Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. Система счетов бухгалтерского учета и принципы





Двойной записи

Современная бухгалтерская наука рассматривает счета бухгалтерского учета как способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.

Каждый счет представляет собой двухстороннюю таблицу: левая сторона счета — дебет (от лат. «должен»), правая сторона — кредит (от лат. «верит»). Остаток средств или источников их образования на начало или конец периода называется «Сальдо». Сумма по операциям за отчетный период называется оборотом по счету. Счет может иметь два оборота – дебетовый оборот (Обд) и кредитовый (Обк).

В зависимости от содержания бухгалтерские счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные.

Счета являются активными по:

- экономическому содержанию, т. е. это те счета, которые предназначены для учета имущества по наличию, составу и размещению;

- отношению к балансу, т. е. когда счета (статьи) расположены в активной части баланса;

- сальдо (остаток), т. е. если счета имеют дебетовый остаток.

Счета считаются пассивными по:

- экономическому содержанию, т. е. когда счета отражают учет имущества по источникам его образования;

-по отношению к балансу, т. е. если счета (статьи) расположены в пассивной части баланса;

- сальдо, т. е. те счета, которые имеют кредитовый остаток.

Строение активного и пассивного счетов и порядок записи операций представлены на рисунках и соответственно.

Строение активных счетов

Счет «Активный»
Д-т К-т
Сн –наличие имущества на начало периода  
Операции, отражающие увеличение или поступление объекта имущества Операции, отражающие уменьшение или выбытие объекта имущества
Обд – оборот по дебету отражает сумму операций, отражающих поступление имущества или увеличение его стоимости Обк – оборот по кредиту отражает сумму операций, отражающих выбытие имущества или уменьшение его стоимости
Ск –наличие имущества на конец периода. Рассчитывается по схеме: Ск= Сн+Обд-Обк  

К активным относятся счета: «Основные средства», «Материалы», «Касса», «Расчетный счет», «Готовая продукция», «Нематериальные активы», «Дебиторская задолженность», «Товары», «Готова продукция и др.

К пассивным, относят все источники образования активов, а именно «Уставный капитал», «Резервный капитал» и др.

Кроме активных и пассивных счетов, в практике бухгалтерского учета используются активно-пассивные счета, которые могут иметь дебетовое или кредитовое сальдо одновременно.

Хозяйственные операции текущего учета записываются на счета по мере их накопления. Каждую операцию можно записывать отдельно, но если однородных операций много, то на основе первичных документов правомерно сводить их в накопительные или группировочные ведомости. Это позволит сократить количество записей на счетах.

Строение пассивных счетов

Счет «Пассивный»
Д-т К-т
  Сн –наличие источников образования имущества на начало периода
Операции, отражающие уменьшение источников образования имущества Операции, отражающие увеличение или возникновение источников образования имущества
Обд – оборот по дебету отражает сумму операций, отражающих уменьшение источников образования имущества Обк – оборот по кредиту отражает сумму операций, отражающих увеличение или возникновение источников образования имущества
  Ск –наличие источников образования имущества на конец периода. Рассчитывается по схеме: Ск= Сн+Обк-Обд

Особую группу составляют активно-пассивные счета, объединяющие в себе признаки активных и пассивных счетов.

Между счетами и балансом существует тесная взаимосвязь:

- каждой статье баланса, как правило, соответствует счет, кроме случаев, когда отдельные статьи отражают данные нескольких счетов (например, статья "Сырье и материалы" содержит остатки по счетам "Материалы", "Заготовление и приобретение материалов", ("Отклонения в стоимости материалов") или наоборот, остатки по некоторым счетам показываются в балансе несколькими статьями (счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками»);

- счета подразделяются на активные и пассивные аналогично статьям баланса;

- остатки активов и источников их образования показываются на счетах на той же стороне, что и в балансе;

- сумма остатков по всем активным счетам равна итогу актива (валюте) баланса, а по всем пассивным счетам - итогу пассива (валюте) баланса;

- баланс составляется на основании данных счетов бухгалтерского учета, а счета открываются на основании данных баланса.

Для систематизации всего многообразия используемых счетов, а также для обеспечения единообразия бухгалтерского учета на предприятиях различных форм собственности Минфином РФ разработан и утвержден План счетов бухгалтерского учета.

Планом счетов называется систематизированный перечень счетов, который отражает экономическую группировку информации о хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

В настоящее время на всех предприятиях применяется единый план счетов бух. учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утвержденный приказом министерства финансов РФ № 94н от 31 октября 2000 года «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (в редакции от 08.11.2010). Для банков и бюджетных организаций имеется свой план счетов.

План счетов состоит из 8 разделов, где расположены балансовые счета и отдельный раздел забалансовых счетов. Группировка балансовых счетов осуществляется в соответствии с классификацией счетов по экономическому содержанию.

1 раздел. Внеоборотные Активы

2 раздел. Производственные запасы.

3 раздел. Затраты на производство.

4 раздел. Готовая продукция и товары.

5 раздел. Денежные средства.

6 раздел. Расчеты.

7 раздел. Капитал.

8 раздел. Финансовые результаты

Забалансовые счета.

Таким образом классификация счетов бухгалтерского учета представляет собой процесс объединения их в группы по признаку однородности экономического содержания отражаемых в них показателей имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Классификацию счетов по экономическому содержанию можно представить в виде следующей схемы

Классификация счетов по экономическому содержанию

Счета имущества по составу и размещению Счета основных средств
Счета нематериальных активов
Счета оборотных средств
Счета денежных средств и финансовых активов
Счета средств в расчетах
Счета имущества по источникам их образования (обязательства) Счета, отражающие обязательства перед собственниками Счета капитала, фондов и резервов
Счета бюджетного финансирования и получения средств в порядке дарения
Счета прибылей и убытков)
Счета, отражающие обязательства перед сторонними лицами Счета кредитов и займов
Счета прочих кредиторских задолженностей
Счета задолженности по расчетам с бюджетом и другими учреждениями
Счета долговых обязательств перед персоналом и учредителями
Счета хозяйственных операций и финансовых результатов Счета процесса заготовления
Счета процесса производства
Счета процесса реализации
Счета финансовых

Исходя из объема детализации бухгалтерские счета делят на две основные группы:

- синтетические счета

- аналитические счета.

 

- субсчет

 

-

Группировка счетов бухгалтерского учета по структуре осуществляется в зависимости от того, что означают обороты и остатки по счетам.

Группировка счетов бухгалтерского учета по структуре

Номер раздела Группа Подгруппа Номера счетов
1. Основные Активные  
Пассивные  
Активно-пассивные  
2. Регулирующие Контрарные    
Дополнительные  
Контрарно-дополнительные  
3. Распределительные Собирательно-распределительные  
Бюджетно-распределительные  
4. Калькуляционные Затраты на производство  
5. Сопоставляющие  
6. Финансово-результативные  
7. Забалансовые  

ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

Двойная запись это способ ведения бухгалтерского учета, при котором каждое изменение состояния средств организации отражается, по крайней мере, на двух счетах, обеспечивая общий баланс.

Взаимная связь дебета одного с кредитом другого счета, возникающая в результате двойной записи хозяйственных операций на них, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает эта взаимосвязь, называются корреспондирующими.

Обозначение корреспонденции счетов, т.е. указание дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы хозяйственной операции, называется бухгалтерской проводкой. Например, хозяйственная операция «Поступили материалы от поставщиков» с помощью бухгалтерской проводки будет иметь следующее отражение: Дт10Кт60







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.