|
Молчащее и говорящее зеркало ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Психолог предлагает выйти в круг добровольцу, который будет «смотреть в зеркало». — Твоя задача состоит в том, чтобы только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два «зеркала», разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять тебе, кто находится за После того как игрок сделал выбор, психолог дает «зеркалам» более подробную инструкцию. — «Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок — перед ними. Все остальные дети располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение «зеркалами» происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Если основной Для «зеркал» есть определенные условия. Молчащее «зеркало» фактически не ограничивается в способах «отражения» человека за спиной основного игрока. Но не стоит акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики. На говорящее же «зеркало» накладывается ряд четких ограничений. Во-первых, естественно, запрещено называть имя человека за спиной основного игрока. Во-вторых, описывая этого человека, нельзя ссылаться на воспоминания о событиях с участием этого человека вне группы. В-третьих, следует избегать простых описаний внешности. Это разрешается только на третьей фразе. Через несколько минут ведущий предлагает сменить основного игрока. А тот получает право поменять и «зеркала». Обсуждение. • Кому из игроков потребовалось меньше всего зеркальных «отражений», чтобы определить, кто находится за его спиной? • Кто из участников группы оказался самым талантливым «зеркалом»? • Что ему в этом помогло? • Кто из участников удивлен тем, как был отражен «зеркалами»? • Что вы почувствовали, когда увидели свое «отражение»? Рекламный ролик — Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы помногу раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление о том, какими разными могут быть способы презентации того или иного товара. Поскольку мы все — потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что мы здесь собрались для того, чтобы создать свой собственный рекламный ролик для какого-то товара. Наша задача — представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, вызвать к нему интерес. Все — как в обычной деятельности рекламной службы. Но один маленький нюанс: объектом нашей рекламы будут... конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано игровое имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги.
Может быть, холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом? Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и — истинные — достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика — не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе. При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам. Время на подготовку — 10 минут. Упражнение завершается обсуждением и рефлексией собственных переживаний каждого из игроков по поводу представления его в рекламном ролике. Моя жизнь Все садятся вокруг стула, на котором стоит горящая свеча. Свет потушен. — Любой из вас может сейчас выйти и взять эту свечку. Вы сядете и поднимите эту свечку на уровень своих глаз. Вы будете смотреть только на свечку, а не на тех, кто будет задавать вам вопросы. А вам будут задавать вопросы — о вас. На этот стул может сесть каждый — каждый из тех, кто возьмет на себя обязательство отвечать на любой вопрос максимально откровенно. Если вы боитесь каких-либо вопросов и не уверены, что на любой вопрос ответите искренне, вам не нужно выходить и садиться на этот стул. Психологу очень важно создать вдумчивую, немного таинственную атмосферу, где неуместны пустые развлечения. Стоит подсказать группе, что задавать вопросы надо не случайные, а исповедные. Например, «Во сколько встаешь утром?» или «Какой твой любимый цвет?» — пустые вопросы, они мало что говорят о человеке и задавать их можно при других обстоятельствах. Интереснее и труднее, когда задаются вопросы типа: Когда ты последний раз плакал? Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты хотел изменить во внешнем мире или в себе? Ум? Душу? Тело? Из-за чего ты злишься? Кто нравится тебе здесь? Какие у тебя комплексы и проблемы? При каких обстоятельствах ты не можешь быть счастлив? (А также об уме, душе, теле, Боге, страхе, смысле жизни.) Исповедь каждого, как правило, заканчивается вопросом: «Что мы о тебе не знаем? Какова тайна твоей жизни?» Встреча двух волшебников Игру можно проводить как в парах, так и в командах. Опишем игровую ситуацию, предлагаемую для пар. Дети сидят на стульях спинами друг к другу, сбоку еще один стул, у каждого участника — 10 синих и 10 белых карточек, а также индивидуальный бланк результатов (бланки идентичны приведенным выше). — Однажды в темном дремучем лесу, таящем множество опасностей, встретились на тропинке два волшебника. Каждый из них держал в руках волшебный жезл — свое главное «орудие» колдовства. Ни один из них не знал, кем является другой: злым или добрым волшебником, вступать с ним в магический поединок, подняв свой жезл, или отказаться от боя и опустить жезл. В этой игре вам придется решать, как поступить в том или ином случае. В зависимости от выбора — твоего собственного и выбора твоего партнера — складываются разные ситуации, оценка которых в баллах приведена в таблице.
Что означает эта таблица? Если оба волшебника поднимают жезлы (т. е. они вступают в бой друг с другом), то оба теряют по 3 балла. Если один из вас использует жезл, а второй опускает его, то первый
Паук — Наш паук мало похож на настоящего: ног у него всего лишь пять, и переступает он ими абсолютно не так, как в жизни. Дети сидят за столом. Растопырьте пальцы правой руки, чуть согните их и поставьте подушечками на стол. Это паук. Дорожку, по которой он пойдет, надо представить себе в виде прямой линии, проходящей по столу через вашу ладонь так, чтобы указательный палец стоял как раз на центре дорожки. Схема движения: приподнимите большой палец и заведите вплотную перед указательным на центр дорожки; приподняв остальные пальцы, поставьте мизинец перед большим, потом безымянный — перед мизинцем, потом средний — перед безымянным, потом указательный — перед средним, потом большой — перед указательным и т. д. Перед тем как шагнуть, надо поднять палец как можно выше. Каждый шаг — твердый ударный. Путь — точно по прямой вперед, от себя. Освоили технику? Теперь сделаем то же самое, но более плавно. Перед каждым движением палец поднимается, ударяет в «паутину» и как будто «буксует», скользит по паутинкам, в это время ударяет следующий и т. д. Нужно приложить большие усилия, чтобы продвинуться вперед, а движение чуть заметно. Почему так медленно идет ваш паук, что его задерживает, что завораживает, где муха? Освойте эти движения левой рукой. Освойте «шаги паука», простые и скользящие, вверх по стене, вниз по ножке стола. Попробуйте бегать, соблюдая ту же очередность движений. Куда бежит ваш паук? Зачем? Ой, какая огромная муха влипла — всю паутину порвет! Освоив все элементы движений, надо переходить к свободному, непроизвольному действованию: наметить цель и «ходить» или «бегать» в зависимости от вымышленных обстоятельств. Пусть встретятся два паука. Лучше, если вторым пауком будет рука другого, а не ваша собственная. Пусть одна из паучьих ног будет повреждена и с ней придется особенно бережно обходиться. Пусть паук будет трусливым, осторожным, или безудержно храбрым, или ленивым и т. д. Игральные карты Психолог кладет перед детьми стандартную колоду карт (рубашкой кверху) и говорит, что каждый по очереди будет открывать две карты. Поясняется, что предстоит сочинить историю, использовав изображения на картах, их числовые обозначения и масть. Психолог начинает игру и задает сюжет. Если, например, открывается «дама» или «девятка», можно сказать примерно следующее: «В замке, который сторожили девять драконов, жила-была красавица-королева...» Второй участник игры переворачивает две следующие карты и продолжает повествование. По мере развития сюжета карты располагаются в виде спирали, раскручиваясь из центра по часовой стрелке. Психолог слушает сочиняемую историю и, когда наступает его очередь, использует психотерапевтические интервенции. Если подросток, например, говорит о том, что бедная маленькая собачка пробежала шесть улиц и обнюхала восемь помойных бачков в поисках еды, а следующим «ходом» рассказывает, как здоровый дядька (король) побил ее палкой и четыре «злые женщины» прогнали ее прочь от своих домов, психолог может помочь подростку, развивая сюжет особым образом: «Один добрый человек (валет), сжалившись над маленькой, голодной собачкой, взял ее к себе домой, помыл и угостил четырьмя куриными косточками». В другом случае подросток, взяв, например, «даму» и «двойку», говорит, что «одна пчела, жужжа, долго летала над двумя мальчиками, пока, наконец, их больно не ужалила». Психолог, стремясь продемонстрировать свою поддержку подростку и готовность помочь ему в решении его проблем, может сказать, что «мальчики стали звонить в квартиру № 6, и открывший им дверь человек наложил на места укусов пчелы компрессы и вызвал "скорую помощь"». Если сюжеты связаны с насилием, в них фигурирует огнестрельное оружие, бандиты, ножи, драки, убийства, психолог может использовать образы представителей закона и правопорядка: «Внезапно на месте событий появился умудренный опытом прокурор, который, не испугавшись хулиганов, предложил им выбрать одно из двух: вернуться на занятия в школу или на ближайшие три года отправиться на исправительные работы».
Рассмешить партнера
Доброволец должен представить, что у него сегодня день рождения. К нему собираются в гости члены группы. Он надеется, что каждый из них принесет какой-то подарок и хорошее настроение. Пространство группы преобразуется в пространство комнаты или квартиры, у дверей которой доброволец-именинник и встречает своих гостей. Условием «входа» в эту воображаемую квартиру является произнесение поздравления имениннику и мотивированное вручение ему некоторого (воображаемого, конечно) подарка. Первыми это речевое действие выполняют, вероятно, наиболее общительные дети. Возможно, у них даже есть уже заготовленные поздравления и опыт вручения подарков. Но в группе найдутся и другие дети. Сама ситуация недостаточно мотивирует их. Психологу не стоит спешить и давить, он может поработать с менее общительными, зажатыми детьми в других прогонах этого упражнения и в других упражнениях этого подтипа. Многое зависит от поведения добровольца: какую обратную связь он дает каждому из своих гостей, насколько естественно и творчески он ведет себя в этой ситуации. Поведение добровольца является мощным мотивационным фактором, что надо учитывать при его выборе в начале упражнения (если вызвалось несколько детей). Можно зафиксировать тип подарка: например, это будет апельсин, реальный уже, а не воображаемый! Каждый следующий произносит свое поздравление и свое обоснование вручения именно апельсина. Можно поздравлять с днем рождения вербально, а вот подарок предъявлять как загадку, только мимикой, жестами, очерчиванием в воздухе контуров, намекая на содержание воображаемого свертка, ящичка или корзины. Здесь активны оба — и гость, и именинник. Марионетка Дети должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два подростка должны играть роль кукловода — полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метров. Цель «кукловодов» — перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый подросток. Обсуждение. • Что чувствовали дети во время игры, когда были в роли «куклы»? • Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было? • Хотелось ли что-либо сделать самому?
![]() ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|