Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Антимонопольная политика государства: зарубежный опыт и её особенности в РБ. Антимонопольная политика - это система законов и действий государства, направленная на развитие конкуренции.





Особенностями антимонопольного регулирования в Республике Беларусь являются:

1. Становление в нерыночной экономике, находящейся в кризисном состоянии;

2. Формальное заимствование основных подходов американского и западно-европейского законодательств. И в России, и в Беларуси придерживаются одинакового подхода к монополизации, что в определенной мере объясняется копированием европейских законов. Отличается он только масштабами контроля за поведением фирмы. Антимонопольное регулирование применительно к нашим условиям особенно опасно тем, что может оказаться суррогатом командно-административных механизмов. Американские специалисты считают, что "использование европейского подхода к монополизации чревато отрицательными последствиями, ибо должностные лица, воспитанные в традициях централизованного управления, при реализации антимонопольных законов не постесняются глубоко вмешиваться в дела, коммерческих предприятий"

3. Охват практически всех хозяйствующих субъектов, занимающих монопольное или доминирующее положение на рынке (при этом данные понятия не различаются, а рассматриваются как тождественные);

4. Выполнение роли инструмента макро- и микроэкономической политики;

5. Осуществление в условиях ломки АКС и плановых структур в производстве и управлении при сверхвысоком удельном весе государственной собственности, при практическом отсутствии конкуренции и значительных размеров частного капитала;

6. Нацеленность на уменьшение государственного сектора экономики входе приватизации, тогда как в США, например, - на национализацию собственности монополий;

7. Направленность на становление конкурентных отношений, в то время как на Западе - на устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Эта особенность объясняется тем, что в трансформационной экономике происходит движение от монополии к конкуренции, а в рыночной экономике, наоборот, - от свободной конкуренции к монополии. Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из: Конституции Республики Беларусь (статья 13); норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), Закона от 10 декабря 1992 года № 2034-XII (в редакции Законов Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 364-З, от 2 декабря 2002 года № 154-З) «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон «О противодействии монополистической деятельности»); Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года № 162-З «О естественных монополиях» (далее - Закон «О естественных монополиях») и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь. Акты антимонопольного законодательства Республики Беларусь действуют в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Первое место в этой иерархии занимает Конституция Республики Беларусь, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Беларуси [13, стр. 25]. Статья 13 Конституции Республики Беларусь гарантирует всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Антимонопольная политика в развитых странах представляет собой гибкую систему постоянно действующих, мобильно перестраиваемых мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный и поощрительный характер. В целом можно выделить два основных типа антимонопольного законодательства - американское и западноевропейское. Американский тип законодательства отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным - в нем объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка. В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. Регулирование конкуренции в Европейском Союзе (ЕС) в настоящее время происходит в рамках Единой согласованной политики в области конкуренции. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику РБ как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений - не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий - губительный. Намного больше предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Беларуси. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран.

Общая характеристика рынкoв производственных ресурсов.

Рынок производственных ресурсов (или факторов производства) – это сфера товарного обращения труда, земли и капитала. На рынке факторов производства, как и на любом другом рынке, действуют законы спроса и предложения. В условиях современной рыночной экономики цены на ресурсы устанавливаются под воздействием спроса и предложения. Рынки ресурсов производства – эго рынки, на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме заработной платы, процентного дохода и ренты. Для организации производственного процесса требуются многие факторы (труд, капитал, земля, предпринимательские способности). Способ преобразования факторов производства в готовую продукцию называется технологией производства. Процесс соединения ресурсов наиболее эффективным способом называется оптимизация. Все факторы в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозамещаемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, природные сырьевые ресурсы могут быть заменены искусственными материалами. Однако и труд, и сырье, и техника сопряжены и взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из факторов производства вызовет изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним других факторов производства. Например, более высокая зарплата и относительно низкие цены на станки способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на оборудование, заменяющее рабочую силу. Следовательно, спрос на факторы производства определяет объем каждого привлекаемого в производство ресурса, который зависит от цен не только на каждый из них, но и на остальные, сопряженные с ним, ресурсы. Информацию о движении цен на факторы производства дает рынок.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.