|
Характеристика учебника «Окружающий мир» (авт. Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков). 2 класс. Система Л.В.Занкова. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Так, в первой главе, с одной стороны, ученики обобщают и осмысливают с новой точки зрения знания, полученные в 1 классе, о природе, человеке и обществе, а с другой – все затронутые в этой главе вопросы находят свое развитие в следующих главах данного учебника. От класса к классу в учебниках прослеживается усложнение содержания предмета, а также усложнение видов учебных заданий. Если в 1 классе большая часть учебного материала представлена в виде иллюстративного материала, его познание опирается на личный опыт учеников, то на следующем этапе – во 2 классе – ученики имеют дело с учебником обычного формата, в котором почти на каждой странице есть иллюстративный материал для его анализа, но существенное место занимает текст. Так осуществляется постепенный переход к обобщенному теоретическому представлению материала, что и требуется по окончании начальной школы. Основное содержание курса 2 класса – изучение отдельных компонентов неживой природы, их свойств и взаимозависимостей – подводит учащихся к осознанию условий, которые сложились на Земле. Именно в этих условиях зародилась и развивалась живая природа. В последней главе рассматриваются четыре царства живой природы: растения, грибы, животные, бактерии. Содержание в учебнике представляется как индуктивным, так и дедуктивным методом. При этом весь теоретический материал сопровождается большим количеством аргументов, создаются условия для рассуждения детей, активно привлекаются результаты наблюдения учащихся. Учитывая возрастные особенности детей, учебный материал со 2 по 4 классы авторы построили на основе гипертекстовости, которая ориентирована на послойное прочтение текста, каждый текст разбит заданиями вопросами на смысловые части.
Задания, нацеленные на осмысление нового материала. Они представлены сразу после введения знания, умения и рассредоточиваются во всему учебнику, вплетаясь в вопросы к новому материалу. Так, в главе «Взаимодействие сил природы», где дети знакомятся со свойствами воды, ставится вопрос: «Когда и как человек использует свойство воды растворять разные вещества?» (ч.2,с.19). Далее, в главе «Живая природа» при изучении растений ученики возвращаются к осмыслению свойств воды при подтверждении гипотезы, что растениям для нормального развития необходимы свет, вода. Тепло, воздух (практическая работа, ч.2, с.60-62). При разговоре о гигиене человека естественны будут вопросы: «Как вы следите за чистотой своего тела? Какое это имеет значение? Какое свойство воды помогает вам в этом?» На самом деле таких возвратов при рассмотрении данного вопроса гораздо больше. Тесно связаны с первой группой, но выделены в связи с их общепредметной значимостью задания на усвоение приемов работы с текстом. Во 2 классе на понимание текста нацелены следующие задания: - выделение главного в устной и письменной речи; - выделение в тексте имен, названий, понятий, которые следует запомнить; - сравнение научного определения понятия с другими значениями слова; - инсценирование; - анализ предлагаемого плана текста с точки зрения его полноты и правильности порядка его пунктов; - подбор информации на заданную тему. Задания на самостоятельное осмысление понятий с опорой на жизненный опыт детей, рисунки, литературные произведения, карту. Например, после чтения отрывка из стихотворения Ю.Мориц «Это очень интересно» детям предлагается попытаться найти ответы на поставленные в стихотворении вопросы. В данном случае помогут ответить на эти вопросы коллективное обсуждение, жизненный опыт, смекалка и чувство юмора. Научное осмысление значения органов чувств в познании окружающего мира предусмотрено в следующей, второй главе. Еще пример. Самостоятельно анализируя рисунки животных (утки, жирафы) (ч.2,с.39), дети на основе рассуждения делают выводы о среде обитания, о питании, о способе их передвижения. Рассматривая рисунок человека, они делают предположения о его принадлежности к русской дружине. Доля подобных заданий в рисунках достаточно велика в учебнике для 2 класса, так как позволяет ребенку выходить на теоретический уровень решения задачи с опорой на наглядно-образный уровень. Задания – загадки каких-либо объектов (явлений) по их существенным признакам. Например, какие это материки: - Я – самый маленький материк, нахожусь полностью в Южном полушарии. (Австралия) - И я нахожусь в Южном полушарии, но люди почему-то не спешат заселять меня. (Антарктида) - А я большой, и меня почти посередине пересекает экватор. (Африка)». К ним же относятся кроссворды и самостоятельное придумывание подобных загадок. Юмористические вопросы, позволяющие на эмоциональном уровне пристальнее вглядеться и глубже понять изучаемое. Например: «Как влияет рельеф на течение рек? – С горы реки текут быстро, а в гору медленно», «Как отличить съедобный гриб от ядовитого? – По вкусу!» и т.д. Наблюдения в природе, опыты, моделирование явлений. Задания такого рода способствуют освоению детьми естественно-научного метода познания действительности. Одним из важнейших методов осознания и добывания знаний является метод непосредственного наблюдения. Например, столь далекие, но заманчивые для ребенка астрономические знания приблизятся к нему при наблюдениях за видимым движением Солнца и Луны, длины тени от предметов, разной освещенности Земли (глобуса). Особое место в познании окружающего мира занимают наблюдения, организованные во время экскурсий. Рекомендуемые экскурсии представлены в программе. Практические работы, опыты сопровождают в книге теоретический материал, относящийся к темам «Вода», «Воздух», «Растения». Они позволяют подвести учащихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания. На основе данных, полученных во время проведения опытов, дети делают выводы на уровне теоретических обобщений. Большинство опытов носят демонстрационный характер. В современной практике начального обучения получил распространение проектный метод обучения, который предполагает использование уже имеющихся предметных навыков и умений как средств реализации проекта. Проектная деятельность способствует развитию инновационного, исследовательского поведения младших школьников. Она осуществляется на учебном и внеучебном материале. Приведем примеры соответствующих заданий из учебника для 2 класса: «О каких планетах вы хотите узнать подробнее? Где вы найдете такую информацию?»; «Найдите информацию о каком-нибудь удивительном животном, его изображение. Подготовьте сообщение о нем». Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку недостает его знаний и умений, помогают ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться? Направленность учебного процесса на развитие рефлексивных умений заложена в дидактических и методических основах системы Л.В. Занкова, поэтому является неотъемлемой частью структурирования учебника. Этому способствуют вопросы, предваряющие изучение нового материала, требующие активизации имеющихся знаний и выявляющие знания, недостающие для ответа. Например, главу «Органы чувств человека» предваряет репродукция картины И. Шишкина «Сосновый бор» и задание: «Вы очень тихо вошли в лес. Остановились. Расскажите, что вы можете узнать о жизни леса с помощью органов чувств». Перед главой «Строение Земли» ученики обсуждают толкование слов Земля и земля: «Объясните разницу выражений: «Мы живем на Земле», «Мы копаем землю».
Постоянно должны обсуждаться современные проблемы мира, Земли, разных стран и народов и, конечно же, проблемы России, родного края. Следует пробудить интерес к подобной информации, рассказывая о значительных событиях, удивительных явлениях, о которых учитель узнает из книг, журналов, газет, телевизионных и радиопередач. Необходимо отмечать источник информации, особенно, если он доступен ученикам. При этом надо соразмерять силы детей. Работа с дополнительными источниками должна быть добровольной, приносящей радость, удовлетворение. И только добровольно детям могут помогать родители. Материал для само- и взаимоконтроля есть в учебнике (см. рубрику «Проверь себя») и в конце рабочей тетради. Поясним принцип организации самоконтроля в рабочей тетради. В условиях стремления российского образования выйти на безотметочную форму обучения, а также особое значение адекватной самооценке для саморазвития школьника, авторы в конце рабочей тетради представили раздел «Что я знаю. Что я умею» (с.56), где ученики оценивают выполнение тех заданий, которые в тетради отмечены звездочкой. В этот раздел внесены основные вопросы программы в начале их изучения, через некоторое время и в конце года. Большинство из этих вопросов будет предметом рефлексии детей при изучении материала и в 3 классе. Таблицу дополняет строка «Оценка учителя», которая фиксируется теми же знаками, что и самооценка ребенка. Разница в том, что ребенок оценивает свое состояние при выполнении задания, а учитель – правильность выполнения: + - выполнено правильно; ┴ - допущены некоторые ошибки; __ - допущено много ошибок, с заданием не справился (не справилась). При этом учитель ничего не исправляет в работе ученика. При расхождении оценки ученика и оценки учителя или при совпадении оценок (┴ и -) ситуация обсуждается обеими сторонами. Для учителя показательно следующее: находит ли ребенок ошибки самостоятельно, какова его самооценка (заниженная, завышенная или адекватная), может ли он обсуждать данную тему. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|