Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ





ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

В работе тренинговой группы всегда присутствуют два плана, две стороны: содержательная и личностная.

Содержательный план соответствует основной содержательной цели тренинга. Он изменяется в зависимости от цели тренинга.

Личностный план — это групповая атмосфера, на фоне которой разворачиваются события содержательного плана, а также состояние каждого участника в отдельности.

В результате психогимнастических упражнений могут происхо­дить изменения в состоянии группы как целого и изменения в со­стоянии отдельных ее участников, а также может быть получен мате­риал, осознание и обсуждение которого позволят продвинуться впе­ред в содержательном плане.

Понятием «психогимнастика» обозначают очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе, быть специализированными и воздейство­вать преимущественно на ту или иную психическую характеристику или носить более универсальный характер, оказывать более генерализованное воздействие.

Задачи:

• уменьшение напряжения у детей в группе;

• снятие страхов и запретов;

• развитие внимания;

• развитие чувствительности к собственной двигательной активно­сти, активности других детей;

 

• сокращение эмоциональной дистанции между детьми в группе;

• формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное пове­дение других детей.

При планировании занятий, а также в процессе проведения пси­хогимнастических упражнений важно учитывать ряд моментов:

• правильный выбор упражнения;

• инструктирование группы перед выполнением упражнения, оста­новка и обсуждение упражнения.

Выбор упражнения

Выбирая то или иное психогимнастическое упражнение, психолог ориентируется на следующее:

1. Что преимущественно должно произойти в результате его выпол­нения:

  • измениться состояние группы как целого;
  • измениться состояние каждого из участников группы в отдель­ности;
  • в большей степени измениться состояние кого-то одного или двух-трех участников;
  • будет получен материал для продвижения вперед в содержа­тельном плане.

2. На каком этапе развития находится группа: чем она сплоченней, тем свободнее, непринужденнее чувствуют себя ее участники, тем рискованнее могут быть упражнения. К ним прежде всего относятся такие, которые предполагают физический контакт участников группы в ходе выполнения упражнения, а также упражнения, которые выполняются с закрытыми глазами. Несвоевременное использование подобных упражнений приводит к повышению на­пряженности, возникновению дискомфорта в группе.

3. Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст и т. п.), а также физические данные.

4. Время дня: в начале дня целесообразно проводить упражнения, которые позволяют отключиться от забот и проблем, не относящихся к групповой работе, включиться в ситуацию «здесь и
теперь», почувствовать группу и т. д.; кроме того, бывает необходимо мобилизовать внимание, интеллектуальную активность.

Во второй половине дня следует проводить упражнения, помогающие снять усталость, создающие условия для эмоциональной разрядки. Их также полезно выполнять после напряженных обсуждений, сложных для всех или некоторых участников группы ситуаций.

5. Содержание дальнейшей работы.

Инструкция

Эффективность упражнения во многом зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию. Не следует перегружать инструкцию деталями, излишними пояснениями.

Иногда целесообразно в процессе инструктирования привести пример, иллюстрирующий выполнение упражнения, или показать, продемонстрировать, как оно должно выполняться.

Давая инструкцию, психолог внимательно смотрит по очереди на всех детей в группе, устанавливая с каждым зрительный контакт. Это повышает уровень внимания детей.

Приступать к выполнению упражнения следует только тогда, ко­гда психолог убедился в том, что все поняли инструкцию и знают, что надо делать.

Психолог принимает участие в психогимнастических упражнени­ях, особенно в тех, с которых начинается день (занятие). То же и упражнениях, в которых используется обратная связь.

Психолог не принимает участия в тех упражнениях, которые тре­буют руководства со стороны ведущего в процессе их выполнения. Психолог не участвует и в тех случаях, когда он обеспечивает без­опасность членов группы, например при выполнении упражнения с закрытыми глазами.

Упражнения

Данные упражнения являются материалом, которые можно исполь­зовать в качестве дополнения или изменения содержания занятий. Структуру каждого занятия образуют:

I. Упражнения на создание работоспособности.

II.Упражнения содержательного плана.

III. Упражнения для получения личностной обратной связи.

Баранья голова

— Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно по­знакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предос­тавляется шикарная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, — выбрать себе имя. Ведь часто бывает так: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка», или «Ленуля», или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, когда их называют по отчеству без име­ни — Петрович, Михалыч.

А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его ку­мир. Есть люди, которые имели в детстве забавное прозвище и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обра­щались именно так.

У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать се­бе игровое имя.

Все остальные члены группы — и я, психолог, тоже — в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сраму и прочно запомнить все игровые имена.

Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй — имя предыдущего и свое, третий — имена двух предыдущих и свое и т. д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя — только запоминать. Это упражнение называется «Баранья голова».

Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова» — конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие — называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.

Качество

Дети садятся в кругу.

— Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он больше всего ценит в людях. После того как вы сделаете свой выбор, придумайте (или вспомните) короткий рассказ, историю, притчу, которые несли бы информацию о выбранном вами качестве.

Услышав ваш рассказ (историю, притчу), остальные участники группы должны понять, о каком качестве идет речь.

Свой способ приветствия

Дети становятся в круг.

— Будем подходить друг к другу и здороваться. При этом каждым из партнеров использует свой способ приветствия, который должен быть невербальным. Со следующим партнером надо поздороваться тем способом, который использовал, здороваясь с вами, ваш предыдущий партнер. Если в какой-либо из пар «встретятся» два одинаковых приветствия, то следующих своих партнеров эти два человека должны приветствовать новым способом.

Будь внимателен

Дети садятся в кругу.

— Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: один, два, три и т. д. Кто-то из нас начнет счет, а рядом сидящий (по часовой стрел­ке) продолжит и т. д.

Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6 (например, 16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вста­вание на хлопок без произнесения числа).

Если кто-то из нас ошибется, он выбывает из игры, но при этом ос­тается сидеть в кругу. И мы все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть.

Собственное движение

Вся группа становится в круг.

— Пусть каждый из вас придумает какое-нибудь движение и по очереди продемонстрирует его всем. При этом будем внимательны и постараемся запомнить движение каждого.

Группа выполняет эту часть задания.

— Теперь, когда мы все запомнили движения друг друга, приступим к самому упражнению. Тот, кто начинает, выполняет сначала свое движение, а затем движение того из нас, кому он захочет передать ход. Всем вам надо быть очень внимательными, чтобы не пропустить тот момент, когда будет выполнено ваше собственное движе­ние и право хода перейдет к вам. Тот, кому передают ход, должен будет сделать свое движение и передать ход дальше.

Обратите внимание на одно ограничение: нельзя передавать ход обратно, т. е. тому, кто только что передал его вам.

Ритм

Дети садятся в кругу.

— Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый.

Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать вы­полнение упражнения. (Психолог демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.)

На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнем первым, хлопнет два раза в ладоши и скажет название своего животного: например, «волк», а потом, хлопнув два раза по коленям, — название животного того, ко­му он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопнув два раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопнув два раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя вы­биваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибется, получат дополнительное задание.

Змея

Дети встают. Психолог предлагает одному из них какое-то время побыть в коридоре или другом помещении.

— Давайте возьмемся за руки так, чтобы у нас получилась цепочка. Эта цепочка изображает змею, а два крайних участника — ее голову и хвост. Как это часто бывает, змея сворачивается во всевозможные
кольца — «запутывается». (Психолог помогает «змее» запутаться, предоставляя инициативу запутывания «голове». В процессе запутывания можно перешагивать через сомкнутые руки, подлезать под них. В конце запутывания «голова» и «хвост» змеи могут спрятать свои свободные руки, но браться за руки они не должны.)

Когда «змея» запуталась, психолог приглашает подростка, находившегося за дверью, и предлагает ему распутать «змею». При этом ему можно сообщить, что у нее есть «голова» и «хвост».

Часы

Дети садятся в круг.

— Представим себе, что наша группа — это большие часы. Ты (психолог обращается к сидящему слева от него участнику группы) будешь цифрой 1 на циферблате, ты (психолог обращается к следующему по часовой стрелке участнику) — цифрой 2, ты — цифрой 3 и т. д. (В результате все цифры на циферблате часов оказываются распределенными между участниками.)

Наши часы, как и положено, показывают время и делают это так: я буду говорить время, например 15 часов 20 минут, и тогда сначала тот из нас, кому досталась цифра, на которой стоит часовая (малень­кая) стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, у кого цифра, на которой стоит минутная (большая) стрелка, говорит «бом». Если часы показывают такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, на­пример 12 часов ровно, или 13 часов 5 минут, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».

Баржа

Дети группы сидят в кругу. У психолога в руках мяч.

— Сейчас мы все займемся тяжелым физическим трудом — будем грузить баржу. Делать мы это будем следующим образом: я назову одну из букв алфавита и какое-нибудь слово, обозначающее предмет,
который в принципе может быть погружен на баржу, и брошу мяч ко­му-то из нас. Тот, в свою очередь, называет предмет, начинающийся на ту же букву, и отправляет мяч дальше. Делать это надо быстро,
чтобы погрузка шла без задержек и с участием всех присутствующих. Иногда мы будем менять букву. Кроме того, у нас будут некоторые ограничения: на баржу нельзя грузить то, что не может быть на ней перевезено: астероиды, айсберги, а также будем гуманистами и не бу­дем грузить, например, аборигенов и антилоп. Экспертом, разрешаю­щим спорные ситуации, буду я.

Мостик

Группа делится на две команды. (Как показывает практика, те, у кого есть проблемы в общении друг с другом, выбирают разные ко­манды.)

На полу рисуется мостик во всю длину комнаты шириной около 20 см или кладется доска. На этом мостике выстраивается одна ко­манда друг за другом с интервалом около метра. Каждый участник второй команды должен пройти через мостик, разминувшись с каж­дым участником другой команды. Если кто-то оступится (независи­мо от того, в какой он команде), вся команда начинает прохождение мостика с самого начала. Затем команды меняются местами.

Запаздывающее зеркало

8-10 детей выстаиваются полукругом лицом к центру. Психолог показывает какие-либо произвольные движения (хлопок в ладоши, реверанс и т. д.). После показа второго движения первый участник должен повторить первое движение. После показа третьего движения первый участник должен повторить второе движение, второй участ­ник — первое. После показа четвертого движения первый участник должен повторить третье, второй — второе, третий — первое и т. д., пока последний участник не повторит первое движение.

Таким образом, каждый последующий участник должен показать предыдущее движение предыдущего участника.

Секретный фарватер

7-8 детей выстраиваются паровозиком и держатся друг за друга. Всем, кроме первого, завязываются глаза. Первый участник — рулевой. Рулевой должен провести свой корабль до противоположной стены, минуя препятствия-мины, без единого слова. Основная слож­ность заключается в том, что «хвост» имеет свойство вилять и нале­тать на «мины», чтобы этого не случилось, каждый участник должен в точности повторять движение предыдущего.

Упражнение можно усложнить, увеличив длину корабля и количество мин.

• Одновременно можно «пустить в плавание» несколько кораблей; требуется большое внимание, чтобы они не столкнулись и не подо­рвались на мине.

Спутанные цепочки

Дети встают в круг, закрывают глаза и вытягивают перед собой правую руку. Соприкоснувшись, руки сцепляются. Затем дети вытягивают левую руку и снова ищут себе партнера. Психолог помогаем рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.

Дети открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается «проворачивание шарниров» — изменение положения кистей без расцепления рук.

В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Шестерка

Очень простая и веселая игра, помогающая детям потренировать внимание и сообразительность.

Все игроки встают в круг.

Каждый участник группы (начиная с психолога) по очереди назы­вает числа натурального ряда: один, два, три... Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например, 6, 12, 16 и т. д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча под­прыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Играть можно до трех оставшихся, наиболее внимательных игро­ков. Вместо шестерки можно использовать другие цифры.

Коллективный счет

Дети стоят в кругу, опустив головы и, естественно, не глядя друг на друга.

Задача группы — называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок.

При этом должны выполняться три условия:

1) никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невер­бально);

2) нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд;

3) если нужное число будет названо вслух двумя или более игрока­ми, ведущий требует снова начинать с единицы.

Общей целью группы становится ежедневное увеличение достиг­нутого числа при уменьшении количества попыток. Психолог повторяет детям, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить на­строй других, чтобы понять, нужно ли в данный момент промолчать пли пришла пора озвучить число.

Выбор траекторий

— У многих людей есть привычка, размышляя над решением ка­кой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории. Кто-то движется по кругу... (показывает), кто-то предпочитает ходить, совершая более резкие повороты, т. е. описывая квадрат или прямо­угольник... (показывает), кто-то будто шагает вдоль сторон треуголь­ника... (показывает). И наконец, встречаются люди, которые, раз­мышляя, движутся по траектории, которую мы называем зигзагом... (показывает).

У нас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться по ком­нате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличи­вать размеры описываемых фигур по вашему желанию. И обратите внимание на то, какая траектория вам подошла больше всего и доста­вила удовольствие. Поняв это, пройдите несколько раз по такой тра­ектории.

Теперь посмотрите, кто оказался в одной группе с вами? Кто так же, как и вы, предпочитает именно эту фигуру? Видимо, что-то объ­единяет вас, видимо, есть в вас нечто схожее, раз ваши вкусы в отно­шении этой геометрической фигуры совпадают.

Обсудите в группах, в чем сходство между вами — людьми, вы­бравшими круг, квадрат, треугольник или «восьмерку». Почему имен­но эта фигура оказалась для вас наиболее привлекательной?

Орда

— Какая команда более всех уверена в себе и согласна играть пер­вой? Вы — Отрешенные, если хотите — Замороженные. Сейчас ваша задача погрузиться в себя, отрешиться от любых внешних воздей­ствий. Вам надо будет застыть, внутренне заморозиться. По моему сигналу вы развернетесь лицом к остальным командам, и в тот же мо­мент на вас налетят, как орда, две другие команды. Их задача — вас разморозить, вызвать у вас любые душевные реакции.

Существуют два ограничения орды: нельзя дотрагиваться до За­мороженных и нельзя им кричать в ухо. Все остальное, любые прово­кации — все можно. Если человек моргнет — это не считается, это ре­акция физиологическая, а не душевная. Но если вы ему скажете: «Ты моргнул, все, выходи!» — и он ответит вам: «А моргать можно!» — то тут-то он и выходит, потому что вы его поймали. Орда, советую вам работать творческими группками, так легче выводить даже самых стойких. Что касается Замороженных, то им нельзя прятать глаза они должны смотреть прямо, так чтобы каждый мог оказаться в полеих зрения.

Итак, внешний круг — пока тишина, готовьтесь к штурму, а внутренний расслабьтесь... Пять — вы погружаетесь внутрь себя, четыре найдите какой-нибудь образ или ситуацию, в которую вы можете погрузиться душой полностью, три — вы полностью там, вы не воспринимаете ничего вокруг себя, два — вы глубоко внутри себя, один повернулись. Орда вперед!

Игра-бой идет 1-2 минуты.

Обсуждение.

• Сколько человек разморозились сразу?

• Сколько в течение игры?

• Сколько остались стойкими? Кто с трудом, но держался?

• А кому это было нетрудно?

Автобус

Плотно прижимаясь друг к другу, «народ» (человек 15—20) скучивается, аналогично пассажирам в плотно забитом автобусе.

Задача игрока — прорваться сквозь эту плотную массу, причем не обманом или хитростью, а напором и физической силой. «Народ в ав­тобусе» не имеет права хватать игрока руками и цепляться руками друг за друга — нет, есть просто плотная масса напряженных и при­жатых друг к другу тел. Более того, не пуская игрока телами, душами «автобус» помогает игроку, подбадривая его громкими криками «Да­вай!», «Еще!», «Вперед!» и аналогичными, придающими игроку до­полнительные силы.

Чтобы это сильное упражнение не превратилось в простую физи­ческую зарядку, каждый проходящий через «автобус» с помощью пси­холога должен понять, что он хочет найти для себя в этом упражне­нии, что для него значит это преодоление, какие ситуации в его жиз­ни — этот «автобус», как он собирается использовать в своей жизни полученный опыт.

Учитывая, что после такого упражнения человек находится в из­мененном состоянии сознания, те слова, которые в эти минуты ска­жет психолог, могут лечь очень глубоко. Заканчивается упражнение обратной связью: сообщением о том, что почувствовала и увидела группа, что она может сказать о человеке и упражнении.

Фотографы

Вкомнате расставлены стулья. Один или несколько детей «фото­графируют» (с короткой выдержкой — на счет 3, или 2, или 1) общий вид комнаты и выходят. Пока они за дверью, расположение стульев меняют, — причем лучше не делать полную перестановку, а только слегка изменить положение двух-трех стульев.

— Войдите. Что изменилось?
Или:

Два ученика стоят перед полукругом, а все сидящие «фотографи­руют» их с некоторой выдержкой (о которой была предварительная договоренность). Затем эти двое выходят за дверь и что-то изменяют и своем внешнем облике или меняются какими-нибудь деталями сво­ей одежды.

Когда они снова входят в комнату, остальные должны вспом­нить — как было?

Глаза товарищей

Дети сидят двумя рядами, лицом друг к другу.

— Всем отвернуться! Хорошо ли вы помните товарищей, сидящих напротив вас? Вспомните, какие у них глаза — величина, форма, цвет.
На счет десять проверьте свою память — рассмотрите глаза всех сидя­щих в ряду напротив. Распределите время — надо успеть, пока я со­считаю до десяти, увидеть всех.

Поверните голову! Девять! Десять!

Не закрывайте глаза, только отвернитесь. Первый слева, расска­зывайте. Остальные — проверяйте описание, сопоставляйте его со своим внутренним видением.

Мысленно пересадите всех, сидящих против вас, в таком порядке: слева должен сидеть самый светлоглазый, а справа — самый темно­глазый. Не смотрите на них — отвернитесь.

Готово? Сделайте короткую проверку на счет пять. Посмотрите... 4! 5! Отвернитесь. Рассказывайте, как пересадили товарищей!

Семафор

— Вот три листка бумаги: зеленый, желтый и красный. Следите за мной, я буду иногда поднимать один из листков. А ваша обязанность: на зеленый — хрюкать, но идти, на желтый — замереть, на красный — топать на месте. Пожалуйста, продолжайте пересаживаться и будьте внимательны к возникающим цветам семафора! В том случае, если семафор выключен, идите нормально.

Арифмометр

Дети образуют полукруг. Десять человек рассчитываются от единицы до десяти (это и ноль). Кроме того, в зависимости от количества детей могут быть знаки: плюс, минус, знаки умножения, деления, равенства. Могут быть и числа, продолжающие счет, — 11, 12, 13 и т. д.

Задается:

— Пять, умноженное на четыре, минус один.
Встает пятерка, хлопает в ладоши и садится.
Встает знак умножения, хлопает и садится.
Встает четверка, хлопает и садится.

Встают одновременно двойка и ноль (число 20), хлопают и садятся. Встает знак минуса, хлопает и садится. Встает единица, хлопает и садится. Встает знак равенства, хлопает и садится. Встают единица и девятка (итог 19), хлопают и садятся. Встают все, принимавшие участие в этом действии, одновременно хлопают и садятся.

Символика

— Внимание! Каждый из вас на время сегодняшней встречи дол­жен обзавестись своей собственной символикой. Каждому из вас предстоит сейчас придумать, изобрести себе три символических ат­рибута: во-первых, псевдоним, во-вторых, именной отличительный знак и, в-третьих, девиз. Именной отличительный знак должен быть нарисован на листке. Он должен быть достаточно прост и символичен. Девиз должен быть кратким и образным.

Итак, псевдоним, отличительный знак и девиз. Например, псевдо­ним — «Дядя Вася», отличительный знак — лопата, девиз — «Рою глубоко». Если задание понятно, можете приступать к работе. Повто­ряю, сейчас каждый изобретает себе псевдоним, личный отличитель­ный знак и девиз... Теперь можно обменяться своими рисунками, об­судить их и попытаться дать каждому из собравшихся его личную ха­рактеристику. Кроме того, вам предстоит оценить, насколько удачно были выбраны символические атрибуты каждым из участников груп­пы. По пятибалльной системе проставьте оценку каждому участнику по совокупности выбранного им псевдонима, именного знака и девиза. Итак, пускаем свои листочки по кругу, все по очереди выставляем на них оценки. Нам осталось подсчитать суммарный балл и установить, кто из нас смог лучше выразить себя в такой символической форме.

Фраза по кругу

— Выберем какую-нибудь простую фразу, например: «В саду па­дали яблоки». Теперь, начиная с первого игрока справа от экрана, на­чинаем произносить эту фразу по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивленной, безразличной и т. д.).

Если подросток не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается до тех пор, пока не останется несколь­ко (3-4) победителей.

Итак, по сигналу все дети, начиная с того, кто сидит справа от эк­рана, произносят одну и ту же простую фразу. Но с разной интонаци­ей. Повторять интонации нельзя. Тот, кто не может придумать новую интонацию, выбывает из игры. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3-4 победителя. Может быть, она закончится и раньше, если никто из детей не сможет придумать ничего нового.

Цвета эмоций

— Выбираем водящего. Водящий по сигналу закрывает глаза, а ос­тальные задумывают какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий. Когда водящий откроет глаза,
все участники своим поведением, главным образом эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается
другой водящий, если нет, то остается тот же самый.

Итак, по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные ти­хо загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет. Водящий должен его отгадать.

Зеркало

— Сейчас мы предлагаем выполнить несколько несложных зада­ний, точнее — сымитировать их выполнение.

Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре. Задания следующие:

1) пришиваем пуговицу;

2) собираемся в дорогу;

3) печем пирог;

4) выступаем в цирке.

Особенность этих занятий в том, что каждое из них вы будете вы­полнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т. е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Но сначала давайте разобьемся на пары... Пары готовы, приступаем к заданиям.

Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из них — исполнитель, а другой — его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы — зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют парт­неру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом, перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа оценивает акте­ров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе.

Затем оценки всех участников будут суммированы и каждый смо­жет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Итак, начи­наем Представление.

Подводятся итоги. Каждый подросток вычисляет для себя сум­марную групповую оценку, полученную им в роли зеркала.

Ловля моли

Психолог указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее дома развелось мно­го моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли».

Далее психолог предлагает всем детям «убить по 10 штук моли», и первый демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопа­ньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т. п. Он побуждает всех детей принять участие в этом действии.

Прекращает упражнение психолог с учетом степени вовлеченно­сти всех участников в игру.

Рекорд группы

Это упражнение сходно по смыслу с «Путаницей». Оно проводит­ся с группой не менее чем из 15 человек. Необходимы три крепких стула или табуретки. Стулья ставятся максимально близко друг к другу по кругу, спинками наружу.

Выбирается водящий. Ему дается задание: он должен разместить на этих стульях (так, чтобы никто не касался ногами пола) макси­мальное количество участников. Решение состоит в том, что необхо­димо в середину стульев, ногами на них поставить наименее полных мальчиков и девочек и постепенно наращивать эту группу со всех сторон участниками, которые бы держались за тех, кто в центре. Самые последние могли бы встать на стулья даже одной ногой, прочно держась за своих товарищей. Весь секрет этого упражнения состоит в выборе подходящих по телосложению и ловкости подростков в центр и на периферию формируемой, на стульях группы.

Отгадай вещь

Дети садятся в круг.

Психолог (или знающий эту игру подросток) мимикой, жестами, телодвижениями изображает действия с неким всем известным пред­метом. Отгадывает вся группа, но, главное, должен отгадать сидящий рядом с ним по часовой стрелке. Если он отгадал, то кивает тому, кто изображает предмет.

Первый подросток как бы передает изображавшийся предмет вто­рому, второй должен изобразить релевантную деятельность с этим предметом и отложить предмет в сторону. После этого второй подосток изображает деятельность со своим новым предметом. Отгады­вает вся группа, но кивнуть, что, мол, я отгадал, должен третий под­росток.

Второй подросток передает ему свой предмет, третий действует с предметом, откладывает его в сторону и загадывает свой предмет. Так упражнение идет по кругу. Последним отгадывает первый подросток.

Что делать, если рядом сидящий подросток не отгадал предмет? Он не кивает, а наоборот, мимикой показывает, что еще не знает пред­мет и просит поработать еще с предметом, возможно, добавить ка­кие-то новые действия с ним, чтобы дать шанс отгадать. Группа не должна подсказывать, что это за предмет.

Отгадывают все, но отвечает за отгадку только один — сидящий рядом с загадывающим подросток.

Изобрази животное

Начинается это упражнение обычно с фанта: его владелец должен изобразить животное, которое ему назовут: петуха, котенка или со­баку. Следующих подростков можно попросить уже самостоятельно показывать какое-то животное. Так появляются медведь, змея, воро­бей, суслик, баран. Некоторых животных придется показывать в па­рах, русскую тройку — даже втроем.

Передай действие

Выполняется это упражнение следующим образом: группа обра­зует круг. Лучше всего, чтобы девочки и мальчики чередовались. Психолог просит их всех закрыть глаза и повернуться налево (или направо, но всем в одну сторону). Он предлагает с закрытыми глазами найти правое плечо того, кто стоит впереди и положить правую ладонь ему на правое плечо.

Затем дается инструкция:

— Сейчас я поглажу по голове, постучу по спине, нарисую крест на лопатках или сделаю еще что-либо со стоящим впереди меня. Тот, кто впереди меня, должен как можно точнее и как можно быстрее пе­редать мои действия дальше, вперед, тот — еще дальше, и так по кру­гу. Эти действия должны как можно быстрее вернуться ко мне. Но пока они идут, я успею запустить еще дюжину всяких действий. По­нятно? Начали!

Через минуту-полторы упражнение стоит оборвать, предложит: всем открыть глаза и развернуться лицом друг к другу. Психолог за­дает серию вопросов:

• Кто работал честно, а кто подглядывал?

• Все ли действия вы передавали?

• Кому было больно, неприятно, неловко?

Упражнение повторяется, но группа поворачивается в другую сто­рону. Теперь психолог «запускает на орбиту» несколько больше дей­ствий. Опять проводится небольшое обсуждение.

Для третьего прогона психолог может назначить кого-то вместо себя начинать 10 новых движений, группа должна их «прогнать по кругу» и вернуть начавшему. Наконец, для четвертого прогона мож­но в качестве начинающих выбрать двух: мальчика и девочку. Одно­временно они должны передавать и то, что ощущают спиной. Причем лучше всего этих мальчика и девочку найти на противоположных концах круга.

После 2-3 минут работы, когда все действия прошли по кругу, группа открывает глаза и психолог побуждает детей отгадать, какие действия начинал мальчик, а какие — девочка.

I I. Упражнения, направленные преимущественно

Комиссионный магазин

Детям предлагается заглянуть внутрь себя и определить, каких ка­честв каждому не достает для полного совершенства, а каких качеств у них в избытке и они могут поделиться ими с кем-нибудь.

На размышление дается 3-5 минут. После подготовительного эта­на начинается игра в комиссионный магазин, но не простой, а особен­ный. Товары, которые принимает продавец, — это различные челове­ческие качества, например лень, великодушие, чувствительность. За товары продавец дает не деньги, а тоже человеческие качества, те, ко­торые у него есть и которых ему не жалко отдать за предложенный то­вар. В результате «сделки» каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества или от его части и пробрести что-то

необходимое.

Дети разбиваются на пары «продавец—покупатель».

Невербальное общение

Из группы выбираются двое детей. Им предлагается побеседовать на «тарабарском» языке. В разговоре можно использовать все, кроме родного (или любого из известных обоим участникам) языка, это мо­гут быть жесты, звуки, мимика-Задача двух выбранных детей — завязать друг с другом полноцен­ный разговор, а лучше даже спор о чем-нибудь, стараясь при этом максимально сосредоточиться на всех проявлениях своего партнера, чтобы верно понять смысл его своеобразной активности.

Задача зрителей — попытаться угадать, о чем, собственно, идет речь этих собеседников.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.