Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предположение от ненасыщении. Если к любому набору потребительских благ добавляется дополнительная единица какого-либо блага, то получившийся набор будет предпочтительнее прежнего.





Аксиома транзитивности. Она отражает свойства величин: если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В – набору С, то он предпочитает набор А набору С; соотвественно, если набор А равноценен набору В, а набор В – набору С, то набор А равноценен набору С.

Предположение от ненасыщении. Если к любому набору потребительских благ добавляется дополнительная единица какого-либо блага, то получившийся набор будет предпочтительнее прежнего.

Предположение о независимости потребителя или отсутствии внешних факторов. Потребитель руководствуется исключительно количеством и качеством потребляемых благ.

Виды конкуренции по характеру развития

По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вил конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.

Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка

Можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции.

Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.

Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.

Четыре базовых модели

§ совершенную конкуренцию;

§ чистую монополию;

§ монополистическую конкуренцию;

§ однородную и неоднородную олигополию

 

15. Совершенная конкуренция и её основные черты.

Совершенная конкуренция – это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производит аналогичную, однородную продукцию.
Совершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой:
· никакая отдельная единица, выступающая в качестве покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара;
· никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому.
Совершенная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок, т.е. они действуют независимо друг от друга. Наивысший уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказывает влияния на условия реализации на рынке. В системе свободного рынка исключены инфляция, безработица и другие явления экономического неравновесия.
Для совершенной (чистой, свободной) конкуренции свойственны следующие признаки:

1. Большое количество относительно мелких производителей, их свободный вход на рынок и выход из него. Это означает, что любой человек может заняться предпринимательской деятельностью или прекратить подобное занятие.

2. Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде. Если изменяется спрос на конечный продукт в долгосрочном периоде, то это должно вызвать перелив факторов производства из менее прибыльных отраслей в более прибыльные.

3. Полная информированность всех участников конкуренции о рыночных условиях.

4. Абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие монополии по дифференциации продукта). Эта предпосылка означает, что покупатели потребительских благ или факторов производства воспринимают их как совершенные заменители (субституты) друг друга и выбирают продавца, исходя исключительно из цены его товара.

5. Ни один участник свободной конкуренции не может оказывать влияния на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку число рыночных субъектов очень велико, вклад каждого производителя в общий объем производства ничтожно мал (так же как и спрос отдельного потребителя). Это означает, что каждый из них в отдельности не в состоянии повлиять на цену товара.

16. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.

Равновесие означает такое состояние рынка, которое при определенной цене характеризуется равновесием спроса и предложения.
В условиях совершенной конкуренции фирма не может влиять на цены реализуемого товара. Единственной ее возможностью приспособиться к изменениям рынка является изменение объема производства продукции. В краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным. Поэтому устойчивость фирмы на рынке, ее конкурентоспособность будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы.
Существуют два универсальных правила, применимых к любой структуре рынка.
Первое правило гласит, что фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки. Фирме следует прекратить производство, если суммарный доход от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек (или хотя бы не равен им).
Второе правило определяет, что если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
На основании этих правил можно сделать вывод, что фирма будет вводить такое количество переменных факторов, чтобы при любом объеме производства уравнять свои предельные издержки с ценой товара. При этом цена должна превосходить средние переменные издержки. Если цена на рынке производимого фирмой товара и издержки производства остаются неизменными, то максимизирующей свою прибыль фирме не имеет смысла ни уменьшать, ни увеличивать производство. В этом случае считается, что фирма достигла точки равновесия в краткосрочном периоде.

17. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

Известно, что в долгосрочном периоде на рынке возникают структурные изменения. Во-первых, это связано с тем, что число действующих субъектов (фирм, предприятий) увеличивается, а, во-вторых, все издержки становятся переменными и зависят от объема выпускаемой продукции. Следовательно, равновесие фирмы в этих случаях меняется. Равновесие фирмы на рынке в долгосрочном периоде будет достигнуто, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена устанавливается на уровне минимума средних валовых издержек (Р = min ATCL) и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет (Pr е = 0).

Условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде:
предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене товара;
фирма должна получать нулевую экономическую прибыль;
фирма не в состоянии увеличивать прибыль путем неограниченного расширения производства.
Эти три условия эквивалентны следующим:
фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних суммарных издержек в краткосрочном периоде;
для всех фирм отрасли их предельные издержки производства равняются цене товара;
фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимума их кривых средних издержек в долгосрочном периоде.
В долгосрочном периоде уровень прибыльности является регулятором используемых в отрасли ресурсов.
Когда все фирмы отрасли действуют с минимальными издержками в долгосрочном периоде, то считается, что отрасль находится в равновесном состоянии. Это означает, что при данном уровне развития технологии и неизменных ценах на экономические ресурсы каждая фирма отрасли полностью исчерпывает внутренние резервы оптимизации производства и минимизирует свои издержки. Если ни уровень технологии, ни цены на факторы производства не изменятся, то любая попытка фирмы увеличить (или уменьшить) объемы производства приведет к убыткам.

18. Эффективность совершенной конкуренции.

Традиционно ситуацию совершенной конкуренции характеризуют как самую наилучшую с точки зрения эффективности для общества. Следует выделить два аспекта эффективности: производственную эффективность и эффективность распределения ресурсов. Производственная эффективность связана с достижением фирмами в совершено конкурентной отрасли равенства цены и минимума средних издержек. Во-первых, производство осуществляется с помощью технологий, позволяющих иметь самые низкие производственные издержки, т.е. выпускать товар самым эффективным способом. Во-вторых, конкуренция между продавцами и невозможность отдельных субъектов влиять на цену приводит к тому, что товар продается по минимально возможным ценам, т.е. ценам, лишь окупающим средние издержки продавцов, но не позволяющим получать никакой экономической прибыли сверх нормальной. Возможно, это не самый выгодный вариант для продавцов, желающих получать как можно большую прибыль, но это самый благоприятный вариант для общества, позволяющий иметь самые низкие из возможных цены на товар.
Эффективность распределения ресурсов связана с равенством цены товара и предельных издержек на его производство. Фирмы всегда выбирают объем производства, позволяющий максимизировать прибыль, и математически максимум прибыли наблюдается при равенстве предельных издержек и предельных доходов. Особенность совершенной конкуренции как ситуации на рынке – это равенство цены товара и предельных доходов для фирм, вытекающее из абсолютно эластичного спроса на продукцию каждой отдельной фирмы. Следовательно, для фирмы – совершенного конкурента наблюдается и равенство цены товара и предельных издержек на его производства. Отсюда вытекает эффективность использования ресурсов в отрасли: затраты на ресурсы, необходимые для производства дополнительной единицы продукции, не должны превышать цену данной единицы; производство не должно осуществляться фирмами, имеющими издержки производства, превышающими цену; фирма должна наращивать объемы производства до тех пор, пока последняя (предельная) единица продукции не начнет приносить доход, равный издержкам на ее производство. В случае, если цена товара будет больше, чем величина предельных издержек на его производство, у фирмы будут возможности наращивания объема производства; при неравенстве цен и издержек возникают прибыли и убытки фирм. Предельные издержки характеризуют предложение фирм, цена – спрос потребителей, т.е. равенство цены и предельных издержек соответствует равенству величины спроса и предложения на рынке. Другими словами, на рынке будет продаваться столько товара и по такой цене, которые оптимальным образом соотносят возможности производителей и желания потребителей.

19. Чистая монополия и её основные черты. Факторы монополизации и виды Монополии.

Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта или услуг, у которых нет близких заменителей. Чистые монополии в настоящее время - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей. Чистая монополия — ситуация когда на рынке работает единственный производитель или продавец продукции у которой нет близких аналогов.

Характерные черты деятельности чистых монополий:

1. Чистая монополия завышает цены, назначая монопольно высокую цену и получая монопольно высокую прибыль.

2. Чистый монополист выбирает для себя оптимальное соотношение между объёмами производимой продукции и ценами.

3. Поскольку у продукции монополиста нет близких аналогов и у покупателей нет выбора, приходится либо отказаться от товара вообще или покупать по завышенной цене.

4. Продукция чистого монополиста обычно не рекламируется, поскольку единственный в своём роде товар не нуждается в ней. Монополия экономит на издержках связных с рекламой.

5. Функция спроса на продукцию фирмы монополиста совпадает с функцией спроса в целом для отрасли, т. к. монополист один представляет всю отрасль в целом.

6. В условиях чистой монополии существуют очень жёсткие барьеры для проникновения в отрасль других предприятий.

7. При чистой монополии, как правило, производится не дифференцированная продукция, не отличающаяся разнообразием.

Разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.

· Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

· Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

· Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

· Конгломерат (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (например: в России ЗАО «Газметалл»).

· Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

· Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

20. Спрос на продукт и предельный доход монополиста.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, при котором фирмы могут влиять на цену продукта в рамках отдельного рыночного сегмента. Спрос на продукцию фирмы-монополиста совпадает с рыночным спросом, так как в условиях чистой монополии фирма представляет всю отрасль. Поэтому наблюдается обратная зависимость между ценой продукции монополиста и величиной спроса на нее, т.е. соблюдается стандартный закон спроса.

 

Цена товара (P) Величина спроса на товар (Q) Валовой доход фирмы (TR) Предельный доход фирмы (MR)
       
       
       
       
       
      -2
      -4
      -6

При цене товара 6 ден. ед. величина спроса на него составит 1 ед. При этом валовой доход фирмы как произведение величины продаж на цену товара составит 6•1=6 ден. ед. Предельный доход фирмы будет равен приросту валового дохода на единицу товара при увеличении производства от нуля до 1 ед., и составит MR=(6–0)/(1–0)=6. Если монополист снизит цену на свой товар до 5 ден. ед., величина спроса возрастет до 2 ед. Валовой доход фирмы составит 5•2=10 ден. ед. Предельный доход составит (10–6)/(2–1)=4 ден. ед. Таким образом, при увеличении цены товара величина спроса на товар фирмы-монополиста снижается. Если фирма пожелает увеличит объем продаж, она должна снизить цену товара. Предельный доход фирмы при снижении цены также будет уменьшаться, но более быстрыми темпами, чем цена.

При увеличении объема продаж с 3 до 4 ед. предельный доход фирмы станет равным нулю. При этом ее валовой доход достигнет максимума (так как функция предельного дохода описывается первой производной функции валового дохода, то в точке экстремума последней производная равна нулю). Из теории спроса следует также помнить, что функция спроса на отрезке от Q=0 до Q, при котором MR=0 является эластичной, а на отрезке, лежащем правее данной точки — неэластичной.

21. Поведение фирмы в условиях чистой монополии в краткосрочном периоде.

В краткосрочном периоде предприятия располагают фиксированными производственными мощностями. Задача предприятия – выбор оптимального объема производства путем применения различного количества переменных ресурсов и оптимальной цены, исходя из динамики спроса на продукцию.

Существует два подхода к определению оптимального сочетания «цена – объем производства»:

1) «общий доход – общие издержки»;

Согласно этому подходу необходимо сопоставить общие издержки и общий доход при различном сочетании объема производства и цены. То сочетание объема выпуска продукции и цены, при котором разница между общим доходом и общими издержками максимальна, является оптимальным.

При данном подходе возможны 3 варианта поведения предприятий при выборе оптимального объема производства:

1) максимизация прибыли;

2) минимизация убытков;

Закрытие предприятия.

Предприятие максимизирует прибыль, если существуют такие сочетания объема производства и цены, при которых общий доход больше общих издержек и возможно получение прибыли.

Максимальная прибыль – наибольшая разница между общим доходом и общими издержками. Предприятие минимизирует убытки, если одновременно выполняются следующие два условия:

1) для любых сочетаний объема производства и цены общий доход меньше общих издержек;

Закрытие предприятия.

Минимизация убытков осуществляется тогда, когда, во-первых, при любом сочетании объемов производства и цены средние общие издержки превышают цену, и, во-вторых, существуют такие сочетания цены и объема производства, при которых цена продукта больше средних переменных издержек. Предприятие закрывается, когда при любом сочетании объемов производства и цены, цена меньше средних переменных издержек. В этом случае минимально возможные убытки – величина постоянных издержек при прекращении производства.

Поиск ренты.

Монополист максимизирует прибыль в том случае, когда и в долгосрочном периоде барьеры для вступления в отрасль других предприятий остаются непреодолимыми и отсутствует угроза появления конкурентов. Поведение монополиста в этом случае аналогично максимизации прибыли в краткосрочном периоде.

Возможны два подхода к определению поведения предприятия:

1) «долгосрочный общий доход – долгосрочные общие издержки»;

Согласно первому подходу необходимо сопоставить долгосрочные общие издержки и долгосрочный общий доход при различном сочетании объема производства и цены. То сочетание объема выпуска продукции и цены, при котором разница между долгосрочным общим доходом и долгосрочными общими издержками максимальна, является оптимальным.

В соответствии с подходом «долгосрочный предельный доход – долгосрочные предельные издержки», оптимальным для предприятия будет такое сочетание объема выпуска продукции и цены, при котором долгосрочный предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам. Ситуация, когда в долгосрочном периоде производство осуществляется со средними общими издержками, превышающими минимально возможные, получила название Х-неэффективность. Причиной возникновения Х-неэффективности является внутренняя неэффективность, которая возникает в случае уклонения от предпринимательского риска; принятия на работу неквалифицированных и некомпетентных друзей или знакомых; плохого стимулирования работников. Причиной высоких издержек монополиста так же являются высокие расходы, связанные с сохранением монопольного положения на рынке.

Ценовая дискриминация может носить систематический или временный характер. Однако, в любом случае, монополист учитывает эластичность спроса на свой товар. Объектом ценовой дискриминации являются в основном малоэластичные товары.

Эффективность той или иной рыночной структуры с точки зрения общественного благосостояния рассматривается в двух аспектах: как производственная эффективность и как эффективность распределения ресурсов (аллокативная).

Олигополия и эффективность.

Эффективность олигополии следует рассматривать прежде всего с точки зрения складывающихся уровня цен и объема производства в отрасли. В различных моделях олигополии параметры равновесия (т.е. цен и объемов выпуска) устанавливаются по-разному. Известно, что чем более низкая цена на товар устанавливается олигополистами (по возможности на уровне предельных издержек) и чем больший объем выпуска товаров наблюдается, тем выше эффективность данной рыночной структуры с общественной точки зрения. Самая низкая эффективность олигополии бывает при кооперативной игре, т.е. сговоре фирм, когда они действуют практически как единая монополия. Самая высокая эффективность будет при поведении олигополистов, соответствующем в модели Бертрана, т.е. при некооперативной игре с одновременным установлением цен. Если фирмы финансируют научные изыскания, тем самым содействуя развитию всего общества, это является признаком эффективности. С одной стороны, олигополистические фирмы, как и монополисты, могут сдерживать научно-технический прогресс, так как с появлением инноваций приходится отказываться от устаревшего оборудования, и это затрудняет прибыльное использование всего вложенного капитала. Но с другой стороны, олигополии имеют значительную экономическую прибыль, им по силам финансировать научные исследования, тем самым способствуя научно-техническому прогрессу. Стимулом к поддержке исследований является возможность получать патенты и лицензии, позволяющие олигополистам укреплять барьеры для вступления в отрасль новых фирм. Таким образом, взаимосвязь структуры рынка и темпов научно-технического прогресса неоднозначна. В некоторых монополизированных отраслях наблюдается отставание научно-технического развития, в других, наоборот — его ускорение.

Проблемы монополизма в РБ.

Монополизм в Республике Беларусь отличается от монополизма в странах с развитой рыночной экономикой, поскольку его истоки лежат в структуре хозяйствования СССР, где конкуренция считалась ненужным дублированием, а централизация и укрупнение производства обосновывалось положительным эффектом масштаба. Уровень монополизации белорусской экономики, определяемый количеством предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок. Однако речь не идет о классических монополиях. Рыночная сила монополиста характеризуется наличием у него: а) власти над ценами; б) способности воздвигать барьеры для вхождения в отрасль новых участников благодаря монопольному доступу к источникам сырья и специфическим технологиям, наличию патентов и лицензий; в) значительных финансовых ресурсов для борьбы с потенциальными конкурентами и т.д. Однако предприятия, занимающие доминирующее положение на рынках Беларуси, в большинстве своем не обладают перечисленными выше характеристиками. Во-первых, монополизм многих предприятий не является естественным — они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что были созданы как крупные предприятия в советские времена и, вероятно, в условиях рынка монополистами бы не стали. Во-вторых, значительное количество крупных предприятий не показывают высокой эффективности хозяйственной деятельности. Устаревшие технологии, высокая степень износа оборудования, отсутствие финансовых средств для дальнейшего развития — все это ставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без государственного содействия. Экономическая ситуация в Республике Беларусь характеризуется высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране и, прежде всего, это касается крупных предприятий. Кроме того, государство инициирует монополизацию экономики путем интеграции предприятий в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам, создания различных хозяйственных групп. Названные процессы улучшают управляемость экономики, в определенной степени позволяют использовать преимущества кооперации производства и положительного эффекта масштаба, но снижают уровень конкуренции. Белорусским законодательством определяется, что монополистическая деятельность — это действия (бездействие) хозяйствующих субъектов и государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей. Выделяются следующие виды монополий:1. государственная монополия — система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права; 2. естественная монополия — это система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары; 3. чрезвычайная монополия — это система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена. При этом государственная, естественная и чрезвычайная монополии признаются «правомерными».

Рынок производственных ресурсов (или факторов производства) – это сфера товарного обращения труда, земли и капитала. На рынке факторов производства, как и на любом другом рынке, действуют законы спроса и предложения. В условиях современной рыночной экономики цены на ресурсы устанавливаются под воздействием спроса и предложения. Рынки ресурсов производства – эго рынки, на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме заработной платы, процентного дохода и ренты. Для организации производственного процесса требуются многие факторы (труд, капитал, земля, предпринимательские способности). Способ преобразования факторов производства в готовую продукцию называется технологией производства. Процесс соединения ресурсов наиболее эффективным способом называется оптимизация. Все факторы в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозамещаемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, природные сырьевые ресурсы могут быть заменены искусственными материалами. Однако и труд, и сырье, и техника сопряжены и взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из факторов производства вызовет изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним других факторов производства. Например, более высокая зарплата и относительно низкие цены на станки способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на оборудование, заменяющее рабочую силу. Следовательно, спрос на факторы производства определяет объем каждого привлекаемого в производство ресурса, который зависит от цен не только на каждый из них, но и на остальные, сопряженные с ним, ресурсы. Информацию о движении цен на факторы производства дает рынок.

Для полноценного функционирования рынка труда требуется развитая инфраструктура. Ее составляют государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура рынка призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также процессы защиты прав работодатели наемных работников на рынке труда. Основным элементом инфраструктуры рынка труда выступает государственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Главными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники, государство и его органы. Работодатель - наниматель, который может быть представлен разными экономическими субъектами в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Это могут быть государственные предприятия, акционерные общества, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, общественные организации, индивидуальные наниматели и т. п.

Ситуация совершенной конкуренции на рынке труда практически не встречается. В условиях совершенной конкуренции на рынке большое количество фирм конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда. При этом многочисленные рабочие, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный вид услуг труда. И, что самое главное, ни рабочие, ни фирмы не осуществляют контроля над ценой. В таком случае объем спроса на труд будет находиться в обратной зависимости от величины заработной платы. Так как при повышении ставки заработной платы предприниматель, при прочих равных условиях, будет вынужден сократить использование труда.

Предпринимательская способность - это особый вид человеческого капитала, представленного деятельностью по координации и комбинированию всех других факторов производства в целях создания благ и услуг. Специфика этой разновидности человеческого ресурса состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды производимого продукта, технологий, форм организации бизнеса при определенной степени риска и возможности понести убытки.

Предпринимательские способности (предпринимательство) можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру. В свою очередь, к предпринимателям относятся прежде всего владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих. Используют также термин «предпринимательский потенциал». В целом предпринимательский потенциал можно охарактеризовать как потенциальные возможности по реализации предпринимательских способностей людей. Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы — труд, капитал, земля, знания. Инициатива и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост. Как показывает опыт многих стран с рыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпы экономического роста, инвестиции, нововведения, напрямую зависят от реализации предпринимательского потенциала. Так, экономическая политика, ориентированная на поддержку предпринимательства, позволит ныне развитым странам стать таковыми. Можно утверждать, что предпринимательские способности как ресурс более эффективно реализуются в условиях максимально либеральной экономической системы, не обремененной чрезмерной государственной бюрократией, имеющей также устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующее законодательное оформление. При этом очевидно, что залогом успешного использования предпринимательских способностей являются прежде всего сами предприниматели, их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высококонкурентной среде, а также их чувство социальной ответственности.

50. Экономическая прибыль и ее источники.

Прибыль – это результат производственной и коммерческой деятельности фирмы, главный фактор, стимулирующий предпринимательство. Иными словами, это финансовый результат производственной и хозяйственной деятельности организации, который показывает ее чистый доход. Прибыль также можно рассматривать как двигатель производства. В принципе, прибыль – это явление непостоянное, поскольку в рыночной экономике сильна конкуренция и общая экономическая ситуация нестабильна. Однако причины возникновения прибыли постоянно меняются, дополняются, поэтому теоретически ее все-таки можно назвать статичной формой. Экономическая прибыль – это величина, превышающая нормальную прибыль, составляет разницу между альтернативными издержками.

Источники экономической прибыли различны.

1. Экономическая прибыль – это своеобразное вознаграждение за предпринимательский риск. Риски в экономике разнообразны, и, чтобы уберечь себя от потерь, фирмы прибегают к страхованию. Поэтому плата за риск входит в издержки фирмы как затраты в интересах предприятия. Но существуют риски, от которых невозможно застраховаться. Они, как правило, связаны с изменением конъюнктуры рынка, экономическими циклами или положениями экономической политики государства, посредством которой оно контролирует деятельность отдельных фирм. Кроме того, совершенно непредсказуемы вкусы и предпочтения потребителей, но именно они определяют масштабы производства.

2. Вознаграждение за инновации. Предприятия стремятся внедрить в производство новые технологии, совершенствовать способы его организации и т. п. Это связано со стремлением снизить издержки. Однако, разрабатывая что-то новое, фирма не имеет стопроцентной гарантии, что это нововведение окажется эффективным на данном этапе развития экон







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.