Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 5. Исторические условия и общая характеристика классической политической экономии. Этапы развития.





Классическая политическая экономия – экономическое течение конца 18 – начала 19 века, призванное для решения проблем свободного частного предпринимательства.

Вытеснение доиндустриальных условий системой свободного частного предпринимательства, способствовало разложению меркантилизма, и стало одновременно исходным пунктом наступления условий полного «Laisser faire», что переводится как «полное невмешательства государства в экономику, деловую жизнь», т.е. означает экономический либерализм.

Причем с конца 17 – начала 18 вв. эта идея превратилась в своеобразной девиз либеральной экономической политики. И именно с этого времени зарождается новая теоретическая школа экономической мысли, которую позднее назовут классической политической экономией.

Термин классической означает научная. В качестве предмета изучения представители классической школы предпочитали главным образом сферу производства, причем независимо от того в промышленности оно осуществляется или в с/х. Кроме того, классическая школа изучала проблемы экономики свободной конкуренции.

К характерным особенностям классической политической экономии можно отнести следующие:

- Классическая политическая экономия основана на учении о трудовой теории стоимости.

- Главный принцип – «laissez faire» («предоставьте делам идти своим ходом»), то есть полное невмешательство государства в вопросы экономики. В этом случае «невидимая рука» рынка обеспечит оптимальное распределение ресурсов.

- Предметом изучения является в основном сфера производства.

- Ценность товара определяется издержками, затраченными на его производство.

- Человек рассматривается только как «экономический человек», который стремится к собственной выгоде, к улучшению своего положения. Нравственность, культурные ценности во внимание не принимаются.

- Эластичность численности рабочих по заработной плате выше единицы. Это значит, что любое увеличение заработной платы ведет к росту численности рабочей силы, а любое уменьшение заработной платы - к уменьшению численности рабочей силы.

- Целью предпринимательской деятельности капиталиста является получение максимума прибыли.

- Главным фактором увеличения богатства является накопление капитала.

- Экономический рост достигается путем производительного труда в сфере материального производства.

- Деньги — орудие, облегчающее процесс обмена товарами.

 

Классическая школа в развитии прошла 4 этапа:

1) Первый этап приходится на конец 17 - начало 18 века, когда в Англии, благодаря Уильяму Петти и во Франции с появлением трудов Пьера Буагильбера стали формироваться признаки зарождающегося альтернативного меркантилизма нового учения, которое впоследствии назовут классической политической экономией. Эти авторы резко осуждали сдерживающую свободу предпринимательства протекционистскую систему, которую защищали меркантилисты. В их трудах были сделаны первые попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг. Ими подчеркивались приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального (не денежного) богатства в сфере либерального правительства. Следующая стадия в этом этапе связана с периодом середины и начала 2 половины 18 века, когда с появлением так называемого нового течения нового течения физиократия (в рамках классической школы), меркантилистская система подверглась более глубокой и аргументированной причине.

2) Второй этап классической школы целиком связан с именем и творчеством Адама Смита - великого ученого экономиста Англии.

3) Третий этап развития классической школы охватывает практически всю 1 половину 19 века, в течении которой в развитых странах (Англии и Франции) состоялся переход от мануфактурного производства к машинному (индустриальному). В этот период наибольший вклад в сокровищницу классической школы внесли последователи А. Смита: англичане - Давид Рикардо, Томас Мальтус, Н. Сениор; французы - Жан Батис Сей и Ф. Бастиа. Хотя все эти авторы, следуя своему учителю главной в экономической теории считали теорию трудовой стоимости и также как А.Смит придерживались затратной концепции (в соответствии, с которой происхождения стоимости товаров и услуг они видели либо в количестве затраченного труда, либо в издержках производства) тем не менее, каждый из них оставил в истории экономической мысли заметный след.

4) Четвертый этапотносится ко второй половине 19 века, при котором доминировали труды Джона Стенли Милля и Карла Маркса, которые всесторонне обобщили лучшие достижения классической школы. В этот период уже началось формирование нового, более прогрессивного направления экономической мысли, получившим в последствии название неоклассической экономической теории.

 

Общие признаки и отличительные черты классической школы от меркантилизма

Меркантилизм Классическая школа  
Главный принцип экономической политики  
Протекционизм (политика покровительства, защиты государством). Политика свободной конкуренции объективно невозможна. Экономический либерализм.  
Предмет экономического анализа  
Изучение проблем сферы обращения в отрыве от сферы производства Изучение проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения.  
Метод экономического анализа  
Эмпирический, описание внешнего проявления экономических процессов. Отсутствие системного изучения всех сфер экономики. Каузальный (причино-следственный), дедуктивный, индуктивный, анализ и синтез, логический и научной абстракции. Недооценка обратного влияния на сферу производство факторов сферы обращения.  
Трактовка происхождения стоимости товаров и услуг  
В связи с естественной природой золотых и серебренных денег и их количества в стране. Рассматривают по однофакторной, т.е. затратной характеристике с учетом либо издержек производства, либо количества затраченного труда  
Приоритетные принципы экономического анализа  
Выявление причинно-следственной взаимосвязи экономических явлений и категорий Принцип причинно-следственного анализа с последующим построением генеалогического древа, в основе которого лежит категория стоимость  
Концепция экономического роста  
Посредством приумножения денежного богатства страны благодаря достижению активного торгового баланса (положительного сальдо) Посредством увеличения национального богатства, создаваемого прямым трудом в сфере материального производства.  
Принцип макроэкономического равновесия  
Достигается благодаря координирующем и регулирующим мерам государства. Самоуравновешивание совокупного спроса и предложения благодаря закону рынка.  
Позиции в области теории денег  
· Деньги – искусственное изобретение людей · Деньги – фактор роста национального богатства · Деньги – это стихийное выделившийся в товарном мире товар. · Деньги – это техническое орудие, вещь, облегчающая процесс обмена  






ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.