Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







БУРИЛЬНЫЕ, ОБСАДНЫЕ, НАСОСНО-КОМПРЕССОРНЫЕ ТРУБЫ И ИХ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. НАСОСНЫЕ ШТАНГИ





Бурильные трубы

Колонна бурильных труб — связующее звено наземного обо­рудования с инструментом, применяемым во время ремонтно-исправительных, ловильных работ, зарезки и бурения второго-ствола и др. Она состоит из бурильных, утяжеленных буриль­ных труб, ведущей трубы и соединительных элементов (замков,. муфт и переводников).

При капитальном ремонте нефтяных, газовых и нагнета­тельных скважин используют стальные бесшовные бурильные-трубы с высаженными концами, а также трубы с высаженными-концами и коническими стабилизирующими поясками, на кон­цах этих труб предусмотрена резьба с правым и левым направ­лениями нарезки.

Трубы в двухтрубки соединены муфтами, а двухтрубки меж­ду собой — замками. На каждой трубе на расстоянии 0,4— 0,6 м от одного из ее концов выбивают клеймо, указывающее:: номер трубы; группу прочности; толщину стенки; наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; мес^ц и год вы­пуска. Место клеймения обведено светлой краской. Для труб-с условным диаметром 60—102 мм размер клейма должен быть, равен 5—8 мм. На каждой муфте выбивают клеймо — товар­ный знак завода-изготовителя. Все клейма должны быть вдоль-образующей трубы и муфты. Рядом с клеймом устойчивой светлой краской наносят маркировку: а) условный диаметр тру­бы; б) точность изготовления (при поставке труб повышен­ной прочности); в) группу прочности стали; г) толщину стенки; Д) длину трубы. Высота букв и цифр должна быть 35—50 мм. Трубы с резьбой левого направления нарезки должны иметь Широкий поясок, нанесенный светлой краской, с надписью «Лев».

 


Бурильные трубы изготавливают четырех типов: 1) с выса­женными внутрь концами (ТБВК) и муфтами к ним; 2) с вы­саженными наружу концами (ТБНК) и муфтами к ним; 3) с высаженными внутрь концами и коническими стабилизирую­щими поясками; 4) с .высаженными наружу концами и кони­ческими стабилизирующими поясками.



Бурильные трубы всех типов изготавливают длиной 6; 8 и 11,5 м — при условном диаметре от 114 до 127 мм из стали групп прочности: Д, К, Е, Л, М, Р, Т. Муфты для труб типов 1 и 2 с условным диаметром 114 мм и менее изготавливают из •стали с более высокими механическими свойствами. Трубы и муфты должны быть термически обработаны, а резьба муфт к трубам типов 1 и 2 — оцинкована или фосфатирована. В комп­лекте допускается до 25% труб длиной 8 м и до 8% длиной 6 м.

Бурильные трубы с высаженными концами и муфтыкним. Для соединения труб между собой на вы­саженных концах нарезают резьбу, на которую навинчивают ниппельную или муфтовую части замка. Короткие трубы (дли­ной 6 м) предварительно соединяют между собой соединитель­ной муфтой.

Бурильные трубы с коническими стабили­зирующими поясками. Для снижения переменных на­пряжений в резьбовом соединении в опасном сечении по пос--леднему витку резьбы применяют бурильные трубы с коничес­кими стабилизирующими поясками.

Высокую прочность и герметичность соединения обеспечива­ет: внутренние упорные торцы, стабилизирующий уплотнитель-ный поясок и гладкий участок трубы непосредственно за навин­ченным замком, воспринимающие знакопеременные изгибаю­щие нагрузки.

Высаженная часть труб ТБВК и ТБНК на 15% длиннее •стандартных труб. Номинальный натяг по резьбе и стабилизиру­ющему пояску принят равным, в среднем 0,3—0,4 мм.

Для соединения бурильных труб в колонну предназначены замки, состоящие из двух деталей: замкового ниппеля с на­ружной крупной резьбой и замковой муфты с такой же внут­ренней резьбой. Замки для бурильных труб типов 1 и 2 изго­тавливают трех видов, отличающихся гидравлическими и проч­ностными характеристиками: ЗН—с нормальным проходным •отверстием; ЗШ — с широким проходным отверстием; ЗУ — с увеличенным проходным отверстием.

Резьба замков имеет правое или левое направление нарезки. -При капитальном ремонте скважин применяют замки первых двух видов.

Утяжеленные бурильные трубы (У Б Т), изго­тавливаемые из стали групп прочности Д и К (сталь марки •36Г2С), предназначены для повышения жесткости и увеличения


массы нижней части бурильной колонны, чем создается нагрузка на долото.

УБТ, представляющие собой толстостенные бурильные тру­бы, изготавливают двух типов: гладкие по всей длине (рис. IIL12, а) и с конусной проточкой (рис. 111.12,6) для надежно­го захвата и удержания их в клиновой подвеске. Кроме того, УБТ поставляют с внутренней замковой резьбой на обоих кон­цах и устанавливают их непосредственно над долотом (наддо-лотные трубы), и с внутренней замковой резьбой на одном кон­це и наружной — на другом (промежуточные трубы); последние располагают в бурильной колонне между наддолотной утяже­ленной трубой или турбобуром и бурильными трубами.

ВНИИБТ разработаны сбалансированные утяжеленные бу­рильные трубы УБТС1 с резьбовыми соединениями повышенной прочности.

Ведущая труба предназначена для передачи враще­ния от ротора к бурильной колонне и представляет собой тол-


стостенную трубу квадратного се­чения. Конструктивно они выпол­няются в двух вариантах: сбор­ными (составленными из трех де­талей) и цельными.

Сборные ведущие бу­рильные трубы изготавли­вают предпочтительно квадратно­го сечения. Вследствие простоты изготовления такие трубы наибо­лее распространены. Они вклю­чают собственно трубу (штангу), нижний переводник ПШН (рис. III.13, а) и верхний — ПШВ (рис. 111.13,6) для соединения ве­дущей трубы с вертлюгом. Для защиты от износа замковой резь­бы нижнего переводника, подвер­гающегося многократным свинчи­ваниям и развинчиваниям при наращивании бурильной колон­ны, на переводник ПШН навинчи­вают предохранительный пере­водник (ПП).

С целью повышения усталост-

ной прочности сборных ведущих труб в АзНИПИнефти разра­ботана конструкция с цилиндрическим блокирующим пояском ТВБ, в значительной степени разгружающим соединение от воз­действия переменных напряжений. Переводник навинчивается в горячем состоянии (400—420 °С).

За последнее время разработаны конструкции ведущих труб с коническими стабилизирующими поясками ТВК.П. Здесь пре­дусмотрена горячекатанная (или с механической обработкой) термообработанная труба с посаженными на нее горячим спо­собом замками. Замки (переводники ПВВК и ПВНК) изготав­ливают из высокопрочной стали марки 40 ХНМА.

Легкосплавные бурильные трубы (Л Б Т) из­готавливают из термообработанного сплава Д16-Т. При ис­пользовании этих труб достигается облегчение бурильной ко­лонны.

Переводники, изготавливаемые с замковой резьбой как правого, так и левого направления нарезки, применяют для соединения отдельных частей бурильной колонны или присоеди­нения к ней инструмента с различной по типу и размерам резьбой. Изготавливают их трех типов: переходные (ПП), муфтовые (ПМ) и ниппельные (ПН).

Переводники переходные предназначены для предохранения от быстрого износа замковых резьб, подвергающихся частым свинчиваниям и развинчиваниям при спусках и подъемах бу-

 


рильных труб, а также для соединения деталей, отличающихся типом и размером замковых резьб.

Переводники муфтовые и ниппельные применяют в случаях, когда соединяемые концы колонны или инструмента имеют оди­наковое ниппельное или муфтовое исполнение.

По конструкции, материалу и размерам эти переводники имеют много общего с бурильными замками. Наружный их ди­аметр одинаков с наружным диаметром замка или равен наи­большему наружному диаметру с одной из двух соединяемых между собой деталей замков. В последнем случае переход к меньшему по размеру замку выполняется в виде скоса под уг­лом 35° с наружной стороны на упорном уступе ниппельного конца или на упорном торце муфтового конца переводника. Во всех случаях диаметр проходного отверстия переводника соот­ветствует наименьшему диаметру циркуляционного отверстия замка. Переводники изготавливают из той же марки стали, что и замки для бурильных труб.

На наружной цилиндрической поверхности каждого перевод­ника на пояске для маркировки наносят: товарный знак пред­приятия-поставщика; обозначение типоразмера переводника; марку стали; дату выпуска (месяц, год); номер стандарта.

На переводниках с резьбами левого направления нарезки, кроме пояска для маркировки, на расстоянии 10 мм от него протачивается опознавательный поясок шириной 5 мм.

Обратный клапан, устанавливаемый на бурильной колонне, предназначен для предотвращения выброса жидкости из скважины через бурильные трубы в процессе- ее ремонта.

В соответствии с типами бурильных замков предусмотрены обратные клапаны следующих типов: КЗН — для колонны с замками с нормальным проходным отверстием; К.ЗШ— для колонны с замками с широким проходным отверстием; К.ЗУ — для колонны с замками с увеличенным проходным отверстием.

Эксплуатация бурильных труб. Все трубы и соединительные элементы перед вводом скважин в эксплуата­цию в соответствии с требованиями государственных стандар­тов, нормалей и технических условий подвергают на трубных базах внешнему визуальному осмотру, обмеру основных разме­ров /и проверке качества нарезки резьбы с помощью гладких и резьбовых калибров.

Перед навинчиванием замков на трубы сборной конструкции и закреплением резьбовых соединений для лучшего сопряжения резьбы соединяемой пары подбирают замковые муфты по фак­тическим натягу и конусности резьбы.

Замки с номинальным натягом резьбы навинчивают на кон-Цн труб с резьбой, не имеющей отклонений от номинального натяга. Для концов труб с резьбой, имеющей натяг в пределах плюсового допуска, подбирают деталь замка с трубной резь­бой, натяг которой выполнен с отклонением в пределах задан­ного минусового допуска, а замок с увеличенным натягом труб-


ружу, трубы ТБО-5 — наружную высадку с одного конца, та­кую же как и для труб ТБО-4, на другом конце — муфту, соот­ветствующую трубе ОТТГ-1.

Герметичность соединений труб ОТТГ-i, ТБО-4 и ТБО-5 обеспечивается коническими ушютнительными поверхностями, расположенными со стороны торца трубы (см. рис. III. 14). Резьбовая часть этих соединений соответствует резьбовому со­единению труб ОТТМ-1. Переход с труб ОТТМ-1 на трубы того же диаметра типа ОТТГ-1, ТБО-4 и ТБО-5 может осуществ­ляться без применения переводников. В соединении предусмот­рен контакт по внутренним упорным торцам, фиксирующий заданный натяг при закреплении соединения.

При спуске обсадных колонн применяют ряд деталей и уз­лов (элементов обсадной колонны), предназначен­ных для соединения, разъединения обсадных труб, облегчения спуска и других целей.

Переводники для перехода с замковой резьбы на резь­бу обсадных труб предназначены для соединения колонны бу­рильных и обсадных труб. Конструктивно они представляют собой сочетание муфтового замка с ниппельным концом обсад­ной трубы. Поставляют переводники как с правым, так и с ле­вым направлением нарезки резьбы на обоих концах или с пра­вой резьбой на одном и левой— на другом.

На кольцевом пояске, вытачиваемом на наружной цилинд­рической поверхности, наносят клеймением следующие знаки маркировки: товарный знак завода-изготовителя, обозначение

 


переводника, дату выпуска (месяц и год). На переводниках с левым направлением нарезки рядом с пояском для маркировки предусмотрен второй (опознавательный) поясок.

В нижней части обсадной колонны монтируют следующие элементы, обеспечивающие успешный спуск и цементирование колонн: направляющую пробку, башмак, упорное кольцо.

Направляющие пробки, предназначенные для пра­вильного направления спускаемой обсадной колонны по стволу скважины, изготавливают из серого чугуна. В последние годы стали применять бетонную направляющую пробку ПБН, со­стоящую из металлического корпуса и бетонного наконечника.

Преимущества ПБН — небольшая стоимость изготовления и легкость последущего его разбуривания.

Башмак, предназначенный для придания жесткости низу обсадной колонны, представляет собой толстостенный стальной патрубок. Выпускают башмаки двух типов: БП — с направляю­щей чугунной пробкой, поставляемый свинченным с направляю­щей пробкой; Б —с фаской без направляющей пробки. На башмаках клеймением наносят маркировку с указанием товар­ного знака завода-изготовителя, условного обозначения баш­мака, порядкового номера и даты выпуска.

Над башмаком колонны устанавливают патрубок, изготов­ленный из муфтовой заготовки для обсадных труб, длиной 1,5—2,0 м с резьбой на концах. Нижний конец этого патрубка свинчивают с башмаком, а на верхний навинчивают удлинен­ную муфту с обратным клапаном. В теле его предусмотрено несколько отверстий диаметром 25:—32 мм, расположенных по винтовой линии и предназначенных для выхода бурового раст­вора из колонны.

Обратный клапан применяют для облегчения спуска колонны обсадных труб, а также в целях предотвращения вы­броса или обратного движения тампонажного раствора. Кроме того, использование его способствует частичной промывке и очищению заколонного пространства.

С учетом конкретных условий спуска и цементирования об­садных колонн создано несколько разновидностей обратных клапанов, отличающихся как конструкцией, так и принципом действия.

По конструкции различают корпусные и бескорпусные, а по виду запорного элемента тарельчатые, шаровые и с шарнирной заслонкой. По принципу действия выпускают три основные груп­пы корпусных клапанов: а) полностью исключающие перемеще­ние жидкости из заколонного пространства в колонну при ее спуске в скважину; б) обеспечивающие самозаполнение спус­каемой обсадной колонны жидкостью при определенном (зада­ваемом) перепаде давления над клапаном и в заколонном пространстве, но исключающие возможность обратной циркуля­ции жидкости; в) обеспечивающие постоянное самозаполнение обсадной колонны при спуске в скважину и позволяющие вести

 


промывку скважины методом обратной циркуляции (включа­ется в работу после доставки запорного элемента клапана).

Клапаны первой группы используют при креплении верти­кальных скважин, где возможны нефте-газо-водопроявления, но отсутствуют поглощения; второй группы — в наклонных сква­жинах с аналогичными условиями; третьей группы — при креп­лении вертикальных и наклонных скважин в условиях погло­щения жидкости и отсутствия проявлений пластов.

Кроме перечисленных, на промыслах применяют новые конструкции обратных клапанов — диафрагменный, дифферен­циальный и другие, которые позволяют автоматизировать про­цесс непрерывного заполнения жидкостью колонн.

Конструкции диафрагменных клапанов типа ЦКОД и ЦКО, предусмотренных для колонн диаметрами 114—426 мм, разра­ботаны во ВНИИКрнефти.

Клапаны ЦКОД относятся к корпусным третьей груп­пы. В верхней части их имеется опорная торцовая поверхность для остановки цементировочной разделительной пробки. Поэто­му не требуется установки упорного кольца. При спуске об­садной колонны клапаны ЦКОД обеспечивают постоянное са­морегулируемое заполнение ее жидкостью через отверстие в дросселе. Обсадную колонну, оборудованную таким клапаном, спускают без запорного элемента — шара.

Шар опускают под давлением жидкости в колонну после ее спуска на заданную глубину. Проходя через разрезные шайбы и диафрагму, он занимает рабочее положение. При необходи­мости шар можно установить в корпусе перед спуском колонны. В этом случае самозаполнение колонны жидкостью исключа­ется.

Обратный к лапан ЦК О, представляющий собой мо­дификацию клапана ЦКОД, предназначен для условий цемен­тирования скважины, связанных с опасностью выброса или сильного поглощения жидкости. В первом случае такой клапан спускают в скважину с предварительно помещенным в ней ша­ром и используют как обычный обратный клапан, во втором случае — его используют аналогично ЦКОД.

Упорное кольцо (кольцо «стоп»), изготовляемое из серого чугуна, предназначено для установки цементировочной пробки на заданной глубине и получения четкого сигнала об окончании продавливания тампонажного раствора.

Насосно-компрессорные трубы

Насосно-компрессорные трубы (НКТ) служат для извлече­ния жидкости и газа из скважин, нагнетания воды, сжатого воздуха (газа) и производства различных видов работ по те­кущему и капитальному ремонту скважин. Изготавливают их двух типов: с гладкими и с высаженными наружу концами, на которых нарезают наружную резьбу, а на один конец навинчи-

 


вают соединительную муфту. На расстоянии 0,4—0,6 м от кон­ца труб со стороны муфт выбивают клеймо — маркировку, ука­зывающую: условный диаметр трубы, мм (номер трубы); груп­пу прочности стали; толщину стенки, мм; товарный знак за­вода-изготовителя; месяц и год выпуска.

Размеры и масса труб и муфт к ним приведены на рис. III. 15 и в табл. III. 4.

Трубы гладкие и муфты к ним изготавливают из стали групп прочности К, Е, Л, М, а трубы с высаженными концами, кото­рые для снятия остаточных внутренних напряжений подверга­ют термической обработке, — из стали групп прочности Д, К, Е, Л и М. Поверхность их резьбы покрывают смазкой, обеспе­чивающей герметичность соединения и предохраняющей от за-диров и коррозии.

По середине муфты на наружной поверхности для определе­ния группы прочности протачивают пояски глубиной не более 1 мм и шириной 5—7 мм 'С расстоянием между ними 5—10 мм: для труб из стали группы прочности К — один поясок, группы прочности Е — два, группы прочности Л — три и группы проч­ности М — четыре пояска. На трубах группы прочности Д пояс­ки не протачивают.

Безмуфтовые насосно-компрессорные трубы Н К Б 1 обеспечивают герметичность соединений при давлении до 50 МПа. Концы их имеют высадку наружу; соединение об­ладает большей прочностью, чем тело гладкой, части трубы. Контакт по внутренним упорным торцам обеспечивает безза­зорную поверхность внутреннего проходного канала. Герметич­ность соединений обеспечивается коническими уплотнительными поверхностями, расположенными за резьбой со стороны мень­ших диаметров.

В соединениях труб применена трапецеидальная резьба с углами наклона профиля 3 и 10°, шагом 4,233 мм, конусностью 1 : 12 и глубиной профиля 1,2 мм.

Муфтовые насоси о-к омпре с сорные трубы НКМ обеспечивают герметичность соединений при давлении До 50 МПа. Прочность соединений составляет 85—90% проч­ности тела трубы, что на 25—35% превышает прочность соеди­нений гладких НКТ.

 



Конструкция конических уплотнительных поверхностей и профиль резьбы аналогичны применяемым в соединениях труб

НКБ1.

Н а с о с н о-ко м п р ее с о р ны е трубы из алюми­ниевых сплавов. Известно, что на нефтепромыслах значи­тельное число стальных НКТ труб выходит из строя в резуль­тате коррозийных разрушений в агрессивной среде. Наиболее интенсивная коррозия происходит в сильно обводненных сква­жинах, продукция которых содержит сероводород.

Применение алюминиевых труб из сплава Д16-Т показало их устойчивость к воздействию сероводородной коррозии и ис­ключило потребность в применении ингибиторов коррозии. Благодаря небольшой массе, удельная прочность алюминиевых труб в 2,5 раза выше, чем стальных. Это позволяет составлять колонну в 2,5 раза длиннее, по сравнению с колонной из сталь­ных труб.

Насосио-компрессорные трубы с защитными покрытиями применяют для предотвращения отложений в них парафина, солей и гипса, а также для защиты от коррозии. При использовании труб с покрытиями уменьшается число потреб­ных текущих ремонтов скважин, увеличивается срок их служ­бы.

Внутреннюю поверхность НКТ покрывают жидким стеклом, эмалями, эпоксидными смолами или лаками. Наиболее распро­странено остекловывание труб. Трубы с указанными покрытия­ми хорошо зарекомендовали себя на практике: при деформации труб сохраняется целостность покрытий и устойчивость их к истиранию. Испытания труб на раздавливание показали, что лаковые покрытия при этом не разрушаются, в эпоксидных смо­лах образуются трещины, а эмаль и стекло разрушаются. По износостойкости силикатные покрытия (эмали и стекла) превос­ходят полимерные (смолы и лаки). Термостойкость полимерных покрытий составляет 100—150, силикатных — 200—600 °С.

Переводники — небольшие патрубки с различной на­резкой на концах (внутренней или наружной), служащие для присоединения между собой НКТ различных типоразмеров. Обычно их применяют при спуске комбинированных колонн НКТ, а также для присоединения различного подземного обо­рудования с насосно-компрессорными трубами.

Эксплуатация н ас ос н о-к ом п рессорных труб. В процессе эксплуатации НКТ необходимо соблюдать следую­щие правила.

Для погрузки, перевозки и разгрузки труб следует приме­нять механизированные трубовозки. Разрешается погрузка и выгрузка труб вручную с соблюдением необходимых правил по технике безопасности. Для облегчения этих работ необходимо применять специальные приспособления. Запрещается перево­зить трубы волоком; нельзя допускать, чтобы при перевозке они провисали и изгибались.

 


При выгрузке труб не разрешается их сбрасывание на зем­лю, необходимо пользоваться краном; каждую трубу следует снимать вручную или скатывать по специальным мосткам, не допуская их ударов.

Трубы следует укладывать на площадке, подложив под них деревянные бруски для предохранения от провисания и загряз­нения. Нельзя укладывать трубы на землю. На резьбовую часть каждой трубы должно быть навинчено предохранительное кольцо. Подтаскивать трубы на мостки следует при помощи специальных вилок.

При свинчивании труб в двухтрубки их следует соединять между собой на ровном месте на четырех брусках или досках равной высоты, обеспечивающих свободную работу ключами. В целях обеспечения лучшего центрирования свинчиваемых труб на брусках должны быть сделаны углубления.

С целью проверки состояния труб (наличия смятия, оваль­ности, погнутости, отложения парафина, солей или окалины на стенках) перед подъемом с мостков через трубу необходимо пропустить шаблон длиной 0,5—-1,0 м и диаметром на 2—3 мм меньше внутреннего ее диаметра. При подъеме с мостков од­новременно с пропусканием шаблона необходимо слегка посту­кивать по трубе ручником, чтобы очистить ее от окалины и других прилипших частиц. Нижний конец трубы нужно поддер­живать, следя за выходом шаблона. Трубы, через которые шаблон не прошел, в скважину спускать нельзя, их следует от­браковать. На нижнем конце трубы должно быть предохрани­тельное кольцо. Если кольцо не установлено, то необходимо подложить лоток или тележку, на которых и следует подтяги­вать трубу к устью скважины.

При спуске труб двухтрубками необходимо следить за тем, чтобы во время прохода через первый пояс вышки средние муфты не задевали за крестовины и не изгибались.

Перед свинчиванием трубы необходимо металлической щет­кой тщательно очистить от грязи резьбу как муфты, так и на­резанного конца трубы и смазать ргзьбу специальной смазкой.

Трубы, имеющие неодинаковые диаметры и разнотипные резьбы, следует свинчивать только при помощи переводников. При этом необходимо, чтобы в нижних рядах были уложены трубы, которые будут спущены последними.

.Ударять ручником или другими металлическими предметами по муфте в целях облегчения свинчивания или отвинчивания труб не разрешается. При свинчивании следует крепить трубы до полного прекращения их вращения, при ручном свинчивании не допускается применять рычаги с целью увеличения длины рукоятки ключа. Те трубы, которые свинчиваются между собой слишком легко и свободно, следует отбраковывать.

Для освобождения нижнего элеватора трубы следут плавно приподнять, без рывков, на малой скорости подъемника. Опус-


кать элеватор на устье скважины надо также плавно, избегая ударов.

При спуске труб двухтрубками необходимо принимать меры к предотвращению ударов муфт о фланец эксплуатационной колонны; рекомендуется пользоваться направляющей воронкой.

При подъеме из скважины трубы следует укладывать на мостки с деревянными прокладками между рядами (не менее трех по длине труб).

Для перевозки насосно-компрессорных и обсадных труб при­меняются автотрубовозы, которые позволяют осуществлять ме­ханизированную их погрузку и разгрузку. На морские скважи­ны трубы доставляют на палубах крановых судов или барж, в северных труднодоступных районах страны, в условиях бездо­рожья, перевозят тракторами-тягачами, либо с помощью тран­спортных самолетов или вертолетов,

Насосные штанги

Насосные штанги — стальные стержни круглого сечения, соединяемые между собой муфтами. Предназначены они для передачи возвратно-поступательного движения от станка-качалки к плунжеру скважинных насосов. С их помощью также осуществляются спуск и подъем вставных скважинных насосов.

Штанга (рис. III. 16) имеет резьбу и участок с квадратным сечением для захвата ее ключом при свинчивании и развинчи­вании резьбового соединения.

Для повышения износоустойчивости, обеспечения равно-прочности, снижения воздействия коррозионной среды штанги подвергают термообработке: нормализации, нормализации с последующим поверхностным упрочением токами высокой час­тоты, нормализации с последующей закалкой и высоким отпус­ком, или дробеструйной обработке. В последнем случае поверх­ностный слой их наклепывается, при этом его твердость повы­шается и появляются сжимающие напряжения.

Сальниковый (полированный) шток — самая верхняя штанга в колонне, предназначенная для обеспечения герметичности устья скважины при возвратно-поступательных


 


 


 


перемещениях колонны насосных штанг внутри устьевого саль­ника.

Сальниковые штоки изготавливают из термически обрабо­танного (нормализованного) или нагартованного круглого стального проката. Подвешивают их к головке балансира стан­ка-качалки на канатных подвесках, а с колонной насосных штанг соединяют с помощью муфты.

Для предотвращения износа насосных штанг и муфт, а так­же для обеспечения надежности работы колонны при знакопе­ременных нагрузках применяют протекторные муфты.

При добыче парафинистых нефтей для борьбы с отложе­ниями парафина на стенках труб применяют пластинчатые скребки, которые изготавливают из 2,5—3-мм листового железа и прикрепляют к штангам с помощью хомутов.

С целью устранения продольного изгиба нижней части ко­лонны штанг применяют утяжеленный низ. Собирается он из сплошных трубчатых штанг большого сечения и состоит из секций длиной по 4—5 м. Чем больше диаметр насоса, тем большее число секций должно быть. Массу утяжеленного низа выбирают таким образом, чтобы обеспечить работу верхней штанги в режиме растяжения. В противном случае возможен быстрый выход ее из строя штанги в результате возникнове­ния дополнительных напряжений от изгиба.

Эксплуатация насосных штанг. Работоспособ­ность насосных штанг зависит от правильного обращения с ни­ми при транспортировании, хранении и эксплуатации. В целях максимального увеличения срока их службы и межремонтного периода работы скважин необходимо соблюдать следующие правила.

Не допускать составления одноступенчатых колонн или от­дельных ступеней многоступенчатых колонн из штанг различ­ных марок.

При спуске в скважину новых штанг необходимо оставлять на мостках три — четыре запасные той же марки для замены в случае необходимости. Не допускается замена штангой, быв­шей в работе.

Штанговые муфты должны навинчиваться «от руки» до соприкосновения их торца с буртом. Штанги и муфты, не обес­печивающие плотного свинчивания (вследствие дефектов торца муфты или бурта штанги), следует отбраковывать.

При развинчивании колонны во время подъема запрещает­ся обстукивание муфты ключом. Трудно развинчиваемые со­единения необходимо разъединять с помощью ключа с удли­ненной рукояткой.

Резьбовые соединения перед свинчиванием штанг необхо­димо тщательно очистить от грязи, смазать, а затем свинтить при необходимом крутящем моменте.

Лучший способ хранения штанг при ремонте скважины — подвешивание их на люстру (при наличии системы МСПД).

 


Необходимо внимательно следить за правильной установкой штанг в элеватор, во избежание их изгиба. Выпрямлять ис­кривленные штанги запрещается, их следует отбраковывать.

Штанги поставляют с заводов комплектно в пакетах с плот­но завинченными на одном конце муфтами.'Для предохранения их от повреждений,.скопления грязи и влаги при хранении и транспортировке на открытую резьбу штанги навинчивают предохранительный колпачок, а на открытый конец муфты — предохранительную пробку. В каждый пакет укладывают по12 штанг (в три слоя, по четыре в одном ряду), с деревянными прокладками между рядами, стянутыми стальной лентой. Число хомутов семь. Масса пакета в зависимости от диаметра штанг колеблется от 180 до 400 кг.

Штанги перевозят на специальных агрегатах ЗАПШМ, смон­тированных на базе тягача ХИЛ-157КВ, или АПШ — на базе ЗИЛ-131В и обеспечивающих их механизированную погрузку и разгрузку.









Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.