|
Тема «Формирование естествоведческих представлений и понятий»Смотреть Приложение (презентация «Формирование понятий»). Литература: Е.Ф. Козина Методика преподавания естествознания, 2005 Тема «Методы и приемы обучения естествознанию» Тема «Общая характеристика методов и Методических приемов обучения естествознанию». В науке не существует однозначного подхода к трактовке понятия «метод». В переводе с греческого methodos – путь к достижению чего-либо, исследования, теория, учение. Под методом подразумевают: а) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи (наиболее распространенная интерпретация); б) совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания действительности; в) определенным образом упорядоченная деятельность. В современной общей и частной дидактике (методике) существуют различные подходы к классификации методов обучения. 1. В зависимости от источника получения знаний (деятельности учителя и учащихся) выделяют методы: А) словесные (рассказ, беседа, семинар, лекция, инструктаж, работа с детской литературой и учебником); Б) наглядные (демонстрация опытов, объектов, пособий); В) практические (лабораторно-практические работы, деятельность в природе, моделирование, выполнение упражнений. 2. В зависимости от дидактических целей рассматривают методы изучения нового материала, закрепления и совершенствования знаний, проверки знаний; классифицируют методы изложения, разъяснения учебного материала с целью восприятия и запоминания (устное изложение - рассказ, объяснение, лекция, инструктаж, показ, самостоятельная работа); закрепления полученных знаний (обсуждение изученного – беседа, семинар; самостоятельная работа); закрепления умений и навыков - показ (демонстрация), упражнения (игры, самостоятельная работа); применения знаний, умений и навыков на практике (практическая и самостоятельная работа). 3. По характеру стимулирования, организации и контроля учебной деятельности различают методы стимулирования и осуществления учебно - познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; дедуктивные. Индуктивные; репродуктивные, поисковые); стимулирования и мотивации (игры, диспуты); контроля и самоконтроля (устные и письменные работы). 4. Классифицируют методы и в зависимости от источника получения информации: методы изложения учителем, методы самостоятельной работы учащихся 5. В зависимости от характера познавательной (мыслительной) деятельности учащихся: объяснительно – иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические), исследовательские. 6. В зависимости от выявленной сущности и закономерности функционирования методов осуществления целостного педагогического процесса существует система способов: формирования сознания (рассказ, объяснение, беседа, учебная дискуссия, диспут, работа с книгой, лекция, метод примера); организация деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж, наблюдение, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы); стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание); контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самоконтроль). Традиционно используется классификация в зависимости от источника получения знаний. Деятельности учителя и учащихся. Таблица. Методы обучения естествознанию
Приемы обучения. Таксономической (структурной) единицей любого метода является методический прием, применяемый с целью усиления возможностей определенного метода обучения, т.е. конкретное проявление метода в операциях. Таким образом, методические приемы – отдельные действия учителя и учащихся, направленные на овладение логико – прикладными умениями. При этом необходимо учитывать, что одни и те же приемы входят в различные методы обучения. А один способ сообщения информации может быть реализован различными приемами. Все их можно объединить в следующие группы: 1) по дидактической задаче - приемы обучения, содержащие: а) знания и обозначающие действия: б) знания, как результат выполненной учителем системы действий: в) действия учителя и вызывающие у детей реакцию, но не предусматривающие выполнение ими каких- либо заданий; по данному основанию так же различают приемы: а) привлечения внимания детей и стимулирования их интереса к изучению природных объектов (занимательная форма подачи материала, например, сказки; использование разнообразной наглядности, вопросов к классу, мобилизующих детское мышление); б) подводящие к осмыслению полученной информации (установление причинно-следственных связей – проблемные вопросы и ситуации); в) обеспечивающие осмысление и прочное усвоение закономерностей (план изучения объекта, схемы, таблицы). 2) по характеру деятельности учителя и учащихся: а) логические, направленные на выявление признаков предметов и явлений, сравнение и противопоставление объектов по сходству и различию, проведение аналогий, классификация. Систематизация, обобщение и формулирование выводов (например, постановка проблемных вопросов); б) организационные, помогающие учителю привлечь внимание детей к изучаемому материалу, организовать его восприятие (составление плана, показ); в) технические, связанные с использованием различного оборудования и материалов (подбор объектов, оформление результатов работы). Своеобразие естественно - научного материала накладывает свой отпечаток на возможные пути его усвоения младшими школьниками, поэтому основная задача учителя – отобрать наиболее оптимальные способы донесения до учащихся содержания конкретного предмета, в данном случае – естественно - научного. Смотреть Приложение (документ «Методы и приемы обучения естествознанию»). Литература: Е.Ф. Козина Методика преподавания естествознания, 2005 Тема «Формы организации учебного процесса» Смотреть Приложение (презентация «Типы уроков естествознания») и документ «Книга «Проектируем урок». Экскурсии в природу Экскурсия – (от лат. еxcursio – поездка является такой формой организации учебно – воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника, т.е. «природа изучается в природе». Экскурсия может проводиться как во время урока (урок-экскурсия), так и вне занятий (рассматривается как самостоятельная форма или разновидность внеклассной работы). Ее содержание определяется учебными программами. В современной науке выделяют разновидности учебной экскурсии по следующим признакам, основаниям (Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, В.П. Герасимов, В.Ф. Гетьман, И.Д. Зверев, З.А. Клепинина). 1. По отношению учебному процессу, программам: общеобразовательные, учебные; программные (рекомендуются курсами), внепрограммные (выходят за рамки курсов); урочному времени: учебные и внеклассные (экскурсии-походы, экспедиции, в том числе для учащихся 1-3 классов – игры-экспедиции). 2. По содержанию: тематические)одно-/многотемные), комплексные (обзорные). 3. По объему задач: со строго намеченными вопросами, группой вопросов, программой в общих чертах. 4. По длительности: от нескольких минут до нескольких дней. 5. По месту экскурсий в учебном процессе (по дидактической цели): вводные (с целью выявить у детей интерес к изучению темы, желание проводить наблюдения); сопутствующие, текущие (организованные в процессе работы по теме, чтобы проверить старые и новые знания, знакомство с конкретными объектами и явлениями природы); заключительные, обобщающие (суммирующие материал по теме или ее части и предполагающие конкретизацию, систематизацию, обобщение пройденного, максимальную самостоятельную работу детей по поиску обозначенных в классе явлений). 6. По дидактическим целям: познавательные, закрепляющие, дополняющие. 7. По месту проведения: в естественную природу (лес, луг, водоем, парк), искусственно созданные комплексы (музей, ботанический сад, зоопарк). 8. По методам проведения: иллюстративные, исследовательские. При этом на современном этапе следует проводить четкую грань между такими формами познания мира, как экскурсия и прогулка в природу: первая имеет четко обозначенные образовательные задачи с широким спектром изучаемых объектов; важнейшее предназначение второй – релаксационное (как форма активного отдыха, непродолжительная по времени) с попутным сообщением минимального количества необходимых сведений (конкретно-объектный характер) и решением соответственно небольшого объема задач, что в целом обуславливает использование ими различных видов работы (1 – исследовательско - поисковая деятельность, 2 - игровая). Хотя в то же время данные формы имеют близкую структуру, прогулка в природу предполагает соблюдение этапов: 1) предварительное определение взрослым маршрута (изучение местности, объектов для промежуточных заданий, подготовка оборудования) и проведение с детьми установочной беседы (выявление имеющихся у них представлений об изучаемом объекте, ознакомление с задачами, припоминание правил поведения на улице и в общественных местах); 2) организационный момент (одевание, инструктаж); движение по намеченному маршруту с целью изучения конкретного объекта (например, в 1 классе – облаков, что предполагает: рассказ детей о том, где и когда они видели разнообразные облака → установление связей с погодой →объяснение учителем причин их различий→проведение опыта («Круговорот воды в природе») →зарисовка облаков в настоящий момент на небе и создание «своего» облака (эмоционально-творческий уровень) →игра по типу «пятна Роршаха» →беседа о значении облаков в жизни природы и человека); краткое подведение итогов прогулки на постоянном месте сбора (подготовка рапортов о маршрутах); 3) возвращение в школу (при разработке, в том числе для учащихся прогимназий и 1, 2 классов, можно воспользоваться методикой М.О Коннор). Это дает возможность некоторым методистам относить экскурсию к разновидностям прогулки наряду с прогулкой-наблюдением, прогулкой-практикумом, прогулкой с заданиями, творческой прогулкой, развлечением на воздухе (по Г.С. Усыскину). Вместе с тем существуют общие требования к ведению любого типа экскурсий в рамках естествознания: а) темы экскурсий должны быть четко связаны с программой и включены в годовой учебный план, чтобы заранее в начале учебного года наметить предварительные сроки и места их проведения; учет реальных возможностей учителя и учащихся, доступности природных объектов; б) тема экскурсии должна быть тесно связана с материалом предыдущих уроков; в) наличие четкого пална проведения экскурсии, которого следует придерживаться при ее проведении; г) ученики не должны оставаться пассивными наблюдателями, а активно работать; д) материал экскурсий должен опираться на известные детям теоретические факты; е) учитывая возраст экскурсантов, учителю необходимо вовремя заострять их внимание на нужном объекте; ж) важно точно рассчитать время экскурсии во избежания перегруза детей; з) обязательно закрепить материал экскурсии на последующих уроках. Выделяют следующие приемы привлечения внимания детей: занимательная форма изложения на экскурсии; максимальное использование принципа наглядности; отражение в экскурсии жизненного значения сообщаемых знаний; четкое разъяснение темы и задач во вступительном слове; воздействие на мышление и чувства. На современном этапе природно-социальные экскурсии все чаще стали приобретать экологическую (в содержании акцент на установление причинно-следственных связей между природными явлениями и объектами, экомониторинг состояния последних, изучение влияния антропогенных факторов и т.д.) и самостоятельно-поисковую направленность, т.е. проводиться в виде мини-исследований (А.А. Вахрушев) с мини-экспериментами, например по оценке состояния снежного покрова в парке и в городе; выявлению причин быстрого таяния, обусловленных особенностями условий среды. Вместе с тем сведения об экскурсии как одной из распространенных и сложноорганизуемых форм работы в начальной школе были бы неполными в отсутствии важного ее аспекта – краеведческого, поскольку она зародилась именно в рамках экскурсионно-краеведческой работы в церковных школах первоначально как разновидность паломничества к святым местам. Краеведение – это наука о прошлом и настоящем какого-либо края «во всем многообразии тематики. «Краеведение» знание – обычно комплексное знание и природы, и общества, знание не только историческое, но и историко-культурное, историко-экономическое; не только географическое, но и географо-биологическое, географо-астрономическое». Одновременно оно является одной из основ формирования историко-культурных, экономических и географических представлений и изучения конкретного населенного пункта как единого, целостного организма (такого рода методика была разработана еще в 20-е годы XX в.), его прошлого и настоящего, взаимодействия его жизни с окружающей средой. Литература: Е.Ф. Козина Методика преподавания естествознания, 2005
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|