|
Декоративное рисование.(42ч.)Стр 1 из 4Следующая ⇒ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Первый год обучения
Введение в программу.(2 ч.) Знакомство с программой. Особенности первого года обучения. Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Правила техники безопасности в изостудии. Техника безопасности. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Живопись.(30ч.) Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена. Свойства красок. Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс). Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки». Королева Кисточка и волшебные превращения красок. Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик- семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют». Праздник тёплых и холодных цветов. Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов. Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес». Серо-чёрный мир красок. Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман». Красочное настроение. Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес». Рисунок. (30ч.) Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками. Волшебная линия. Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты». Точка. (42ч.) Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны». Пятно. Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя». Форма. Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации. Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное». Контраст форм. Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод». Конструирование из бумаги.(14ч.) Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Работа с рваной бумагой. Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Петушок – золотой гребешок и ребятки-цыплятки». Работа с мятой бумагой. Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку». Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги). Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Смешные человечки», «Маскарадные маски». Итоговое занятие. (2ч.) Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся. Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Второй год обучения
Введение в программу.(3ч.) Правила техники безопасности в изостудии. Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии. Особенности второго года обучения. Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами. Королева Живопись.(42ч.) Основы цветоведения. Гармония цвета. Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом». Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Праздничный букет», «Зимняя сказка». Контраст цвета. Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного. Практическое занятие Примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица», «Теремок». Цветные кляксы. Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна. Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны», «Волшебные бабочки», «Чудо-юдо». Азбука рисования.(42ч.) Пропорции. Пропорции – соотношение частей по величине. Плоскостное и объёмное изображение. Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник). Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскиз витража», «Любимые игрушки», «Конструктор». Рисование с натуры и по памяти. Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование по памяти. Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта», «»Зарисовки чучела птиц». Пейзаж. (39ч.) Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года. Образ дерева. Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник). Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое дерево», «Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка». Живописная связь неба и земли. Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения. Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечный денёк». Времена года. Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года. Практическое занятие. Примерные задания: «Царство осеннего леса», «Хрустальная зима». Бумажная пластика.(36ч.) Знакомство с вариантами объёмных и рельефных композиций из бумаги. Превращение плоского листа бумаги в объёмное изделие. Полуплоскостные изделия. Полуплоскостные изделия как разновидность объёмной аппликации. Получение полуобъёмных композиций из ажурно вырезанных листьев бумаги, закреплённых со сдвигом на фоне. Практическое занятие. Примерные задания: «Лесное кружево», «Подводный мир». Объёмные композиции. Создание из мятой бумаги объёмных элементов и формирование из них разных форм. Практическое занятие. Примерные задания: «Ваза с фруктами», «Снеговик». Сувенирные открытки. Разные технические приёмы работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание) Практическое занятие. Примерные задания: «Новогодняя открытка», «Поздравительная открытка». Азы композиции.(42ч.) Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа). Линия горизонта. Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей. Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц». Композиционный центр. Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника. Практическое занятие. Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка». Ритм и движение. Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для передачи движения в композиции. Практическое занятие. Примерные задания: игровые упражнения на тему «Бег по кругу», «Догонялки». Итоговое занятие.(3ч.) УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Третий год обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Третий год обучения
Введение в программу.(3ч.) Правила техники безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами. Особенности третьего года обучения. Обсуждение плана работы текущего года. Просмотр летних работ. Отбор лучших рисунков для городской выставки «Лето». Графика.(48ч.) Знакомство с разными видами графики и её характерными особенностями (штрих, линия, контраст чёрного и белого). Граттаж. Граттаж – графическая работа на восковой подкладке. Создание линий разного направления, плавности, длины и характера с помощью процарапывания. Практическое занятие. Примерные задания: «Космические дали», «Праздничный город», «Цирк». Монотипия. Простота исполнения и увлекательность монотипии. Создание фантазийных рисунков посредством разнообразных спецэффектов в оттиске. Практическое занятие. Примерные задания: «Волшебные бабочки», «Чудо-рыба», «Цветочная поляна». Гравюра на картоне. Умение расчленять рисунок на части. Наклеивание некоторых деталей одну на другую для создания разнообразных оттенков и фактур. Получение различных оттисков при многократном использовании клише. Практическое занятие. Примерные задания: «Хоровод», «Спортивные игры», «Парашютисты». Линогравюра. Линогравюра как наиболее сложный вид графики. Широкое применение в студии (выполнение пригласительных билетов, праздничных открыток, афиши). Чрезвычайно большие возможности линогравюры в передаче тональности, то есть различной степени светлоты предмета. Разнообразие линий в линогравюре (параллельные, пересекающиеся, округлые, пунктирные). Практическое занятие. Примерные задания: «Чугунное кружево», «Уличный фонарь», «Северное сияние». Гризайль. Гризайль – одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки. Знакомство с различными приёмами работы в этой технике для получения тоновых отношений. Практическое занятие. Примерные задания: «Метель в лесу», «Вид из окна», «Садовник». Натюрморт и его изобразительные возможности.(18ч.) Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в изобразительном искусстве.
Натюрморт в холодной гамме. Использование предметов холодных цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых). Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Гжельская сказка», «Зимняя фантазия». Натюрморт в тёплой гамме. Создание живописного натюрморта в тёплой гамме для передачи красочного богатства осенней палитры. Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Дары осени», «Осенний букет». Фигура и портрет человека.(36ч.) Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека. Изображение человека в искусстве древнего мира. Набросок с натуры. Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе исправить свои ошибки. Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром рисунке характерность образа. Практическое занятие. Примерные задания: «Наброски, выполненные в жанре карикатуры, шаржа», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью». Силуэт. Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образа человека. Практическое занятие. Примерное задание «Добрый и злой сказочный герой». Живописный портрет. Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа. Практическое занятие. Примерные задания: «Автопортрет», «Семейный портрет». Фигура человека в движении. Образная выразительность фигуры человека, изображенной в движении. Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальность. Практическое занятие. Примерные задания: «Фигурное катание», «Спортивные соревнования», «Танец». Образ природы.(33ч.) Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях. Умение передавать контрастные состояния природы. Работа на пленэре. Выбор мотива. Составление эскизов с натуры (пастель, уголь, карандаш) Практическое занятие. Примерные задания: зарисовки с натуры деревьев, цветов. Работа по впечатлению. Передача различными художественными материалами разного состояния природы (дождь, снег, ледоход, солнечный день, туман). Практическое занятие. Примерные задания: «Разноцветный дождь», «Первый снег», «Весна поёт». Тематический пейзаж. Выражение эмоционального отношения к природе в разные времена года. Связь человека и природы. Практическое занятие. Примерные задания: «Огонь в лесу», «На рыбалке», «Лыжная прогулка в зимнем лесу». Раздел 6. Декоративно-прикладное рисование. Знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм. Особенности русских народных промыслов. Любимые персонажи народного творчества (Конь-огонь, Птица счастья, Древо жизни). Практическое занятие. Примерные задания: «Дымковская сказка», «Гжельский букет», «На ярмарке». Декоративная композиция (витраж). Знакомство с техникой витража и её основными правилами (стилизация изображения, условный цвет, выразительные линии контура). Практическое занятие. Примерные задания: Роспись стеклянных бутылочек и тарелочек. Азы перспективы.(24ч.) Знакомство с основными правилами перспективного изображения. Линейная перспектива. Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта. Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Моя улица», «Дорога уходит в даль». Воздушная цветоперспектива. Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета). Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Утро в лесу», «У горного озера». Дизайн.(24ч.) Изготовление по своим эскизам различных объёмных композиций, используя цветную бумагу, картон, газету. Карнавальные маски. Знакомство с техникой «папье-маше». Создание объёмных и полуобъёмных масок. Практическое занятие. Примерное задание: «Сказочные герои». Фантазийные шляпы. Использование различных приёмов работы с плотной бумагой (надрезание, сгибание, склеивание) при конструировании шляп. Практическое занятие. Примерные задания: «Шляпа-сад», «Шляпа-аквариум». Экскурсии в музеи.(9ч.) Итоговое занятие.(3ч.) Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний. Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение результатов работы. Кружка «Волшебная палитра» (1 год обучения)
Календарно-тематический план (1 год обучения)
Учебно-тематический план Кружка «Волшебная палитра» (2год обучения)
Календарно-тематический план кружка «Волшебная палитра» (2год обучения)
Учебно-тематический план Кружка «Волшебная палитра» (3 год обучения)
Календарно-тематический план кружка «Волшебная палитра» (3 год обучения)
Учебно-тематический план Кружка «Волшебная палитра» (4 год обучения)
Календарно-тематический план четвертого года обучения (4 год обучения)
©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
|