Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МИНИСТЕСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА





МИНИСТЕСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

 

 

Конспект лекций по дисциплине

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ»

Конспект лекций

Исполнительную власть осуществляют глава государства, правительство, министерства и ведомства, а также местные органы исполнительной власти. Органы местного самоуправления в систему государственных органов Российской Федерации не входят.

По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:

- органы общей компетенции (правительства, администрация тех или иных административно-территориальных единиц);

- органы специальной компетенции (министерства и ведомства и их органы на местах).

Органы судебной власти осуществляют правосудие и включают в Российской Федерации суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Правосудие осуществляется на основе принципа независимости судей и подчинения их только конституции и законам.

В ряде стран важную роль в механизме государства играет система органов прокуратуры, как надзорная инстанция за соблюдением законности всеми организациями, учреждениями, гражданами, государственными органами и должностными лицами.

III. Типы и формы государства.

Форма государстваэто способ организации государственной власти, взаимосвязанной с основными – сущностными признаками государства как особой политической, структурной и территориальной организацией общества.

В юридической науке традиционно в форме государства принято выделять три взаимосвязанных блока:



- форма правления,

- форма территориального (государственного) устройства

- политический режим.

Совокупность этих трех элементов раскрывает форму государства.

 

Форма правления представляет собой категорию для обозначения структуры высших органов государственной власти конкретного государства, порядок их образования, взаимодействия и распределений властных полномочий.

Форма правления уясняет:

· Как создаются высшие органы государство и каково их строение.

· Какие принципы лежат в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами.

· Как строится отношение между верховной властью и населением страны.

· В какой мере органы высших органов государства позволяют обеспечивать свободы и права граждан.

Форма правления бывает двух видов: монархия и республика.

Монархия – это преимущественно единоличное осуществление государственной власти, передаваемой, как правило, по наследству. Основные признаки монархии:

1) бессрочное (пожизненное) пользование властью;

2) занятие трона по наследству или по праву родства;

3) представительство во внешних сношениях не по поручительству, а по собственному желанию;

4) безответственность главы государства (за исключением Швеции, где монарх несет ответственность по гражданским делам).

Современные монархии:

· Конституционная монархия (Англия, Испания, Япония);

· Абсолютная Монархия (Ближний восток);

· Выборная монархия Арабские эмираты);

Республика – такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными на определенный срок органами власти. Специфические черты, которые присущи этой форме государственного правления:

1) коллективное правление;

2) отношения стоятся по принципу разделения властей (парламент принимает законы, правительство и его органы исполняют законы, судебные органы осуществляют контроль за исполнением законов и привлекают к ответственности за их нарушения);

3) все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением;

4) органы государственной власти избираются на определенный срок;

5) принцип ответственности.

Республики бывают: президентские, парламентские и так называемая смешанная форма республики.

Президентская республика – это форма правления, при которой президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (Аргентина, Бразилия, Мексика, США), либо непосредственно участвует в формировании состава правительства и назначает его главу.

Парламентская республика – это форма правления, при которой значительная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Индия, Турция, Финляндия, ФРГ и др.)

В некоторых странах (например, во Франции, Украине, Польше) иногда встречаются смешанные формы правления, которые сочетают в себе признаки и президентской и парламентской систем республиканского правления.

 

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности, между центральными и местными органами. Основными видами государственного устройства являются: унитарное (простое) государство, федеративное государство и конфедерация.

Унитарное государство – единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. К числу унитарных государств можно отнести: Великобританию, Японию, Нидерланды, Швецию, Украину.

Федерация – это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач. В состав современных федераций входит различное число субъектов: в РФ – 89, США – 50, Канаде – 10, Австрии – 9, ФРГ – 16, Индии – 25, Бельгии – 3 и т.д.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для защиты их общих интересов. Конфедерация как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась в истории (Австро-Венгрия до 1918 г., США с 1781 по 1789г., Швейцария с 1815 по 1848 г. и т.д.).

Политический режим – это совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых реализуется государственная власть. Различают два основных вида политического режима – диктатура и демократия.

Диктатура – это правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют власть в определенном государстве, используя ее без ограничения. Диктатура состоит из двух разновидностей– тоталитарного и авторитарного режимов.

Тоталитарный – это политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Авторитаризм – это такой политический режим, который основан на личной или классовой диктатуре, государственная власть сконцентрирована в руках одного человека (группы лиц) или в одном государственном органе при снижении роли других (прежде всего представительных) институтов государства.

Демократический режим – это такая форма правления, которая основана на возможности управления делами общества и государства путем прямого или опосредованного волеизъявления народа. Демократический режим является одной из разновидностей либерального режима, под которым понимают политические методы и способы осуществления власти, основанные на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.

 

IV. Понятия государственного и муниципального управления.

 

Государственное управление - это практическое (исполнительно-распорядительное), организующее и регулирующее воздействие государства на общество (общественную систему), осуществляемое преимущественно в правовой форме и опирающееся на властную силу (государственную власть), в целях упорядочения, сохранения или преобразования общественной системы (общества).

 

- Что это? (такое).

- Как это (осуществляется? – работает).

- Для чего это? (цели).

 

Основные свойства государственного управления.

1. Государственное управление носит ярко выраженный организационный характер, это организация деятельности людей. В процессе государственного управления организуются отношения между людьми и коллективами, осуществляется объединение и координация общественной деятельности в масштабе государства.

2. Государственное управление опирается на определенные нормы права.

3. Государственное управление носит юридически властный характер. Управление - это административная деятельность предполагающая подчинение объекта субъекту управления. Юридически властный характер государственного управления определяется как властностью, присущей управлению вообще, так и тем, что оно реализуется от имени государства. Для этого органы государственного управления наделены распорядительно-властными правами (каждый субъект управления), с помощью которых и достигаются цели управленческой деятельности.

4. Государственное управление распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества, даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики.

5. Государственное управление имеет цель упорядочения, сохранения или преобразования общественной системы (высшая целесообразность).

 

Муниципальное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие местных органов власти на общественную жизнедеятельность населения муниципального образования в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на их властную силу.

 

Местное самоуправление (местное управление) обладает определенными признаками (критериями):

- возможность самостоятельного существования территориального образования (автономный бюджет, административный контроль над подведомственными ему территориями);

- отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему органу государственной власти;

- участие населения территории муниципального образования в процессах принятия решений по вопросам местного значения;

- выборность местных органов власти, их подотчетность населению;

- гарантии социальной защиты населения со стороны органов местного самоуправления.

 

Система управления

(после принятия христианства)

Ø Земские бояре (иногда огнищане – лучшие люди) – высшая социальная группа населения (крупные землевладельцы).

Ø Княжеские служилые бояре – получавшие земельные наделы за службу.

Ø Духовный класс – белое и черное духовенство. Черное - священнослужители, принявшие монашество (в отличие от белого духовенства священнослужителей, находящихся в браке).

Ø Градские люди (городское население):

- люди, мужи;

- гости (иноземные купцы) и купцы;

- черные люди – низший городской слой.

(!!! Городское население, в отличии от смердов, свободно от платежа княжеской дани).

Ø Смерды – сельское население, живущее на общинных землях или на землях бояр (основная часть населения и основная группа налогоплательщиков).

Закупы – полусвободная, ограниченная в своих правах группа населения. Как правило, закуп – сельскохозяйственный рабочий, поселившийся на частной земле и обрабатывающий ее с помощью хозяйских орудий труда – должник, не успевший выплатить своего долга.

- мог подвергнуться телесному наказанию;

- продаже в рабство.

Ø Холопы – рабы (права отсутствуют – вещь).

- пленники;

- неисправные должники;

- лица, родившиеся от холопов;

- лица, женившиеся на рабе;

- добровольно продавшиеся в рабство.

Ø Инородцы – варяги, половцы, финские племена.

Система управления

Функции: Вече (Народное собрание) Решение должно быть единогласным, большинство должно подчинить меньшинство Состав:    
1. Избрание и призвание князя; 2. Заключение договора с князем; 3. Изгнание князя; 4. Вопросы войны и мира (участие ополчения) 1) горожане большого города; 2) духовные лица  
 
Созыв:    
1) князь; 2) собрание горожан; 3) отдельные лица  
Функции: Князь      
1. Управление княжеством; 2. Судопроизводство; 3. Законодательство; 4. Вооруженные силы; 5. Налогообложение (дань) Получение должности:  
1) наследование (в порядке старшинства); 2) избранием на вече; 3) вооруженный захват власти  
Функции: Боярская дума (совет) 1. Внутренний круг (5-6 бояр - постоянный орган) 2. Собрание      
Совещательный орган иногда как высший судебный орган Состав:    
Пример: Святослав не принимал христианство из-за сопротивления бояр и дружины, Владимир принял после одобрения боярского совета 1) земские бояре; 2) служилые бояре; 3) духовенство  
     
    Дружина      
Старшая дружина (бояре)   Младшая дружина (отроки, гриди)  
   
           
Тысяцкие - руководители местных органов управления - городов (первоначально выборная должность затем назначаемая)   Данники – сборщики налогов (поземельных)  
Воеводы– предводители военных отрядов   Огнищанин и Мечники – судебные чиновники  
Посадские – наместники князя в городах   Мытники – сборщики торговых пошлин  
      Тиуны – управляющие княжеским вотчинным хозяйством  
      Дружинники - профессиональные военные, личные войска князя, телохранители  
           
  Сотские и десятские (местные чиновники)    
             
Монархия + Аристократия + Демократия  
             

 

Финансовая система: три основных источника государственного дохода-

1) прямые налоги,

2) доходы с суда и штрафы с преступников за совершение преступления,

3) таможенная пошлина и другие налоги на торговлю.

 

Прямые налоги развились из дани накладывавшейся на завоеванные племена первыми киевскими князьями (полюдье), в дальнейшем все признававшие власть князя.

- Дань собиралась в несельскохозяйственных районах с каждого «дыма» (т.е. очага), а в сельскохозяйственных районах — с каждого земледельческого орудия (рало, т.е. плуг).

- Дань налагалась только на сельское население. Большие города были свободны от уплаты каких‑либо прямых налогов. Жители мелких городов платили налог, значительно меньший, чем дань, известный как «погородье».

 

Налоги на торговлю:

- Во‑первых, это мыто, которое можно в определенном смысле назвать «таможенной пошлиной», хотя оно собиралось не на государственной границе, а при подъезде к каждому городу, особенно на мостах — с товара, который везут в повозках, и на речных набережных — с товара, перевозимого на кораблях.

- Во‑вторых, это «перевоз» или «транзитная пошлина» — пошлина за пересечение реки на переправе или за транспортировку товара по волоку между двумя реками.

- Налог на склады, которые использовались иностранными купцами на рыночной площади («гостинное») и общий налог купцов, пользующихся рыночной площадью, для содержания последней («торговое»).

- Особые платы взимались за взвешивание и измерение товаров на рыночной площади.

 

Армия.

Русская армия в киевский период состояла из двух отдельных частей: дружины князей и главных бояр и городского ополчения.

 

 

Экономическое развитие.

Новгородская земля ввиду неблагоприятных почвенных и климатических условий была мало плодородна поэтому земледелие не могло удовлетворять потребности населения. Хлеб вынуждены были Новгородцы ввозить из других княжеств. Зато географическое положение благоприятствовало развитию промысла, ремесла, торговли. Новгород являлся одним из крупнейших торговых центров Восточной Европы. Бояре фактически монополизировали торговлю пушниной, которую получали из Поморья, Подвинья. В ряде районов крестьяне занимались добычей железной руды и соли. Все это объясняет особенность общественно-экономического развития Новгорода: значительно более высокое по сравнению с другими княжествами развитие ремесла и торговли.

Система политического управления.

Вечевой строй в Новгороде был своеобразной феодальной «демократией». Вече имело несравненно большую силу. Причина этого заключалась в важной роли, которую играло торгово-ремесленное население и в стремление могущественного боярства не допустить княжеской власти. Вече, будучи верховным органом власти, осуществляло самые разнообразные функции. Ему принадлежала вся власть в области законодательства, оно решало все принципиальные вопросы внешней и внутренней политики: избирало или изгоняло князя, выносило решения по вопросам о войне, ведало чеканкой монет и т.д. По делам о государственных и должностных преступлениях вече выступало и в качестве высшей судебной инстанции. Участвовать в вечевых собраниях могли все взрослые жители, исключая женщин и холопов. Вече созывалось по звону колокола на Ярославском дворе или Софийской площади. Вече имело свою канцелярию и архив ,а вечевая печать считалась государственной. Первое место среди выборных должностных лиц занимал епископ, получивший в 1165 году сан архиепископа. К его голосу всегда прислушивалась руководящая верхушка. В распоряжении же посадника и тысяцкого находился целый штат подчинённых, с помощью которых они осуществляли управление и суд. Они объявляли решение веча, извещали суд о совершении преступления, вызывали в суд ,производили обыск и т.д Рыбаков в своей книге отмечает, что низшей ступенью организации и управления в Новгороде было объединение соседей - "уличан" с выборными старостами во главе. Пять городских районов -"концов" образовывали самоуправляющиеся территориально-административные и политические единицы, имевшие также в коллективной феодальной собственности особые кончанские земли. В концах собирались свои вече, избиравшие кончанских старост. Боярство было элитарной прослойкой. Доходы бояр складывались от земельных вотчин, особенно крупных на новгордском севере. Особенности землевладения заключались в неразвитости вассалитета, и боярство выступало как безусловный собственник земель. Бояре могли определять юридическую судьбу своих земель (дарить, менять, продавать) в условиях высокой товарности экономики, отсюда следует ещё одна особенность: отношения боярства с собственным зависимым населением строились на отношениях экономической зависимости. Церковное землевладение сложилось несколько позже боярского. Значительная часть земли принадлежала церкви. В результате чего здесь отсутствовали княжеские землевладения. Княжеский домен здесь не сложился. Специфика положения князей, присылаемых из Киева в качестве князей-наместников, исключила возможность превращения Новгорода в княжество. С конца XI века, когда, по мнению Тихомирова, начинается борьба за городские вольности, политические верхи стали активно бороться за"угодных князей". Иногда даже устанавливались своеобразное "двоевластие": "князь-посадник". Роль князей заметно ограничивается в XIII веке. С князьями заключались договора, в которых предусматривались их обязанности и права, окончательно кандидатуру утверждало вече. Предварительно она обсуждалась на заседании боярского совета. Три древнейшие договорные грамоты с великим князем Ярославом относят к 1264-1270 годам. Развитие торговли и ремесла требует во времена феодальной раздробленности объединения. Древним купеческим объединением было Иванское сто, возникшим при церкви Ивана Предтечи на Опоках в Новгороде. Во главе стояли выборные старосты. Иванское сто носило характер замкнутой купеческой корпорации. Устав этого объединения являлся одним из древнейших уставов Средневековой Гильдии. Иванское сто с начала своего возникновения было типичной купеческой гильдией в том её определении, какое дает Дорен: Купеческие гильдии это все те прочные товарные организации, в которых купцы объединяются прежде всего для охраны своих целей; в них цель объединения заключается в товарищеском регулировании и поощрении торговли,... единичное лицо остаётся самостоятельным купцом и ведёт, как раньше, дела на собственный счёт. Мастера одной специальности жили и работали в определенных местах. В уставе Ярослава упоминаются сотни, как определенные организации. Но они в отличие от концов улиц не приурочены к определённой территории. Естественно предполагать, что сотни устава - это какие-то организации, связанные с торговлей или ремеслом. Но кроме сотни в XV веке упоминаются "ряды". Существует мнение, что рядовича приравнивали к купцу. Средневековая торговля обычно соединялась с ремеслом, поэтому организация рядовичей была одновременно и организацией ремесленников.

Политическая история.

Уже с конца XI века новгородская власть предопределяла кандидатуры князей, присылаемых из Киева. Основная задача присылаемых князей состояла в вооружённой защите и организации обороны. Так, в 1102 году бояре отказались принять сына князя Святополка. С 1015 года, когда Новгород отказался от уплаты дани Киеву, началась борьба Новгорода за политическую независимость от Киевского княжества. ВXII веке, когда возросло значение Великого Новгорода как крупного торгово-ремесленного центра, сильное местное боярство, используя в своих интересах выступления торгово-ремесленного населения, добились сперва права выбора на вече ближайшего помощника князя-посадника из Новгородского боярства(1126 год),а затем, после крупного восстания смердов и низов городского населения против княжеской власти в 1136 году – права выбора князя. После этого князь Всеволод был изгнан из города, а княжеская администрация была заменена выборной. Так Великий Новгород стал феодальной республикой. В.О.Ключевский отмечает несколько противоречий политического быта Новгорода. Первое из них состояло в несогласии политического строя с социальным. Другое заключалось в отношении Новгорода с князьями. Город нуждался в князе для внешней обороны и поддержания внутреннего порядка, иногда готов был силою удержать его у себя, но в то же время относился к нему с крайним недоверием, гнал его от себя, когда был им недоволен. Эти противоречия вызывали необыкновенное движение в политической жизни города. По мере того как политический строй здесь приобретал все более выраженный боярско-олигархический характер, права князя сокращались. Князь не мог творить единолично суд, не мог без контроля посадника раздавать новгородские земли и государственные" грамоты". Запрещалось приобретать земли в республике князю и его вассалам. Законодательная и дипломатическая деятельность не могла проводиться единолично, но князья получали определенную часть финансовых доходов Республики. В новгородском управлении важное значение имел местный епископ. До половины XII века его рукополагал русский митрополит с собором епископов в Киеве, следовательно, под влиянием великого князя. Но со второй половины XII века новгородцы начали выбирать из местного духовенства и своего владыку, собираясь "всем городом" на вече и посылая избранного в Киев к Митрополиту для рукоположения. Первым таким выборным епископом был игумен одного из местных монастырей Аркадий избранный новгородцами в 1156году. С тех пор за киевским митрополитом осталось лишь право рукополагать присланного из Новгорода кандидата. Политическая история Новгорода в XII-XIII веке отличалась сложным переплетением борьбы за независимость с антифеодальными выступлениями народных масс и борьбы за власть между боярскими группировками (представлявшими боярские роды Торговой и Софийской сторон города, его концов и улиц). Антифеодальные выступления городской бедноты бояре нередко использовали для устранения от власти своих соперников притупляя антифеодальный характер этих выступлений расправой с отдельными боярами или должностными лицами. Крупнейшим антифеодальным движением было восстание в 1207 году против посадника Дмитра Мирошкиничаи его родственников обременявших городской люди крестьян произвольными поборами и ростовщическими кабалами. Восставшие разгромили городские усадьбы и села Мирошкиничей изъяли у них долговые кабалы. Бояре, враждебные Мирошкиничам, воспользовались восстанием, чтобы устранить их от власти. Эволюция республиканской государственности сопровождалась угасанием роли городского веча. Одновременно значение городского боярского совета росло. Не раз в истории реальное значение денег и власти над народом уничтожало так называемый демократизм. Республиканская государственность претерпела изменения от относительного демократизма до откровенной олигархической системы правления к XV веку. ВXIII веке образовался совет из представителей пяти концов Новгорода из состава которого выбирались посадники. Этот совет весьма целенаправленно играл интересами народа на вече. В начале XV века решения веча почти целиком подготавливались советом. Новгородское боярство вразрез с интересами горожан препятствовало присоединению к Москве. Но массовые избиения и насилия не помогли. В 1478 году Новгород подчинился Москве.

 

 

- Политические, экономические и социальные последствия феодальной раздробленности на Руси.

- Альтернативные пути общественно-политического развития русской государственности (отличительные черты и особенности Галицко-волынской и Новгородской Руси, закономерность дальнейшего усиления Владимиро-суздальского княжества).

 

Состав и численность войск.

 

Войска Мамая – ордынские войска Мамая, представители народов Северного Кавказа (фрязи и черкасы, и ясы, армяне), наемные войска (итальянцы - генуэзцы или венецианцы) + союз с великим князем Литовским Ягайлом и с рязанским князем Олегом Ивановичем

 

Войска Дмитрия – под предводительством Дмитрия собрались все князья Северо-восточной Руси, кроме тверских, суздальских, смоленских, рязанских и войск Великого Новгорода.

 

Численность – начинается с 20 тысяч, 500 тысяч, есть отдельные списки «Сказания о Мамаевом побоище», памятника, который целиком не издан до сих пор, содержат сведения, что в сражении участвовали 1 миллион 460 тысяч человек!

(Пример: вся огромная Российская империя в Бородинской битве выставила против Наполеона по разным оценкам от 90 до 135 тысяч солдат. Понесенные русскими и французами потери примерно одинаковы - по 45000 человек, признаются огромными и невиданными.)

Дело в том, что по оценкам тех же историков, все население Руси на конец XIV века как раз и составляло порядка полтора миллиона человек.

(Пример: Во времена средневековья, при средней продолжительности жизни 30 лет, мужчины в возрасте от 15 до 30 лет, составляли 1/8 от численности населения (12,5%). Но нигде и никогда не мобилизуется 100% мужчин призывного возраста. Даже в современных условиях мобилизационный "потолок" составляет 10% от населения. При тотальной мобилизации -- 15-20%. Следует учесть также значительное отличие средневековой армии от современной. Если в современные мобилизованные 15-20% населения входят и те, кто по состоянию здоровья служит связистами, водителями, тыловиками и пр., то в средневековый поход могли пойти только те, кто на своих ногах проходил сотни километров, неся на себе доспехи и оружие. Таким образом, в средневековую армию могли призвать единицы процентов от численности населения. Так что армия Дмитрия Донского могла исчисляться от силы тысячами человек.)

 

 

Вывод:

Скорее всего, с обеих сторон сражалось 10–12 тысяч, а погибло не более трех. Но это верхняя грань оценки, и все могло быть еще менее значительно: по 3 тысячи воевавших, 300–500 погибших, которых в таком случае могли захоронить на окрестных погостах.

 

3. Ход битвы:

Построение русских войск, скорее всего, было обычным: сторожевой полк, передний, за ним стоял великий полк, центральный, полк правой руки и полк левой руки и затем – резервный полк в виде засады.

В принципе понятны были тактические замыслы Мамая: татары пытались рассечь русские силы надвое. Левый фланг русских войск они должны были загнать в угол между Доном и Непрядвой, правый – отбросить к северу.

Первые два часа битвы протекали с преимуществом Мамая. Разбит был сторожевой полк, отступал великий. Ожесточенная кровопролитная битва продолжалась около трех часов, но, когда татары втянулись в атаку основных русских сил, был нанесен неожиданный удар из засады, который и решил исход сражения. Решил, правда, судя по всяким временным расчетам, не сразу, а через час. Татары побежали. Они тонули в Непрядве, теряли людей в воде, бежали в лагерь, к Мечи. Мамай вообще вынужден был бежать в свою Орду. Преследование продолжалось до вечера 8 сентября.

 

4. Итоги и последствия Куликовской битвы:

 

Державе Мамая нанесен смертельный удар, в его стане начался разлад, и многие его темники просто перешли на сторону Тохтамыша. Мамай как политик, военачальник, полководец себя полностью дискредитировал этим поражением. Хотя запись в Троицком стихираре 1380 года гласит, что 21 сентября прошел слух, что татары с литовцами идут на Русь. Возможно, это была неудавшаяся попытка Мамая собрать свои оставшиеся силы, объединиться с Ягайло, и с этим может быть связано взятие Одоева Литвою в 1380 году.

Зато исключительно возрос авторитет Москвы и московского князя. В результате в руках Дмитрия Донского оказалось такое крупное княжество, как Белозерское, князья которого погибли на Куликовом поле, и оно перешло во владение Москвы.

А в ноябре 1380 года в Литве, которая возглавлялась враждебным Москве Ягайлом, произошел переворот и власть перешла к дяде Ягайло – великому князю Кийстуту, который был настроен уже по-другому в отношении Москвы, он уже выступал за сотрудничество с Москвой.

Сейчас также выясняется, что Дмитрий Донской восстановил полный контроль и над Рязанским княжеством. Он посадил там своих наместников, и княжество примерно год принадлежало Москве. Потом надо было снова вернуть Олега на рязанский стол.

Таковы ближайшие последствия Куликовской битвы.

 

 

Традиционно считается, что Дмитрий Донской, победив Мамая, сверг ордынское иго, а через два года Тохтамыш, захватив Москву, его восстановил на сто лет. Но, как говорилось, противостояние Мамаю не было сознательной борьбой за полное свержение иноземной власти: Мамай воспринимался как незаконный правитель. И когда Тохтамыш осенью того же 1380 года пришел к власти, добив Мамая, то Дмитрий Донской и другие русские князья признали его верховенство как верховного царя.

 

Единственно, что Дмитрий не спешил возобновить выплату дани, следствием чего стал поход 1382 года. Причем привел он не к капитуляции Москвы, как это обычно считают, а закончился весной 1383 года выгодным соглашением, по которому Тохтамыш в обмен на возобновление выплаты дани выдал Дмитрию ярлык на великое княжение Владимирское. Более того, дал санкцию на закрепление этого великого княжения за династией московских князей - чего не делал ни один хан раньше. Таким образом произошло слияние Московского и Владимирского великого княжеств, что заложило основу будущего Российского государства.

 

Разгром Орды Мамая нарушил то некоторое равновесие сил, которое установилось между ней и Ордой Заволжской, которую возглавлял Тохтамыш. Перевес получил Тохтамыш, и он сумел восстановить единство Золотой Орды. Поэтому, кстати, поход на Москву неправильно трактовать как месть за Куликово поле.

 

Судя по русским летописям, хан Мамай, заключив предварительно тайный союз с поляками, литовцами, генуэзцами и некоторыми кавказскими народами, поднял мятеж против хана Тохтамыша – верховного правителя Золотой Орды (русские летописи почтительно называют его «царем»). «Царь» Тохтамыш приказал своему вассалу, великому князю московскому Дмитрию, выступить против мятежника и прислал ему на помощь татарское войско. Таким образом, хан Мамай в союзе с коалицией давних врагов Золотой Орды выступил против своего законного правителя, а Дмитрий Донской, будучи верным вассалом «царя» Тохтамыша, по распоряжению последнего выступил во главе золотоордынского войска против мятежника Мамая.

 

Ø Период после Куликовской битвы. В 1381 году Тохтамыш дает ярлык на великое княжение литовскому князю Ягайлу. Поставив Ягайло противовесом Москвы, Тохтамыш решился на вторжение в пределы Северо-восточной Руси. Дмитрий оставляет Москву, в августе Тохтамыш захватил город и разорил прилегающие земли. Дмитрий в свою очередь разоряет рязанские и тверские княжества. Отношения с Ордой вновь налаживаются (Орде не нужно сильное Литовское княжество). Заключенный Московско-Литовский договор 1384 года был интересен тем, что в нем фактически была признана ведущая роль Дмитрия Донского. В этих условиях Орда и Орден усилили свой финансовый и политический нажим. Орда действовала через Новгород, Орден же поменял тактику и содействовал объединению Ягайла и Витовта, тогдашнего союзника крестоносцев. 19 мая 1389 года в Москве умер Дмитрий Донской, перед смертью он заключил договор по которому наследование власти передается по прямой линии.

Ø Василий I (1389 – 1425). Тохтамыш сразу же после смерти Дмитрия Донского выдал ярлык на княжение Владимирское его сыну, Василию I, и усилил его, передав ему и Нижегородское княжество и ряд городов. Но в ход наметившегося исторического процесса опять тесно влились события в Орде. В 1395 году войска Тимура разбили Тохтамыша, после битвы на Тереке Тимур двинул свои войска через Поволжье и Приднепровье к Москве, но простояв 15 дней в Ельце он повернул прочь. Между тем, внутренние процессы консолидации русских сил после Куликовской победы уже вышли из-под контроля Орды и какой-либо третьей силы. Весной 1398 года наметилось неожиданное для Москвы сближение Витовта с Орденом. В то же время Тохтамыш, ведя борьбу с Едигеем, ставленником Тамерлана, дал обязательство Витовту сделать его хозяином









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.