Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







процент изменения величины дохода





Качественные товары имеют положительную эластичность, так как рост доходов и спрос на них изменяются в одном направлении. Нека­чественные товары - отрицательную, так как рост доходов снижает на них спрос.

Степень изменения объема предложения в зависимости от увели­чения цены характеризует эластичность предложения. Она измеря­ется с помощью коэффициента эластичности предложения (Ке):

относительное изменение Q (%)

Кед = ───────────────────────────

относительное изменение Р (%)

 

Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изме­нения предложения.

Предложение считается абсолютно эластичным, когда малейшее уменьшение цены товара (Р) вызывает сокращение предложения (Q) до нуля, а малейшее увеличение цены вызывает рост предложе­ния.

По возможности фирмы отреагировать на конъюнктуру рынка вы­деляют три периода: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.

В краткосрочном периоде у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение. Это значит, что в краткосрочном периоде предложение абсолютно неэластично.

В среднесрочный период фирма использует резервы и увеличивает производство. Эластичность предложения становится положитель­ной, больше нуля.

В долгосрочный период фирма может перестроить производство за счет замены старого оборудования новым. Эластичность предложения в этот период становится максимальной.

Эластичность предложения зависит от следующих факторов:

1) наличия резерва производственных мощностей;

2) уровня производственных запасов;

3) специфики товаров: промышленные или сельскохозяй­ственные.

 

Информация об эластичности спроса на те или иные товары имеет важное практическое значение. Дело в том, что при изменении цены эта эластичность по-разному сказывается на выручке предприятия от продажи продукции. Рассмотрим, как влияют рост или снижение цен на выручку в эластичного и неэластичного спроса. Так, при эластичном спросе, когда реакция последнего на изменение стоимости единицы продукции значительна, снижение цены ведёт к росту общей выручки предприятия. Так как удешевление товара стимулирует его покупки и получаемый при этом выигрыш от увеличения объема продаж перекрывает потери от снижения цены.

 

Таблице. Изменение цены и общей выручки от продажи продукции

    Эластичный спрос Неэластичный спрос
Если цена за единицу продукции, снижается растет снижается растет
то общая выручка фирмы увеличивается уменьшается уменьшается увеличивается
Вывод Изменяются в противоположных направлениях Изменяются в одном и том же направлениях

 

В обратном случае (когда цена увеличивается) картина иная. В ус­ловиях эластичного опроса рост цены ведёт к уменьшению общей вы­ручки, так как выигрыш от повышения цены оказывается меньшим, чем потеря выручки, связанная с одновременным сокращением продаж. Таким образом, если спрос эластичен, то ценя и выручка изменяются в противоположных направлениях.

Иным отечественным производителям (продавцам) было бы весьма полезно над этим задуматься. На любом рынке России можно найти примеры долгого и упрямого держания высоких цен на непервоочеред­ные товары с эластичным спросом. Негативный результат очевиден вялая торговля - омертвление товарного капитала - неоправданная оплата труда «тоскующих» продавцов - потери выручки и доходов. Пример речной туризм в 90-е годы практически исчез.

Всё наоборот происходит при неэластичном спросе. Здесь цены и выручка движутся в одном и том же направлении. Снижение цены уменьшает и общую выручку, ибо оно не ведёт здесь к заметному рас­ширению объёма продаж. А рост цены увеличивает выручку, поскольку выигрыш от удорожания продукции перекрывает потерю от относительно небольшого сокращения продаж.

Яркий пример - плата за телефон. Как бы ни повышалась она, неэластичный спрос на телефонные услуги уменьшается незначительно, и выручка своекорыстных монополистов - связистов растет (даже если их бизнес плохо организован и расточителен). Вот почему (ещё раз вспомним Г.Форда) "всякая монопо­лия и всякая погоня за наживой - зло".

 

Три фундаментальные проблемы рыночной экономики

Рыночная экономика не попадает в состояние пол­ного хаоса так как конкуренция, система рын­ков и цен обеспечивают действие координирующих механиз­мов, которые исключают потенциальный хаос как возмож­ное порождение свободы предпринимательства и выбора. Конкурентная рыночная система представляет собой меха­низм взаимодействия потребителей, производителей и постав­щиков ресурсов с целью решения трех фундаментальных про­блем рыночной экономики: Что производить? Как произво­дить? Для кого производить?

Что производить?

Производить нужно лишь те товары, которые могут при­нести прибыль и пользуются спросом, а те товары, произ­водство которых влечет за собой убытки и которые не пользу­ются спросом, производиться не должны.

Получение прибыли или ее отсутствие определяют:

1) общий доход;

2) общие издержки производства.

Общий доход - это доход, который фирма получает от продажи произведенного продукта или услуги. Он исчисляется умножением цены продукта на количество преданного продукта.

Общие издержки - расходы (затраты) фирмы, связанные с приобретением ресурсов для создания продукта. Они исчисляются умножением цены каждого ресурса на количество ресурса, использованного в производстве, а затем суммированием затрат на каждый ресурс.

Сумма превышения общего дохода над общими издержками называется чистой, или экономической, прибылью. Экономическая прибыль служит свидетельством того, что отрасль процветает. Отсюда возникает тенденция к появлению расширяющейся отрасли. И наоборот, убытки ведут к появлению сокращающейся отрасли.

В решении проблемы "что производить" важную роль играет потребительский спрос. Увеличение спроса, т. е. увеличение числа "потребительских голосов ", поданных за продукт, обеспечивает прибыль для отрасли, производящей этот продукт. Голоса потребителей играют ключевую роль в решении вопроса о том, какие продукты необходимо производить, чтобы отрасль была прибыльной.

Как производить? В рыночной экономике производить - значит применять новую технику и технологию производства.

Применение новой техники и технологии обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. Экономическая эффективность зависит не только от техники и технологии, но также от рыночных цен на ресурсы.

Экономическая эффективность означает максимум продукции при минимуме затрат.

Анализ показывает, что рыночная система способна приспосабливаться к изменениям в технологии и в структуре предложения ресурсов. Но одно дело - приспосабливаться к уже происходящим изменениям, и совсем другое дело - инициировать изменения, которые ведут к повышению производительности и более высокому уровню материального благосостояния общества.

Конкурентная рыночная система содержится стимулы для технического прогресса. Конкуренты должны следовать примеру самой прогрессивной фирмы, в противном случае их сразу же постигнет "кара" в виде убытков, а перспективе - и в виде банкротства. В связи с этим происходит постоянное перераспределение ресурсов из отраслей, где техника и технология производства менее эффективны в более эффективные отрасли.

Для кого производить?

Произведенный продукт распределяется между членами общества для личного потребления и производственного накопления.

Личное потребление (С) зависит от двух факторов:

1) величины денежного дохода и

2) цен, по которым продаются продукты.

Производственное накопление (I) зависит от:

1) величины прибыли, используемой на накопление;

2) цен на ресурсы;

3) нормы (ставки) ссудного процента.

Цены на продукты играют ключевую роль в формирова­нии структуры личного потребления, а цены на ресурсы, в свою очередь, играют ключевую роль в формировании про­изводственного накопления.

Способность рыночной системы сигнализировать об изме­нениях в потребительских ценах и вызывать надлежащую ре­акцию со стороны предприятий и поставщиков ресурсов на­зывается направляющей, или ориентирующей, функцией цен.

Изменения в потребительских ценах диктуют расшире­ние одних отраслей и сокращение других. Эти корректиров­ки реализуются через ресурсный рынок, поскольку расши­ряющиеся отрасли предъявляют больший спрос на ресурсы, и сокращающиеся отрасли снижают на них спрос. Иначе говоря, изменения потребительских цен переориентируют ре­сурсы из сокращающихся в расширяющиеся отрасли.

При отсутствии рыночной системы, вероятно, правитель­ственному плановому органу пришлось бы взять на себя за­дачу распределения ресурсов в конкретные виды производств.

Необходимо подчеркнуть, что рыночной системе как ме­ханизму распределения общественного продукта не свой­ственны какие-либо этические принципы. Те домохозяйства, которым удается накопить большое количество материаль­ных ресурсов или в результате высокооплачиваемого труда и бережливости, или использования особой деловой смекал­ки, или по наследству, или посредством обмана, получают крупные доходы и, таким образом, распоряжаются больши­ми долями общественного продукта. Другие, лишенные ка­кой-либо собственности и не имеющие достаточного образования, получают несущественные денежные доходы и, со­ответственно, маленькие доли национального продукта.

Свободная рыночная экономика - экономика, и которой три фундаментальных вопроса ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО про­изводить решаются только частным капиталом.

Если мы говорим "свободная рыночная экономика", то это чистая экономика, т. е. без вмешательства государства.

Сторонники свободной рыночной экономики утверждают, что она:

1) эффективно распределяет ресурсы, максимизирует при­быль и удовлетворяет безграничные потребности населения;

2) обеспечивает свободу предпринимательства и выбора ина этой основе преуспевает;

3) реализует личный интерес при принятии решений с учетом вознаграждений и наказаний, которые предпринима­тели получают от самой рыночной системы.

Критики свободной рыночной экономики считают, что она недостаточно эффективна, так как:

1) конкуренция со временем ослабевает и уменьшается ее роль в регулировании экономики;

2) стремление к максимальной прибыли снижает интерес к удовлетворению коллективных потребностей, в частности, к развитию социальной инфраструктуры (образование, здра­воохранение и т. д.);

3) полная занятость и стабильный уровень цен не гаран­тированы.

Противоположностью свободной рыночной экономике яв­ляется командная экономика, когда вопросы ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить решаются государством.

Нередко такую экономику называют административно-бю­рократической. Достаточно длительный период она господ­ствовала в России (1917—1991) и других социалистических странах.

В настоящее время нет ни одной страны, где бы в чистом виде имела место свободная рыночная или командная эконо­мика.

Современная экономика развитых стран – смешанная экономика.

Смешанная экономика находится как бы посередине между рыночной и командной экономикой: вопросы ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить решаются во взаимодействии частного капитала и государства.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.