Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МОДЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА: ОДНА ИЛИ НЕСКОЛЬКО?





Итак, вы ознакомились с несколькими моделями из множества существу­ющих. Единой модели на сегодняшний день не существует, хотя, конечно, она способствовала бы лучшему взаимопониманию, как в обучении сестер, так и в практической деятельности, особенно в нашей стране, только начина­ющей реформу сестринского дела.

Практикующие сестры во многих странах одновременно используют не­сколько моделей, причем выбор моделей (модели) зависит исключительно от невозможности пациента удовлетворить те или иные потребности.

Осмысление уже разработанных моделей помогает выбрать те, которые пригодны для конкретного пациента. Модель сестринского ухода — это сред­ство, помогающее представить, на чем акцентировать внимание сестры при обследовании пациента, какими должны быть цели и сестринские вмеша­тельства. Для планирования ухода выбирают какие-то элементы из различ­ных моделей.

Конечно, для нашей страны и для нашей реальности внедрение в сестринскую практику даже очень простой модели Верджинии Хендерсон связано со значительными трудностями, в первую очередь — в преодолении сложившихся стереотипов. Однако один мудрец хорошо сказал, что понятия - как печные трубы, они засоряются, время от времени, и их надо прочищать, чтобы они пропускали смысл. Модель позволяет вернуть понятию «сестра» первоначальный замысел, - «та, которая питает, лелеет и защищает слабого; подготовлена для заботы о слабом». Модели описывают сестринское дело таким, каким оно должно быть. Это описание не обязательно совпадает с тем, что мы встречаем в реальной жизни, но даёт ощущение профессиональной перспективы.

 

В связи с изменяющимися потребностями общества в сестринском деле, видимо, будут созданы новые модели.

 

ОТ МОДЕЛЕЙ — К СЕСТРИНСКОМУ ПРОЦЕССУ

 

Какую модель выбрать для практического применения? Как выбрать: ин­туитивно или полагаясь на личное восприятие?

Многие исследователи теории сестринского дела указывают, что модели нельзя рассматри­вать как «хорошие» или «плохие», «правильные» или «неправильные». Ско­рее, их следует использовать как руководство к действию в той или иной ситуации.

Следует учитывать, что все модели создавались в конкретной социальной и культурной среде с учетом потребностей общества. Поэтому разные моде­ли по-разному определяют природу человека (пациента), его потребности, роль сестры, цели и объем сестринских вмешательств.

Надо понимать, что модель, созданная в одной стране, может оказаться неприемлемой для другой. Какую же модель использовать сейчас в нашей стране?

«В рамках Европейского регионального бюро ВОЗ сестрам, планирую­щим применение сестринского процесса, рекомендуется использовать мо­дель, учитывающую физиологические, психологические и социальные по­требности» (пациента и его семьи). Преимуществом использо­вания модели ВОЗ является перенос акцента сестринской помощи с аспек­тов болезни на аспекты здоровья. В «...целях оказания помощи отдельным людям, группам лиц и населению с различным состоянием здоровья сестры производят оценку физиологических, психологических и социальных аспек­тов здоровья человека в отношении его потребностей в:

- самопомощи — что может сделать человек для удовлетворения собствен­ных медико-санитарных потребностей;

- помощи на дому — что может сделать семья или другие люди для удов­летворения медико-санитарных потребностей человека;

- профессиональной помощи, — какой вклад может внести сестра в ока­зание помощи человеку».

Самопомощь или самообслуживание необходимы человеку для выпол­нения им ежедневной деятельности, оказывающей влияние на его здоровье и благополучие. Как правило, человек заботится о себе «добровольно» и не нуж­дается в профессиональной помощи. Сестра должна уметь определить, когда пациент сможет возобновить самообслуживание и поощрять его к этому.

Помощь на дому (патронажное, попечительское обслуживание) - «вид помощи, которая оказывается человеку на дому его родственниками, друзья­ми или знакомыми». Страдающие хроническими заболеваниями, инва­лиды могут находиться дома, помощь им способствует проявлению заботли­вого отношения людей друг к другу. Роль сестры здесь сводится к консульта­ции и обучению.

Профессиональный уход — вид помощи, требующий профессиональ­ных знаний (сестры, акушерки и т.д.), оказываемый как в лечебно-профилактических учреждениях, так и на дому.

Исследования, проведенные в 1970 г., определили три идеологии сестрин­ского дела: ремесленническую, профессиональную и опекунскую. В нашей стране до сих пор действует ремесленническая идеология. В рамках рефор­мы сестринского дела, начатой в России в 1993 г., предстоит изменить ее на профессиональную. Это возможно при освоении сестринским персоналом нового вида деятельности — осуществления сестринского процесса.

В рамках структуры ВОЗ рекомендуется для этого использовать модель Вирджинии Хендерсон (что не исключает использования других моделей). Следует всегда помнить, что любая модель непостоянна, она может изме­няться, отражая взгляды, практическую деятельность и задачи сестринского дела на определенном отрезке времени.

 

 

Тема занятия: Общение

После изучения темы

Студент должен уметь:

- анализировать информацию и выбирать главное

- использовать полученные знания в практической деятельности

- организовывать общение с пациентом с учетом норм профессиональной

этики;

Студент должен знать:

- Общение как средство социальной помощи и социальной поддержки.

- Функции общения.

- Уровни общения.

- Типы общения.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Дать определение понятия «Общение»

2. Назовите уровни общения

3. Охарактеризуйте типы общения

4. Перечислите функции общения

5. Назовите зоны психологического комфорта

6. Опешите эффект «Ореола»

7. Что является фундаментом терапевтического общения

8. Расскажите, что вы знаете об «Эффекте плацебо»

9. Дайте характеристику стилям общения.

 

Общение – это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящей с помощью передачи словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации. Это постоянный, динамический процесс передачи информации от отправителя к получателю, процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В последние годы в науке всё чаще вместо слова «общение» используется термин «коммуникация».

Существует два способа коммуникации: вербальный и невербальный. Способ коммуникации зависит от содержания сообщения и индивидуальных качеств получателя сообщения. Например, слепой человек лучше понимает словесную информацию. Глухой же человек может читать, в том числе и по губам.

Коммуникация – это обмен вербальной информацией между людьми с помощью невербальных приёмов.

Вербальная информация отражается в высказываниях или написанных(письмо) чувствах, мыслях, наблюдениях. Речевое общение происходит между людьми с помощью устной или письменной речи. Важно, что говорят и как говорят. Важно, чтобы общение было эффективным.

Невербальная информация отражает поступки или поведение того, кто передаёт информацию с использованием прикосновения, мимики, жестов, символов, позы вместо слов. Наука, изучающая невербальное общение, называется кинесикой. Невербальные способы общения, например, прикосновение рукой к плечу, позволяют сообщить пациенту о сопереживании, поддержке; однако пациент быстро распознаёт фальшивое отношение, поэтому эти приёмы использует внимательная и деликатная медицинская сестра.

Основой для коммуникации служат и такие факторы, как сопереживание, уважение и искренность, деликатность, как признание прав человека на свободу мыслей, чувств и достойное лечение и уход.

Навыки общения в сестринском деле требуют специальных знаний и умений, так как медицинской сестре необходимо учитывать состояние здоровья пациента, его физическое и психическое состояние.

 

Зоны комфорта при общении.

Для оказания максимальной помощи и поддержки пациенту необходимы коммуникативные и профессиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, проявлять заботу, учитывать зоны комфорта при общении.

Различают следующие зоны комфорта:


сверхинтимная от 0 до 15 см;

интимная, 16-45 см;

личная зона, примерно 45-120 см;

с оциальная, 120-300см;

общественная, более 3м.


Установив доверительные взаимоотношения с пациентом, медицинская сестра будет успешно работать с ним в любой зоне: выполняя инъекции, ухаживая за тяжелобольным, беседуя с пациентом и коллегами, обучая пациентов и их родственников в «школах пациентов» или обучая студентов во время производственной практики.

 

Функции общения.

 

Различают следующие функции общения:

1. Контактная – установление состояния взаимной готовности к общению.

2. Информационная, познавательная – обмен информацией, сообщениями.

3. Побудительная – стимуляция активности партнёра.

4. Координационная – взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности.

5. Функции понимания – адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояния своего партнёра.

6. Эмотивная, эмоциональная – обмен эмоциями между партнёрами (улыбка, первый шаг к обмену эмоциями).

7. Установление отношений – осознание места своего партнёра в системе межличностных, деловых и производственных отношений.

8. Оказание влияния – изменение поведения, состояния, знаний, представлений партнёра.

9. Взаимодействие и восприятие себя через другого (умение поставить себя на место собеседника).

Уровни общения.

Выделяют три уровня общения.

1. Внутриличностное общение – слова не произносятся вслух, а человек мысленно общается с самим собой.

2. Межличностное – общение между людьми происходит с определённой целью, когда коммуникация приобретает открыто взаимный характер, где она представляет собой взаимную передачу и принятие информации: общение на определённую тему по решению общей задачи. Коммуникация может принимать характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказывания и т.д., обеспечивая слаженность совместной работы. Обмен информацией подчинён здесь совместному решению задачи – получению нужных сведений (в процессе обследования пациента), усвоению учебного материала в процессе обучения и т.д. Такое обучение может закончиться в один сеанс или потребует несколько встреч.

3. Общественное – общение одного человека с аудиторией. Общение на этом уровне требует соблюдения определённых правил, традиций, принятых норм.

Общение как функциональная элементарная единица, из которых складывается вся система общения личности в определённый период жизни, - «вопрос-ответ», рукопожатие, многозначительный взгляд, мимическое движение в ответ, то есть речевая и неречевая деятельность как говорящего, так и слушающего.

 

Основные стили общения

 

Чтобы видеть «детали» коммуникативного процесса, научиться по целостному впечатлению от ситуации общения получать недостающую информацию, связать компоненты общения в определённый стиль влияет на отношения между людьми, на их здоровье, необходимо уметь диагностировать (распознать) стили общения:

· конвенциальный (деловой)

· примитивный

· манипулятивный

· актуализированный.

Конвенциальный (деловой) стиль предполагает довольно большую дистанцию между людьми. Выражения эмоций при этом ограничены. Участники общаются как носители определенных служебных функций.

Примитивный стиль общения предполагает наличие между людьми «театральных» или «обыденных» отношений. Эмоции при этом выражаются в зависимости от ситуации и подчинённости. Правилами взаимодействия становятся примитивные отношения: один обрывает другого, произносятся реплики, выражаются агрессивные чувства. Участники общаются «на публику».

Манипулятивный стиль. Это вид деструктивного поведения в общении, который оказывает пагубное влияние на здоровье человека.

Человек выбирает этот стиль общения тогда, когда ему выгодно преувеличивать свою силу или демонстрировать свою слабость.

Актуализированный стиль демонстрирует мотивированные, прочувственные доводы поведения. Человек принимает решения спокойно, без обид, высказывания делаются в доброжелательной форме. Такому человеку можно верить, он может быть глазами «слепца». Этот вид конструктивного поведения человека.

Существует другая классификация стилей общения:

· давления (авторитарный)

· уступки

· компромисса

· сотрудничества

· избегания.

 

 

Тема занятия: Общение в сестринском деле

После изучения темы

Студент должен уметь:

- анализировать информацию и выбирать главное

- использовать полученные знания в практической деятельности

- организовывать общение с пациентом с учетом норм профессиональной

этики;

Студент должен знать:

- Элементы эффективного общения.

- Факторы, способствующие и препятствующие эффективному общению.

- Критерии эффективного общения.

- Средства общения

Вопросы для самоподготовки

1. Дать определение понятия «Общение в сестринском деле»

2. Определите критерии эффективности общения

3. Назовите элементы эффективного общения

4. Перечислите факторы, способствующие эффективному общению

5. Перечислите факторы, препятствующие эффективному общению

6. Назовите средства общения

7. Десять «Да» терапевтического общения.

 

 

Общение в сестринском деле – обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.

Различают два вида общения:

1. терапевтическое, эффективное

2. нетерапевтическое, неэффективное.

Терапевтическое общение благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.

Фундаментом терапевтического общения является доброжелательное отношение к людям.

Средства общения

1. Речь - одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

2. Зрительный контакт

3. Выражение лица

4. Поза и положение тела(открытые и закрытые позы)

5. Мимика (проявление чувств и эмоций)

6. Жесты (движения тела человека, его рук, головы, туловища, передающие психологическое состояние человека)

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.