Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







II. Блок «Познание» (гносеология или эпистемология) 6





1.2 Мировоззрение, его виды и формы 6

1.3 Виды знаний 6

1.4 Понятие истины, её критерии 8

1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и

социально-гуманитарные науки 9

 

III. Блок «Общество» (социальная философия) 11

1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы 11

1.9 Основные институты общества 11

1.16 Понятие общественного прогресса 13

1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ) 15

1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблем) 16

 

IV. Блок «Культура» (культурология) 18

1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры 18

1.12 Образование, его значение для личности и общества 19

1.13 Религия 21

1.14 Искусство 22

1.15 Мораль 22


I. Блок «Человек» (философия человека)

Природное и общественное в человеке

Антропогенез теория происхождения человека, где рассматривается процесс его появления и формирования.

Теории происхождения человека 1. Теория палеовизита (космическая) 2. Креационизм (теологическая теория) – теория божественного происхождения человека 3. Эволюционная теория Ч. Дарвина 4. Трудовая теория Ф. Энгельса. Человек произошёл от обезьяны, с помощью труда и белковой пищи.

Предпосылки возникновения человека:

- Прямохождение

- Изменение кисти руки

- Изменение челюсти

Отличие человека от животных

1. Мышление, членораздельная речь.
Несмотря на то, что некоторые животные обладают коммуникативными навыками, только человек может передать разумные понятия.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

а) человек может моделировать своё поведение

б) обладает способностью предвидеть результат деятельности

в) человеческие ценности относятся к действительности

3. Человек преобразует природу, а животное приспосабливается. Животное подчиняется инстинктам, а человек может их игнорировать.

4. Человек может изготавливать орудия труда для производства материальных благ. Производство орудий труда напрямую связано с творчеством.

5. Человеку необходимо удовлетворять духовные потребности, а не только биологические.

Вывод: таким образом, человек-это существо:

а) существо уникальное (человек индивидуальное);

б) существо универсальное (т.к. способен заниматься разной деятельностью);

в) существо целостное(связанное как с животным миром, так и с обществом).

 

ЧЕЛОВЕК – СУЩЕСТВО БИОСОЦИАЛЬНОЕ

В человеке тесно связанно 2 начала:

- Биологическое (человек часть животного мира)

- Социальное (человек может стать человеком только в обществе)

Индивид. Индивидуальность. Личность.

Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно-обусловленных свойств.

Индивидуальность – Неповторимое своеобразие проявления индивида, отличающих его от других индивидов (внешность, характер, темперамент), то есть человек рассматривается с учётом личных особенностей.

Личность – человеческий индивид, является субъектом сознательной деятельности, обладающей социально-значимыми качествами.

1) Является ли человек личностью определяет общество.

2) Человек может стать личностью только в обществе.

3) Личность не рождаются, а становятся в процессе социализации.

1.6. Потребности человека

1. Биологические (материальные/ физиологические): в еде, жилище, гигиене.

2. Социальные: в общении, признание со стороны других.

3. Духовные (идеальные): в получении знаний.

Все потребности тесно друг с другом связаны и реализуются друг через друга.

«Разумные» потребности – потребности, которые помогают развитию в человеке подлинно человеческих качеств:

а) Стремление к получению знаний

б) Стремление к красоте

в) Стремление приносить людям добро.

Пирамида потребностей А. Маслоу

Согласно А. Маслоу, потребности каждого следующего уровня становится насущными, когда удовлетворены предыдущие.   Согласно гуманистическим подходам в психологии для человека важно удовлетворение всех видов потребностей.

 

Социализация индивида

Социализация - процесс усвоения и дальнейшего развития культурных норм и социального опыта, для успешного функционирования в обществе (процесс становления личность).

Этапы социализации

1. Начальный (от 0 до 7 лет, в семье)

2. Средний (от 7 до 18-20 лет, в школе)

3. Завершающий (всю сознательную жизнь, в обществе)

Цели социализации

1) Обучение людей и передача социального опыта.

2) Сохранение общепринятой структуры, для успешного функционирования общества.

Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, то есть чем дольше длиться социализация человека, тем больше социальных ролей освоит индивид.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации».

Агенты первичной социализации (начальный период, непосредственное отношение как к личности):

1. Семья

2. Ближайшее социальное окружение

3. Образование (отчасти)

Агенты вторичной социализации (более важны во взрослом периоде жизни, отношение к человеку как к безличному объекту):

4. Средства массовой информации

5. Государственная политика

6. Национальные обычаи и традиции

Отдельным фактором социализации является самовоспитание.

 

Деятельность человека

Деятельность – способ отношения чел. по внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям.

Отличия деятельности человека от деятельности животного:

1) Человек преобразует природу (окружающий мир), а животное приспосабливается.

2) Животное подчиняется инстинктам, а человек сознательно ставит перед собой цель и старается её достигнуть.

3) Животное руководствуется целесообразностью, а человек – целеполаганием. (Человек может игнорировать свой голод для участия в соревнованиях)

4) Человек воздействует на природу спец. средствами, усиливающие его физические возможности (одежда, обувь, трактор), животное использует только части своего тела.

5) Деятельность животного носит потребительский характер, а деятельность человека -творческий.

 

Структура деятельности

. ☻(ДЕДУШКА) /ZZ
█......... /▌\ |
███....../ \ | (КОСА) \\\\\/////// (ТРАВА)

 

Дедушка косит траву косой.

Дедушка – субъект деятельности, так как субъект – это тот, кто осуществляет действие.

Трава – объект деятельности, так как объект – это то, на что направлена деятельность.

Коса – это средство деятельности.

 

Мотив – потребности человека и мотивы других людей.

Виды мотивов:

а) потребности человека;

б) эмоции человека;

в) социальные установки («потому что так надо»);

г) убеждения и идеалы человека;

д) бессознательное.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата.

 

М о т и в ↓ (цель всегда после мотива) Цель ↓ Методы, средства ↓ Процесс (действия) ↓ Результат Свидание вслепую: Объект: Девушка\парень. Субъект: Девушка\парень. Мотив: Одиночество, потребность во внимании. Цель: Найти любовь, обрести пару. Методы: Знакомство в интернете. Процесс: Само свидание. Результат: Продолжение отношений, любовь/испорченное настроение/удовольствие.

Таким образом, любая человеческая деятельность многокомпонентна.

 

Виды деятельности:

1) Труд – вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Труд всегда:

а) целесообразен и полезен (иначе – «Сизифов труд» или «мартышкин труд»);

б) предполагает наличие мастерства или каких-либо навыков;

в) развивает личность, формирует способности.

2) Игра – особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-либо продукта, а сам процесс игры, в том числе развлечение и отдых.

а) происходит в условной ситуации (правила игры)

б) используются замещающие предметы

в) всегда способствует развитию каких-либо навыков чел.

3) Учение – вид деятельности направленной на получение знаний, умений, навыков. Организованное учение – образование, а неорганизованное – самообразоование.

4) Общение – вид деятельности, при котором происходит взаимодействие между людьми, а также обмен информацией и эмоциями.

а) субъект и объект совпадают;

б) однонаправленное общение называется коммуникацией;

в) виды общения:

1) между реальными субъектами;

2) между реальным субъектом и иллюзорным партнёром;

3) между реальным субъектом и воображаемым партнёром;

4) между воображаемыми партнёрами (в художественном произведении, например, «Евгений Онегин»).

г) Функции общения:

1) социализации;

2) познавательная;

3) психологическая;

4) организационная.

Например, на уроке истории я узнал из рассказа учителя о Древней Греции (познавательная).

Другие классификации деятельности.

Деятельность бывает двух видов:

а) Материальная (практическая):

1) производственная

2) социально-преобразовательная.

б) Духовная:

1) познавательная деятельность (получение знаний).

2) прогностическая деятельность (выстраивание моделей будущего);

3) ценностно-ориентационная деятельность (определение норм и принципов).

Творчество – вид деятельности, создающий нечто качественно новое, никогда раннее не существовавшее.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.