|
процент изменения величины дохода ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Качественные товары имеют положительную эластичность, так как рост доходов и спрос на них изменяются в одном направлении. Некачественные товары - отрицательную, так как рост доходов снижает на них спрос. Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения (Ке): относительное изменение Q (%) Кед = ─────────────────────────── относительное изменение Р (%)
Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изменения предложения. Предложение считается абсолютно эластичным, когда малейшее уменьшение цены товара (Р) вызывает сокращение предложения (Q) до нуля, а малейшее увеличение цены вызывает рост предложения. По возможности фирмы отреагировать на конъюнктуру рынка выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. В краткосрочном периоде у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение. Это значит, что в краткосрочном периоде предложение абсолютно неэластично. В среднесрочный период фирма использует резервы и увеличивает производство. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля. В долгосрочный период фирма может перестроить производство за счет замены старого оборудования новым. Эластичность предложения в этот период становится максимальной. Эластичность предложения зависит от следующих факторов: 1) наличия резерва производственных мощностей; 2) уровня производственных запасов; 3) специфики товаров: промышленные или сельскохозяйственные.
Информация об эластичности спроса на те или иные товары имеет важное практическое значение. Дело в том, что при изменении цены эта эластичность по-разному сказывается на выручке предприятия от продажи продукции. Рассмотрим, как влияют рост или снижение цен на выручку в эластичного и неэластичного спроса. Так, при эластичном спросе, когда реакция последнего на изменение стоимости единицы продукции значительна, снижение цены ведёт к росту общей выручки предприятия. Так как удешевление товара стимулирует его покупки и получаемый при этом выигрыш от увеличения объема продаж перекрывает потери от снижения цены.
Таблице. Изменение цены и общей выручки от продажи продукции
В обратном случае (когда цена увеличивается) картина иная. В условиях эластичного опроса рост цены ведёт к уменьшению общей выручки, так как выигрыш от повышения цены оказывается меньшим, чем потеря выручки, связанная с одновременным сокращением продаж. Таким образом, если спрос эластичен, то ценя и выручка изменяются в противоположных направлениях. Иным отечественным производителям (продавцам) было бы весьма полезно над этим задуматься. На любом рынке России можно найти примеры долгого и упрямого держания высоких цен на непервоочередные товары с эластичным спросом. Негативный результат очевиден вялая торговля - омертвление товарного капитала - неоправданная оплата труда «тоскующих» продавцов - потери выручки и доходов. Пример речной туризм в 90-е годы практически исчез. Всё наоборот происходит при неэластичном спросе. Здесь цены и выручка движутся в одном и том же направлении. Снижение цены уменьшает и общую выручку, ибо оно не ведёт здесь к заметному расширению объёма продаж. А рост цены увеличивает выручку, поскольку выигрыш от удорожания продукции перекрывает потерю от относительно небольшого сокращения продаж. Яркий пример - плата за телефон. Как бы ни повышалась она, неэластичный спрос на телефонные услуги уменьшается незначительно, и выручка своекорыстных монополистов - связистов растет (даже если их бизнес плохо организован и расточителен). Вот почему (ещё раз вспомним Г.Форда) "всякая монополия и всякая погоня за наживой - зло".
Три фундаментальные проблемы рыночной экономики Рыночная экономика не попадает в состояние полного хаоса так как конкуренция, система рынков и цен обеспечивают действие координирующих механизмов, которые исключают потенциальный хаос как возможное порождение свободы предпринимательства и выбора. Конкурентная рыночная система представляет собой механизм взаимодействия потребителей, производителей и поставщиков ресурсов с целью решения трех фундаментальных проблем рыночной экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? Что производить? Производить нужно лишь те товары, которые могут принести прибыль и пользуются спросом, а те товары, производство которых влечет за собой убытки и которые не пользуются спросом, производиться не должны. Получение прибыли или ее отсутствие определяют: 1) общий доход; 2) общие издержки производства. Общий доход - это доход, который фирма получает от продажи произведенного продукта или услуги. Он исчисляется умножением цены продукта на количество преданного продукта. Общие издержки - расходы (затраты) фирмы, связанные с приобретением ресурсов для создания продукта. Они исчисляются умножением цены каждого ресурса на количество ресурса, использованного в производстве, а затем суммированием затрат на каждый ресурс. Сумма превышения общего дохода над общими издержками называется чистой, или экономической, прибылью. Экономическая прибыль служит свидетельством того, что отрасль процветает. Отсюда возникает тенденция к появлению расширяющейся отрасли. И наоборот, убытки ведут к появлению сокращающейся отрасли. В решении проблемы "что производить" важную роль играет потребительский спрос. Увеличение спроса, т. е. увеличение числа "потребительских голосов ", поданных за продукт, обеспечивает прибыль для отрасли, производящей этот продукт. Голоса потребителей играют ключевую роль в решении вопроса о том, какие продукты необходимо производить, чтобы отрасль была прибыльной. Как производить? В рыночной экономике производить - значит применять новую технику и технологию производства. Применение новой техники и технологии обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. Экономическая эффективность зависит не только от техники и технологии, но также от рыночных цен на ресурсы. Экономическая эффективность означает максимум продукции при минимуме затрат. Анализ показывает, что рыночная система способна приспосабливаться к изменениям в технологии и в структуре предложения ресурсов. Но одно дело - приспосабливаться к уже происходящим изменениям, и совсем другое дело - инициировать изменения, которые ведут к повышению производительности и более высокому уровню материального благосостояния общества. Конкурентная рыночная система содержится стимулы для технического прогресса. Конкуренты должны следовать примеру самой прогрессивной фирмы, в противном случае их сразу же постигнет "кара" в виде убытков, а перспективе - и в виде банкротства. В связи с этим происходит постоянное перераспределение ресурсов из отраслей, где техника и технология производства менее эффективны в более эффективные отрасли. Для кого производить? Произведенный продукт распределяется между членами общества для личного потребления и производственного накопления. Личное потребление (С) зависит от двух факторов: 1) величины денежного дохода и 2) цен, по которым продаются продукты. Производственное накопление (I) зависит от: 1) величины прибыли, используемой на накопление; 2) цен на ресурсы; 3) нормы (ставки) ссудного процента. Цены на продукты играют ключевую роль в формировании структуры личного потребления, а цены на ресурсы, в свою очередь, играют ключевую роль в формировании производственного накопления. Способность рыночной системы сигнализировать об изменениях в потребительских ценах и вызывать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков ресурсов называется направляющей, или ориентирующей, функцией цен. Изменения в потребительских ценах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти корректировки реализуются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли предъявляют больший спрос на ресурсы, и сокращающиеся отрасли снижают на них спрос. Иначе говоря, изменения потребительских цен переориентируют ресурсы из сокращающихся в расширяющиеся отрасли. При отсутствии рыночной системы, вероятно, правительственному плановому органу пришлось бы взять на себя задачу распределения ресурсов в конкретные виды производств. Необходимо подчеркнуть, что рыночной системе как механизму распределения общественного продукта не свойственны какие-либо этические принципы. Те домохозяйства, которым удается накопить большое количество материальных ресурсов или в результате высокооплачиваемого труда и бережливости, или использования особой деловой смекалки, или по наследству, или посредством обмана, получают крупные доходы и, таким образом, распоряжаются большими долями общественного продукта. Другие, лишенные какой-либо собственности и не имеющие достаточного образования, получают несущественные денежные доходы и, соответственно, маленькие доли национального продукта. Свободная рыночная экономика - экономика, и которой три фундаментальных вопроса ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить решаются только частным капиталом. Если мы говорим "свободная рыночная экономика", то это чистая экономика, т. е. без вмешательства государства. Сторонники свободной рыночной экономики утверждают, что она: 1) эффективно распределяет ресурсы, максимизирует прибыль и удовлетворяет безграничные потребности населения; 2) обеспечивает свободу предпринимательства и выбора ина этой основе преуспевает; 3) реализует личный интерес при принятии решений с учетом вознаграждений и наказаний, которые предприниматели получают от самой рыночной системы. Критики свободной рыночной экономики считают, что она недостаточно эффективна, так как: 1) конкуренция со временем ослабевает и уменьшается ее роль в регулировании экономики; 2) стремление к максимальной прибыли снижает интерес к удовлетворению коллективных потребностей, в частности, к развитию социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение и т. д.); 3) полная занятость и стабильный уровень цен не гарантированы. Противоположностью свободной рыночной экономике является командная экономика, когда вопросы ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить решаются государством. Нередко такую экономику называют административно-бюрократической. Достаточно длительный период она господствовала в России (1917—1991) и других социалистических странах. В настоящее время нет ни одной страны, где бы в чистом виде имела место свободная рыночная или командная экономика. Современная экономика развитых стран – смешанная экономика. Смешанная экономика находится как бы посередине между рыночной и командной экономикой: вопросы ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить решаются во взаимодействии частного капитала и государства. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|