|
НАЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, АГРЕГАТЫСтр 1 из 6Следующая ⇒ Глава III НАЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, АГРЕГАТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО И КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА СКВАЖИН На рис. III. 1 приведена схема классификации машин, оборудования, механизмов, сооружений и инструментов, составляющих современный комплекс технических средств для текущего ремонта нефтяных, газовых и нагнетательных скважин. По этой схеме группы оборудования подразделены на подгруппы, без дифференциации их на типы и типоразмеры оборудования. На рис. III.2 показана схема классификации машин, оборудования, механизмов, сооружений и инструмента для капитального ремонта скважин, необходимых для выполнения групп операций. Здесь техника также подразделена лишь на подгруппы, без дифференциации на отдельные типы оборудования. Видно, что и это оборудование так же, как и оборудование для текущего ремонта скважин, в основном не универсально, а специализировано для выполнения строго определенных операций. Более того, такое оборудование применяют только в одной отрасли промышленности — нефтегазодобывающей. Главное отличие техники капитального ремонта скважин от техники текущего ремонта заключается в широком использовании комплекса бурового оборудования. Классификация оборудования по назначению показывает, что по номенклатуре оно отличается большим числом подгрупп и разнообразием. Технологическая специфика обоих процессов превратила их к настоящему времени в сложную и многообразную область техники, сформировавшуюся в самостоятельные службы текущего и капитального ремонтов скважин. В состав комплекса оборудования входят: вышка с рабочей площадкой и мостками; талевая система; подъемная лебедка или установка (агрегат); насосная установка; ротор; вертлюг; противовыбросовое оборудование; устьевой и подземный инструмент. В зависимости от вида и сложности производимого ремонта, аварийных ситуаций, возникающих в процессе ремонта скважин, оборудование может поставляться отдельными комплектами или узлами (например, в виде подъемника, вышки или мачты, элементов талевой системы и т. д.), частично укомплектованными (лебедка, вышка, талевая система в комплекте, роторная установка с индивидуальным приводом, насосная установка и т. д.) и полностью укомплектованными механизмами, позволяющими осуществлять весь цикл ремонта скважин.
Вышки и мачты Вышки и мачты — стационарные или передвижные сооружения (телескопические, транспортируемые на подъемных установках), предназначенные для подвески талевой системы, поддержания на весу колонны труб или штанг при ремонтных работах, проводимых на скважине. Вышки и мачты различают по грузоподъемности, высоте и конструкции. По системе опор и передачи на фундамент основной нагрузки, а также по степени разборности и методу сборки вышки подразделены на два типа: башенные и мачтовые. А-образные вышки секционные мачтового типа по сравнению с вышками башенного типа обладают меньшей металлоемкостью при равной грузоподъемности, более удобны для размещения на рабочей площадке подъемного и вспомогательного оборудования. Мачты используют в качестве подъемного сооружения при ремонте неглубоких скважин. Подразделены они на стационарные и передвижные. Конструктивное их исполнение зависит от максимально действующей на нее нагрузки. Передвижные мачты предназначены для ремонта скважин, не имеющих стационарных вышек и мачт. Применя- гот их на участках безвышечной эксплуатации скважин с большим межремонтным периодом их работы и при наличии заранее подготовленных площадок и подъездных путей. В восточных нефтяных районах Советского Союза наиболее распространена мачта ПТМТ-40 (передвижная телескопическая мачта трубная грузоподъемностью 400 кН), смонтированная на гусеничной тележке «Восток» и перевозимая с помощью трактора-подъемника. Мачта состоит из двух секций, для подъема которых и выдвижения верхней секции используют лебедку подъемника. Рабочая площадка у устья скважины, оборудованная стационарной вышкой, должна иметь размеры не менее 4X6 м, мачтой-—3X4 м. При работе с использованием самоходных подъемных установок размеры площадок составляют 4X12, м. Высота площадки от поверхности земли в зависимости от высоты устья и наличия противовыбросозого оборудования может быть от одного до четырех метров. Площадки сооружают из бутобетона с деревянным настилом толщиной не менее 70 мм с уклоном четырех сторон к а устью, равным 0,03°, а со стороны мостков — 0,015° для обеспечения стока жидкости. Высота фланца эксплуатационной колонны над уровнем рабочей площадки должна быть не менее 0,5 м. Приемные мостки и стеллажи, сооружаемые у вышки или мачты на уровне рабочей площадки с наклоном от ног вышки, служат для укладки труб при спуско-подъемных операциях. Конструкция их в зависимости от применяемого материала бывает различной. В последнее время в ряде нефтяных районов применяют переносные приемные мостки, выполненные в виде металлической пространственной фермы, перевозимой волоком (на полозьях) с помощью трактора. Эксплуатация вышек и мачт. Вышки и мачты периодически осматривают: после их сборки и подъема; до и после транспортирования в собранном виде; перед производством сложных работ (ловильных, расхаживание прихваченного инструмента, спуск обсадной колонны и т. п.); после сильного ветра (на открытой местности свыше 8 баллов и в лесистой — 10 баллов) и открытых нефтегазопроявлений. При осмотрах вышки (мачты) особое внимание следует обращать на прямолинейность ног и зазоры в стыках труб, состояние фундаментов (деформацию, трещины, коррозию и другие дефекты); состояние сварных швов, диагональных тяг, балконов, лестниц, ограждений и оттяжек. Так как во время ремонтных работ вышка подвергается воздействию различных нагрузок и вибрациям, необходимо следить за тем, чтобы болтовые соединения на всех узлах были надежно затянуты и укреплены контргайками. Выявленные дефекты необходимо немедленно устранять. Подъемные установки Техническая характеристика
Грузоподъемность, т Мощность привода, кВт Габаритные размеры, мм Масса, кг.... Агрегат А-50У предназначен для спуско-подъемных операций при текущем и капитальном ремонте скважин глубиной до 3500 м с укладкой труб на мостки, разбуривания цементной пробки в колоннах диаметром 141—168 мм, промывки и тар-тальных работ. Агрегат (рис. III.3) состоит из трансмиссии 2, двухбара-банной лебедки 5 (подъемный и тартальный барабаны), телескопической вышки с талевой системой 4, ротора 8 с гидропри- Талевая система Талевая система, предназначенная для уменьшения натяжения на подвижной ветви каната, навиваемого на барабан, состоит из кронблока, талевого блока, крюка, талевого каната и направляющего ролика. Талевый канат попеременно огибает шкивы кронблока и талевого блока или крюкоблока; при этом подвижный его конец, проходящий через оттяжной ролик, закрепляют на барабане подъемной лебедки, а неподвижный — прикрепляют к рамному брусу вышки, а на передвижных установках — к специальной проушине на станине. В зависимости от глубины скважины, вида работ и предполагаемой нагрузки выбирают обо-
рудование талевой системы соответствующей грузоподъемности. С 1978 г. освоено производство оборудования талевой системы нормального ряда, в основу которого положены: высокая степень унификации между типоразмерами, а также отдельными видами изделий, простота и удобство обслуживания в промысловых условиях, безопасность и надежность работы как отдельных узлов, так и оборудования в целом. Стальные (талевые) канаты выпускаются промышленностью различных конструкций и диаметра в зависимости от назначения, условий работы и предъявляемых к ним. требований. Основное требование, предъявляемое к стальным канатам,— обеспечение заданного расчетного разрывного усилия при конструкции с оптимально минимальным диаметром, минимальными массой и жесткостью. Оттяжной (направляющий) ролик предусмотрен: для изменения направления талевого каната от подъемника к кронблоку и предохранения вышек и мачт от опрокидывания. Шарнирное устройство ролика допускает вращение его в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Оттяжные ролики, рассчитаны на тяговое усилие 40, 80 и 120 кН. Ролик крепят к рамному брусу или специальному фундаменту, расположенному между подъемником и вышкой на расстоянии не далее 1 м от ноги вышки. При установке ролика у мачты его крепят к трубе, пропущенной между фундаментами. ног, и возможно ближе к ноге мачты. Со стороны подъемника его устанавливают так, чтобы талевый канат, идущий к подъемнику через ролик, не пересекал рабочей площадки и стеллажей и не касался где-либо самой вышки (мачты). Оттяжной ролик ограждается специальным приспособлением. Неподвижный конец талевого каната крепят к противоположной ноге-вышки или мачты. Оснастка систе мы. Перед оснасткой талевой системы определяют число шкивов в талевом блоке, тип каната, его диаметр, длину и разрывное усилие. Диаметр каната должен соответствовать диаметру канавок шкивов кронблока и талевого блока. Оснастку талевой системы выполняют следующим образом. Помощник бурильщика пропускает пеньковую веревку через шкив кронблока, а конец опускает вниз до пола вышки. Длина^ веревки должна быть не менее двойной высоты вышки. Бурильщик, находящийся внизу, привязывает один конец веревки к: талевому канату, навивает на катушку трактора-подъемника и с помощью лебедок протаскивает талевый канат через крайний шкив кронблока. Для протаскивания каната через второй шкив кронблока бурильщик привязывает свободный конец веревки к канату, поднимаемому вверх на первом шкиве, и пропускает его через
шкив талевого блока. Помощник бурильщика, находящийся на подкронблочной площадке, отвязывает веревку, пропускает ее через другой шкив кронблока и отпускает вниз. Затем протаскивает канат через этот шкив. Так же пропускают канат через все шкивы кронблока и талевого блока. После оснастки неподвижный конец его крепят к рамному брусу вышки, а подвижный — к барабану лебедки. Так как в процессе эксплуатации талевый канат изнашивается неравномерно (наиболее изнашивается ведущая струна), его следует периодически осматривать. При замене талевого каната раскрепляют его неподвижный конец и соединяют с концом нового каната. Во время вращения барабана лебедки сработанный канат постепенно навивается:на него. Одновременно с этим новый канат переходит через.шкивы кронблока и талевого блока. Когда его конец, пройдя шкивы, будет наматываться поверх сработанного, другой свободный конец нового каната закрепляют (неподвижный конец). Затем новый канат отсоединяют от сработанного, прикрепляют к барабану и навивают на него. Практикой установлено, что при использовании каната увеличенной длины и эксплуатации его с перепуском удлиняется .срок службы и, соответственно, сокращается расход каната. Эксплуатация системы. Перед пуском талевой системы в работу необходимо проверить: плавность вращения канатных шкивов и степень изношенности канавок; легкость •откидывания кожухов и надежность их крепления; плавность ^проворачивания ствола крюка в стакане; исправность защелок; надежность крепления всех узлов, гаек, болтов, а также крепления кронблока к подкронблочным балкам; наличие смазки в подшипниках и шарнирах. Все неисправности следует устранить. Кроме того, при наружном осмотре проверяют состояние щек, штропов и других деталей. В случае обнаружения дефектов (вмятин, трещин и т. д.) неисправные детали талевой системы заменяют. В процессе эксплуатации талевой системы необходимо: проверять надежность крепления всех узлов, при этом особое внимание обращают на надежность крепления га- ек и болтов; следить за износом канавок канатных шкивов; регулярно смазывать подшипники и шарнирные соединения; следить за чистотой смазки и за тем, чтобы не были загрязнены смазочные каналы; следить, чтобы канатные шкивы вращались свободно без заедания и шума в подшипниках; не допускать работу талевой системы при нагреве подшипников выше 70 °С (при перегреве подшипники необходимо промыть керосином с помощью ручного насоса, а затем смазать); следить, что-•бы реборды канатных шкивов не задевали за кожух, а талевый канат при прохождении через прорези кожухов не задевал за их кромки; проверять легкость вращения крюка вокруг вертикальной оси и на пальце крепления к стволу. . При выявлении неисправностей или поломок в элементах талевой системы работы следует прекратить и произвести ремонт или замену неисправного оборудования. Производить дальнейшие работы с неисправным оборудованием категорически запрещается. Роторы Ротор предназначен для вращения колонны бурильных труб> при выполнении различных работ по капитальному ремонту скважин, поддерживая на весу колонны труб в процессе спус-ко-подъемных операций, свинчивания и развинчивания бурильных труб во время подъема инструмента. Ротор Р360-Ш 1 4М состоит из станины, стола с коническим зубчатым венцом, опирающегося на упорные подшипники,, кожуха, крышки и роторного вала. Техническая характеристика его приведена ниже. Установка роторная УРК-50 состоит из электродвигателя, фрикционной муфты, коробки перемены передач, ротора, гидроцилиндра с системой привода, установленных на общей раме. Комплектуется ключом КГП (с гидравлическим приводом) для свинчивания и развинчивания бурильных труб и полуавтоматическим спайдером от механического ключа КМУ-50. Правильный и своевременный уход за ротором обеспечивает длительную и безотказную его работу. Перед пуском ротора в работу проверяют: правильность его-монтажа; состояние стопорного устройства стола (во время пуска и работы ротора стопорное устройство должно находиться в открытом положении, так как включение ротора с закрытым стопорным устройством приведет к поломке отдельных его узлов); состояние зубчатой передачи и подшипников путем вращения вручную ведущего вала (ведущий вал должен проворачиваться усилием одного рабочего за цепное колесо плавно,, без заеданий и толчков); состояние защелок крепления вкладышей и зажимов (защелки должны легко проворачиваться от руки); уровень смазки и ее качество; качество смазки трущихся: поверхностей клиньев; состояние и надежность крепления гаек, шпилек и пробок. В процессе эксплуатации ротора проверяют надежность крепления всех узлов; следят за уровнем и качеством смазки в. роторе (регулярно смазывают трущиеся поверхности и заменяют смазку); промывают поверхность стола ротора во избежание попадания бурового раствора в масляные ванны; следят, чтобы через уплотнение ведущего вала не протекало масло; следят за состоянием подшипников (при повышении температуры подшипников свыше 70 °С прекращают работу и устраняют -Причины перегрева подшипников); следят за исправностью стопорного устройства и защелок. При выявлении неисправностей или поломок ротора необходимо прекратить работу и произвести ремонт. Вертлюги Вертлюг — соединительное звено между талевой системой эд буровым инструментом, обеспечивающий свободное вращение.инструмента и подачу промывочной жидкости через колонну труб к забою скважины. Различают два типа вертлюгов: промывочные (ВП) и эксплуатационные (ВЭ). Промывочные вертлюги (ВП) изготавливают с «фланцевым или резьбовым отводом. Наиболее широко используются вертлюги ВП-50ХЮО и ВП = 80X200. Вертлюг ВП-50Х ХЮО (4ВП-50) (рис. III.4) состоит из ствола 1 и корпуса 2 с -отводом 3 под промывочный шланг. В корпусе установлены два радиальных шарикоподшипника 4, обеспечивающие сво-•бодное вращение ствола. Внутренняя полость корпуса в верх-лей и нижней частях герметизируется самоуплотняющимися манжетами 5, а от пыли и грязи — войлочными уплотнениями 6. Промывочные трубы присоединяют к нижнему концу •ствола. Трубный элеватор закрепляют на стволе под колпаком, навинченным на верхнюю часть ствола. При работе корпус верт-,люга находится под воздействием массы промывочного шлан-ха, а масса промывочных труб воздействует на ствол вертлюга. Вертлюг ВП-80Х200 конструктивно сходен с вертлюгом ВП-50ХЮО и отличается от него размерами, грузоподъемностью, а также быстросборным соединением шланга с отводом. Эксплуатационный вертлюг В Э-5 0 (рис. III.5) «состоит из неподвижной и вращающейся частей. Неподвижную часть составляют корпус, крышка, серьга и отвод буровой тру->бы. К вращающейся части относится стол, установленный на трех подшипниках, которые обеспечивают надежное центрирование его относительно корпуса, и восприятие осевой и радиальной нагрузок, возникающих при работе. В качестве основной средней опоры применен упорный шариковый подшипник. Верхний подшипник — роликовый конический, нижний — подшипник «скольжения. Вертлюг имеет надежную уплотнительную систему, пред-•охраняющую от попадания жидкости в опорные узлы. Отвод 'буровой трубы заканчивается резьбой для присоединения штуцера быстросборного соединения. Перед началом эксплуатации (перед сборкой вертлюга с ведущей трубой) необходимо проверить следующее. 1. Плавность вращения ствола. Ствол должен вращаться от 2. Состояние ствола и переводника (внешним осмотром); 3. Надежность крепления горловины, крышки вертлюга и 4. Уровень и качество масла в вертикальном положении 5. Состояние нижнего уплотнения. При утечке масла через кольца. Полость севанитового уплотнения набивают густой смазкой. 6. Состояние штропа (путем его внешнего осмотра), его вра-щаемость и наличие смазки в пальцах. В процессе эксплуатации необходимо проверять: надежность крепления всех узлов вертлюга; состояние масла и его уровень в ванне; состояние подшипников; уплотнения и переводники. В случае повышения температуры подшипников выше 70 °С прекращают работу и устанавливают причины перегрева. При появлении течи через уплотнение прекращают работу и устраняют неисправность. В случае течи промывочной жидкости через соединение переводника со стволом вертлюга или через ведущую трубу останавливают работу и закрепляют резьбовое соединение. Промывочный шланг — гибкое соединительное звено между вертлюгом и стояком, через который прокачивают промывочную жидкость. Внутренний диаметр его составляет 38, 63,. 76 и 90 мм, длина— 18 м. Рассчитан шланг на рабочее давление 10, 15 и 20 МПа. Внутренний и наружный резиновые слои выполнены из неф-тем аслостойкой и стойкой к абразивному воздействию резины. Концевые участки имеют дополнительную арматуру, создающую переходную жесткость от шланга к штуцеру. Элеваторы Элеватор предназначен для захвата колонны труб или штанг и удержания их на весу в процессе спуско-подъемных операций. В зависимости от вида захватываемой колонны применяют трубные (для обсадных, бурильных и насосно-комп-рессорных труб) и штанговые элеваторы. По конструкции различают элеваторы одноштропные и двухштропные. Элеватор состоит из следующих основных деталей и узлов: корпуса, захвата, замка и предохранителя. Корпус, как основная деталь, несущая нагрузку, выполняется литым или кованым. Важная деталь элеватора — замок, который должен обеспечить надежное запирание захватного устройства. Это достигается с помощью предохранительного устройства, которым оснащается каждый замок в целях предупреждения самооткрывания. Конструктивное исполнение элеваторов зависит от диаметра захватываемых труб и штанг, от способа захватывания и от массы поднимаемых или опускаемых колонн. Этим объясняется многообразие конструкций элеваторов, применяемых при ремонте скважин. Например, для обсадных и бурильных труб применяют двухштропные элеваторы, для насосно-компрессор-ных — как двухштропные, так и одноштропные. Для захвата штанг используют одноштропные элеваторы. Элеваторы ЭТА предназначены для захвата насосно-компрессорных и бурильных труб под муфту, выпускают их двух типоразмеров грузоподъемностью 32 и 50 т для труб диаметром от 48 до 89 мм. Элеватор (рис. III. 6) состоит из корпуса 1, шарнирно соединенного с серьгой 2, сменных захватов J для труб и рукоятки 4, которая одновременно является и запорным, устройством. Эксплуатационные его особенности: простота и удобство обращения во время работы, автоматичность процесса захвата труб, наличие сменных захватов, позволяющих одним размером элеватора ремонтировать скважины с несколькими размерами тРУб. Такие элеваторы можно применять как при механизированном свинчивании — развинчивании труб, так и при ручном— в комплекте со слайдером. Элеваторы с захватным приспособлением ^ 3 Н, выпускают их грузоподъемностью от 15 до 50 т. В комплект входят: два элеватора, захватное приспособление и штроп. Захватное приспособление состоит из захвата, затвора и серьги, в которую предварительно вдевают штроп. Затвор запи-
Элеватор Э X Л грузоподъемностью в зависимости от типоразмера, равной 10—40 т, состоит из массивного кованого корпуса, затвора с рукояткой и предохранительного устройства. В верхней части корпуса предусмотрена кольцевая выточка, куда вкладывается затвор, на который навинчивается поворотная рукоятка, в закрытом положении фиксируемая предохранителем. Слайдеры по Слайдеры предназначены для автоматизации операций захвату, удержания на весу, освобождения и центрирования колонны насосно-компрессорных или бурильных труб в процессе спуска их в скважину. На рис. III.9 показан автоматический спайдер АСГ-80. Он состоит из корпуса, клиньевой подвески, сменных центраторов и механизма подъема клиньев. Техническая характеристика слайдера АСГ приведена ниже. Штропы Штропы служат для подвески элеватора на крюк. Конструктивно это замкнутая стальная петля овальной формы, сильно вытянутая по одной оси. Изготавливают их цельнокатанны^-ми или сварными в стыке контактной сваркой с последующей термообработкой. Штропы различают по назначению: буровые нормальные — ШБН; буровые укороченные — ШБУ и эксплуа- тационные — ШЭ. Для текущего и капитального ремонта скважин выпускают штропы ШЭ-28-П-Б и ШЭ-50-Б грузоподъемностью 28 и 50 т. Ключи Ключи различных конструкций и типоразмеров применяют для свинчивания и развинчивания бурильных, обсадных, насосно-компрессорных труб и штанг. Для свинчивания и развинчивания труб в основном используют ключи двух типов: шарнирные и цепные. Шарнирные ключи, подразделяемые на машинные и ручные, легче цепных,, удобны и просты в работе; при работе с ними поверхность труб: в меньшей степени подвержена различным повреждениям. Машинные ключи УМК применяют для докрепле-ния или раскрепления замкового соединения бурильных труб"-или соединения труб обсадной колонды с помощью механической тяги. Ключи трубные двухшарнирные КТД предназначены для свинчивания и развинчивания насосно-компрессорных труб как вручную, так и >с помощью автомата АПР-2ВБ или КМУ-50. Ключ КТД (рис. ШЛО) состоит из большой 2 и малой / челюстей и рукоятки 3, шарнирно соединенных между собой. На оси шарнира большой челюсти и рукоятки 6 насажена пружина 4, стягивающая челюсти к центру образующих дуг, за счет чего ключ удерживается на трубе. На малой челюсти / расположен самоустанавливающийся сухарь 5 с дугообразной зубчатой поверхностью, благодаря которой сухарь всей поверх-
еностью контактирует с трубой (в отличие от других применяемых шарнирных ключей). Это обеспечивает более надежное •захватывание трубы, снижает давление на контактной поверхности, что предохраняет сухари и поверхность труб от износа и повреждения. Трубный ключ КТНД состоит из шарнирно соединенных челюсти и рукоятки. В челюсть вставлена плоская плаш-жа, а в рукоятку — дугообразная с выпуклой рабочей поверхностью. На оси шарнира установлена пружина, обеспечивающая удержание ключа на вертикальной трубе. Трубный ключ КТГУ (рис. III. 11) используют при •механизированном свинчивании я развинчивании труб с помощью механизмов АПР-2ВБ; К.МУ-50, имеющих водило. Ключ •состоит из рукоятки 6 и створки 4, шарнирно соединенных с челюстью 1 при помощи пальца 3. Пр.и надевании ключа на трубу створка 4 поворачивается вокруг пальца 3 и под действи-•ем пружины 5 плотно прижимается сухарем 2 к трубе. Стопорный ключ КСМ предназначен для стопоре-ния колонны труб от проворачивания при их механизированном свинчивании и развинчивании. Ключ состоит из челюстей, •соединенных шарнирно с помощью пальца, двух защелок и -сухаря. При надевании ключа на трубу под воздействием пружины одна защелка замыкает его, а вторая — предотвращает от самооткрывания. Эксцентричная расточка внутренней поверхности челюсти обеспечивает заклинивание сухаря между трубой и челюстью. Для работы с трубами различных диаметров необходимо предварительно установить сухарь, соответствующий диаметру труб. Штанговые ключи КШ предназначены для свинчи-шания и развинчивания вручную насосных штанг в процессе •спуско-подъемных операций при ремонте скважин. Выполнены они из кованой заготовки с зевом под размер квадрата штанги ш рукояткой. Круговой штанговый ключ КШ К предусмотрен для отвинчивания штанг (внутри насосных труб) при заклини-
вании плунжера скважинного насоса. Состоит он из обода, неподвижной и подвижной плашек, зажимного винта и ступицы,, состоящих из двух дисков. Цепные ключи предназначены для свинчивания и развинчивания вручную насосно-компрессорных труб различных диаметров. При этом необходимо, чтобы цепь ключа плотно» облегала трубу и захватывала звено за усики головки рукоятки. Ключ состоит из рукоятки, двух щек, шарнирно соединенных с помощью болта с рукояткой, и цепи. Щеки имеют по четыре дугообразных рабочих поверхности, предусмотренные для замены поверхности по мере ее износа. Цепные ключи выпускают двух типов: КЦН (ключ цепной1 нормальный) и КЦО (облегченный). Бурильные трубы Колонна бурильных труб — связующее звено наземного оборудования с инструментом, применяемым во время ремонтно-исправительных, ловильных работ, зарезки и бурения второго-ствола и др. Она состоит из бурильных, утяжеленных бурильных труб, ведущей трубы и соединительных элементов (замков,. муфт и переводников). При капитальном ремонте нефтяных, газовых и нагнетательных скважин используют стальные бесшовные бурильные-трубы с высаженными концами, а также трубы с высаженными-концами и коническими стабилизирующими поясками, на концах этих труб предусмотрена резьба с правым и левым направлениями нарезки. Трубы в двухтрубки соединены муфтами, а двухтрубки между собой — замками. На каждой трубе на расстоянии 0,4— 0,6 м от одного из ее концов выбивают клеймо, указывающее:: номер трубы; группу прочности; толщину стенки; наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; мес^ц и год выпуска. Место клеймения обведено светлой краской. Для труб-с условным диаметром 60—102 мм размер клейма должен быть, равен 5—8 мм. На каждой муфте выбивают клеймо — товарный знак завода-изготовителя. Все клейма должны быть вдоль-образующей трубы и муфты. Рядом с клеймом устойчивой светлой краской наносят маркировку: а) условный диаметр трубы; б) точность изготовления (при поставке труб повышенной прочности); в) группу прочности стали; г) толщину стенки; Д) длину трубы. Высота букв и цифр должна быть 35—50 мм. Трубы с резьбой левого направления нарезки должны иметь Широкий поясок, нанесенный светлой краской, с надписью «Лев».
Бурильные трубы изготавливают четырех типов: 1) с высаженными внутрь концами (ТБВК) и муфтами к ним; 2) с высаженными наружу концами (ТБНК) и муфтами к ним; 3) с высаженными внутрь концами и коническими стабилизирующими поясками; 4) с.высаженными наружу концами и коническими стабилизирующими поясками. Бурильные трубы всех типов изготавливают длиной 6; 8 и 11,5 м — при условном диаметре от 114 до 127 мм из стали групп прочности: Д, К, Е, Л, М, Р, Т. Муфты для труб типов 1 и 2 с условным диаметром 114 мм и менее изготавливают из •стали с более высокими механическими свойствами. Трубы и муфты должны быть термически обработаны, а резьба муфт к трубам типов 1 и 2 — оцинкована или фосфатирована. В комплекте допускается до 25% труб длиной 8 м и до 8% длиной 6 м. Бурильные трубы с высаженными концами и муфтыкним. Для соединения труб между собой на высаженных концах нарезают резьбу, на которую навинчивают ниппельную или муфтовую части замка. Короткие трубы (длиной 6 м) предварительно соединяют между собой соединительной муфтой. Бурильные трубы с коническими стабилизирующими поясками. Для снижения переменных напряжений в резьбовом соединении в опасном сечении по пос--леднему витку резьбы применяют бурильные трубы с коническими стабилизирующими поясками. Высокую прочность и герметичность соединения обеспечивает: внутренние упорные торцы, стабилизирующий уплотнитель-ный поясок и гладкий участок трубы непосредственно за навинченным замком, воспринимающие знакопеременные изгибающие нагрузки. Высаженная часть труб ТБВК и ТБНК на 15% длиннее •стандартных труб. Номинальный натяг по резьбе и стабилизирующему пояску принят равным, в среднем 0,3—0,4 мм. Для соединения бурильных труб в колонну предназначены замки, состоящие из двух деталей: замкового ниппеля с наружной крупной резьбой и замковой муфты с такой же внутренней резьбой. Замки для бурильных труб типов 1 и 2 изготавливают трех видов, отличающихся гидравлическими и прочностными характеристиками: ЗН—с нормальным проходным •отверстием; ЗШ — с широким проходным отверстием; ЗУ — с увеличенным проходным отверстием. Резьба замков имеет правое или левое направление нарезки. -При капитальном ремонте скважин применяют замки первых двух видов. Утяжеленные бурильные трубы (У Б Т), изготавливаемые из стали групп прочности Д и К (сталь марки •36Г2С), предназначены для повышения жесткости и увеличения массы нижней части бурильной колонны, чем создается нагрузка на долото. УБТ, представляющие собой толстостенные бурильные трубы, изготавливают двух типов: гладкие по всей длине (рис. IIL12, а) и с конусной проточкой (рис. 111.12,6) для надежного захвата и удержания их в клиновой подвеске. Кроме того, УБТ поставляют с внутренней замковой резьбой на обоих концах и устанавливают их непосредственно над долотом (наддо-лотные трубы), и с внутренней замковой резьбой на одном конце и наружной — на другом (промежуточные трубы); последние располагают в бурильной колонне между наддолотной утяжеленной трубой или турбобуром и бурильными трубами. ВНИИБТ разработаны сбалансированные утяжеленные бурильные трубы УБТС1 с резьбовыми соединениями повышенной прочности. Ведущая труба предназначена для передачи вращения от ротора к бурильной колонне и представляет собой тол- стостенную трубу квадратного сечения. Конструктивно они выполняются в двух вариантах: сборными (составленными из трех деталей) и цельными. Сборные ведущие бурильные трубы изготавливают предпочтительно квадратного сечения. Вследствие простоты изготовления такие трубы наиболее распространены. Они включают собственно трубу (штангу), нижний переводник ПШН (рис. III.13, а) и верхний — ПШВ (рис. 111.13,6) для соединения ведущей трубы с вертлюгом. Для защиты от износа замковой резьбы нижнего переводника, подвергающегося многократным свинчиваниям и развинчиваниям при наращивании бурильной колонны, на переводник ПШН навинчивают предохранительный переводник (ПП). С целью повышения усталост- ной прочности сборных ведущих труб в АзНИПИнефти разработана конструкция с цилиндрическим блокирующим пояском ТВБ, в значительной степени разгружающим соединение от воздействия переменных напряжений. Переводник навинчивается в горячем состоянии (400—420 °С). За последнее время разработаны конструкции ведущих труб с коническими стабилизирующими поясками ТВК.П. Здесь предусмотрена горячекатанная (или с механической обработкой) термообработанная труба с посаженными на нее горячим способом замками. Замки (переводники ПВВК и ПВНК) изготавливают из высокопрочной стали марки 40 ХНМА. Легкосплавные бурильные трубы (Л Б Т) изготавливают из термообработанного сплава Д16-Т. При использовании этих труб достигается облегчение бурильной колонны. Переводники, изготавливаемые с замковой резьбой как правого, так и левого направления нарезки, применяют для соединения отдельных частей бурильной колонны или присоединения к ней инструмента с различной по типу и размерам резьбой. Изготавливают их трех типов: переходные (ПП), муфтовые (ПМ) и ниппельные (ПН). Переводники переходные предназначены для предохранения от быстрого износа замковых резьб, подвергающихся частым свинчиваниям и развинчиваниям при спусках и подъемах бу-
рильных труб, а также для соединения деталей, отличающихся типом и размером замковых резьб. Переводники муфтовые и ниппельные применяют в случаях, когда соединяемые концы колонны или инструмента имеют одинаковое ниппельное или муфтовое исполнение. По конструкции, материалу и размерам эти переводники имеют много общего с бурильными замками. Наружный их диаметр одинаков с наружным диаметром замка или равен наибольшему наружному диаметру с одной из двух соединяемых между собой деталей замков. В последнем случае переход к меньшему по размеру замку выполняется в виде скоса под углом 35° с наружной стороны на упорном уступе ниппельного конца или на упорном торце муфтового конца переводника. Во всех случаях диаметр проходного отверстия переводника соответствует наименьшему диаметру циркуляционного отверстия замка. Переводники изготавливают из той же марки стали, что и замки для бурильных труб. На наружной цилиндрической поверхности каждого переводника на пояске для маркировки наносят: товарный знак предприятия-поставщика; обозначение типоразмера переводника; марку стали; дату выпуска (месяц, год); номер стандарта. На переводниках с резьбами левого направления нарезки, кроме пояска для маркировки, на расстоянии 10 мм от него протачивается опознавательный поясок шириной 5 мм. Обратный клапан, устанавливаемый на бурильной колонне, предназначен для предотвращения выброса жидкости из скважины через бурильные трубы в процесс< Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|