации сборных железобетонных зданий и сооружений. По условия монтажа: укрупнение конструктивных элементов, точность геометрических форм и размеров конструкций, оптимальное решение узлов и соединений, точность расположения закладных деталей и др. По условиям эксплуатации: обеспечение проектной точности, морозостойкости, водонепроницаемости, трещиностойкости, определенных теплофизических свойств, стойкости в агрессивных средах. 2). Технологические требования к сборным железобетонным конструкциям диктуются условиями их промышленного производства. Степень технологичности железобетонных конструкций определяется возможностью их изготовления с наименьшими затратами труда, материалов и энергетических ресурсов. Лекция № 1. СТРУКТУРА СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
План 1.1. Общие сведения 1.2. Взаимосвязь ведомств и организаций, участвующих в сфере строительства
1.1. Общие сведения
Современное строительство является крупнейшим потребителем материальных ресурсов. На его долю приходится 15% всей промышленной продукции, которая используется из 77 отраслей.
Иными словами, уровень состояния и развития всех отраслей народного хозяйства определяет материально-техническую базу строительства.
Т.е. в материально-техническую базу строительства входят отрасли народного хозяйства, обеспечивающие производственную базу индустриального строительства
Производственная база строительства - это технический уровень и количество основных и оборотных фондов строительных организаций, обеспечивающих стройку всем необходимым: техникой, конструкциями и изделиями, материалами.
Основные фонды - производственные - строительные машины и транспортные средства, производственные здания и сооружения, оборудование и другие объекты производственного назначения. Непроизводственные - не участвуют непосредственно в процессе производства, а обслуживают культурно-бытовые потребности строителей: жилые дома, клубы, детские сады и др. Оборотные фонды - производственные запасы, необходимые для обеспечения строительного производства: материалы, конструкции, детали, быстроизнашивающиеся предметы, топливо и др., затраты по временным сооружениям и др. Материально-техническую базу строительства образуют: - предприятия строительной индустрии; - базы механизации и автотранспорта (в т.ч. ремонтные базы строительных машин и автотранспорта); - складские хозяйства стройорганизаций; - здания производственно-обслуживающего назначения (административные и бытовые, диспетчерские, лаборатории и т.д.); - предприятия промышленности строительных материалов (обеспечение цементом, асбоцементом, известью, гипсом, нерудными материалами, пористыми заполнителями, стеклом, керамикой, теплоизоляционными, кровельными, отделочными, санитарно-техническими материалами и изделиями и т.д.); - предприятия черной и цветной металлургии, лесной и деревообрабатывающей, химической, целлюлозно-бумажной, легкой промышленности и др. отраслей. Основная роль в материально-техническом обеспечении приходится на промышленность строительных материалов и конструкций (более 52%), далее идет продукция машиностроения и электротехнической промышленности (более 10%), черной и цветной металлургии (13%), лесной и деревообрабатывающей (11%), химической промышленности (3,5%).
Таким образом, под понятием производственная база подразумевается комплекс производственных зданий, материалов, машин и других технических средств, удовлетворяющих современным требованиям, т.е. мощная производственная база строительной индустрии и хорошо развитая сеть промышленности строительных материалов.
1.2. Взаимосвязь ведомств и организаций, участвующих в сфере строительства
Поскольку строительство ведется в различных отраслях народного хозяйства, оно имеет свою специфику и связано с особенностями этих отраслей. Сами отрасли также участвуют в сфере строительства: на стадии проектирования, самого строительства, финансирования, материально-технического обеспечения. Например, если строительство ведется в области сельского хозяйства, то оно так или иначе связано с Минсельстроем (разумеется, если это строительство в объеме государства, региона). Различные по структуре и крупности строительные организации могут иметь свои производственные базы, которые этим организациям подчиняются. В условиях зарождающихся рыночных отношений более мелкие по структуре организации (строительно-монтажные управления, базы индустриального строительства, заводы монтажных заготовок) могут иметь значительную самостоятельность по выпуску количества и номенклатуры продукции, если выполняется госзаказ вышестоящей организации своего министерства или ведомства. Характерными тенденциями в развитии материально-технических ресурсов строительства являются: - производство и применение в строительстве конструкций, обеспечивающих значительное снижение массы зданий и сооружений; - возрастание доли энергосберегающих строительных конструкций на основе применения эффективных теплоизоляционных материалов; - увеличение удельного веса материалов на основе вторичных ресурсов и отходов промышленного производства. Это расширяет сырьевую базу и позволяет решать задачу охраны окружающей среды; - рост выпуска материалов с заданными свойствами (например, для использования в агрессивных средах). Ведущим звеном материально-технической базы является производство строительных конструкций и деталей. Это крупная отрасль, сравнимая по объему продукции и численности работающих с черной металлургией и в 2 раза превышающая по своим показателям промышленность строительных материалов. Около половины всех материальных ресурсов строительства подвергается переработке на предприятиях этой отрасли. Развитие промышленности строительных конструкций и деталей позволило на основе повышения сборности более чем в 2 раза сократить трудоемкость строительно-монтажных работ, сократить сроки и снизить стоимость строительства. Особенно большое значение это имеет при строительстве в зимних условиях, когда большинство процессов переносится в условия цеха. Промышленность сборного железобетона и, особенно, сборного домостроения сыграла свою положительную роль и в послевоенные годы, в деле восстановления и развития народного хозяйства страны, развития массового домостроения. Хорошо зарекомендовала себя с точки зрения экономической эффективности такая форма организации строительства, как ДСК (домостроительные комбинаты), включающая в себя и основное строительство, т.е. само строительство и его производственную базу - изготовление сборных деталей и конструкций домов на заводе. Однако, как показывает отечественная и мировая практика строительства, 1 м3 сборного железобетона обходится в общем случае в 1.5...2 раза дороже монолитного. Кроме того, повышение этажности домов, возросшие требования к жесткости и прочности, а также к планировке помещений, интерьеру и внешнему виду как домов, так и жилых кварталов, диктуют в современных условиях развитие монолитного строительства, в том числе и его производственной базы. Так, в странах Запада в монолите возводится от 30 до 60% домов. Наряду со сборным и монолитным ж/бетоном развивается производство и других прогрессивных изделий и конструкций: алюминиевых и облегченных металлоконструкций, в том числе стеновых панелей с применением стального оцинкованного листа и эффективных утеплителей. Развивается производство деревянных клееных конструкций, асбестоцементных ограждающих конструкций. Развивается переработка доменных и сталеплавильных шлаков с получением эффективных строительных материалов, в частности заполнителей для бетонов, шлакощелочных вяжущих и бетонов. Однако сборный ж/бетон и в материально-технической базе и в строительстве еще долго будет выполнять основную роль. Сейчас промышленность сборного ж/бетона поставляет строительству около 2 Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|