Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина





Л. Эдуард Чемберлин (1899 – 1967) – американский экономист. Основной труд «Теория монополистической конкуренции» (1933 г.).

Вклад американского экономиста Э. Чемберлина заключается в том, что он был первым, кто ввел в экономическую теорию понятие «монополистической конкуренции». Это явилось вызовом традиционной экономической науке, согласно которой конкуренция и монополия – взаимоисключающие понятия. Согласно же взгляду Чемберлина, большинство экономических ситуаций представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию. Он указал два способа соединения монополии с конкуренцией:

· создание рынка одиноких товаров – этот вариант возможен при наличии двух или небольшого числа продавцов;

· рынок дифференцированных продуктов – контроль продавцов над товарами, имеющими отличительные признаки.

 

Предложенный им вариант монополистической конкуренции характеризуется следующим:

· число продавцов достаточно велико;

· каждая фирма действует на рынке, не учитывая своего влияния на поведение конкурентов;

· товар качественно разнороден, поэтому покупатели предпочитают товары с торговой маркой конкретных продавцов;

· вход в производство близких групп продуктов не ограничен.

 

В результате каждый продавец имеет кривую спроса при заданных ценах.

Предлагая дифференцированный продукт, каждый продавец формирует свой микрорынок, в котором выступает как монополист, но при этом его товар подвергается конкуренции со стороны более совершенных товарозаменителей.

Конкуренция при этом развивается в трех направлениях:

· манипулирование ценой – из-за монополизации рынка продавцом происходит нарушение равновесной цены в сторону увеличения; это ведет к снижению объемов выпускаемой продукции, недоиспользованию мощностей, росту безработицы (отрицательный аспект теории Э. Чемберлина);



· внесение качественных изменений в продукт;

· внедрение рекламы.

Последние два фактора относятся к неценовым факторам конкуренции. Позднее к неценовым условиям усиления монополистической конкуренции Э. Чемберлин отнес техническое усовершенствование и обслуживание покупателей.

 

Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон

Дж. Робинсон (1903 – 1983),английский экономист, представительница кембриджской школы в политической экономии. Как и Чемберлин, Дж. Робинсон в своей самой известной работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933), исследовала те же проблемы: сдвиги в механизме рыночной конкуренции, проблемы монополизации рынка, механизм монополистического ценообразования. Решающим условием монопольного обладания продуктом Робинсон также считала дифференциацию продукта, то есть такие изменения, которые не могут быть полностью компенсированы товарами-субститутами.

 

В теории несовершенной конкуренции Дж, Робинсон пыталась установить механизм формирования цен в условиях, когда каждый производитель может быть монополистом своей продукции. Эта теория, в отличие от теории монополистической конкуренции, не рассматривает конкуренцию внутри монополистического сектора, а исследует ценообразование в местах столкновения возникающих монополий торгово-промышленного типа с немонополизированными фирмами, то есть процессы образования монопольной прибыли.

В несовершенной конкуренции Дж. Робинсон видела нарушение равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы и эксплуатацию наемного труда.

При несовершенной конкуренции, продукции выпускается меньше, чем при совершенной конкуренции. В итоге происходит рост цен, который является результатом:

· договоренности между фирмами;

· ограничения доступа в отрасль посторонних фирм.

Рост цен, по мнению Дж. Робинсон, требует обязательного вмешательства государства в экономику с помощью мер налоговой и бюджетной политики.

Под монопсонией понимается тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара. Дж. Робинсон утверждала, что монопсонистом может выступить крупная фирма, использующая труд работников по навязанным им (работникам) условиям. В результате заработная плата может быть ниже предельного продукта, то есть налицо эксплуатация. Поэтому в данных условиях необходимо издать закон о минимальном размере заработной платы. С другой стороны, если мощные профсоюзы добиваются зарплаты, ущемляющей обычную прибыль собственников капитала, то уже сами рабочие эксплуатируют мелких собственников.

Чистая монополия – это ситуация, в которой одна фирма является единственным производителем продукта, для которого нет близких заменителей. Фирма-монополист получает полный контроль над ценой. Возникновение чистой монополии связано с образованием барьеров для вхождения в отрасль, монополией производителей сырья и т.д.

Для Дж. Робинсон чистая монополия представляет собой явление не только рынка, но и концентрированного производства. Последнее, по мнению автора, есть экономия фирмы на масштабах, так как доля постоянных издержек, приходящаяся на единицу продукции, с ростом объемов производства снижается.

Олигополия – состояние на рынке при небольшом числе фирм-производителей. Существование реальной олигополии Дж. Робинсон считала более распространенным, чем существование совершенной конкуренции и абсолютной монополии.

Особенностью монополистической конкуренции является взаимозависимость между фирмами. Иными словами, олигополия существует, если число фирм в отрасли настолько мало, что при формировании ценовой политики одна из них должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Дж. Робинсон исследовала возможность использования цены как инструмента воздействия на спрос и регулирование сбыта. Она ввела понятие «дискриминация в ценах» – деление монополией рынков на сегменты на основе эластичности спроса по цене. Монополист при выпуске нового товара сначала максимально завышает цену, обслуживая наиболее состоятельную часть потребителей. Затем он, постепенно снижая, цену привлекает менее состоятельных покупателей, и при этом, несмотря на снижение цены, прибыль будет высока, поскольку спрос увеличится.

 

 

ТЕМА 14. Кейнсианство

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) – английский экономист. Знаменитым его сделал труд «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.), в котором Кейнс выдвинул вопрос о необходимости государственного вмешательства в экономику в целях исправления ее недостатков.

Методология исследования Дж. Кейнса состоит в следующем:

· создал основы краткосрочного макроэкономического анализа – представил экономическое поведение в виде функции с небольшим числом основных переменных; при этом он ограничился двумя единицами измерения – денежной единицей и единицей труда;

· ввел в теорию экономической науки математические модели, основанные на взаимосвязи небольшого числа переменных; при этом равновесие экономики сводилось к равновесию товарного рынка, денежного рынка, рынка облигаций и т.д.;

· создал новый язык экономической теории – этот язык сталкивается с небольшим числом мало изменяющихся в короткий период времени агрегированных величин; с его помощью вся экономика сводится к функционированию четырех взаимосвязанных рынков (рынка ценных бумаг и услуг, рынка труда, денежного рынка и рынка ценных бумаг);

· центральным в экономическом процессе считал роль предложения;

· ввел понятие предельной эффективности капитала – отношение прибыли, приходящейся на единицу вновь вводимого в действие капитального имущества (основного капитала), к восстановительной стоимости этой единицы.

· Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растет национальный доход и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста доходов у людей усиливается стремление к сбережениям «Основной психологический закон – пишет Кейнс – состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере в какой растет доход». Последнее выражается в уменьшении эффективного (действительно предъявляемого, а не потенциально возможного) спроса, а спрос влияет на размеры производства и уровень занятости

 









ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.