|
БУРИЛЬНЫЕ, ОБСАДНЫЕ, НАСОСНО-КОМПРЕССОРНЫЕ ТРУБЫ И ИХ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. НАСОСНЫЕ ШТАНГИБурильные трубы Колонна бурильных труб — связующее звено наземного оборудования с инструментом, применяемым во время ремонтно-исправительных, ловильных работ, зарезки и бурения второго-ствола и др. Она состоит из бурильных, утяжеленных бурильных труб, ведущей трубы и соединительных элементов (замков,. муфт и переводников). При капитальном ремонте нефтяных, газовых и нагнетательных скважин используют стальные бесшовные бурильные-трубы с высаженными концами, а также трубы с высаженными-концами и коническими стабилизирующими поясками, на концах этих труб предусмотрена резьба с правым и левым направлениями нарезки. Трубы в двухтрубки соединены муфтами, а двухтрубки между собой — замками. На каждой трубе на расстоянии 0,4— 0,6 м от одного из ее концов выбивают клеймо, указывающее:: номер трубы; группу прочности; толщину стенки; наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; мес^ц и год выпуска. Место клеймения обведено светлой краской. Для труб-с условным диаметром 60—102 мм размер клейма должен быть, равен 5—8 мм. На каждой муфте выбивают клеймо — товарный знак завода-изготовителя. Все клейма должны быть вдоль-образующей трубы и муфты. Рядом с клеймом устойчивой светлой краской наносят маркировку: а) условный диаметр трубы; б) точность изготовления (при поставке труб повышенной прочности); в) группу прочности стали; г) толщину стенки; Д) длину трубы. Высота букв и цифр должна быть 35—50 мм. Трубы с резьбой левого направления нарезки должны иметь Широкий поясок, нанесенный светлой краской, с надписью «Лев».
Бурильные трубы изготавливают четырех типов: 1) с высаженными внутрь концами (ТБВК) и муфтами к ним; 2) с высаженными наружу концами (ТБНК) и муфтами к ним; 3) с высаженными внутрь концами и коническими стабилизирующими поясками; 4) с.высаженными наружу концами и коническими стабилизирующими поясками. Бурильные трубы всех типов изготавливают длиной 6; 8 и 11,5 м — при условном диаметре от 114 до 127 мм из стали групп прочности: Д, К, Е, Л, М, Р, Т. Муфты для труб типов 1 и 2 с условным диаметром 114 мм и менее изготавливают из •стали с более высокими механическими свойствами. Трубы и муфты должны быть термически обработаны, а резьба муфт к трубам типов 1 и 2 — оцинкована или фосфатирована. В комплекте допускается до 25% труб длиной 8 м и до 8% длиной 6 м. Бурильные трубы с высаженными концами и муфтыкним. Для соединения труб между собой на высаженных концах нарезают резьбу, на которую навинчивают ниппельную или муфтовую части замка. Короткие трубы (длиной 6 м) предварительно соединяют между собой соединительной муфтой. Бурильные трубы с коническими стабилизирующими поясками. Для снижения переменных напряжений в резьбовом соединении в опасном сечении по пос--леднему витку резьбы применяют бурильные трубы с коническими стабилизирующими поясками. Высокую прочность и герметичность соединения обеспечивает: внутренние упорные торцы, стабилизирующий уплотнитель-ный поясок и гладкий участок трубы непосредственно за навинченным замком, воспринимающие знакопеременные изгибающие нагрузки. Высаженная часть труб ТБВК и ТБНК на 15% длиннее •стандартных труб. Номинальный натяг по резьбе и стабилизирующему пояску принят равным, в среднем 0,3—0,4 мм. Для соединения бурильных труб в колонну предназначены замки, состоящие из двух деталей: замкового ниппеля с наружной крупной резьбой и замковой муфты с такой же внутренней резьбой. Замки для бурильных труб типов 1 и 2 изготавливают трех видов, отличающихся гидравлическими и прочностными характеристиками: ЗН—с нормальным проходным •отверстием; ЗШ — с широким проходным отверстием; ЗУ — с увеличенным проходным отверстием. Резьба замков имеет правое или левое направление нарезки. -При капитальном ремонте скважин применяют замки первых двух видов. Утяжеленные бурильные трубы (У Б Т), изготавливаемые из стали групп прочности Д и К (сталь марки •36Г2С), предназначены для повышения жесткости и увеличения массы нижней части бурильной колонны, чем создается нагрузка на долото. УБТ, представляющие собой толстостенные бурильные трубы, изготавливают двух типов: гладкие по всей длине (рис. IIL12, а) и с конусной проточкой (рис. 111.12,6) для надежного захвата и удержания их в клиновой подвеске. Кроме того, УБТ поставляют с внутренней замковой резьбой на обоих концах и устанавливают их непосредственно над долотом (наддо-лотные трубы), и с внутренней замковой резьбой на одном конце и наружной — на другом (промежуточные трубы); последние располагают в бурильной колонне между наддолотной утяжеленной трубой или турбобуром и бурильными трубами. ВНИИБТ разработаны сбалансированные утяжеленные бурильные трубы УБТС1 с резьбовыми соединениями повышенной прочности. Ведущая труба предназначена для передачи вращения от ротора к бурильной колонне и представляет собой тол- стостенную трубу квадратного сечения. Конструктивно они выполняются в двух вариантах: сборными (составленными из трех деталей) и цельными. Сборные ведущие бурильные трубы изготавливают предпочтительно квадратного сечения. Вследствие простоты изготовления такие трубы наиболее распространены. Они включают собственно трубу (штангу), нижний переводник ПШН (рис. III.13, а) и верхний — ПШВ (рис. 111.13,6) для соединения ведущей трубы с вертлюгом. Для защиты от износа замковой резьбы нижнего переводника, подвергающегося многократным свинчиваниям и развинчиваниям при наращивании бурильной колонны, на переводник ПШН навинчивают предохранительный переводник (ПП). С целью повышения усталост- ной прочности сборных ведущих труб в АзНИПИнефти разработана конструкция с цилиндрическим блокирующим пояском ТВБ, в значительной степени разгружающим соединение от воздействия переменных напряжений. Переводник навинчивается в горячем состоянии (400—420 °С). За последнее время разработаны конструкции ведущих труб с коническими стабилизирующими поясками ТВК.П. Здесь предусмотрена горячекатанная (или с механической обработкой) термообработанная труба с посаженными на нее горячим способом замками. Замки (переводники ПВВК и ПВНК) изготавливают из высокопрочной стали марки 40 ХНМА. Легкосплавные бурильные трубы (Л Б Т) изготавливают из термообработанного сплава Д16-Т. При использовании этих труб достигается облегчение бурильной колонны. Переводники, изготавливаемые с замковой резьбой как правого, так и левого направления нарезки, применяют для соединения отдельных частей бурильной колонны или присоединения к ней инструмента с различной по типу и размерам резьбой. Изготавливают их трех типов: переходные (ПП), муфтовые (ПМ) и ниппельные (ПН). Переводники переходные предназначены для предохранения от быстрого износа замковых резьб, подвергающихся частым свинчиваниям и развинчиваниям при спусках и подъемах бу-
рильных труб, а также для соединения деталей, отличающихся типом и размером замковых резьб. Переводники муфтовые и ниппельные применяют в случаях, когда соединяемые концы колонны или инструмента имеют одинаковое ниппельное или муфтовое исполнение. По конструкции, материалу и размерам эти переводники имеют много общего с бурильными замками. Наружный их диаметр одинаков с наружным диаметром замка или равен наибольшему наружному диаметру с одной из двух соединяемых между собой деталей замков. В последнем случае переход к меньшему по размеру замку выполняется в виде скоса под углом 35° с наружной стороны на упорном уступе ниппельного конца или на упорном торце муфтового конца переводника. Во всех случаях диаметр проходного отверстия переводника соответствует наименьшему диаметру циркуляционного отверстия замка. Переводники изготавливают из той же марки стали, что и замки для бурильных труб. На наружной цилиндрической поверхности каждого переводника на пояске для маркировки наносят: товарный знак предприятия-поставщика; обозначение типоразмера переводника; марку стали; дату выпуска (месяц, год); номер стандарта. На переводниках с резьбами левого направления нарезки, кроме пояска для маркировки, на расстоянии 10 мм от него протачивается опознавательный поясок шириной 5 мм. Обратный клапан, устанавливаемый на бурильной колонне, предназначен для предотвращения выброса жидкости из скважины через бурильные трубы в процессе- ее ремонта. В соответствии с типами бурильных замков предусмотрены обратные клапаны следующих типов: КЗН — для колонны с замками с нормальным проходным отверстием; К.ЗШ— для колонны с замками с широким проходным отверстием; К.ЗУ — для колонны с замками с увеличенным проходным отверстием. Эксплуатация бурильных труб. Все трубы и соединительные элементы перед вводом скважин в эксплуатацию в соответствии с требованиями государственных стандартов, нормалей и технических условий подвергают на трубных базах внешнему визуальному осмотру, обмеру основных размеров /и проверке качества нарезки резьбы с помощью гладких и резьбовых калибров. Перед навинчиванием замков на трубы сборной конструкции и закреплением резьбовых соединений для лучшего сопряжения резьбы соединяемой пары подбирают замковые муфты по фактическим натягу и конусности резьбы. Замки с номинальным натягом резьбы навинчивают на кон-Цн труб с резьбой, не имеющей отклонений от номинального натяга. Для концов труб с резьбой, имеющей натяг в пределах плюсового допуска, подбирают деталь замка с трубной резьбой, натяг которой выполнен с отклонением в пределах заданного минусового допуска, а замок с увеличенным натягом труб- ружу, трубы ТБО-5 — наружную высадку с одного конца, такую же как и для труб ТБО-4, на другом конце — муфту, соответствующую трубе ОТТГ-1. Герметичность соединений труб ОТТГ-i, ТБО-4 и ТБО-5 обеспечивается коническими ушютнительными поверхностями, расположенными со стороны торца трубы (см. рис. III. 14). Резьбовая часть этих соединений соответствует резьбовому соединению труб ОТТМ-1. Переход с труб ОТТМ-1 на трубы того же диаметра типа ОТТГ-1, ТБО-4 и ТБО-5 может осуществляться без применения переводников. В соединении предусмотрен контакт по внутренним упорным торцам, фиксирующий заданный натяг при закреплении соединения. При спуске обсадных колонн применяют ряд деталей и узлов (элементов обсадной колонны), предназначенных для соединения, разъединения обсадных труб, облегчения спуска и других целей. Переводники для перехода с замковой резьбы на резьбу обсадных труб предназначены для соединения колонны бурильных и обсадных труб. Конструктивно они представляют собой сочетание муфтового замка с ниппельным концом обсадной трубы. Поставляют переводники как с правым, так и с левым направлением нарезки резьбы на обоих концах или с правой резьбой на одном и левой— на другом. На кольцевом пояске, вытачиваемом на наружной цилиндрической поверхности, наносят клеймением следующие знаки маркировки: товарный знак завода-изготовителя, обозначение
переводника, дату выпуска (месяц и год). На переводниках с левым направлением нарезки рядом с пояском для маркировки предусмотрен второй (опознавательный) поясок. В нижней части обсадной колонны монтируют следующие элементы, обеспечивающие успешный спуск и цементирование колонн: направляющую пробку, башмак, упорное кольцо. Направляющие пробки, предназначенные для правильного направления спускаемой обсадной колонны по стволу скважины, изготавливают из серого чугуна. В последние годы стали применять бетонную направляющую пробку ПБН, состоящую из металлического корпуса и бетонного наконечника. Преимущества ПБН — небольшая стоимость изготовления и легкость последущего его разбуривания. Башмак, предназначенный для придания жесткости низу обсадной колонны, представляет собой толстостенный стальной патрубок. Выпускают башмаки двух типов: БП — с направляющей чугунной пробкой, поставляемый свинченным с направляющей пробкой; Б —с фаской без направляющей пробки. На башмаках клеймением наносят маркировку с указанием товарного знака завода-изготовителя, условного обозначения башмака, порядкового номера и даты выпуска. Над башмаком колонны устанавливают патрубок, изготовленный из муфтовой заготовки для обсадных труб, длиной 1,5—2,0 м с резьбой на концах. Нижний конец этого патрубка свинчивают с башмаком, а на верхний навинчивают удлиненную муфту с обратным клапаном. В теле его предусмотрено несколько отверстий диаметром 25:—32 мм, расположенных по винтовой линии и предназначенных для выхода бурового раствора из колонны. Обратный клапан применяют для облегчения спуска колонны обсадных труб, а также в целях предотвращения выброса или обратного движения тампонажного раствора. Кроме того, использование его способствует частичной промывке и очищению заколонного пространства. С учетом конкретных условий спуска и цементирования обсадных колонн создано несколько разновидностей обратных клапанов, отличающихся как конструкцией, так и принципом действия. По конструкции различают корпусные и бескорпусные, а по виду запорного элемента тарельчатые, шаровые и с шарнирной заслонкой. По принципу действия выпускают три основные группы корпусных клапанов: а) полностью исключающие перемещение жидкости из заколонного пространства в колонну при ее спуске в скважину; б) обеспечивающие самозаполнение спускаемой обсадной колонны жидкостью при определенном (задаваемом) перепаде давления над клапаном и в заколонном пространстве, но исключающие возможность обратной циркуляции жидкости; в) обеспечивающие постоянное самозаполнение обсадной колонны при спуске в скважину и позволяющие вести
промывку скважины методом обратной циркуляции (включается в работу после доставки запорного элемента клапана). Клапаны первой группы используют при креплении вертикальных скважин, где возможны нефте-газо-водопроявления, но отсутствуют поглощения; второй группы — в наклонных скважинах с аналогичными условиями; третьей группы — при креплении вертикальных и наклонных скважин в условиях поглощения жидкости и отсутствия проявлений пластов. Кроме перечисленных, на промыслах применяют новые конструкции обратных клапанов — диафрагменный, дифференциальный и другие, которые позволяют автоматизировать процесс непрерывного заполнения жидкостью колонн. Конструкции диафрагменных клапанов типа ЦКОД и ЦКО, предусмотренных для колонн диаметрами 114—426 мм, разработаны во ВНИИКрнефти. Клапаны ЦКОД относятся к корпусным третьей группы. В верхней части их имеется опорная торцовая поверхность для остановки цементировочной разделительной пробки. Поэтому не требуется установки упорного кольца. При спуске обсадной колонны клапаны ЦКОД обеспечивают постоянное саморегулируемое заполнение ее жидкостью через отверстие в дросселе. Обсадную колонну, оборудованную таким клапаном, спускают без запорного элемента — шара. Шар опускают под давлением жидкости в колонну после ее спуска на заданную глубину. Проходя через разрезные шайбы и диафрагму, он занимает рабочее положение. При необходимости шар можно установить в корпусе перед спуском колонны. В этом случае самозаполнение колонны жидкостью исключается. Обратный к лапан ЦК О, представляющий собой модификацию клапана ЦКОД, предназначен для условий цементирования скважины, связанных с опасностью выброса или сильного поглощения жидкости. В первом случае такой клапан спускают в скважину с предварительно помещенным в ней шаром и используют как обычный обратный клапан, во втором случае — его используют аналогично ЦКОД. Упорное кольцо (кольцо «стоп»), изготовляемое из серого чугуна, предназначено для установки цементировочной пробки на заданной глубине и получения четкого сигнала об окончании продавливания тампонажного раствора. Насосно-компрессорные трубы Насосно-компрессорные трубы (НКТ) служат для извлечения жидкости и газа из скважин, нагнетания воды, сжатого воздуха (газа) и производства различных видов работ по текущему и капитальному ремонту скважин. Изготавливают их двух типов: с гладкими и с высаженными наружу концами, на которых нарезают наружную резьбу, а на один конец навинчи-
вают соединительную муфту. На расстоянии 0,4—0,6 м от конца труб со стороны муфт выбивают клеймо — маркировку, указывающую: условный диаметр трубы, мм (номер трубы); группу прочности стали; толщину стенки, мм; товарный знак завода-изготовителя; месяц и год выпуска. Размеры и масса труб и муфт к ним приведены на рис. III. 15 и в табл. III. 4. Трубы гладкие и муфты к ним изготавливают из стали групп прочности К, Е, Л, М, а трубы с высаженными концами, которые для снятия остаточных внутренних напряжений подвергают термической обработке, — из стали групп прочности Д, К, Е, Л и М. Поверхность их резьбы покрывают смазкой, обеспечивающей герметичность соединения и предохраняющей от за-диров и коррозии. По середине муфты на наружной поверхности для определения группы прочности протачивают пояски глубиной не более 1 мм и шириной 5—7 мм 'С расстоянием между ними 5—10 мм: для труб из стали группы прочности К — один поясок, группы прочности Е — два, группы прочности Л — три и группы прочности М — четыре пояска. На трубах группы прочности Д пояски не протачивают. Безмуфтовые насосно-компрессорные трубы Н К Б 1 обеспечивают герметичность соединений при давлении до 50 МПа. Концы их имеют высадку наружу; соединение обладает большей прочностью, чем тело гладкой, части трубы. Контакт по внутренним упорным торцам обеспечивает беззазорную поверхность внутреннего проходного канала. Герметичность соединений обеспечивается коническими уплотнительными поверхностями, расположенными за резьбой со стороны меньших диаметров. В соединениях труб применена трапецеидальная резьба с углами наклона профиля 3 и 10°, шагом 4,233 мм, конусностью 1: 12 и глубиной профиля 1,2 мм. Муфтовые насоси о-к омпре с сорные трубы НКМ обеспечивают герметичность соединений при давлении До 50 МПа. Прочность соединений составляет 85—90% прочности тела трубы, что на 25—35% превышает прочность соединений гладких НКТ.
Конструкция конических уплотнительных поверхностей и профиль резьбы аналогичны применяемым в соединениях труб НКБ1. Н а с о с н о-ко м п р ее с о р ны е трубы из алюминиевых сплавов. Известно, что на нефтепромыслах значительное число стальных НКТ труб выходит из строя в результате коррозийных разрушений в агрессивной среде. Наиболее интенсивная коррозия происходит в сильно обводненных скважинах, продукция которых содержит сероводород. Применение алюминиевых труб из сплава Д16-Т показало их устойчивость к воздействию сероводородной коррозии и исключило потребность в применении ингибиторов коррозии. Благодаря небольшой массе, удельная прочность алюминиевых труб в 2,5 раза выше, чем стальных. Это позволяет составлять колонну в 2,5 раза длиннее, по сравнению с колонной из стальных труб. Насосио-компрессорные трубы с защитными покрытиями применяют для предотвращения отложений в них парафина, солей и гипса, а также для защиты от коррозии. При использовании труб с покрытиями уменьшается число потребных текущих ремонтов скважин, увеличивается срок их службы. Внутреннюю поверхность НКТ покрывают жидким стеклом, эмалями, эпоксидными смолами или лаками. Наиболее распространено остекловывание труб. Трубы с указанными покрытиями хорошо зарекомендовали себя на практике: при деформации труб сохраняется целостность покрытий и устойчивость их к истиранию. Испытания труб на раздавливание показали, что лаковые покрытия при этом не разрушаются, в эпоксидных смолах образуются трещины, а эмаль и стекло разрушаются. По износостойкости силикатные покрытия (эмали и стекла) превосходят полимерные (смолы и лаки). Термостойкость полимерных покрытий составляет 100—150, силикатных — 200—600 °С. Переводники — небольшие патрубки с различной нарезкой на концах (внутренней или наружной), служащие для присоединения между собой НКТ различных типоразмеров. Обычно их применяют при спуске комбинированных колонн НКТ, а также для присоединения различного подземного оборудования с насосно-компрессорными трубами. Эксплуатация н ас ос н о-к ом п рессорных труб. В процессе эксплуатации НКТ необходимо соблюдать следующие правила. Для погрузки, перевозки и разгрузки труб следует применять механизированные трубовозки. Разрешается погрузка и выгрузка труб вручную с соблюдением необходимых правил по технике безопасности. Для облегчения этих работ необходимо применять специальные приспособления. Запрещается перевозить трубы волоком; нельзя допускать, чтобы при перевозке они провисали и изгибались.
При выгрузке труб не разрешается их сбрасывание на землю, необходимо пользоваться краном; каждую трубу следует снимать вручную или скатывать по специальным мосткам, не допуская их ударов. Трубы следует укладывать на площадке, подложив под них деревянные бруски для предохранения от провисания и загрязнения. Нельзя укладывать трубы на землю. На резьбовую часть каждой трубы должно быть навинчено предохранительное кольцо. Подтаскивать трубы на мостки следует при помощи специальных вилок. При свинчивании труб в двухтрубки их следует соединять между собой на ровном месте на четырех брусках или досках равной высоты, обеспечивающих свободную работу ключами. В целях обеспечения лучшего центрирования свинчиваемых труб на брусках должны быть сделаны углубления. С целью проверки состояния труб (наличия смятия, овальности, погнутости, отложения парафина, солей или окалины на стенках) перед подъемом с мостков через трубу необходимо пропустить шаблон длиной 0,5—-1,0 м и диаметром на 2—3 мм меньше внутреннего ее диаметра. При подъеме с мостков одновременно с пропусканием шаблона необходимо слегка постукивать по трубе ручником, чтобы очистить ее от окалины и других прилипших частиц. Нижний конец трубы нужно поддерживать, следя за выходом шаблона. Трубы, через которые шаблон не прошел, в скважину спускать нельзя, их следует отбраковать. На нижнем конце трубы должно быть предохранительное кольцо. Если кольцо не установлено, то необходимо подложить лоток или тележку, на которых и следует подтягивать трубу к устью скважины. При спуске труб двухтрубками необходимо следить за тем, чтобы во время прохода через первый пояс вышки средние муфты не задевали за крестовины и не изгибались. Перед свинчиванием трубы необходимо металлической щеткой тщательно очистить от грязи резьбу как муфты, так и нарезанного конца трубы и смазать ргзьбу специальной смазкой. Трубы, имеющие неодинаковые диаметры и разнотипные резьбы, следует свинчивать только при помощи переводников. При этом необходимо, чтобы в нижних рядах были уложены трубы, которые будут спущены последними. .Ударять ручником или другими металлическими предметами по муфте в целях облегчения свинчивания или отвинчивания труб не разрешается. При свинчивании следует крепить трубы до полного прекращения их вращения, при ручном свинчивании не допускается применять рычаги с целью увеличения длины рукоятки ключа. Те трубы, которые свинчиваются между собой слишком легко и свободно, следует отбраковывать. Для освобождения нижнего элеватора трубы следут плавно приподнять, без рывков, на малой скорости подъемника. Опус- кать элеватор на устье скважины надо также плавно, избегая ударов. При спуске труб двухтрубками необходимо принимать меры к предотвращению ударов муфт о фланец эксплуатационной колонны; рекомендуется пользоваться направляющей воронкой. При подъеме из скважины трубы следует укладывать на мостки с деревянными прокладками между рядами (не менее трех по длине труб). Для перевозки насосно-компрессорных и обсадных труб применяются автотрубовозы, которые позволяют осуществлять механизированную их погрузку и разгрузку. На морские скважины трубы доставляют на палубах крановых судов или барж, в северных труднодоступных районах страны, в условиях бездорожья, перевозят тракторами-тягачами, либо с помощью транспортных самолетов или вертолетов, Насосные штанги Насосные штанги — стальные стержни круглого сечения, соединяемые между собой муфтами. Предназначены они для передачи возвратно-поступательного движения от станка-качалки к плунжеру скважинных насосов. С их помощью также осуществляются спуск и подъем вставных скважинных насосов. Штанга (рис. III. 16) имеет резьбу и участок с квадратным сечением для захвата ее ключом при свинчивании и развинчивании резьбового соединения. Для повышения износоустойчивости, обеспечения равно-прочности, снижения воздействия коррозионной среды штанги подвергают термообработке: нормализации, нормализации с последующим поверхностным упрочением токами высокой частоты, нормализации с последующей закалкой и высоким отпуском, или дробеструйной обработке. В последнем случае поверхностный слой их наклепывается, при этом его твердость повышается и появляются сжимающие напряжения. Сальниковый (полированный) шток — самая верхняя штанга в колонне, предназначенная для обеспечения герметичности устья скважины при возвратно-поступательных
перемещениях колонны насосных штанг внутри устьевого сальника. Сальниковые штоки изготавливают из термически обработанного (нормализованного) или нагартованного круглого стального проката. Подвешивают их к головке балансира станка-качалки на канатных подвесках, а с колонной насосных штанг соединяют с помощью муфты. Для предотвращения износа насосных штанг и муфт, а также для обеспечения надежности работы колонны при знакопеременных нагрузках применяют протекторные муфты. При добыче парафинистых нефтей для борьбы с отложениями парафина на стенках труб применяют пластинчатые скребки, которые изготавливают из 2,5—3-мм листового железа и прикрепляют к штангам с помощью хомутов. С целью устранения продольного изгиба нижней части колонны штанг применяют утяжеленный низ. Собирается он из сплошных трубчатых штанг большого сечения и состоит из секций длиной по 4—5 м. Чем больше диаметр насоса, тем большее число секций должно быть. Массу утяжеленного низа выбирают таким образом, чтобы обеспечить работу верхней штанги в режиме растяжения. В противном случае возможен быстрый выход ее из строя штанги в результате возникновения дополнительных напряжений от изгиба. Эксплуатация насосных штанг. Работоспособность насосных штанг зависит от правильного обращения с ними при транспортировании, хранении и эксплуатации. В целях максимального увеличения срока их службы и межремонтного периода работы скважин необходимо соблюдать следующие правила. Не допускать составления одноступенчатых колонн или отдельных ступеней многоступенчатых колонн из штанг различных марок. При спуске в скважину новых штанг необходимо оставлять на мостках три — четыре запасные той же марки для замены в случае необходимости. Не допускается замена штангой, бывшей в работе. Штанговые муфты должны навинчиваться «от руки» до соприкосновения их торца с буртом. Штанги и муфты, не обеспечивающие плотного свинчивания (вследствие дефектов торца муфты или бурта штанги), следует отбраковывать. При развинчивании колонны во время подъема запрещается обстукивание муфты ключом. Трудно развинчиваемые соединения необходимо разъединять с помощью ключа с удлиненной рукояткой. Резьбовые соединения перед свинчиванием штанг необходимо тщательно очистить от грязи, смазать, а затем свинтить при необходимом крутящем моменте. Лучший способ хранения штанг при ремонте скважины — подвешивание их на люстру (при наличии системы МСПД).
Необходимо внимательно следить за правильной установкой штанг в элеватор, во избежание их изгиба. Выпрямлять искривленные штанги запрещается, их следует отбраковывать. Штанги поставляют с заводов комплектно в пакетах с плотно завинченными на одном конце муфтами.'Для предохранения их от повреждений,.скопления грязи и влаги при хранении и транспортировке на открытую резьбу штанги навинчивают предохранительный колпачок, а на открытый конец муфты — предохранительную пробку. В каждый пакет укладывают по 12 штанг (в три слоя, по четыре в одном ряду), с деревянными прокладками между рядами, стянутыми стальной лентой. Число хомутов семь. Масса пакета в зависимости от диаметра штанг колеблется от 180 до 400 кг. Штанги перевозят на специальных агрегатах ЗАПШМ, смонтированных на базе тягача ХИЛ-157КВ, или АПШ — на базе ЗИЛ-131В и обеспечивающих их механизированную погрузку и разгрузку. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|