|
ТЕМА 5. Исторические условия и общая характеристика классической политической экономии. Этапы развития.Классическая политическая экономия – экономическое течение конца 18 – начала 19 века, призванное для решения проблем свободного частного предпринимательства. Вытеснение доиндустриальных условий системой свободного частного предпринимательства, способствовало разложению меркантилизма, и стало одновременно исходным пунктом наступления условий полного «Laisser faire», что переводится как «полное невмешательства государства в экономику, деловую жизнь», т.е. означает экономический либерализм. Причем с конца 17 – начала 18 вв. эта идея превратилась в своеобразной девиз либеральной экономической политики. И именно с этого времени зарождается новая теоретическая школа экономической мысли, которую позднее назовут классической политической экономией. Термин классической означает научная. В качестве предмета изучения представители классической школы предпочитали главным образом сферу производства, причем независимо от того в промышленности оно осуществляется или в с/х. Кроме того, классическая школа изучала проблемы экономики свободной конкуренции. К характерным особенностям классической политической экономии можно отнести следующие: - Классическая политическая экономия основана на учении о трудовой теории стоимости. - Главный принцип – «laissez faire» («предоставьте делам идти своим ходом»), то есть полное невмешательство государства в вопросы экономики. В этом случае «невидимая рука» рынка обеспечит оптимальное распределение ресурсов. - Предметом изучения является в основном сфера производства. - Ценность товара определяется издержками, затраченными на его производство. - Человек рассматривается только как «экономический человек», который стремится к собственной выгоде, к улучшению своего положения. Нравственность, культурные ценности во внимание не принимаются. - Эластичность численности рабочих по заработной плате выше единицы. Это значит, что любое увеличение заработной платы ведет к росту численности рабочей силы, а любое уменьшение заработной платы - к уменьшению численности рабочей силы. - Целью предпринимательской деятельности капиталиста является получение максимума прибыли. - Главным фактором увеличения богатства является накопление капитала. - Экономический рост достигается путем производительного труда в сфере материального производства. - Деньги — орудие, облегчающее процесс обмена товарами.
Классическая школа в развитии прошла 4 этапа: 1) Первый этап приходится на конец 17 - начало 18 века, когда в Англии, благодаря Уильяму Петти и во Франции с появлением трудов Пьера Буагильбера стали формироваться признаки зарождающегося альтернативного меркантилизма нового учения, которое впоследствии назовут классической политической экономией. Эти авторы резко осуждали сдерживающую свободу предпринимательства протекционистскую систему, которую защищали меркантилисты. В их трудах были сделаны первые попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг. Ими подчеркивались приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального (не денежного) богатства в сфере либерального правительства. Следующая стадия в этом этапе связана с периодом середины и начала 2 половины 18 века, когда с появлением так называемого нового течения нового течения физиократия (в рамках классической школы), меркантилистская система подверглась более глубокой и аргументированной причине. 2) Второй этап классической школы целиком связан с именем и творчеством Адама Смита - великого ученого экономиста Англии. 3) Третий этап развития классической школы охватывает практически всю 1 половину 19 века, в течении которой в развитых странах (Англии и Франции) состоялся переход от мануфактурного производства к машинному (индустриальному). В этот период наибольший вклад в сокровищницу классической школы внесли последователи А. Смита: англичане - Давид Рикардо, Томас Мальтус, Н. Сениор; французы - Жан Батис Сей и Ф. Бастиа. Хотя все эти авторы, следуя своему учителю главной в экономической теории считали теорию трудовой стоимости и также как А.Смит придерживались затратной концепции (в соответствии, с которой происхождения стоимости товаров и услуг они видели либо в количестве затраченного труда, либо в издержках производства) тем не менее, каждый из них оставил в истории экономической мысли заметный след. 4) Четвертый этап относится ко второй половине 19 века, при котором доминировали труды Джона Стенли Милля и Карла Маркса, которые всесторонне обобщили лучшие достижения классической школы. В этот период уже началось формирование нового, более прогрессивного направления экономической мысли, получившим в последствии название неоклассической экономической теории.
Общие признаки и отличительные черты классической школы от меркантилизма
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|