Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Общество и государство, политическая власть





 

Вопросы:

 

1. Происхождение, сущность, понятие государства и его признаки.

2. Функции и механизм государства.

3. Типы и формы государства.

4. Понятия государственного и муниципального управления.

I. Происхождение, сущность, понятие государства

и его признаки.

 

Теории происхождения государства (основные):

- теологическая;

- теория насилия;

- патриархальная;

- теория общественного договора;

- классовая, или марксистско-ленинская, и т.д.

 

1. Теологическая теория – религиозное восприятие мира → государство рассматривается как продукт божественной воли. Зародилась данная теория в древней Иудее, а свое окончательное оформление нашла в трудах ученого-богослова XI в. Фомы Аквинского (1225-1274гг.). Современность – исламская теология.

 

2. Патриархальная теория - основана на объяснении происхождения государства и права естественным ходом общественного развития, закономерным объединением человеческих сообществ в более крупные структуры (семья -– род – племя – государство) (согласно Филмеру и Михайловскому, исходит из того, что власть монарха вырастает из власти главы большой патриархальной семьи и в силу этого должна строиться по модели семьи). Представителями данной теории являлись Аристотель, Р. Фильмер, Н.К. Михайловский и др.

 

3. Теория общественного договора - (Г. Гроций, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев и др.) исходит из того, что государство возникает в результате общественного договора, заключенного между людьми. Общественный договор был формой самоограничения свободы каждым индивидом во имя достижения урегулированности и порядка в масштабах общества. Для этого часть своих врожденных и неотчуждаемых естественных прав люди передали правительству, которое народ мог свергнуть путем восстания, если оно в нарушение договора узурпирует власть и будет угнетать его.;



 

4. Теория насилия - (Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский) исходит из того, что государство является продуктом завоевания одного народа другим либо подчинения одной частью общества другой. В подтверждение ее достоверности обычно ссылаются на многочисленные факты истории: завоевание Рима германцами, становление империи Чингисхана и т.д. При кажущейся логичности такого подхода упускается из виду, что само завоевание приобретает смысл лишь на той ступени истории, когда человек стал создавать в процессе труда прибавочный продукт. Поэтому в основе данной теории лежат все-таки экономические факторы, а не сам по себе факт завоевания.

 

5. Марксистская, или классовая, теория – (К.Маркс, Ф.Энгельс) исходит из того, что государство возникает на развалинах родового строя в результате появления частной собственности и раскола общества на классы с непримиримыми интересами. С помощью государства экономически господствующий класс становится и политически господствующим. Процесс становления государства, описанный Ф. Энгельсом, современная наука рассматривает лишь как один из возможных путей его становления, получивший название европейского пути. Наряду с ним выделяется так называемый восточный путь, который отражает значительно более ранние стадии этого процесса и не связан с расколом общества на классы. В его основе лежит обособление функций по управлению делами общины от самой общины. Справедливости ради, следует признать, что Ф. Энгельс предвидел возможность такой модели становления государства, но эта идея не получила развития в его работах. Если европейский путь становления государства есть, по сути, движение от собственности к власти, то в условиях восточного пути развитие идет в обратном порядке: от власти - к собственности.

органическая теория проводит аналогию между биологическим организмом и человеческим обществом. Подобно живому организму, государство обладает внутренними и внешними органами, оно рождается, развивается, стареет и умирает. Ее представителем являлся Г. Спенсер (1820-1903 гг.);

теория географического детерминизма считала решающими факторами в возникновении государства климатические условия, ландшафт, природные ресурсы. Представители - Э. Хантингтон, Л. Мечников;

психологическая - появление государства и права объясняет проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений. Представителем психологической теории является Л.И. Петражицкий (1867-1931 г.г.) и др.

Государство в любом случае возникает в процессе общественного разделения труда. Появление на известной стадии истории людей, профессионально занимающихся управлением, т.е. осуществлением властных функций, было столь же естественным, как появление ремесленников, торговцев, земледельцев и т.д.

Современная трактовка причин появления государства опирается на достижения исторической, археологической, этнографической и других наук и получила название потестарной (лат. Potestas частноправовая власть отца семейства) или кризисной теории.

Согласно данной теории, государство возникло на Востоке. В соответствии с потестарной теорией человеческое общество прошло два этапа своего

- этап присваивающей экономики - люди жили родовой общиной, а главным был признак эгалитарности (полного действительного равенства) членов общины в социальном смысле. Этому обществу были присущи властные инструменты (власть предводителя, совета старейшин), которые были выборными, а путь к лидерству определялся авторитетом, личными качествами того или иного члена общины. В целом же все вопросы жизни родовой общины решались ее членами сообща.

- этап производящей экономики -переход к этапу производящей экономики был обусловлен преимущественно факторами экологического характера (изменение климата, исчезновение многих растений и животных). Такой переход изменил образ жизни общины: появились новые управленческие функции, произошло становление нового типа трудовой деятельности. Лидер в общине становится главным распределителем производственного продукта, контролером и регулятором всего процесса производства, а со временем он отрывается от основной массы общинников и в силу своего положения получает возможность присваивать себе прибавочный продукт. В то же время он становится и обладателем собственности. Постепенно материальные богатства накапливаются у управляющих, происходит расслоение общества, качественное изменение его социальной структуры, утверждается новая организация его жизни – зарождается государство.

 

Вывод: Государство – основное орудие политической власти в обществе. Возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и образования классов (социальных групп).

 

Признаками (обязательные) государства являются:

1) наличие особой системы органов и учреждений (механизмы государства – армия, структуры управления), осуществляющих функции государственной власти → специальный аппарат управления и принуждения;

2) право, закрепляющее определенную систему норм, основанных на определенных идеологических установках (религия) санкционированных государством → всеобъемлющий, общеобязательный характер актов, издаваемых государством;

3) определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства и территориальная организация населения;

4) налогообложение и взимание налогов;

5) итог → государственный суверенитет (относительное полновластие государства внутри своих границ и независимость во внешних отношениях).

 

С учетом перечисленных признаков государствоможно определить как организацию публичной власти общества, обладающую аппаратом управления и принуждения, с помощью которого обеспечивается функционирование общества.

 

Факультативные (необязательные) признаки государства:

1) официальный язык – на котором публикуются все законы, акты и т. п.;

2) наличие символов власти - флаг, герб, гимн государства.

II. Функции и механизм государства.

 

Под функциями государства понимаются - основные направления деятельности государства по решению задач, стоящих перед ним на том или ином историческом этапе. В характере функций раскрывается социальная природа государства

Функции показывают, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.

 

Организация правового механизма функций государства.

1. Объект функции - это совокупность общественных отношений обладающих определенной спецификой, на которую нацелено воздействие государства в виде своих органов.

2. Субъект функции – совокупность государственных органов, в компетенцию которых входит воздействие на конкретную область общественных отношений.

3. Нормативно правовая база функций - это совокупность законов и подзаконных нормативно правовых актов, на основе и восполнение которых действует группа государственных органов реализуя ту, или иную функцию государства.

 

Внутренние и внешние функции. Так, наиболее распространенным является деление их по предмету, или по характеру тех социальных сфер, в которых они проявляются. С этой точки зрения, их следует разделить на внутренние и внешние.

Внутренние его функции можно разделить на:

- политическую. Политическая функция государства состоит в охране существующего общественного и государственного строя. Способы ее осуществления зависят от уровня развития общества, степени его демократизма. Поэтому, в зависимости от конкретной ситуации, здесь могут использоваться и методы прямого насилия, и деятельность государства в рамках закона;

- экономическую. Экономическая функция призвана обеспечить условия функционирования данного способа производства - охрану обусловленных им форм собственности, создание благоприятных условий для развития экономики и т.д. В современном мире экономическая функция является в известной мере и внешней, поскольку рыночная экономика - категория интернациональная;

- идеологическую. Идеологическая функция призвана идеологически обосновать данный общественный и государственный строй, политику государства и т.д. С этой целью могут использоваться доктрины церкви, концепции национального социализма, государства благоденствия и т.д.;

- социальную. Социальная функция имеет своей целью обеспечить минимум социальной справедливости в обществе путем перераспределения национального богатства в пользу социально незащищенных слоев населения (инвалидов, престарелых, безработных и т.д.). Государство, осуществляющее эту функцию, получило название социального государства;

- экологическую. Экологическая функция государства направлена на борьбу с загрязнением окружающей среды, являющимся следствием современного экономического развития промышленности. Об остроте проблемы свидетельствует тот факт, что она отнесена к числу глобальных проблем человечества.

 

Внешние функции государства сводятся к развитию отношений экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с другими государствами, а также защите страны от нападений извне. Еще несколько десятилетий назад в структуру внешних функций эксплуататорских государств включались и захватнические войны. Однако современное международное право рассматривает агрессивную войну как преступление против человечества.

 

Под механизмом государства понимают совокупность всех его органов, посредством которых осуществляются функции государства, решаются стоящие перед ним задачи.

Современный государственный механизм имеет следующую структуру:

- законодательную ветвь;

- исполнительную ветвь;

- судебную ветвь.

1. Законодательная власть - осуществляется представительными органами государства. Это первичные органы в структуре государства, поскольку выражают волю народа в лице его представителей. Представительные органы подразделяются на:

- высшие. К ним относятся органы типа Парламента в Англии, Конгресса в США, Государственной думы в России и т.д. Эти органы издают законы, т.е. акты высшей юридической силы;

- местные. Местные представительные органы называются собраниями, советами и т.д. и принимают на основе законов акты, обязательные к исполнению на соответствующих территориях.

2. Исполнительная власть. Органы исполнительной власти исполняют законы и в этом смысле являются вторичными, или производными от органов законодательной власти. Они подразделяются на:

- высшие (правительство, министерства и ведомства);

- местные, включающие структуры исполнительных органов на местах (местные администрации (правительства), их отделы и управления).

Исполнительную власть осуществляют глава государства, правительство, министерства и ведомства, а также местные органы исполнительной власти. Органы местного самоуправления в систему государственных органов Российской Федерации не входят.

По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:

- органы общей компетенции (правительства, администрация тех или иных административно-территориальных единиц);

- органы специальной компетенции (министерства и ведомства и их органы на местах).

Органы судебной власти осуществляют правосудие и включают в Российской Федерации суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Правосудие осуществляется на основе принципа независимости судей и подчинения их только конституции и законам.

В ряде стран важную роль в механизме государства играет система органов прокуратуры, как надзорная инстанция за соблюдением законности всеми организациями, учреждениями, гражданами, государственными органами и должностными лицами.

III. Типы и формы государства.

Форма государстваэто способ организации государственной власти, взаимосвязанной с основными – сущностными признаками государства как особой политической, структурной и территориальной организацией общества.

В юридической науке традиционно в форме государства принято выделять три взаимосвязанных блока:

- форма правления,

- форма территориального (государственного) устройства

- политический режим.

Совокупность этих трех элементов раскрывает форму государства.

 

Форма правления представляет собой категорию для обозначения структуры высших органов государственной власти конкретного государства, порядок их образования, взаимодействия и распределений властных полномочий.

Форма правления уясняет:

· Как создаются высшие органы государство и каково их строение.

· Какие принципы лежат в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами.

· Как строится отношение между верховной властью и населением страны.

· В какой мере органы высших органов государства позволяют обеспечивать свободы и права граждан.

Форма правления бывает двух видов: монархия и республика.

Монархия – это преимущественно единоличное осуществление государственной власти, передаваемой, как правило, по наследству. Основные признаки монархии:

1) бессрочное (пожизненное) пользование властью;

2) занятие трона по наследству или по праву родства;

3) представительство во внешних сношениях не по поручительству, а по собственному желанию;

4) безответственность главы государства (за исключением Швеции, где монарх несет ответственность по гражданским делам).

Современные монархии:

· Конституционная монархия (Англия, Испания, Япония);

· Абсолютная Монархия (Ближний восток);

· Выборная монархия Арабские эмираты);

Республика – такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными на определенный срок органами власти. Специфические черты, которые присущи этой форме государственного правления:

1) коллективное правление;

2) отношения стоятся по принципу разделения властей (парламент принимает законы, правительство и его органы исполняют законы, судебные органы осуществляют контроль за исполнением законов и привлекают к ответственности за их нарушения);

3) все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением;

4) органы государственной власти избираются на определенный срок;

5) принцип ответственности.

Республики бывают: президентские, парламентские и так называемая смешанная форма республики.

Президентская республика – это форма правления, при которой президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (Аргентина, Бразилия, Мексика, США), либо непосредственно участвует в формировании состава правительства и назначает его главу.

Парламентская республика – это форма правления, при которой значительная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Индия, Турция, Финляндия, ФРГ и др.)

В некоторых странах (например, во Франции, Украине, Польше) иногда встречаются смешанные формы правления, которые сочетают в себе признаки и президентской и парламентской систем республиканского правления.

 

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности, между центральными и местными органами. Основными видами государственного устройства являются: унитарное (простое) государство, федеративное государство и конфедерация.

Унитарное государство – единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. К числу унитарных государств можно отнести: Великобританию, Японию, Нидерланды, Швецию, Украину.

Федерация – это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач. В состав современных федераций входит различное число субъектов: в РФ – 89, США – 50, Канаде – 10, Австрии – 9, ФРГ – 16, Индии – 25, Бельгии – 3 и т.д.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для защиты их общих интересов. Конфедерация как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась в истории (Австро-Венгрия до 1918 г., США с 1781 по 1789г., Швейцария с 1815 по 1848 г. и т.д.).

Политический режим – это совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых реализуется государственная власть. Различают два основных вида политического режима – диктатура и демократия.

Диктатура – это правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют власть в определенном государстве, используя ее без ограничения. Диктатура состоит из двух разновидностей– тоталитарного и авторитарного режимов.

Тоталитарный – это политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Авторитаризм – это такой политический режим, который основан на личной или классовой диктатуре, государственная власть сконцентрирована в руках одного человека (группы лиц) или в одном государственном органе при снижении роли других (прежде всего представительных) институтов государства.

Демократический режим – это такая форма правления, которая основана на возможности управления делами общества и государства путем прямого или опосредованного волеизъявления народа. Демократический режим является одной из разновидностей либерального режима, под которым понимают политические методы и способы осуществления власти, основанные на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.

 

IV. Понятия государственного и муниципального управления.

 

Государственное управление - это практическое (исполнительно-распорядительное), организующее и регулирующее воздействие государства на общество (общественную систему), осуществляемое преимущественно в правовой форме и опирающееся на властную силу (государственную власть), в целях упорядочения, сохранения или преобразования общественной системы (общества).

 

- Что это? (такое).

- Как это (осуществляется? – работает).

- Для чего это? (цели).

 

Основные свойства государственного управления.

1. Государственное управление носит ярко выраженный организационный характер, это организация деятельности людей. В процессе государственного управления организуются отношения между людьми и коллективами, осуществляется объединение и координация общественной деятельности в масштабе государства.

2. Государственное управление опирается на определенные нормы права.

3. Государственное управление носит юридически властный характер. Управление - это административная деятельность предполагающая подчинение объекта субъекту управления. Юридически властный характер государственного управления определяется как властностью, присущей управлению вообще, так и тем, что оно реализуется от имени государства. Для этого органы государственного управления наделены распорядительно-властными правами (каждый субъект управления), с помощью которых и достигаются цели управленческой деятельности.

4. Государственное управление распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества, даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики.

5. Государственное управление имеет цель упорядочения, сохранения или преобразования общественной системы (высшая целесообразность).

 

Муниципальное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие местных органов власти на общественную жизнедеятельность населения муниципального образования в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на их властную силу.

 

Местное самоуправление (местное управление) обладает определенными признаками (критериями):

- возможность самостоятельного существования территориального образования (автономный бюджет, административный контроль над подведомственными ему территориями);

- отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему органу государственной власти;

- участие населения территории муниципального образования в процессах принятия решений по вопросам местного значения;

- выборность местных органов власти, их подотчетность населению;

- гарантии социальной защиты населения со стороны органов местного самоуправления.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.