Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







На содержательную сторону работы





Упражнения дают возможность потренироваться в использовании тех или иных приемов, способов общения, элементов поведения, которые в дальнейшем могут быть включены в целостное действие. Упражнения, включенные в этот раздел, направлены на:

• развитие способности к пониманию и прогнозированию состоя­ний, отношений и свойств человека;

 

• осознание своей уникальности, обогащение сознания позитивны­ми, эмоционально окрашенными образами, связанными со всеми сторонами личности;

• восприятие себя через соотнесение себя с другими, через результа­ты собственной деятельности, через наблюдение собственных внутренних состояний, научение разрешению собственных проблем;

• установление контакта в общении, понимание своего состояния и его презентация, а также понимание состояния других людей, осознание различных видов мотивов межличностных отношений.

Комиссионный магазин

Детям предлагается заглянуть внутрь себя и определить, каких ка­честв каждому не достает для полного совершенства, а каких качеств у них в избытке и они могут поделиться ими с кем-нибудь.

На размышление дается 3-5 минут. После подготовительного эта­на начинается игра в комиссионный магазин, но не простой, а особен­ный. Товары, которые принимает продавец, — это различные челове­ческие качества, например лень, великодушие, чувствительность. За товары продавец дает не деньги, а тоже человеческие качества, те, ко­торые у него есть и которых ему не жалко отдать за предложенный то­вар. В результате «сделки» каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества или от его части и пробрести что-то

необходимое.

Дети разбиваются на пары «продавец—покупатель».

Невербальное общение

Из группы выбираются двое детей. Им предлагается побеседовать на «тарабарском» языке. В разговоре можно использовать все, кроме родного (или любого из известных обоим участникам) языка, это мо­гут быть жесты, звуки, мимика-Задача двух выбранных детей — завязать друг с другом полноцен­ный разговор, а лучше даже спор о чем-нибудь, стараясь при этом максимально сосредоточиться на всех проявлениях своего партнера, чтобы верно понять смысл его своеобразной активности.

Задача зрителей — попытаться угадать, о чем, собственно, идет речь этих собеседников.

После завершения диалога выслушиваются сначала версии на­блюдателей, а затем каждый из участников диалога делится тем, о чем он говорил. На втором этапе игры все участники делятся на трой­ки. В каждой тройке один — наблюдатель, а двое других — беседую­щие между собой на «тарабарском» языке участники.

Психолог внимательно следит за всеми нюансами общения и за­тем пытается угадать тему разговора.

Мой врагмой друг

Каждому подростку предлагается представить своего обидчика, человека, неприятного в каком-либо отношении, врага. Дети стара­ются составить словесный портрет данного человека (в письменной форме). При этом необходимо фиксировать прежде всего симпатич­ные детали его внешности. Если это не удается и участник соскальзы­вает на описание отрицательных внешних данных обидчика, необхо­димо при повторном прочтении вычеркнуть их.

На третьем листке дети описывают ситуацию своего взаимодейст­вия с этим человеком, опять же опираясь на позитивные моменты в его поведении. В связи с этим участникам предлагается попробовать проанализировать свое собственное поведение и выстроить страте­гию и тактику позитивного поведения с этим человеком.

При обсуждении упражнения обращается внимание на измене­ния, происшедшие в отношении к человеку, с которым был конфликт.

Моя пара

Дети становятся в круг (для проведения упражнения необходимо четное число участников).

— На счет «раз» каждый из нас должен, оставаясь на своем месте и молча (эти два условия будем соблюдать на протяжении всего упраж­нения), найти себе пару. Нас четное число, поэтому каждый найдет себе напарника. Когда я скажу «два», вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я снова скажу «раз», и вы должны найти себе новую пару, а на счет «два» начать делать одинаковое движение с новым партнером.

Эмоциональное состояние

Дети в группе делятся на две подгруппы.

Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, за которые она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональ­ное состояние) и продумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами.

Рюкзак

Дети садятся в круг.

— Давайте представим, что мы решили все вместе отправиться в поход. Вот здесь лежит рюкзак, который нам нужно собрать для похода. Каждый по очереди положит в него что-то нужное. Сделать это
надо без слов, невербально. Все мы должны внимательно следить за тем, что кладет в рюкзак каждый из нас, и не повторяться.

Автобус

Группа делится пополам.

— Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, а вторая — в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе.

Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас итоже у окна сидит знакомый. Это большая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовав­шись ситуацией, делаете это. Но сделать это вы можете только молча, без слов, невербально. Времени у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый.

Пирог

Перед началом работы психолог объясняет, что каждый человек ведет себя по-разному в разных ситуациях — в зависимости от того, с кем он вступает в контакт и как себя чувствует.

Например, он по-разному ведет себя в школе, дома и с близкими друзьями. Люди имеют разные задатки: один склонен к занятиям спортом, другой — к художественному творчеству, третий — к науч­ному познанию. Все это также может означать, что личность каждого человека многогранна.

В процессе своего краткого вступления психолог рисует нечто по­хожее на бублик.

Этот бублик затем делит на четыре сегмента.

Затем психолог предлагает ребенку нарисовать в каждом сегменте ту или иную картинку, отражающую стороны его личности. Психо­лог обращает внимание на необходимость по завершении работы объяснить, что же находится в центре. Это придает работе определен­ную интригу и дополнительно мотивирует к выполнению задания.

Когда рисунок создан, психолог спрашивает, не забыли ли что-ни­будь отразить или что еще следует нарисовать, чтобы придать работе завершенность. Дети обязательно скажут, что остается что-нибудь нарисовать в центре. Психолог отвечает, что в центре находится «глаз пирога», который он рисует.

Поясняется, что у каждого из нас есть «внутренний глаз», позво­ляющий нам осознавать все стороны своей личности, понимать, что мы переживаем и что мы делаем в тот или момент жизни, помогаю­щий нам решить, как поступать в определенной ситуации. Психолог может предложить детям вспомнить об этом глазе при первой же воз­можности, когда они будут чем-то расстроены, чтобы запомнить свои чувства и на следующем занятии обсудить их с психологом.

Рассерженные шарики

Данная техника помогает детям понять, каким образом в человеке накапливается гнев и как он затем, вырываясь наружу, может трав­мировать окружающих, да и самого человека. Ребенок может увидеть и то, как можно выражать это чувство более безопасным, «дозирован­ным» образом. Для работы требуются надувные шарики.

1. Попросите каждого ребенка надуть шарик и завязать его.

а) Объясните детям, что шарик может символизировать тело, а на­ходящийся в нем воздух — чувства раздражения и гнева.

б) Спросите детей (после того, как они завяжут шарики), может ли сейчас воздух входить в шарик и выходить из него и что слу­чается, когда эти чувства переполняют человека. А если чело­
век переживает раздражение и гнев, может ли он оставаться спокойным и мыслить трезво?

2. Предложите детям прыгнуть на шарик, чтобы шарик взорвался.

а) Спросите их, можно ли такой способ выражения гнева рас­сматривать как вполне безопасный, а если нет, то почему. Не­ которые дети пугаются, когда шарики взрываются. Обсудите
с ними, что может означать этот страх.

б) Объясните детям, что если шарик — это человек, то взрываю­щиеся шарики могут означать какой-либо агрессивный посту­пок, например нападение на другого человека. Спросите их,
можно ли считать такой способ выражения гнева «безопасным».

3. Предложите детям надуть еще один шарик. На этот раз они не должны его завязывать; они лишь крепко держат шарики, не давая воздуху выходить наружу. Шарик по-прежнему символизирует
человека, а воздух внутри него — чувства раздражения и гнева.

4. Предложите детям выпустить из шарика немного воздуха и затем вновь крепко его зажать. Обратите внимание детей на то, что шарик уменьшился. «Взорвался ли он, когда вы выпускали из него
воздух? Можно ли такой способ выражения чувства гнева считать более безопасным? Остался ли в результате этого шарик целым?» Следует подчеркнуть тот факт, что шарик остался целым и невре­димым, не взорвался и никого не испугал. Подобным же образом, когда мы выражаем гнев контролируемым способом, он никому не причиняет вреда.

5. Предложите детям продолжить понемногу сдувать шарики до тех пор, пока в них совсем не останется воздуха. Вновь объясните, что воздух внутри шарика — это чувства раздражения и гнева. Говоря о том, что вызывает в нас эти чувства, и находя способы их адек­ватного выражения, мы можем избежать возможных осложнений. Когда раздражение и гнев в нас накаливаются, они однажды могут вырваться наружу, как воздух вырывается наружу из слишком сильно надутого шарика, и напугать или травмировать ребенка и тех, кто находится с ним рядом. Приведите примеры иных — более безопасных — способов выражения этих чувств. Можете нарисо­вать радугу (или предложить детям нарисовать ее) и в каждой из полос определенного цвета написать какую-нибудь букву. Спросите детей, какие способы «безопасного» выражения гнева, начинающиеся с этих букв, они могут назвать. В случае необходимости повторите упражнение.

Гадалка

Все, что необходимо иметь, — это квадратный лист бумаги, чис­тый с обеих сторон, и карандаш или ручку. Игра начинается с того, что углы квадратного листа сворачиваются внутрь и почти соединя­ются посередине. Сверху фигура напоминает четыре треугольника, сходящиеся вершинами в точке. Треугольники не должны перекры­вать друг друга.

Переверните лист и повторите то же самое, но загибая углы листа уже на другую сторону. На этой стороне также получится четыре тре­угольника. Затем вновь переверните лист и на каждом из четырех квадратов напишите название какого-либо цвета.

Предложите детям выбрать четыре самых любимых цвета. Снова переверните лист. Обозначьте восемь маленьких треугольников циф­рами от 1 до 8. Теперь под каждым из восьми маленьких треугольни­ков можно записывать «предсказания». Сложите лист дважды — по горизонтали и по вертикали. Подложите свои большие и указатель­ные пальцы под квадраты, на которых написаны названия цветов. Предложите детям выбрать один из цветов. Поочередно открывайте и закрывайте полученную форму в разных направлениях так, чтобы можно было видеть цифры на ее внутренних гранях. В определенный момент остановитесь и, показывая ребенку цифры, предложите ему выбрать одну из них. Поднимите завернутый край листа с обозначенной на нем цифрой и прочтите, что под ним написано.

При выборе и прочтении различных предсказаний появляются богатые возможности для обсуждения с детьми. Например, подростка можно спросить, что нужно сделать, чтобы его мечта сбылась.

Зубы дареного коня

Группа разбивается на шестерки, и каждая подгруппа образует свой маленький круг. Каждый член подгруппы получает номер от од­ного до шести.

— Давайте пофантазируем и представим, что сегодня у всех нас праздник, у всех — день рождения. Такой день всегда важен. Он сим­волизирует определенный рубеж, по прохождении которого человек может что-то изменить в своей жизни и в себе. В день рождения име­ниннику принято дарить подарки. Пусть сегодня это будут такие по­дарки, которые действительно помогут человеку измениться, кото­рые по-настоящему нужны ему и ценны для него. Сделать хороший подарок очень непросто. Кто из нас не ломал голову, что подарить близкому человеку в этот день? Кто из нас не бегал по магазинам в поисках «чего-нибудь такого...»? Сегодня не надо ничего искать в ма­газинах. Тем более что, скорее всего, там не найти того, что в самом деле нужно.

Помните, вы ничем не ограничены. Дарить можно все что угодно: от картины кисти великого Леонардо до конкретных личностных ка­честв; от виллы на Багамских островах, от засохшего прошлогоднего одуванчика до вечной жизни. Не спешите с выбором подарка.

В данную минуту именинниками являются первые номера. Вни­мательно посмотрите на них.

Подумайте о том, какой этот человек?

Что он ценит больше всего на свете?

Кого он любит?

О чем он мечтает?

Попробуйте понять, что же ему очень и очень нужно?

Что он хотел бы получить в дар от вас?

Сейчас вы — волшебники и вы способны дать этому человеку то, что он хочет...

А теперь внимание, именинники! В обычный день рождения лю­бые подарки принимаются без критики — независимо от того, понравились они или нет. В народе говорят: «Дареному коню в зубы не смотрят». Но сегодня особый случай. Постарайтесь присмотреться к «зубам дареного коня», прислушаться к себе, оценить нужность каж­дого подарка для вас и честно сказать дарящему, насколько он «попал в точку» со своим подарком. Четко аргументируйте свое мнение. Если вы не хотите принимать преподнесенный вам дар, объясните, стара­ясь не обижать дарящего, почему вы это делаете. Давайте ответ сразу каждому из своих товарищей.

Дарители! Не нужно спорить с именинником, даже если вы кате­горически с ним не согласны и убеждены, что без вашего подарка он просто умрет тут же на месте. Сегодня у каждого из вас будет день рождения, и каждый не только сделает пять подарков, но и получит тоже пять.

После того как первый номер оценит все подарки, именинником становится второй номер и т. д. С днем рождения!

Обсуждение.

· Кому из участников удалось подобрать такие подарки, которые были с благодарностью приняты всеми «именинниками»? Иными словами, кто оказался синтонным внутренним мирам своих товарищей по подгруппе?

· За счет чего это произошло?

· Какого типа были подарки?

  • Какие из них оказались самыми удачными?

· Каков самый оригинальный подарок?

· Обнаружились ли «именинники», принявшие все подарки без ис­ключения?

· Если да, то не является ли причиной их «всеядности» нежелание
обидеть дарителей?

· Все ли сумели быть искренними?

· Какие подарки оказались отвергнутыми и почему?

· Насколько трудным было отказываться от подарков?

  • Есть ли такие «именинники», кто не принял ни одного подарка?

·Почему?

·Что вы чувствовали, когда ваши дары отвергались?

Несказочные проблемы

Детям группы предлагается вспомнить о какой-либо своей труд­ности, проблеме, с которой они столкнулись недавно.

— Выберите сказочного персонажа, у которого могла бы возник­нуть похожая проблема. Вполне возможно, что вам захочется приду мать своего собственного героя. Это еще лучше. Назовите своих персонажей. При необходимости можно попросить уточнить некоторые особенности персонажей. Их внешность. Это важно тогда, когда это только что придуманный герой.

Затем участники должны придумать завязку сказки, в которой ге­рой столкнется с проблемой, похожей на их реальную проблему. Эти зачины сказок рассказываются по кругу. Таким образом, на этом эта­пе всем становится понятен (в той или иной степени) смысл трудно­стей каждого. На доске записываются имена всех сказочных персона­жей по кругу и предлагается каждому участнику по очереди подойти к доске и соединить стрелками имена тех героев, чьи трудности, по их мнению, в чем-то схожи. Совсем необязательно проводить стрелки от имен своих героев, хотя и это не запрещается.

Мы имеем завязки сказок, но, как и в больших романах, заявлен­ные сюжетные линии должны каким-то образом пересечься, чтобы родилось продолжение обеих сказок — но уже в одном произведении. Ваша задача — сочинить это ваше общее продолжение, в котором ва­ши персонажи поискали бы способы разрешения вставших перед ни­ми трудных вопросов.

Рассказывание сказок. Приемлемо разыгрывание сочиненных ска­зок, но в этом случае лучше объединять участников не в пары, а в чет­верки или даже пятерки.

Нередкой оказывается ситуация, когда сказка сочинена и весьма интересна, но даже при поверхностном анализе, проводимом самими рассказчиками с помощью правильно поставленных вопросов веду­щего, обнаруживается, что проблемы героев не преодолены или пре­одолены частично.

«Сказочные» способы решения жизненных проблем на этом эта­пе, как правило, символически повторяют те попытки, которые уже предпринимались участниками в реальности и не дали результата. Или отражают тот выход, который тоже осознавался, но был отверг­нут по каким-то причинам как совершенно неприемлемый. Чтобы пе­рейти к поиску решения проблем в иной плоскости, надо понять, что очевидные варианты уже исчерпаны. «Отыграв» их в метафориче­ской форме, участники выходят на иной уровень рассмотрения про­блемной ситуации. Работа в парах и необходимость объединить уси­лия в создании общей сказки с «общим» решением позволяют при­близиться к границе этого перехода на качественно иной уровень, посмотреть на ситуацию с новой, неожиданной точки зрения. Помочь в этом может внезапное заявление ведущего, что, по его мнению, все сказки остались незаконченными и необходимо сочинить их продол­жение.

— Представьте себе, что вам досталось некое волшебное средство, спомощью которого может быть разрешена ваша проблема. Подумайте, что это за волшебное средство, кто вам его дал, какую потребовал плату. В чем заключается результат, который вы получите, вос­пользовавшись этим средством? Снова сочиняйте вместе!

Некоторые дети так и не могут ничего придумать и обращаются за помощью к группе.

Я прошу у вас прощения

— Быть контролером — очень трудно. Могут быть претензии, что ты несправедлив, невнимателен, что пропускаешь мухлеж. А ошибки допускает любой контролер. Итак, уважаемые контролеры, как вы
думаете, перед кем вы более виноваты: перед своей командой или перед командой соперников, которую вы контролировали? Каждый контролер без оправданий признает свои ошибки, свою вину перед той или другой командой. А раз ты виноват, тебе стоит принести из­винения, попросить прощения. Кто из контролеров хотел бы первым это сделать? — Но учтите, что это очень непростое дело — просить прощения! Поскольку это дело действительно трудное, пусть контро­лерам поможет их команда. Три минуты на подготовку, пусть лучшие умы и лучшие души команды покажут и расскажут контролерам, как можно и нужно просить прощения, чтобы после этого к тебе были хо­рошие и теплые чувства! Команда может им отвечать: пониманием, теп­лыми чувствами и взаимной просьбой о прощении за свою резкость.

"Скоты" и "человеки"

— Трудности далеко не всегда делают людьми слабыми и подлы­ми. Люди в концлагере превращались и в скотов, и в святых. И как бы ни была трудна жизнь на Необитаемом острове, если вы — Человек, то Человеком вы останетесь всегда. И чем будет труднее, тем более высокой окажется ваша человечность. В скота трудности превраща­ют слабого. А сильного трудности превращают в Человека. Встали, перестроились в общий круг.

Есть ли в нашей группе люди, в которых вы уверены: какими бы ни были трудности, он всегда останется Человеком? Да, случайные промахи возможны у каждого, но если он подумает и соберется, у не­го всегда хватит ума и сил быть не скотиной, а именно Человеком. Подумайте про каждого... Пусть поднимут руки те, кто уверен: все люди в нашей группе в случае трудностей и проблем окажутся Чело веками! Проверки на человечность нам устраивает сама жизнь, ежедневно и помногу раз. Были ли у нас такие проверки сегодня?

Обсуждение.

— Посмотрите на всех присутствующих, и вы можете отметить тех, в ком вы уверены более других: в случае трудностей и проблем он проявит свои именно лучшие, человеческие черты! Если вы про кого-то так думаете, можете подойти и пожать ему руку или обнять. (Подходят, отмечают.) Аплодисменты! А теперь пусть поднимут ру­ки те, кто уверен в себе: кроме случайных промахов, при любых трудностях и проблемах он всегда останется Человеком. Бурные аплодисменты! Если кто-то из группы Человеков захочет что-то сказать, они могут это сделать.

«Я знаю, что тебе приснилось»

Каждому подростку выдается столько карточек, сколько присут­ствует людей на занятии минус одна.

— Всем хорошо известна пословица «Чужая душа — потемки».
Когда так говорят, обычно имеют в виду скрытые ото всех мысли людей. Но, пожалуй, еще большими потемками являются образы чужо­го подсознания. Давайте проверим, насколько мы способны проникнуть в мир чужого подсознания и понять его.

В течение двух минут молча смотрите на людей, сидящих в нашем кругу. Кого-то, как вам кажется, вы уже неплохо изучили, кто-то до сих пор остается для вас загадкой. Подумайте: что каждый из присут­ствующих здесь людей мог бы... увидеть во сне? Каковы наиболее ха­рактерные для его снов образы? Что он, по вашему мнению, чаще все­го видит во сне?

У каждого из вас имеются карточки. На одной стороне карточки подпишите имя члена группы, а на другой — свой ответ на вопрос: «Что этот человек видит во сне?» Если вы считаете, что какой-то че­ловек редко видит сны или практически не запоминает их, то так и на­пишите. Заполните карточки для каждого из членов группы.

Время на работу 30-40 минут. По окончании этой процедуры кар­точки складываются на столике ведущего вверх той стороной, на ко­торой написано имя участника. Когда все участники закончат работу, карточки раздаются адресатам.

— Поднимите руки те, кто обнаружил в одной или нескольких карточках правильно угаданные ваши сны. Теперь, даже если предпо­ложения ваших товарищей о ваших сновидениях абсолютно не сов­падают с реальным содержанием ваших снов, все-таки поработайте с этими карточками: сгруппируйте их по темам и подумайте над тем, что у вас получилось.

Обсуждение.

Если в группе найдется хотя бы один человек, в отношении снови­дений которого другим участникам удалось добиться «точного попа­дания» в одном или нескольких случаях, это уже замечательный по­вод для анализа способов такого угадывания.

• Что подсказало «прорицателю снов» правильный ответ?

• Может быть, в поведении «сновидца» есть нечто, позволяющее «увидеть» его сны?

Судно, на котором я плыву

Образ судна, родившийся у детей (тяжелый крейсер, летящая бригантина, утлая лодчонка или скользкий неустойчивый плот), пла­вание, совершаемое на этом судне, можно считать метафорическим отражением представлений человека о самом себе и о своем жизнен­ном пути.

Эти образы могут говорить об актуальном физическом и психиче­ском состоянии, о восприятии человеком условий своей жизнедея­тельности, о способах преодоления им возникающих трудностей и препятствий (согласитесь, есть разница между видением яхты с про­боиной ниже ватерлинии в самый разгар свирепого шторма или стре­мительно скользящей по волнам каравеллы в лучах восходящего солнца). Однако не стоит говорить детям о таком толковании визуа­лизаций, тем более что его нельзя считать более чем вероятностной гипотезой.

— Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое ка­жется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражне­ния не открывайте их и не шевелитесь. Ваше тело начинает постепен­но расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мыш­цах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все боль­ше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыха­ние ровное, спокойное. Воздух спокойно наполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Обратите свой внутрен­ний взор к пальцам правой руки. Кончики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно по­гружается в теплую воду. Это волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и поднимается вверх по руке... До локтя... Еще выше... Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, рас слабляется... По венам и артериям правой руки бежит свежая, обнов ленная кровь, даруя ей отдых и питая новыми силами... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки...

Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки В конце обязательно дать установку относительно дыхания и сердца

— Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствуют приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на ка­минной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам... Напряжение ис­чезает... И вот уже мышцы ног расслабляются — от кончиков пальцев до бедра... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмич­но... Есть еще один источник тепла в вашем теле. Он — в районе сол­нечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоро­вье, помогает лучше функционировать... Расправляются, расслабля­ются мышцы живота и груди... По всему телу распространяется прият­ное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отды­ха... Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе позвоночника, в нижней части затылка... Вы чувствуете, как скопившееся здесь на­пряжение растворяется и исчезает... Уходит... если вы лежите, то ва­ша спина ощущает добрую силу земли через поверхность, на которой вы лежите... Эта сила позволяет вам расслабиться и вливает в ваше расслабленное тело новую, свежую энергию... Дыхание ровное, спо­койное. Сердце бьется четко, ритмично... Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица... Уходит напряже­ние из скул... Из челюстей... Губы становятся мягкими и податливы­ми... Разглаживаются морщинки на лбу... Веки перестают подраги­вать... Они просто сомкнуты и неподвижны... Все мышцы лица рас­слаблены... Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо... Он при­ятен и добр — этот воздушный поцелуй... Воздух несет вам свою це­лебную энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... Все ваше тело наслаждается полным покоем... Напряже­ние спадает, растворяется, уходит... Усталость улетучивается... Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя-Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энерги­ей... Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то — это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. А для кого-то — просто полянка в летнем лесу, где можно валяться в траве и увидеть над собой ослепительную голубиз­ну... побудьте немного в этом месте. Напитайтесь позитивной энерги­ей этого дорогого для вас места... А теперь пойдем дальше... Вы не то­ропясь идете по дороге и вот уже слышите шум моря — волны нака­тываются на берег и снова отбегают. И этот звук нельзя спутать ни с чем. Еще поворот, и перед вами во всю ширь, в полмира — вечно под­вижная поверхность моря. Звук прибоя здесь слышен гораздо отчет­ливей, вы чувствуете на губах соленый привкус брызг и видите порт, полный кораблей. Каких только судов здесь нет! Смешались времена и страны в этом волшебном порту. Тут и огромные современные оке­анские лайнеры, и индейские челноки, выдолбленные из ствола дере­ва, и древнегреческие пироги, и галеоны испанских конкистадоров, и пиратские шхуны, и катера, и яхты, и рыбацкие баркасы, и изящные бригантины, и плоскодонки, и катамараны. Вплоть до атомоходов, авианосцев и «Наутилуса» капитана Немо... Вы идете вдоль пирсов и любуетесь всем этим разнообразием форм, красок, оснасток. Знайте, что любое из этих судов может стать вашим. Выберите себе то, что наиболее подходит вам, что нравится вам, что отвечает вашим по­требностям и представлениям о нужном именно вам судне... Осмот­рите внимательно то, что вы выбрали.

Это громадный фрегат или обычная парусная лодка?

А может быть, легкий моторный катер?

Какова форма этого судна?

Обтекаемая, устремленная вперед, рассчитанная на скорость? Или это тяжеловесная, но прочная конструкция, способная выдержать лю­бой шторм?

В какой цвет окрашены борта вашего судна?

Есть ли у него якорь?

А может быть, он вам совсем не нужен?

Прочитайте надпись на борту корабля. Каково его название? Ка­кими буквами написано это название?

Взойдите на ваше судно. Кто встречает вас там?

Или на борту никого нет?

Как выглядит встречающий?

Прислушайтесь: он что-то говорит вам... Осмотрите судно изнут­ри. Если это достаточно большой корабль, не торопясь обойдите его. Загляните в каюты и в рубку... Поднимитесь на капитанский мостик... Прогуляйтесь по палубам, спуститесь в трюм... Что вы увидели во всех этих частях своего судна? Зайдите в каюту, которую будете занимать вы. Или просто определите какое-то место для себя на своем судне. Посмотрите — здесь лежит сложенный в несколько раз лип бумаги. Разверните его. Это карта. На ней обозначена цель вашего первого плавания. Что это за цель? Есть ли название пункта назначения? Отправляйтесь в свое плавание. Ваше судно покидает порт.. Все дальше и дальше берег... Вот уже и скрылись за горизонтом верхушки самых высоких мачт кораблей, оставшихся в порту. Вы в морс на своем судне, вы сами выбрали свой путь в этом безбрежном морском пространстве... вы двигаетесь к своей цели... Далеко ли она? Что вас ждет на пути? Не знаю... Сейчас вы увидите продолжение своего фильма о собственном плавании. Смотрите...

Психолог замолкает. Пусть воображение детей поработает без вся­ких подсказок в течение одной - двух минут.

— Но пора сделать остановку в нашем плавании. Направьте свое судно в ближайшую гавань... Вот и завершается на сегодня ваше путе­шествие. Вы спускаетесь по трапу. Прежде чем уйти, оглянитесь, посмотрите еще раз на свое судно, запомните, каким вы оставляете его сегодня. Наверное, вы еще не раз будете возвращаться на него, чтобы продолжать и дальше свое плавание. Помните, что оно будет всегда ждать вас у пирса... Вы уходите дальше и дальше от своего судна... И вновь переноситесь сюда, в эту комнату, начинаете ощущать свое тело... Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы будете все больше выходить из состояния расслаб­ленности — вплоть до того момента, когда я назову цифру «один» и
вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.

С этого момента голос психолога должен также становиться более бодрым, звучным, эмоциональным. Однако спешить здесь не нужно.

— Итак, семь... Вы чувствуете, как к вам возвращается ощущение собственного тела... Вялость и апатия отступают. Вы начинаете возвращаться в свое нормальное состояние. Шесть... Ваши мышцы напол­няются силой и энергией... Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений и вы сможете легко встать и начать двигаться... Пять... Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущением силы и возможности действовать... Расслабленность заменяется собранностью... Четыре. Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три. Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак. Два. Не открывая глаз, подвигайте головой. Вы бодры, наполнены силой. Вы спокойны и уверены в себе. Один. Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быстро.

При обсуждении эффектов упражнения помимо рефлексии со­стояния хорошо получить ответы на такие вопросы:

• Какое судно вы выбрали для своего плавания? Опишите его.

• В какой цвет оно оказалось окрашенным?

• Как оно называется?

• Встретил ли вас кто-либо на борту судна?

• Что сказал вам встречающий?

• Что любопытного обнаружили вы при осмотре судна?

• Какова цель вашего плавания, зафиксированная на карте?

• Увидели ли вы название конечного пункта?

• Какая стояла погода при вашем выходе из порта?

• Что произошло с вами во время плавания?

Рассказы детей могут оказаться очень интересными, насыщенны­ми неожиданными деталями и яркими подробностями. Почти навер­няка на психолога обрушатся вопросы типа:

• А что означают слова капитана судна?

• А почему мой корабль назывался именно так?

• В чем смысл событий, произошедших со мной в плавании?
Нам представляется, что психологу лучше воздержаться от оценок и интерпретаций, посоветовав детям самим поразмышлять о сим­волике образов, подаренных им подсознанием.

Биография прохожего

Одно из упражнений, тренирующих зрительное восприятие и зри­тельную память для развития наблюдательности и фантазии, — на­блюдение за случайным попутчиком в автобусе или за прохожим на улице. Надо решить, что это за человек, где он может учиться, рабо­тать, кто близок ему, с кем он враждует, что любит и чего избегает, чем он занят сейчас, о чем думает, куда идет.

— Вы идете по улице. Сколько биографий вокруг вас, сколько су­деб, характеров! Присмотритесь к людям повнимательнее; по дета­лям одежды, по мелочам поведения, по тому, как идет прохожий, на что и как смотрит, на что не обращает внимания, - разгадайте челове­ка! Это похоже на занятия Шерлока Холмса? Что ж, не следует пре­небрегать и его опытом, раз он может нам помочь понять пружины человеческого поведения.

Поначалу это может показаться ребячеством,







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.