Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







III. Упражнения для получения личностной обратной связи





Благодаря обратной связи подросток может корректировать свое по­следующее поведение, заменяя неудачные способы общения на но­вые, проверяя их воздействие на окружающих. Позитивная обратная связь — хорошее средство стабилизации и повышения самооценки участников занятий, актуализации их личностных ресурсов, а также создания позитивного эмоционального фона в группе.

Таможня

Из состава участников выбираются два «работника таможни» и два «иностранца».

Задача первых состоит в том, чтобы так организовать беседу с иностранцами, чтобы выяснить, кто из них провозит «контрабанду». «Багажом» могут быть две книги, с которыми «иностранцы» подхо­дят к «таможенникам», а «контрабандой» — вложенный в одну из книг лист чистой бумаги. «Таможенники» не имеют права «прове­рять багаж». Они должны решить свою задачу, опираясь на свою на­блюдательность и интуицию.

«Иностранцы» за дверью комнаты придумывают легенду: из ка­кой страны они приехали, с какой целью и т. п. Главная задача «ино­странцев» состоит в том, чтобы в ходе разговора не вызвать подозре­ний «таможенников» и рассказать такую легенду, которая поможет отвлечь внимание «таможенников». Беседа длится до тех пор, пока «таможенники» не решают, у кого из «иностранцев» спрятана «кон­трабанда». После того как ответ высказан, другие участники также предлагают свои решения. И только потом «иностранцы» признаются.

В заключение игры происходит общее обсуждение, в ходе которо­го группа анализирует, какие ответы были правильными и почему. Выявляется, по каким признакам «таможенники» и зрители опреде­лили, у кого из «иностранцев» была спрятана «контрабанда».

Карусель

Дети встают (садятся) по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники рас­положены лицом к центру круга). По сигналу психолога все участни­ки внешнего круга делают одновременно один или два шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером.

Таких переходов в игре несколько. Причем каждый раз роль уча­стникам задает психолог.

Возможные примеры ситуаций

• Перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его.

• Перед вами человек, которого вы видели последний раз, когда учились вместе в первом классе, причем вы не сразу узнали его. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему...

• На школьном дворе вы видите двух дерущихся подростков из вашего класса. Увидев вас, один из них убегает, другой остается на месте. Заговорите с ним, постарайтесь узнать причину конфликта.

• Перед вами школьник, который сегодня на вашем уроке был очень рассеян, а на ваше замечание отреагировал грубостью. Вы попро­сили его остаться после урока. Поговорите с ним, установите контакт, выясните, что с ним происходит.

Время на установление контакта и проведения беседы в каждой ситуации 2-3 минуты.

Затем ведущий дает сигнал, участники должны в течение 30 се­кунд закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к но­вому партнеру.

Передвижения

Дети встают и начинают перемещаться по комнате с закрытыми глазами, стараясь не сталкиваться друг с другом. Затем они должны продолжать двигаться уже с открытыми глазами, но, не устанавливая друг с другом зрительного контакта. И, наконец, все еще продолжая двигаться, они должны приветствовать рукопожатием всех встречаю­щихся членов группы и представляться им.

Психолог также может принимать участие в выполнении данного упражнения.

Каждый подросток по очереди сначала говорит о том, что ему меньше всего понравилось в данном упражнении. Затем участники говорят о том, что им больше всего в нем понравилось.

Задавание вопросов

Приготовьте распечатки следующего вида:

 

  3. 3. О. О. 3. О. О. О. 3. 3.    

3. — закрытый вопрос; О. — открытый вопрос

Все дети разбиваются на пары. Психолог раздает распечатки. Один из членов пары задает вопросы, другой — отвечает. Вопросы следует задавать в указанном порядке, т. е. сначала задается закрытый во­прос, потом еще один закрытый, потом открытый и т. д. Дети могут выбрать для работы любую тему, но всегда вопросы должны зада­ваться в соответствии с выбранной темой.

После того как будут заданы все десять вопросов, члены пары ме­няются ролями и продолжают работу, но уже над другой темой.

В соответствии с целями данного упражнения закрытыми мы на­зываем вопросы, ответы на которые состоят из одного слова (часто это «да» или «нет»), а открытые вопросы — это вопросы, на которые можно давать развернутые ответы. Приведем примеры открытых и закрытых вопросов.

Закрытые вопросы:

• Как вас зовут?

• Вы живете здесь?
Открытые вопросы:

• Что вы сейчас чувствуете?

• Что вы думаете о...?

После этого психолог просит всех детей сесть в общий круг.

Далее проводится обсуждение упражнения, при этом особо выде­ляются два аспекта: процесс выполнения упражнения (как участники его выполнили и что при этом чувствовали) и содержание (то, о чем участники говорили, выполняя данное упражнение).

Молчаливые пары

Все дети разбиваются на пары. Члены каждой пары садятся друг напротив друга и в течение пяти минут хранят молчание. Детей про­сят поддерживать только контакт взглядов. Также при желании де­тей можно попросить в течение этих пяти минут держать друг друга за руки. Единственное правило состоит в том, что все дети, выполняя данное упражнение, должны молчать.

«Горячий стул»

Дети должны выполнять следующие инструкции:

• каждый участник оказывается в течение двух минут сидящим на «горячий стул»;

• когда один из участников оказывается на «горячий стул» (можно либо оставаться сидеть на своем месте, либо выставлять специальный стул в центр круга), то остальные участники получают право задавать ему любые вопросы;

• если человек не хочет отвечать на заданный ему вопрос, то может просто сказать «пропускаю»;

• по прошествии двух минут участник, сидящий на «горячем стуле», выбирает на свое место другого.

Подобная процедура продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

Затем проводится обсуждение: каждый подросток по очереди сна­чала говорит о том, что ему меньше всего понравилось в данном упражнении. Затем дети говорят о том, что им больше всего в нем по­нравилось.

Язык тела

— Поскольку очень сложно делать однозначные выводы о том, ка­кую информацию «передает» тело, полезно провести исследование того, как люди воспринимают посылаемые им невербальные сообще­ния.

Во время выполнения данного упражнения дети должны просто молча сидеть на своих местах. Затем добровольца из числа участни­ков просят «устроить поудобнее» остальных членов группы, т. е. про­извести некоторые изменения, цель которых — сделать так, чтобы каж­дый почувствовал себя более комфортно на своем месте; например, если доброволец видит, что у одного из участников руки скрещены на коленях, то он может привести их в нормальное положение, или опус­тить чуть ниже плечи у другого участника, или повернуть чуть в сто­рону голову третьего.

После двух-трех таких изменений психолог инициирует обсужде­ние того, что каждый из присутствующих думает и чувствует по по­воду произведенных изменений.

Гляделки

Все дети разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Их задача — просто молча сидеть, глядя при этом друг другу в глаза. Они должны отслеживать моменты, когда происходит прерывание зри­тельного контакта.

Можно предложить детям еще один вариант данного упражне­ния — поддерживая зрительный контакт, члены пары могут при этом разговаривать друг с другом.

После этого психолог просит всех детей сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения.

Чувства

Психолог раздает детям заранее заготовленные распечатки со списком «чувств». Дети должны поставить галочки напротив всех чувств, которые им приходилось хоть раз в жизни испытывать. После выполнения данной стадии упражнения дети объединяются со свои­ми соседями в пары и сравнивают сделанные ими на распечатках по­метки. Через пять минут все садятся в общий круг и обсуждают при­роду чувств и особенности их выражения.

Непосредственное осознавание

Всех детей просят разбиться на пары, затем члены каждой пары должны сесть друг напротив друга. После этого один из членов пары начинает описывать все, что видит вокруг себя. Такое описание мо­жет быть весьма подробным. Рассказ может строиться, например, так:

«Сейчас я осознаю, что ты сидишь напротив меня. Я могу видеть твое лицо и твою улыбку. Я вижу, что у тебя карие глаза и светлые во­лосы с несколькими темными прядями. Ты сидишь на старом сером стуле, ковер под ним зеленого цвета, на нем красивый узор...»

Это все, что требуется от участников. Их цель — описать как мож­но больше всего за пять минут. По прошествии этого времени члены пары меняются ролями.

После этого психолог просит всех детей сесть в общий круг.

Описания

Все дети разбиваются на пары, и члены каждой пары садятся друг напротив друга. Психолог выдает каждому подростку по какому-ли­бо предмету. Для этого можно использовать простые и привычные предметы, такие как консервные открывашки, банки с консервиро­ванными бобами, бутылки, вазы или украшения. Каждого подростка просят описать своему партнеру полученный предмет, не оценивая его при этом и даже не рассказывая о его назначении. Например, бан­ку с консервированными бобами можно описать следующим обра­зом: «Этот предмет имеет цилиндрическую форму. На него наклеена зеленая этикетка, на которой написаны какие-то слова. Слова на эти­кетке написаны коричневым и красным цветом...»

Задача детей — как можно более полно и детально описать полу­ченные предметы. (Очень часто, выполняя подобные упражнения, люди начинают немного по-новому видеть привычные вещи. Такие изменения могут произойти также и в том, что касается восприятия других людей в повседневной жизни. Об этом можно поговорить в ходе дальнейшего обсуждения.)

После этого психолог просит всех детей сесть в общий круг.

Далее проводится обсуждение упражнения.

Шериф и убийца

Для игры подготавливаются билеты соответственно числу участ­ников. На двух билетах отмечены роли «шерифа» и «убийцы». Дру­гие билеты — пустые. Все билеты скручиваются таким образом, что­бы надписи не были видны, и складываются в темный пакет. Каждый подросток выбирает себе билет, но не показывает его другим игрокам.

Подросток, которому досталась роль «убийцы» должен взглядом «убивать» других игроков. «Шериф» обязан найти «убийцу», при этом он может ориентироваться на два игровых момента. Во-первых, он определяет «убийцу» по взгляду. Во-вторых, другие игроки, по­чувствовав взгляд «убийцы», говорят: «Я убит», тем самым показы­вая «шерифу», кто в группе играет роль «убийцы».

Игру можно повторить 4-5 раз со сменой игроков, играющих роль «шерифа» и «убийцы». После каждого игрового акта организуется общее обсуждение.

Участники выясняют, по каким признакам «шериф» определил «убийцу» и, если он не сумел этого сделать, то почему; обмениваются впечатлениями об ощущениях, которые у них возникли, когда они почувствовали взгляд «убийцы».

Хиппи

Дети становятся в круг.

— Одно время во всем мире было очень популярно движение хип­пи. Хиппи имели разнообразные традиции, привычки, обычаи, отли­чавшие их от других людей. Например, они делали какие-нибудь над­писи на своей одежде, часто отражавшие жизненную позицию, девиз ее обладателя.

Сейчас мы будем бросать этот мяч друг другу со словами: «Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано...»

Тот, кому брошен мяч, должен сказать, согласен ли надеть фут­болку с такой надписью или нет.

Будем внимательно следить за тем, у кого уже побывал мяч, а у ко­го нет. Надо, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то над­писью.

Искусствоведы

Все дети садятся в круг.

— Представьте себе, что вы все известные художники, и именно поэтому вас пригласили принять участие в весьма престижной вы­ ставке, которая очень скоро откроется в нашем городе. Вас попроси­
ли представить на выставку свой автопортрет. К сожалению, готового автопортрета у вас нет, но вы не хотите отказываться от участия в вы­ставке и садитесь за работу. Сейчас я раздам вам «холсты» (психолог
держит в руках листы плотной бумаги), и вы напишете на них свой автопортрет (вам будет предоставлено для этого время). Помните, что творчество — процесс очень личный, поэтому работайте над авто­портретом самостоятельно, не советуясь с другими и не интересуясь

тем, что изображено на полотнах ваших товарищей. И еще один важ­ный момент — не надо подписывать автопортрет, ставить на полотне какие-либо знаки, делать пометки.

По мере готовности психолог собирает автопортреты, причем ста­рается запомнить (или записывает), в какой последовательности они к нему попадают. Когда работа закончена, все снова садятся в круг.

— Теперь давайте еще раз перевоплотимся и представим себе, что мы все известные искусствоведы, которых пригласили быть экспер­тами на этой выставке. И вот, когда до открытия выставки уже оставалось совсем немного времени, привезли последнюю партию картин
и среди них оказалось неподписанное полотно. Это — автопортрет. Работа очень хорошая и было бы обидно, если бы она осталась не представленной на выставке. Но вы — высококвалифицированный специалист и можете определить автора по манере письма. Я раздам
каждому из вас автопортреты, и вы должны будете подписать тот автопортрет, который вам достанется. Просьба сделать это самостоятельно, не советуясь с другими «искусствоведами». Я постараюсь, раздавая автопортреты, сделать так, чтобы к вам не попала ваша работа, но если это все-таки произойдет, скажите мне, и я поменяю работу.

После того как все работы подписаны, все садятся в более тесный круг и каждый по очереди кладет в центр тот автопортрет, который он подписал, и поясняет, почему он поставил именно эту подпись.

Изображение

Дети образуют «внешний круг», т. е. садятся, повернувшись спи­ной к центру круга. В центр круга кладутся несколько чистых листов бумаги и два фломастера (синий и красный).

— Сейчас кто-нибудь из нас войдет в круг и на чистом листе бумаги синим фломастером нарисует наиболее устойчивые объединения внутри нашей группы. Каждого из нас можно будет изобразить в виде кружочка, написав в нем имя. Кружочки соединяются синими линия­
ми. Если кто-то из нас, по мнению первого участника, не входит ни в какие объединения, то его надо будет просто нарисовать. После того как первый участник нарисует свой вариант, он касается рукой плеча того участника, который продолжит работу, и садится спиной в круг.
Продолжающий работу, а также все те, кто последует за ним, знакомятся с изображенным вариантом группирования участников, отмечая, синим крестиком те из них, которые, по их мнению, показаны правильно. Что касается групп, состав которых будет вызывать несо­гласие, то, отметив их красным крестиком, на другом листе надо будет нарисовать свой вариант. Например, по вашему мнению, в эту группу входит еще один человек, изображенный в составе другой группы. В этом случае вы помечаете красным крестиком обе группы и на другом листе синим фломастером рисуете новые составы обеих групп. Когда закончит работу последний участник, все мы развернем­ся и посмотрим, что получилось.

Превращение

Группа садится в круг.

— Сейчас каждому из вас будет предоставлена возможность «вжить­ся» в другого человека, чтобы постараться лучше его почувствовать и понять. Вы получите листы бумаги с указанием имени того человека, в которого вы должны будете «превратиться». Пока вы еще не полу­чили записок с именами, постарайтесь запомнить друг друга.

Через две минуты каждый из вас будет уже кем-то другим. От лица этого человека нужно будет реагировать на вопросы, которые я буду вам задавать в безличной форме — ведь не исключено, что вы превратитесь в лицо другого пола. Не обязательно отвечать на мои вопросы по существу, можно вообще не ответить на содержание во­проса, но лишь прореагировать на него — изменением позы, взгляда, каким-то словесным комментарием и т. п.

Всем ли понятна инструкция? Все ли готовы к тому, что в них сей­час будут «вживаться» и их «изображать»?

Эластобласт

Дети сидят или стоят, держась за эластичный ремень. Степень на­тяжения ремня такова, что у людей возникает ощущение групповой синергии. Через несколько минут происходит адаптация участников группы к новым ощущениям и они начинают играть с ремнем, понем­ногу тянуть его на себя. В этот момент возникает интересная группо­вая динамика, отражающая распределение ролей, позиции лидерства и подчинения отдельных лиц. Одно из упражнений с использовани­ем эластобласта — «Кто главный?» «Ведущие» держатся за эластоб­ласт снаружи образованного им круга, в то время как «ведомые» рас­полагаются внутри него, спиной к ремню. «Ведущие» то натягивают, то слегка отпускают ремень и двигаются вместе с ним. Движения «ве­домых» диктует ремень. Их задачей является следование за «ведущи­ми», но без потери контроля над ситуацией и способности к соверше­нию координированных движений.

Эластобласт благодаря своей упругости и эластичности может быть прекрасным средством для выражения чувств гнева и агрессии. Выполняя упражнение «Ускорение», участники группы растягивают эластобласт, формируют большой круг, широко расставляют ноги и,

следя за тем, чтобы ступни не отрывались от пола, руками и тулови­щем пытаются столкнуть соседей слева и справа с их мест.

«Ускорение» оказывает мощный кинестетический эффект и в ув­лекательной игровой форме позволяет участникам группы реализо­вать свое стремление к борьбе и лидерству. Другой результативный способ снятия напряжения выглядит так: сначала участники группы, удерживая ремень, стараются разойтись как можно дальше, а затем, по специальному сигналу, устремляются к центру, крича при этом все громче.

Свойства эластобласта позволяют использовать его и как средст­во моделирования ситуаций напряжения в межличностных отноше­ниях. Применение этого ремня в работе с парами позволяет выразить физически имеющееся в их взаимоотношениях эмоциональное на­пряжение, снять его и достичь гармоничного взаимодействия.

Я и объект

Все дети разбиваются на пары. Затем они ходят по комнате и за ее пределами до тех пор, пока не выберут себе какой-то действительно крупный предмет, например картину, арку или какую-то другую ар­хитектурную или декоративную деталь.

После этого один из членов пары начинает описывать данный объект, говоря от первого лица. Например, человек, остановившийся рядом с картиной, может сказать следующее: «Я большой, имею про­долговатую форму. Я преимущественно выкрашен в зеленый цвет и поделен на две части. Моя нижняя половина темнее верхней...» Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет дано в достаточной степени подробное описание объекта.

Часто мы приписываем качества, являющиеся на самом деле на­шими собственными, другим людям. Например, мы можем заметить, что какой-то человек чересчур разговорчив, в то время как другим людям абсолютно ясно, что в действительности это мы сами чересчур разговорчивы. В процессе выполнения данного упражнения стано­вится вполне очевидно, что мы можем приписывать объектам соб­ственные качества.

Во время выполнения данного упражнения или в процессе обсуж­дения, проводимого после выполнения упражнения, часто получа­ется так, что все дети начинают понимать, что они описывали различ­ные аспекты собственной личности, а не особенности и внешний вид объекта.

После этого психолог просит всех детей сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения.

Я и не -Я

Все дети разбиваются на пары, и члены каждой пары садятся друг напротив друга.

Затем один из членов пары начинает описывать себя своему парт­неру, говоря о наличии у себя того или иного качества, а затем заяв­ляя о его отсутствии:

• «Я испытываю чувство злости и я не испытываю чувство злости...»

• «Я добрый и я недобрый...»

• «Я человек спокойный и я человек неспокойный...»

Это упражнение выполняется 5-10 минут, за это время участник должен успеть рассказать своему партнеру о своих самых разнооб­разных личных качествах и чертах, обозначая при этом оба полюса. Затем члены пары меняются ролями.

После этого психолог просит всех участников сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения.

Мой портрет

— Есть ли среди вас желающие получить свой психологический портрет? И не просто словесный портрет с перечислением досто­инств и недостатков, а совершенно реальное изображение на бумаге вашего облика?

Все остальные участники группы станут художниками.

У каждого из вас лист бумаги и пачка фломастеров.

Каждый — хотя бы в детстве — пробовал рисовать людей. У кого-то это получалось удачно, у кого-то — не очень. Не стоит стремиться к внешнему сходству. Совсем наоборот: откажемся от попыток правиль­но нарисовать глаза, нос, рот, верно, передать цвет одежды и причес­ку. Зачем? Ведь для этого гораздо проще использовать фотоаппарат.

Мы же поставим перед собой более сложную и интересную задачу: каждый из нас должен создать именно психологический портрет че­ловека, сидящего перед нами. Для этого можно применять изобрази­тельные средства, предоставленные в наше распоряжение художни­ками-модернистами, и исходить из единственного принципа: «Я ви­жу так!»

Пусть ваши рисунки будут иметь метафорический смысл и под­текст. Может быть, ваше представление о внутреннем мире этого че­ловека породит в вашей душе цепочку ассоциаций или создаст кон­кретный образ, отражающий нечто важное в нем. Может быть, вы воспринимаете его психологический облик в виде какого-то реально­го предмета, а может быть, это какой-то узор, абстрактный орнамент, рисунок из цветных пятен. Ограничений никаких нет, будьте свобод­ны в выборе способов изображения его внутреннего облика. Помните только, что до конца упражнения разговаривать воспрещается. А те­перь посмотрите внимательно на человека, сидящего перед вами, про­никните сквозь внешнюю оболочку, за которой скрывается чуткая и нежная субстанция — человеческая душа.

Какова она у этого человека?

В чем ее отличие от других душ?

Каковы ее особенности, делающие этого человека уникальным со­зданием во Вселенной?

Обратите свой внутренний взор на образ этой души. Услышьте звучание музыки этой души. Почувствуйте форму и поверхность, ощутите материал этой души. Поймите сущность этой души... И пе­ренесите свое понимание на бумагу. Творите!

Рисование продолжается в течение 10-15 минут. Психолог пред­упреждает о необходимости завершить работу за минуту до того, как выйдет отведенное время. После этого рисунки располагаются на стульях участников, а все «художники» рассматривают «портреты», переходя от одного к другому. Натурщик, разумеется, тоже получает возможность увидеть изображения своего внутреннего облика.

Упражнение завершается обсуждением чувств, вызванных про­цессом создания «портретов».







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.