|
Нормирование освещения и базовые критерии оценки энергоэффективностиНормируемая освещенность в мире в образовательных учреждениях постоянно повышалась. В 80-е годы этот рост был приостановлен из-за энергетического кризиса. Сейчас в России основным нормативным документом по нормируемой освещенности является СНиП 23-05-95. В 1999 году были разработаны и приняты «Нормы энергосбережения при проектировании осветительных установок г. Москвы» (МГСН 2.01-99 от 23.02.99 г.). В качестве энергетического показателя, определяющего рациональное потребление электроэнергии, определена установленная мощность Вт/м2. В соответствие с этим документом, максимальная нормируемая освещенность для образовательных учреждений должна быть 400 лк. При этом, максимально допустимая удельная установленная мощность не более 25 Вт/м2. Вопросы энергосбережения необходимо решать уже на этапе проектирования энергоэффективных систем освещения в образовательных учреждениях. Задача проектировщика состоит в том, чтобы система освещения соответствовала назначению помещения и его архитектурной концепции. Для обеспечения оптимального светового решения необходимо учитывать: конструкцию потолка; систему кондиционирования, акустику, систему электроснабжения, условия освещенности при дневном свете, характер зрительной нагрузки, размеры помещения, отражение от стен, потолка и пола, расстановку мебели. Системы освещения в образовательных учреждениях должны создавать такие условия. При которых человеческий глаз не испытывает напряжения даже после нескольких часов переключения между доской и рукописным текстом. Ключевым этапом проектирования ОУ является расчет количества светильников и их плановой мощности. Для этого используется либо расчет методом коэффициента использования, либо компьютерное проектирование освещения. В первом случае возможно оценить среднюю освещенность только для светильников, равномерно расположенных по площади помещения или оценить первичные значения мощности ОУ с запасом 10-20% для заданной освещенности. Компьютерное проектирование освещения является более быстрым и точным, т.к., основано на математических моделях, позволяющих моделировать сложные конфигурации помещений в сочетании с различным расположением светильников. Освещение в университете начинается во входном вестибюле. Оно также необходимо на лестницах, крыльце, дорожках на прилегающей территории.
Рис.2.12 – Освещение коридоров и холла офисов Уровень освещенности должен меняться от одной зоны к другой с тем, чтобы создать адаптационный участок, где глаз может постепенно приспособиться к различным уровням яркости на улице и внутри помещения. Хорошее освещение холлов подчеркивает престиж учреждения, усиливает визуальное впечатление, а рациональное распределение функций освещения позволяет в 1,5-2 раза снизить энергопотребление. Лестницы должны освещаться сверху наискосок, чтобы ни одна из ступенек не оказалась в тени. Края ступенек должны четко контрастировать с нижними ступеньками. Источники света, устанавливаемые в этих местах должны иметь высокий индекс цветопередачи (Rа = 70-90). Рекомендуемые европейские нормы освещенности для входных холлов и функциональных зон приведены в табл.2.1. Таблица 2.1 Рекомендуемые европейские нормы освещенности для входных холлов и функциональных зон
В современных аудиториях предполагается гораздо больше использование визуальных методов обучения, чем в прошлом, что должно обеспечивать легкое восприятие материала. Рис. 2.13. Размещение светильников в учебном помещении (схема). АА, ББ — линии светильников; КД — светильники для освещения классной доски. Цифры — размеры классной комнаты. Днем аудитории, как правило, освещаются естественным светом, за исключением затененных зданий и условий облачности. В вечернее время необходимо предусматривать искусственное освещение, учитывая ряд особенностей. Для аудиторий наиболее распространена форма помещений с основной линией взгляда, направленного к доске. Светильники монтируются параллельно линии взгляда и стене с окнами. Они обеспечивают падение искусственного света, сходное с естественным. Рекомендуемый источник света – люминесцентные лампы с высоким индексом передачи (70-90). Они обеспечивают оптимальное соотношение комфорта и экономичности. Таблица 2.2. Рекомендуемые нормы освещения для лекционных аудиторий, актовых залов и библиотек
Бывает, что форма многих помещений отличается от традиционно прямоугольной. В этих случаях концепция системы освещения должна максимально соответствовать архитектурным задачам. Рис.2.14 – Освещение компьютерного класса Особое внимание следует уделять искусственному освещению в кабинетах информатики и вычислительной техники (компьютерных классах). При люминесцентном освещении освещенность на рабочих столах должна быть порядка 500 лк; светильники необходимо располагать таким образом, чтобы при периметральном или двурядном размещении рабочих мест свет на них падал сзади работающих учащихся, местное освещение при работе на компьютерах не применяется (рис.2.10). ![]() ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|