|
Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• «устанавливать аналогии;
• «владеть общим приемом решения задач.
Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Чтение. Работа с текстом Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
· находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
· определять тему и главную мысль текста;
· делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
· вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
· сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
· понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
· понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
· понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
· использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
· ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
· пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
· соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
· формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
· сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
· составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
· высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
· оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
· на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
· участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Личностные универсальные учебные действия
| 1 класс
| 2 класс
| 3класс
| 4класс
| Уметь называть город, страну, адрес проживания. Ф.И.О. родителей, состав семьи.
| Иметь представление об особенностях своего края, города. Уважать ценности семьи.
| Иметь представление о территории и границах России. Уметь составлять родословную своей семьи. Испытывать чувство ответственности за свою семью.
| Основы гражданской личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
| Положительное отношение ребенка к урокам «школьного» типа;
адекватное содержательное представление о школе; предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома; предпочтение школьной оценки (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).
| Положительная мотивация к процессу обучения на уровне понимания смысла обучения (потребности).
| Самоопределение к обучению:
- мотивация;
-осознание собственной потребности;
- постановка личностно значимой цели.
| Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
| Уметь различать и определять понятия «добро», «терпение», «ответственность», «честность» и т.д.
| Принимать и ценить базовые ценности (честность, справедливость, ответственность, долг, терпение, семья и др.)
| Способность адекватно судить о ценностях (о добре, о терпении, семье, о Родине, о настоящем друге, о справедливости, о желании понимать). Уметь сделать правильный выбор своего поведения.
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах (понимать позицию другого).
| Принимать основы здорового образа жизни: режим учебного дня, личная гигиена, позитивное отношение к спорту, к урокам физкультуры, культура физического воспитания.
| Выполнение правил охраны здоровья в разное время года. Позитивное отношение к занятию спортом, выполнение правил гигиены, внешнего вида, опрятности.
| Стремление к активному и здоровому образу жизни, негативное отношение к вредным привычкам: алкоголю, курению, наркотикам и т.п.,
Умение контролировать отрицательные эмоции.
| основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
| Сравнивать ситуации и поступки героев в текстах. Давать оценку поступкам: «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя»
| Сопоставлять жизненные ситуации и поступки героев в текстах.
| Оценка ситуаций и поступков героев в произведениях с точки зрения общечеловеческих качеств.
| ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
| | | | | | | |
Познавательные универсальные учебные действия
| 1 класс
| 2 класс
| 3 класс
| 4 класс
| - ориентироваться в учебниках, выбирать нужный учебник;
- ориентироваться в условных обозначениях (чтение: слушаем, читаем, читаем в парах, сравниваем, логические задания и т.д.;
русский язык: упражнение, задания к упражнению, текст упражнения, правило и т.д.;
математика: задача, примеры, сравнения, правило и т.д.; окружающий мир: прочитай рассказ, составь план, ответь на вопросы, опыты, выполни руками и т.д.);
- ориентироваться в задании;
| - ориентироваться в оглавлении;
- ориентироваться на странице учебника и соотносить оглавление с содержанием;
- знать источники поиска информации (домашняя и школьная библиотека, учебник, районная библиотека, электронные носители*);
| - пользоваться справочной литературой (по каталогам, по фамилии автора, по теме задания);
| - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- находить информацию в поисковых системах при помощи современных технических средств*;
| - уметь различать вопрос и высказывание;
- давать ответ на вопрос кратко или развёрнуто, в зависимости от требования или по ситуации;
- правильно интонационно произносить предложение
| - корректировать высказывание;
- исправлять ошибки в высказываниях;
- давать устный развёрнутый ответ и уметь давать письменный ответ в фиксированной форме;
- составлять и записывать небольшие тексты* по плану, данному учителем;
| - восстанавливать последовательность высказываний;
- находить истинные и ложные высказывания;
- строить монологические высказывания в устной и письменной форме по плану учителя или по самостоятельно составленному плану
- предъявлять знания на уровне описания, составляя связные речевые высказывания в устной и письменной форме
| - строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме по заданию или вопросу учителя, одноклассника;
| - читать выразительно, соблюдая ударения в словах;
- читать выразительно, соблюдая логические ударения;
- читать выразительно, соблюдая интонацию;
- выделять в тексте заголовок, абзац, условие, вопрос;
- восстанавливать очерёдность событий по серии картинок после просмотра или прочтения текста учителем, родителями и т.д.;
| - находить неизвестные слова;
- выявлять тему текста в коллективной работе;
- пересказывать по опорным словам, выделенным учителем, или по плану, составленному с помощью учителя или в коллективной работе;
- выявлять последовательность событий в тексте*;
| - составлять план к тексту*;
- разбивать текст* на части;
- пересказывать текст* по плану, составленному самостоятельно (пересказ от определённого лица или по заданию учителя);
- выделять ключевые слова, термины, их окружение;
- сокращать текст с сохранением смысла;
- восстанавливать деформированный текст*;
- вставлять в текст* недостающие данные;
| - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- сокращать текст с определённой целью;
- записывать рефераты*, изложения по самостоятельно составленному плану, сочинения*;
| - уметь наблюдать за предметами живой и неживой природы;
- устанавливать общие признаки предметов и объединять их в группы;
- находить различие в предметах и исключать из группы лишние предметы;
| - выполнять простейшие опыты и делать выводы;
- находить простые связи между предметами и явлениями;
- выявлять истинные и ложные высказывании;
| - выявлять связи между событиями и фактами;
- объяснять зависимости между фактами и явлениями, находить ответы на вопросы «почему?» «зачем?»* и т.д.;
- выбирать истинные высказывание;
- восстанавливать последовательность высказываний
| - устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логические рассуждения, включая установление причинно- следственных связей;
- построение логической цепи рассуждения;
- самостоятельно ставить опыты*;
| - понимать и различать составные части задачи* (условие, вопрос, решение, ответ)
- видеть последовательность решения задачи;
- видеть алгоритм выполнения задания;
- выполнять алгоритм учебных заданий, предложенный учителем;
| - владеть приёмами краткой записи учебных заданий;
- владеть алгоритмом решения типовых задач на уровне предметных умений второго класса;
- проверять задачу с помощью учителя или при коллективном сотрудничестве;
| - применять различные способы решения задач;
- выявлять общее при решении типовых задач;
- применять общие приёмы решения задач в рамках программы;
| - владеть общим приёмом решения задач (при помощи чертежа, составления уравнений, с помощью составления вопросов, с помощью анализа и синтеза).
|
Записывать знаками и обозначать
| Применять в записи учебного
| Составлять схемы, таблицы, модели
| Использовать знаково-символические
| символами объекты в соответствии
| материала знаково-символические
| по образцу, алгоритму, используя
| средства, в том числе модели и схемы
| с учебными заданиями. Читать схемы
| средства. Использовать для
| знаково-символические средства в
| для решения задач.
| и таблицы. Распознавать простейшие модели
| обозначения схем, частичного
| соответствии с учебными заданиями.
|
| (звуковая схема слова, схема
| заполнения таблиц, моделей
|
|
| предложения).
| знаково-символические средства.
|
|
| Уметь различать составные части
| Уметь пояснять функцию каждой
| Уметь решать задачи разными
| Ориентироваться на разнообразие
| задачи. Выделять в текстовых
| части задачи. Уметь различать
| способами с помощью учителя или
| способов решения задач.
| задачах запрашиваемую
| разные способы решения одной и
| самостоятельно.
|
| информацию (вопрос).
| той же задачи.
|
|
| Выделять признаки присущие
| Выделять существенные и
| Самостоятельно выделять и
| Осуществлять анализ объектов с
| данному объекту.
| несущественные признаки с помощью
| распознавать существенные и
| выделением существенных и
|
| учителя. Называть 2-3 существенных
| несущественные признаки. Уметь
| несущественных признаков.
|
| признака самостоятельно.
| определять объект по
|
|
|
| существенным признакам
|
|
|
| (обратная связь). Распределять
|
|
|
| объекты по группам по указанным
|
|
|
| признакам.
|
| Выделять существенные признаки
| Формулировать правила сравнения
| Самостоятельно применять приёмы и
| Проводить сравнение, сериацию и
| сравниваемых предметов.
| несложных объектов в соответствии
| правила сравнения, последовательно
| классификацию по заданным
| Пользоваться приёмами сравнения
| с учебным материалом.
| действовать при сравнении.
| критериям.
| (приложить, построить ряд,
| Распределять объекты по группам
| Группировать объекты по 2-3
|
| сравнить объекты по 2-3
| по нескольким критериям или по
| самостоятельно заданным критериям.
|
| показателям, установить
| заданному алгоритму.
|
|
| соответствие). Распределять
|
|
|
| объекты по группам с помощью
|
|
|
| учителя.
|
|
|
| Сводить объекты в группы,
| Сводить объекты в группы по 2-3
| Сводить объекты в группы по 5-6
| Осуществлять подведение под
| распознавая их по заданным
| самостоятельно выбранным
| существенным признакам, делать
| понятие на основе распознавания
| существенным признакам,
| существенным признакам, делать
| вывод самостоятельно или частично
| объектов, выделения существенных
| с помощью учителя. Выделять из
| вывод с помощью учителя.
| с помощью учителя.
| признаков и их синтеза.
| группы предметов лишнее. Уметь
|
|
|
| подбирать общее название
|
|
|
| однородных объектов.
|
|
|
| * - в рамках учебной программы
Регулятивные универсальные учебные действия
|
| 1 класс
| 2 класс
| 3 класс
| 4 класс
|
| Уметь под руководством учителя выделять учебную задачу, принимать условия её выполнения.
| Уметь выделять учебную задачу самостоятельно, с помощью учителя выделять условия её выполнения.
| Уметь выделять учебную задачу самостоятельно, формулировать условия ее выполнения, определять способ ее выполнения.
| Принимать и сохранять учебную задачу.
|
| Уметь под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль выполнения задания по плану, составленному учителем.
| Уметь составлять план или алгоритм для пошагового контроля по вопросам учителя.
| Уметь контролировать выполнение задания по самостоятельно составленному плану или алгоритму.
| Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
|
| Уметь различать понятия «способ действия» и «результат действия» под руководством учителя.
Уметь использовать способы действий, предложенные учителем, для достижения результата.
| Уметь выбирать способы действий, предложенные учителем, для достижения результата.
| Уметь использовать различные способы для достижения результата.
| Различать способ и результат действия.
|
| Уметь использовать план, предложенный учителем.
| Уметь преобразовать деформированный план для выполнения задания, использовать фотоплан учебника или вопросы учителя.
| Уметь самостоятельно составлять план выполнения задания, зная конечный результат.
| Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. В том числе во внутреннем плане.
|
| Уметь соотносить правило с планом действий под руководством учителя.
Уметь находить правило по образцу, предложенному учителем.
| Уметь отличать одно правило от другого.
Уметь корректировать план действий по заданному правилу.
| Уметь самостоятельно аргументировать выбор правила для составления плана действия.
| Учитывать правило в планировании и контроле способов решения.
|
| Уметь оценивать правильность действий под руководством учителя по критериям, предложенным учителем.
| Уметь согласно критериям, оценивать свои действия и обосновывать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.
| Уметь перед решением новой задачи, с помощью учителя оценить возможности для ее решения, опираясь на известные способы действий.
| Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
|
| Уметь ориентироваться в основах действия: цель, объект, система ориентиров.
| Уметь комментировать в речи то, что выполняют практически согласно образцу, предложенному учителем.
| Уметь выполнять действие во внешней форме с развертыванием всех входящих в него операций:
ориентировочной, исполнительной, контрольной.
| Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
| Действовать по ориентирам, предложенным учителем.
| Уметь соотносить свое действие с ориентиром предложенным учителем.
| Уметь выделять один из ориентиров, предложенных учителем и действовать в соответствии с выбором.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
| | | | | | |
Коммуникативные универсальные учебные действия
| 1 класс
| 2 класс
| 3 класс
| 4 класс
| Уметь слушать собеседника.
Воспитывать доброжелательного отношения и внимания к собеседнику.
| Уметь работать в парах и малых группах:
-выслушивать задание;
-разделять обязанности;
Воспитание культуры общения с собеседником: умение проявлять внимание и доброжелательность к собеседнику.
Уметь слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.
| Уметь работать в парах и малых группах:
- разделять обязанности;
- выбирать лидера;
- обосновывать и доказывать свою точку зрения.
Уметь давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев, обсуждать данные оценки.
| *Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
*Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
*Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. В том числе в ситуации столкновения интересов;
*Контролировать действия партнёра.
| Уметь различать вопрос и сообщение. Давать ответ на конкретные вопросы.
Уметь ставить вопросы по прочитанному тексту для одноклассников к каждому слову предложения.
Уметь строить высказывания по материалам одноклассника.
| Уметь формулировать вопросы по заданной теме и конкретному тексту.
Уметь составлять план устного ответа с опорой на вспомогательные вопросы партнера.
Уметь выбирать высказывания с учетом мнения одноклассников.
| Уметь задавать вопросы для получения конкретного результата.
Уметь составлять план выступления.
Уметь выбирать темы для обсуждения с одноклассниками.
| *Задавать вопросы.
*Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
| Развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи.
Уметь воспроизводить диалоговые сцены из прочитанных произведений
| Уметь правильно артикулировать звуки в словах и фразах, использовать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.
Уметь употреблять доброжелательные слова, строить фразу с употреблением слов вежливости.
| Уметь внимательно слушать и анализировать речь партнёра. 8
Уметь поддерживать диалог вопросами или репликами.
Уметь строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения.
| *Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
| Уметь демонстрировать свою точку зрения, используя знаки и символы, предложенные учителем.
Уметь проявлять первоначальные навыки взаимооценки.
| Уметь высказывать свое отношение к прочитанному, увиденному или услышанному.
Уметь пользоваться подготовленной оценочной системой.
| Уметь устно формулировать собственное мнение, осуществлять рефлексию.
Уметь выполнять взаимооценку по подготовленному алгоритму, и предлагать свои варианты.
| *Уметь формулировать собственное мнение и позицию.
*Уметь осуществлять взаимооценку, используя речевые средства.
| +
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|