Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анри Дюнан — основатель «Красного Креста»





 

(1828-1910)

 

 

Дюнан приходит к выводу о необходимо­сти создания международного союза защиты раненых и больных на войне. Так возникла организация, для которой в честь Дюнана был установлен опознавательный знак, похожий на флаг его Роди­ны - государственный флаг Швейцарии. Эмблемой общества помощи раненым стал красный крест на белом полотнище.

В октябре 1863 г. в Женеве состоялась международная конференция, на которой было принято решение об организации национальных комитетов помощи раненым и больным воинам во время войны. Такие комитеты предполагалось создать в каждой стране, а контакты между ними должны были осуществляться через Женевский комитет, который стал называться Международным комитетом Красного Креста (МККК). На конференции была провозглашена политическая нейтральность (неприкосновенность) санитарных отрядов и госпиталей, а для отличия медицинской службы приняты единый отличительный знак — красный крест — и единый флаг для всех полевых лазаретов и госпиталей (белый флаг с красным крестом).

При активном участии Международного комитета Красного Креста в Швейцарии в 1864 г. была подписана I Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Впервые в истории человечества провозглашена обязательность, оказания помощи всем раненым и больным независимо от принадлежности к какой-либо из сторон, а также неприкосновенность госпиталей, лазаретов и санитарного персонала.

Россия присоединилась к данной конвенции в 1867 г., в период реформ Александра II. Тогда же возник Российский Красный Крест. Уже в 1870 г. 30 русских врачей оказывали помощь раненым враждующих сторон в районе боевых действий франко-прусской войны.

Среди наиболее авторитетных международных организаций следует назвать Всемирную организацию здравоохранения, Всемирную медицинскую ассоциацию, Международную больничную федерацию, Лигу Красного Креста, Международный Комитет Красного Креста, ЮНЕСКО, Агентство международного развития и другие.

На звание старейшей международной ассоциации и одновременно самой крупной международной организации в мире претендует Международный Совет медицинских сестёр (ICN), официально признанный в 1899 году.

 

В настоящее время ICN является федерацией национальных ассоциаций медицинских сестёр 39-ти стран. Руководящим органом является Совет национальных представителей, заседающий 1 раз в 2 года для разработки политики ICN. Текущую деятельность исполняет штат штаб-квартиры в Женеве (Kulde Vermont, 37). Шесть раз в год штаб-квартира издаёт на английском языке «Международный обзор медсестринского дела», призванный официальным органом ICN.

Задачи Международного Совета медсестёр:

ü содействие сестринскому образованию и сестринской практике;

ü совершенствование профессиональных стандартов;

ü развитие национальных ассоциаций;

ü улучшение социального статуса медицинской сестры.

 

В 1946 г. в Нью-Йорке была созвана международная конференция по здравоохранению.7 апреля 1948 г. считается днем создания Всемирной организации здравоохранения. В этот день вступил в силу Устав ВОЗ.

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения – специализированное учреждение ООН, основная функция которого состоит в решении международных проблем здравоохранения и охраны здоровья населения. С помощью этой организации, созданной в 1948 году, работники здравоохранения более 180 стран обмениваются знаниями и опытом для того, чтобы сделать возможным достижение всеми жителями Земли такого уровня здоровья, который позволит им вести жизнь, полноценную в социальном и экономическом отношении.

При ВОЗ существует европейское региональное бюро по сестринскому делу. ВОЗ оказывает помощь практически во всех областях сестринского дела: образование медсестры, социальное и экономическое благополучие медсестры, спонсорская помощь и содействие международным сестринским программам.

В ознаменование этого события 7 апреля объявлено Всемирным днем здоровья.

 

Тема занятия: История развития сестринского дела

В России.

После изучения темы

Студент должен уметь:

- Анализировать информацию и выбирать главное

- Использовать полученные знания для написания учебно-исследовательской работы

Студент должен знать:

- историю сестринского дела как части истории человечества.

- источники информации о сестринском деле.

- об отражении сестринского дела в памятниках литературы и искусства.

- периодизацию и хронологию всемирной истории сестринского дела.

- влияние христианства на развитие сестринского дела.

- о развитии сестринского дела в России.

- организацию ухода за больными в монастырских и гражданских больницах, на дому.

- организацию общин сестер милосердия.

- деятельность сестер милосердия во время военных действий. (Н.И. Пирогов и развитие женской сестринской помощи в годы Крымской войны (1853-1856 гг.). Дарья Севастопольская, Екатерина Бакунина, Юлия Вревская как примеры героизма и самоотверженности, проявленные сестрами милосердия).

- историю создания и развития Российского общества Красного креста. Роль А. Дюнана в создании Международной организации помощи жертвам войны.

- роль сестер милосердия в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

- о I-ом Всероссийском съезде сестер милосердия в Москве (август 1917г.)

- о развитии сестринского дела в первые годы советской власти. "Красные сестры" периода гражданской войны.

- о деятельности сестринского персонала на театре военных действий 1941-45 гг. и в послевоенные годы.

 

Темы сообщений для семинара

«Становление сестринского дела в России»

1. Зарождение сестринского дела в России.

2. Н.И. Пирогов».

3. Заслуга Н.И. Пирогова в развитии женской сестринской помощи в годы Крымской войны (1853-1856г.г.).

4. Создание Крестовоздвиженской общины.

5. Создание Свято-Троицкой общины.

6. Создание Покровской общины.

7. Создание общины сестер милосердия Литейной части.

8. Основоположники сестринского дела в России. Е. Бакунина.

9. Основоположники сестринского дела в России. Е. Хитрово.

10. Основоположники сестринского дела в России. Ю. Вревская.

11. Основоположники сестринского дела в России. Д. Севастопольская.

12. Основоположники сестринского дела в России. Е. Карцева.

13. Деятельность Елизаветы Федоровны Романовой.

14. История создания Российского общества Красного Креста.

15. Роль сестёр милосердия в годы ВОВ.

16. Династии сестёр милосердия.

17. Перспективы развития сестринского дела в России.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Основоположники сестринского дела в России

2. Общины милосердия и дата их основания

3. Дата создания организации РКК

4. Заслуга Е.Ф. Романовой в развитии сестринского дела

5. Заслуга Е.Бакуниной в развитии сестринского дела

6. Заслуга Ю. Вревской в развитии сестринского дела

7. Заслуга Д Севастопольской в развитии сестринского дела

8. Заслуга Н.И. Пирогова в развитии сестринского дела

9. Функции общин сестёр милосердия

10. Перспективы развития сестринского дела в России

 

ТЕМА: «История развития сестринского дела в России»

Знания традиций сестринского дела является важным фактором формирования ценностных ориентаций сестринского персонала, залогом дальнейших, позитивных перемен в этой специальности.

Совершенствование и самосовершенствование в профессии невозможно без знания опыта предыдущих поколений. Хорошо знать прошлое нужно для лучшего понимания задач настоящего.

 

Современное сестринское дело – это целый комплекс наук, только изучив который, можно по праву называться «медицинской сестрой».

Полная история сестринского дела охватывает тысячелетия. Не случайно сестринское дело иногда называют самым древним искус­ством и самой юной профессией.

 

Перед великим умом я склоняю голову, перед сердцем великим – колени.

писал Гете

 

О больных и страждущих всегда заботились тем или иным образом. В XXI веке медицина стала одной из областей высоких технологий. Но именно в наше время вам, студентам, получающим профессию медицинского работника, необходимо помнить о духовных традициях своего будущего дела. Нельзя забывать традиций, основанных на милосердном отношении к пациентам и принципе участия и сострадания.

Как всякая наука, сестринское дело имеет свою историю, которая охватывает тысячелетия. Это отражено в памятниках литературы и искусства.

Женщина заботилась не только о питании, поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей. В пользу этого предположения свидетельствуют многочисленные памятники в честь женщин, в различных местах расселения первобытных людей

Археологи их называют «каменными бабами», (у славянских народов - «берегинями»)

 

Медицина древнего мира - включала в себя широкий спектр самых разнообразных познаний и была достаточно развитой для своего времени по эволюционным понятиям. У народов Древнего мира уход за больным осуществляли родствен­ники. Специальных людей, которые посвящали бы себя делу ухода за больными, не было, исключение составляли лишь женщины, зани­мающиеся оказанием помощи роженицам и новорожденным (повитухи). На Руси было принято, чтобы повитуха была вдовой. Иногда это занятие было наследственным.

Исторических сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Но уже в 11 веке был создан первый отечественный трактат под названием «Мази», который для того времени был уникален. Его автором явилась внучка князя Владимира Мономаха – Евпраксия Мстиславовна. В своем труде она осветила вопросы физиологии, гигиены, пропедевтики и профилактики некоторых заболеваний.

Мирские женщины осуществляли уход за домочадцами: помогали при рождении, растили детей, ухаживали за больными членами семьи, оказывали первую помощь при бытовых травмах и ранениях, утешали и ободряли умирающих. Так постепенно сложился фольклорный образ "сестра-мать".

Один из этапов в развитии женской благотворительности связан с именем католического священника Винсента де Поля.

В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия. Вначале общество называлось "общество милосердия", а члены его - "служительницы бедных". Они должны были по очереди брать ежедневно из общего склада необходимую провизию, приготовлять из нее пищу и разносить больным. Но задача этого общества состояла не только в оказании материальной и физической помощи, но и духовной. "Служительницы бедных" старались научить больных лучше жить и достойно умирать, поэтому они совмещали свои посещения с религи­озными беседами, чтением и наставлениями.

Викентием Полем в 1617 году предложен термин «сестра милосердия»

В Древней Руси врачевание существовало в разных формах:

в народе сохранялось народное врачевание - языческое кудесничество и знахарство после принятия христианства под сенью монастырей активно развивалась монастырская медицина со времен княжения Ярослава Мудрого на Руси появилась светская (мирская) медицина.

 

Что касается сестринского дела, как науки и искусства ухода за больными, то его предыстория самым тесным образом связана с христианской религией.

 

Среди женщин Московской Руси была глубоко развита частная благотворительность, она составляла «главное, коренное, неизменное дело всей их жизни», освященное самим Домостроем, этим житейским кодексом домостроевской Руси, поучавшим: «Церковников, и нищих, и скорбных, и больных, и убогих призывай в дом свой и по силе накорми, и напои, и обогрей, и помоги...» Свято исполняли женщины это поучение, в особенности московские царицы.

Много делали для больных монастыри. Монахи часто пригла­шались для ухода за больными на дому, а в тяжелых случаях боль­ных отправляли в монастырские больницы. Так сложился второй фольклорный образ: «сестра - божий работник».

Третий фольклор­ный образ: "Медсестра - служанка врача и больного". Труд медицинской сестры оценивался только как подсобный, не было условий для развития индивидуальности и перспективы роста. И, как следствие, снижение качества ухода.

В России ещё до татарского нашествия в летописи упоминаются боль­ницы в Киеве, Переславле Южном, Смоленске, Вышгороде, Черни­гове, Новгороде, Пскове, на Волыни, в Галицкой Руси и другие. Сестры-монахини ухаживали за больными бескорыстно, так как считалось, что взимание платы за уход отнимает священный характер работы сестры милосердия.

Сестринское дело - не как общественное явление в монастырских больницах, а как официально утвержденная и регламентированная профессия в госпиталях и социальных учреждениях - обязано своим рождением на Руси царствованию и реформам Петра I (1672-1725). Создание русской регулярной армии и флота положило основу для развития регулярной военно-медицинской организации.

Первый гражданский госпиталь был создан в Москве в 1707 г., ныне — Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко

В 1715 году по Указу Петра I создаются Воспитательные дома, в которых должны были

Петр I служить женщины

(1672 – 1725).

Однако, затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам. Женский труд в гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли «бабы - сидельницы» из вдов и жен больничных солдат.

 

В 1803 году в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для призрения неимущих.

В 1814году по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны – супруги Петра I, из Петербуржского "вдовьего дома" на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для "прямого назначения" ходить и смотреть за больными. После годичного испытания 12 марта 1815года 16 из 24 вдов были приведены к присяге и императрица на каждую посвящённую вложила особый знак - "Золотой Крест", на одной из сторон которого написано "СЕРДОБОЛИЕ" (Сердолюбие).

 

" Золотой Крест", на одной из сторон которого написано "СЕРДОБОЛИЕ"

 

В 1818году в Москве был создан Институт «сердобольных вдов», а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала.

С этого момента можно считать, началось развитие сестринского дела в России.

Первым организатором дежурств сердобольных вдов при Московском вдовьем доме является штаб-лекарь, главный врач Мариинской больницы для бедных Христофор фон Оппель.

В 1822 году фон Оппель, обобщив собственный богатый врачебный опыт и опыт других врачей, издает первый учебник на русском языке, посвященный вопросам ухода за больными - "Руководство и правила, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших, сочиненные Христофором фон Оппелем...". Книга была издана в Москве, в университетской типографии.

Современная медицина мало похожа на ту, которую знал фон Оппель, но удивительным образом многое, о чем написано в руководстве, в том числе правила, придерживаться которых рекомендует фон Оппель, актуально и сегодня.

В 1828 году руководство благотворительными учреждениями Повивальным институтом и Мариинской больницей приняла на себя великая княгиня Елена Павловна. Она расширила сеть благотворительных учреждений и способствовала развитию сестринских общин.

В 1844г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение - первая в России община сестёр милосердия, получившая название «Свято-Троицкая». Она существовала на средства благотворительных организаций.

В общину принимались, согласно Уставу, вдовы и девицы 20 - 40 лет всех сословий и вероисповедания, но с 1855 года - только православные. Всем поступившим давался годичный испытательный срок, затем проходила церемония принятия в сестры милосердия. В функции сестер входили дежурства на квартирах и в больнице, прием больных, приходивших в общину: профессиональная подготовка женщин была сугубо практической и сводилась к знанию некоторых лечебных процедур и санитарно-гигиенических правил ухода. На одну сестру милосердия порой приходилось по 70 – 80 больных.

Через 10 лет такого напряженного труда сестра имела право на пожизненную пенсию. Если сестра выходила замуж, она исключалась из общины.

Следующая организация по уходу за больными возникла в Москве по почину княгини Софьи Степановны Щербатовой и замечательного врача Федора Петровича Гааза, умершего 1 апреля 1848 г. во время эпидемии холеры. Сестры ухаживали за больными в 1-й Градской больнице и больнице, учрежденной Гаазом для чернорабочих. При общине находился сиротский приют.

Во время Крымской войны (1853 – 1856г) особенно остро проявился недостаток сестер милосердия. Русские войска несли катастрофические потери. Тогда-то, ради хотя бы частичной компенсации их, в обществе и задумались всерьез об организации эффективной медицинской помощи непосредственно на фронте.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.