|
ТЕМА 1. Предмет и метод курса истории экономических ученийСтр 1 из 9Следующая ⇒ Оглавление Содержание тем дисциплины ТЕМА 1. Предмет и метод курса истории экономических учений I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДОРЫНОЧНОЙ ЭПОХИ ТЕМА 2. Экономические учения Древнего мира ТЕМА 3. Экономические учения в период Средневековья ТЕМА 4. Меркантилизм II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЕМА 5. Исторические условия и общая характеристика классической политической экономии. Этапы развития ТЕМА 6. Экономические взгляды физиократов ТЕМА 7. Становление классической политической экономии как науки. Экономические взгляды А. Смита ТЕМА 8. Экономические взгляды Д.Рикардо ТЕМА 9. Экономические взгляды Ж.Б. Сэя, Ф. Бастиа, Т. Мальтуса ТЕМА 10. Завершение классической политической экономии. Экономическое учение К. Маркса ТЕМА 11. Маржинализм и этапы его развития. Формирование неоклассической теории III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЕМА 12. Институционализм ТЕМА 13. Теории рынка с несовершенной конкуренцией ТЕМА 14. Кейнсианство Тема 15. Основные течения современного неоклассического направления Список рекомендуемой литературы Содержание тем дисциплины ТЕМА 1. Предмет и метод курса истории экономических учений Содержание предмета дисциплины. Методология изучения. Основные теоретико-методологические принципы эволюции экономической мысли. I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДОРЫНОЧНОЙ ЭПОХИ ТЕМА 2. Экономические учения Древнего мира Экономическая мысль в Древней Греции, в Древнем Риме. Экономическая концепция и хрематистика Аристотеля. Труды Ксенофонта, Аристотеля, Катона, Колумеллы.
ТЕМА 3. Экономические учения в период Средневековья Экономическая мысль Западного Средневековья. Особенности воззрений Ф. Аквинского и Августина блаженного. ТЕМА 4. Меркантилизм Предмет и метод меркантилистской школы. Особенности раннего и позднего меркантилизма. Концепция национального богатства. Исторические особенности меркантилизма в Англии и Франции. Последователи меркантелизма. II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЕМА 5. Исторические условия и общая характеристика классической политической экономии. Этапы развития. Исторические условия возникновения концепции экономического либерализма. Социально-экономические предпосылки зарождения классической политической экономии. Особенности предмета и методов изучения в классической школе. Общие характерные признаки классической школы. Критерии периодизации этапов эволюции классической школы. ТЕМА 6. Экономические взгляды физиократов. Физиократия: теория «чистого продукта». Экономическая таблица Ф. Кенэ.
ТЕМА 7. Становление классической политической экономии как науки. Экономические взгляды А. Смита. А. Смит: становление политэкономии как науки. Учение А. Смита и его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов». Принцип «невидимой руки», теория разделения труда, теория стоимости, теория производительного труда. Теории денег, доходов, капитала, воспроизводства.
ТЕМА 8. Экономические взгляды Д.Рикардо Экономическое учение Д. Рикардо. Теории стоимости, капитала, доходов, воспроизводства. «Железный» закон заработной платы Д. Рикардо. ТЕМА 9. Экономические взгляды Ж.Б. Сэя, Ф. Бастиа, Т. Мальтуса Учение Ж.Б. Сэя. Теория трех факторов производства, теории доходов, стоимости. Закон рынков Ж. Б. Сэя. Концепция «экономических гармоний» Ф. Бастияа. Учение Т. Р. Мальтуса. Теория народонаселения.
ТЕМА 10. Завершение классической политической экономии. Экономическое учение К. Маркса. Формирование идей либерального реформизма и марксизма. Теория классов К.Маркса. Теории капитала, стоимости, денег, доходов. Схемы воспроизводства. Теория цикличности экономического развития при капитализме.
ТЕМА 11. Маржинализм и этапы его развития. Формирование неоклассической теории. Общая характеристика маржинализма. «Маржиналистская революция». Методологические принципы маржинализма. Особенности этапов «маржиналистской революции». Школы маржинализма: австрийская школа, лозаннская школа, кембриджская школа, американская школа. Экономическое учение К. Менгера. Особенности воззрений О. Бем-Баверка и Ф. Визера. Маржиналистские концепции У. Джевонса и Л. Вальраса. Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса. Систематизация идей маржинализма в работе А. Маршалла «Принципы экономики». Теория стоимости и ценообразования. Экономическое учение Дж. Б. Кларка. Учение о статике и динамике, закон предельной производительности. Оптимум Парето.
III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЕМА 12. Институционализм Сущность и методологические особенности, основные течения институционализма. Концепции реформ Т. Веблена, Джона Р. Коммонса, У. Митчелла.
ТЕМА 13. Теории рынка с несовершенной конкуренцией Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена и ее историческое значение. Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсона.
ТЕМА 14. Кейнсианство Особенности предмета и метода изучения Дж. М. Кейнса. Экономическое учение Дж. Кейнса. Общая теория, основной психологический закон, концепция мультипликатора.
Тема 15. Основные течения современного неоклассического направления Критика Л. Мизесом и Ф.Хайеком экономических основ социализма. И. Шумпетер и его оценка марксистской доктрины, перспектив капитализма и социализма. Общая характеристика монетаризма. Монетарная концепция М. Фридмена. I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДОРЫНОЧНОЙ ЭПОХИ ТЕМА 3. Экономические учения в период Средневековья Существенной особенностью идеологии Средневековья, в том числе в области хозяйственной жизни является ее богословный характер. По данной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить внедрение рыночных отношений и демократических принципов общественного устройства. Источники экономической мысли Средневековья: В арабских странах: Коран (610 – 632 гг.); учение Ибн-Халдуна (1332-1406); В Западной Европе: идеи Августина (354- 430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225- 1274); В России: «Русская правда» (XII - XIII вв.) – свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.); М. Башкин (XVI в.). ТЕМА 4. Меркантилизм Первой школой экономической науки был меркантилизм (от итальянского слова «мерканте» – торговец, купец), получивший распространение и занимавший ведущие позиции в экономической мысли многих стран до конца XVII в. Меркантилизм выражал прежде всего экономическую политику государства. Меркантилисты представляли интересы торгового капитала. Его представители практически решали проблемы первоначального накопления. Одну из главных черт меркантилизма составляло отождествление богатства с золотом и серебром. Меркантилисты считали, что золото и серебро по своей природе являются деньгами. Источником богатства меркантилисты считали внешнюю торговлю. Такое толкование не было случайным. Оно являлось неотъемлемым звеном всей концепции меркантилистов. Отсюда вытекает одна из ведущих идей меркантилистов: чтобы привлечь в страну деньги, торговля с другими странами должна давать активный баланс. Государству и его гражданам надлежит как можно больше товаров вывозить за границу и как можно меньше покупать заморских товаров (превышение экспорта над импортом). Умножению богатства нации способствует не только выгода внешнеторговых связей, но и развитие собственной промышленности, ремесленного и мануфактурного производства. Меркантилисты, как правило, сторонники сильной государственной власти. Они ратуют за поддержку торговли, ремесел.
В своём развитии меркантилизм прошел две стадии. Первая – ранний меркантилизм (XVI в), связанный с утверждением монетарной системы (монетаризм). Вторая стадия – развитой меркантилизм, получивший название мануфактурной системы (XVII в.). Для раннего меркантилизма (монетаризма) характерно: · всестороннее ограничение импорта товаров; · вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью; · установление высоких цен на экспортируемые товары; · система биметаллизма (фиксированное соотношение между золотыми и серебряными монетами). Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, обосновывавшая политику, направленную на увеличение денежного богатства часто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы были обязаны истратить на покупку местных изделий. Характерные черты развитого меркантилизма: · снятие жестких ограничений по импорту товаров и вывозу денег; · доминирует идея «торгового баланса»; · протекционизм экономической политики государства; · определяющей функцией денег признается функция средства обращения; · система монометаллизма. Для развитого меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.
ВЫВОД: Прогрессивность меркантилизма состоит в ориентации на развитие капиталистической мануфактуры. Ограниченность меркантилизма в том, что в качестве сферы исследования выбиралась лишь сфера торговли. Ранние меркантилисты богатство отождествляли с золотом и серебром, поздние же под богатством понимали избыток продуктов, который оставался после удовлетворения потребностей страны, но который должен на внешнем рынке превратиться в деньги. В связи с недостатком денег их функции ранние меркантилисты сводили к средству накопления, а поздние меркантилисты видели в деньгах также и средство обращения. Вместе с тем, отстаивая посредническую торговлю, поздние меркантилисты по существу трактовали деньги как капитал. Меркантилистами в наиболее законченном виде была развита металлистическая теория денег: они выдвинули учение о полноценных металлических деньгах как богатстве нации. Устойчивая металлическая валюта, по их мысли, представляла собой одно из необходимых условий экономического развития общества.
Школы маржинализма Австрийская школа маржинализма – самое старое неоклассическое направление. Представители: Карл Менгер, Ойген фон Бем-Баверк, Фридрих фон Визер. Основные положения австрийской школы маржинализма: · в трудовой теории стоимости внимание этой школы сосредоточено на потребительной стоимости, полезности; · представители школы ввели в экономическую науку понятие субъективной полезности (ценности), определив последнюю как основу ценообразования. Субъективная полезность – значимость данной вещи для данного человека; · заменили термины классической политэкономии «стоимость» и «товар» на «ценность» и «экономическое благо»; · применяли принцип монизма – единым основанием цены признавалась полезность. Негативной стороной этой школы является отсутствие связи теории с практикой. Карл Менгер (1840 – 1921) – основоположник австрийской школы маржинализма, профессор кафедры политической экономии Венского университета. Основной труд – «Основания политической экономии». Методология исследования К. Менгера сводится к микроэкономическому анализу. Критерий экономического характера благ он определял из отношения между надобностью в благах и количеством благ. Сходство менгеровской методологии с классической проявилось в отсутствии применения математических методов. Принцип снижающейся полезности утверждает, что стоимость (ценность) любого блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса. Эта наименьшая полезность зависит от соотношения количества благ (объективный фактор) и интенсивности потребления индивида (субъективный фактор). Поэтому каждая дополнительная единица блага получает все меньшую и меньшую ценность. Ценность материальных благ определяется по шкале конкретных потребностей конкретного человека. К. Менгер разделил экономические блага на порядки – так называемая шкала Менгера. Она представляет собой попытку объяснить место каждого блага в шкале полезностей и степень насыщения потребности в нем, причем различается абстрактная полезность разных категорий благ (предметы питания, одежда, обувь, топливо, украшения и т. п.) и конкретная полезность каждой единицы данного рода благ (например, первого, второго, третьего и т. д. килограмма хлеба; первой, второй, третьей и т. д. пары обуви). Блага первого порядка – это самые насущные блага (потребительские), обеспечивающие непосредственное удовлетворение человека. Блага более высоких порядков – это блага, которые используются для производства потребительских благ. В результате этого использования потребительские блага наделяют ценностью идущие на них уготовленные производственные ресурсы. Благами высшего порядка выступают средства производства. К последним К. Менгер также относил «пользование капиталом и деятельность предпринимателей». Ойген фон Бем-Баверк (Бом-Баверк) (1851 – 1914). Основные труды – «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886 г.), «Капитал и прибыль» (1884 г.), «Позитивная теория капитала» (1889 г.), «Теория Карла Маркса и ее критика» (1896 г.). Концепция прибыли. Настоящее благо – заработная плата, будущее благо – средства производства. Настоящее благо ценится выше, чем будущие блага. В денежной сфере это положение является источником процента. Процент – награда предпринимателя за ожидание. Процент (прибыль) – это категория, связанная с обменом настоящих и будущих благ, поскольку ведет к распределению получаемых доходов во времени. Теория ценообразования. Модель ценообразования Бем-Баверка построена по принципу образования равнодействующей оценок различных пар продавцов и покупателей и показывает, что «высота рыночной дены ограничивается и определяется высотой субъективных оценок товара двумя предельными парами». Цена на конкурентном рынке, по О. Бем-Баверку, это объективная ценность. Механизм ценообразования исключает роль труда и издержек производства. Единственными фигурами системы становятся потребители (покупатели и продавцы). Теория исходит из положения того, что запас благ ограничен, поэтому ценность товара (блага) зависит только от спроса (предложение эластично). Механизм уравнивания предельной полезности при обмене исходит из предположения данных о цене и доходах потребителя. Теория ценности и предельной полезности. Ценность – это субъективная полезность, размер которой зависит от субъекта и обстоятельств. Абстрактную полезность имеют все блага, а ценность – ограниченное число благ. Наименьшую пользу от блага О. Бем-Баверк называет предельной полезностью, последняя совпадает с той пользой, какую приносит последняя единица этого блага, удовлетворяющая наименьшую важную нужду. Понятие обмена. Обмен экономически возможен, если покупатель оценивает вещь выше, а продающий - ниже той вещи, в которой выражается цена первой. Чем выше при этом разница оценок, тем выше выгода сделки. Фридрих фон Визер (1851 – 1926).Основная работа – «Теория общественного хозяйства» (1914 г.), в которой он выдвигает и обосновывает «теорию вменения». По этой теории часть ценности блага должна быть отнесена на счет другого производительного блага (труд, земля, капитал), участвующего в производстве, то есть каждому из трех факторов вменяется часть ценности созданного продукта. Теория математически разработана Дж. Б. Кларком. Теория издержек. Во-первых, производительные блага представляют будущее. Ценность их зависит от ценности конечного продукта, поэтому издержки производства приобретают ценность от своих продуктов. Во-вторых, предложение есть обратная сторона спроса – спроса тех, кто обладает товаром. При этом издержки выражаются в плате за отвлечение ресурсов от альтернативных вариантов использования, а также в цене за услуги факторов, используемых для производства другими производителями. Закон Визера: действительная стоимость (полезность) любой вещи есть недополученные полезности других вещей, которые могли быть произведены с помощью других ресурсов, истраченных на производство данной вещи. В отличие от О. Бем-Баверка Ф. Визер отстаивал вмешательство государства в экономику. Ученый выступал в защиту частной собственности, а частную форму хозяйствования считал единственной формой, оправдавшей себя. ТЕМА 12. Институционализм
В начале XX века в США возникло направление институционализма. К причинам возникновения институционализма относят переход капитализма в монополистическую стадию, который сопровождался значительной централизацией производства и капитала, что и породило социальные противоречия в обществе. Своё название рассматриваемое направление получило в связи с тем, что его сторонники активно использовали социальный элемент и интерпретировали экономические процессы с помощью неэкономических факторов, включая социально-политический, технологический, правовой, социально-психологический, этический и др. Такое сочетание различных факторов объясняется тем, что в области методологии институционалисты ориентируются не только на материалистическое начало, но одновременно и на субъективный идеализм в толковании общественных процессов. Институционалисты широко используют социологию, соединяя её с политэкономией, дополняя экономическую науку социологическими категориями. Идея синтеза социологического и экономического анализа лежит в основе их концепций. Термин «институционализм» был принят для обозначения системы взглядов на общество и экономику, в основе которой лежит категория института, составляющая костяк социально-экономических построений сторонников данного направления. Институционализм (с лат. institutio – «обычай, наставление») – направление экономической мысли, которое сформировалось в 20-30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) во времени, а также для изучения социального контроля общества над экономикой. Институты – это первичные элементы движущей силы общества, рассматриваемые в историческом развитии. Среди институтов выделяют: · общественные институты – семья, государство, правовые нормы, монополия, конкуренция и т. д.; · понятия общественной психологии – собственность, кредит, доход, налог, обычаи, традиции и т. д.
Институциоиализм характеризуется следующими положениями: · основа анализа – метод описания экономических явлений; · объект анализа – эволюция социальной психологии; · движущей силой экономики наряду с материальными факторами являются моральные, этические и правовые элементы в историческом развитии; · трактовка социально-экономических явлений с точки зрения общественной психологии; · неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму; · стремление к интеграции экономической науки с общественными науками; · детальное количественное исследование явлений; · защита проведения антимонопольной политики государства.
В развитии институционализма выделяют три этапа. Первый этап – 20-30-е годы XX века; он характеризуется формированием основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Г. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл. Второй этап – середина XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разработана теория профсоюзного движения; типичными представителями являются Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Минз. Третий этап – 60-70-е годы XX века; этот этап называют неоинституционализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимость от технократии, а также объясняется значение экономических процессов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этапа являются Н. Ноув, Дж. Гэлбрейт, Р. Хайлбронер, Р, Коуз.
ТЕМА 14. Кейнсианство Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) – английский экономист. Знаменитым его сделал труд «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.), в котором Кейнс выдвинул вопрос о необходимости государственного вмешательства в экономику в целях исправления ее недостатков. Методология исследования Дж. Кейнса состоит в следующем: · создал основы краткосрочного макроэкономического анализа – представил экономическое поведение в виде функции с небольшим числом основных переменных; при этом он ограничился двумя единицами измерения – денежной единицей и единицей труда; · ввел в теорию экономической науки математические модели, основанные на взаимосвязи небольшого числа переменных; при этом равновесие экономики сводилось к равновесию товарного рынка, денежного рынка, рынка облигаций и т.д.; · создал новый язык экономической теории – этот язык сталкивается с небольшим числом мало изменяющихся в короткий период времени агрегированных величин; с его помощью вся экономика сводится к функционированию четырех взаимосвязанных рынков (рынка ценных бумаг и услуг, рынка труда, денежного рынка и рынка ценных бумаг); · центральным в экономическом процессе считал роль предложения; · ввел понятие предельной эффективности капитала – отношение прибыли, приходящейся на единицу вновь вводимого в действие капитального имущества (основного капитала), к восстановительной стоимости этой единицы. · Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растет национальный доход и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста доходов у людей усиливается стремление к сбережениям «Основной психологический закон – пишет Кейнс – состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере в какой растет доход». Последнее выражается в уменьшении эффективного (действительно предъявляемого, а не потенциально возможного) спроса, а спрос влияет на размеры производства и уровень занятости
Список рекомендуемой литературы а) основная литература
б) дополнительная литература 1. Агапова И. И. История экономической мысли. Курс лекций. – М., 2007. 2. Бартенев С. А. История экономических учений. Учебник. Изд. 2-е, перераб. -М., 2007. 3. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая история. История экономических учений. Учебник. – М., 2008. 4. История экономических учений: Учебное пособие / Под общ. ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М., 2007. 5. Ковалёв С.Н. История экономических и социальных учений. – М., 2007.
Оглавление Содержание тем дисциплины ТЕМА 1. Предмет и метод курса истории экономических учений I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДОРЫНОЧНОЙ ЭПОХИ ТЕМА 2. Экономические учения Древнего мира ТЕМА 3. Экономические учения в период Средневековья ТЕМА 4. Меркантилизм II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЕМА 5. Исторические условия и общая характеристика классической политической экономии. Этапы развития ТЕМА 6. Экономические взгляды физиократов ТЕМА 7. Становление классической политической экономии как науки. Экономические взгляды А. Смита ТЕМА 8. Экономические взгляды Д.Рикардо ТЕМА 9. Экономические взгляды Ж.Б. Сэя, Ф. Бастиа, Т. Мальтуса ТЕМА 10. Завершение классической политической экономии. Экономическое учение К. Маркса ТЕМА 11. Маржинализм и этапы его развития. Формирование неоклассической теории III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЕМА 12. Институционализм ТЕМА 13. Теории рынка с несовершенной конкуренцией ТЕМА 14. Кейнсианство Тема 15. Основные течения современного неоклассического направления Список рекомендуемой литературы Содержание тем дисциплины ТЕМА 1. Предмет и метод курса истории экономических учений Содержание предмета дисциплины. Методология изучения. Основные теоретико-методологические принципы эволюции экономической мысли. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|