Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Факторы влияния на спрос на деньги.





Представители всех теоретических концепций спроса на деньги признают изменение объемов производства (или объемов национального дохода) ключевым фактором влияния на спрос. Это влияние обуславливается трансакционным мотивом накопления денег – чем больше объем производства валового национального продукта, следовательно, и национального дохода, тем больше может быть объем операций его реализации и тем больше должен быть запас денег для выполнения этих операций. Эта зависимость может формализоваться как

(4.1.),

где Q – национальный объем ВНП;

МД – объем спроса на деньги.

Изменение объема ВНП, в свою очередь, определяется двумя самостоятельными факторами – динамикой уровня цен и уровня реального объема производства, каждый из них может действовать независимо один от другого. Например, абсолютный уровень цен может расти при неизменном объеме реального производства, и, наоборот, последний может расти при неизменном уровне цен или оба показателя могут расти одновременно, но различными темпами. Поэтому изменение абсолютного уровня цен и реального объема производства можно рассмотреть как самостоятельные факторы влияния на спрос на деньги. Влияние каждого из этих факторов прямо пропорционально – по мере роста цен и (или) увеличения физического объема производства соответственно будет расти спрос на деньги, а при их снижении – спрос будет сокращаться. Зависимость МД от указанных двух факторов можно формулировать как

 

МД = f(r,р) (4.2.),

 

где r – физический объем ВНП,

р – уровень цен.

При макроэкономическом подходе к анализу спроса на деньги появляется третий фактор – скорость обращения денег. Чем выше скорость обращения денег, тем меньшим будет спрос на деньги, и наоборот. Т.е. влияние этого показателя на спрос обратно пропорционально. Поскольку скорость обращения денег формируется под влияния многих факторов, то все они опосредовано тоже влияют на спрос на деньги. Однако сторонники такого подхода к анализу спроса на деньги считают, что скорость обращения денег является относительно стабильной, поэтому ее влияние на спрос мало чувствительно. Поэтому в своих теоретических выводах они абстрагируются от этого фактора. И поэтому в формулу спроса на деньги фактор скорости, как правило, не входит.



При микроэкономическом подходе к анализу спроса на деньги скорость оборота денег исчезает из поля зрения. Вместо нее используется фактор изменения нормы процента. Эта трансформация не случайна. Т.к. скорость обращения денег – явление потока, и оно не корреспондируется со спросом на деньги, который представляет явление остатка. Спрос на деньги быстрее корреспондируется со сроком сберегания их запаса индивидуумом. Длительность сберегания является показателем противоположным скорости движения денег: чем дольше они сберегаются в индивидуумов, тем большим будет их остаток и тем реже они, будут передаваться один другому. А длительность хранения зависит от изменения ожидаемого дохода на менее ликвидные (альтернативные деньгам) активы, в том числе и вследствие изменения нормы процента: по мере роста ожидаемого дохода (нормы процента) на альтернативные деньгам активы длительности сбережения будет сокращаться и спрос на деньги понижаться, а в меру понижения ожидаемого дохода – расти. Влияние этого фактора на спрос выражается формулой:

(4.3.),

где R – норма дохода на капитализированные активы, которая в значительной мере зависит от нормы процента.

Кроме этих трех факторов, современная теория денег, учитывает еще ряд факторов на спрос, который можно назвать новейшими. Это, в частности, накопление богатства, инфляция, изменение в ожидаемых перспективах относительно конъюнктуры рынка.

Фактор накопления богатства состоит в том, что экономические субъекты накапливают богатство в форме разных активов, одновременно равномерно прирост его между всеми видами активов, в том числе и в виде запаса денег. Вследствие этого по мере увеличения массы денег будет расти и спрос на деньги.

Фактор инфляции влияет на спрос на деньги в нескольких направлениях. В условиях инфляционного процесса цен запасы денег, которые имеют в своем распоряжении экономические субъекты неминуемо, обеспечиваются и они понесут утраты, что само по себе провоцирует сокращение их спроса на деньги. Кроме того, инфляционный рост цен неминуемо подталкивает вверх ставку процента и все ожидаемые доходы на альтернативные деньгам виды активов. Вследствие этого будет возрастать стоимость денежных запасов и сократится спрос на деньги. Следует учитывать, что рост цен является фактором положительного влияния на спрос, если он незначительный и не провоцирует инфляционных ожиданий.

С инфляционным ожиданием тесно переплетаются ожидание ухудшения конъюнктуры рынков вообще, в частности сокращение товарного предложения, усиление товарного дефицита, ухудшения качества продукции. Во всех этих случаях экономические субъекты отдают предпочтение накоплению богатства в товарной форме, а не в денежной, и спрос на деньги не сократится.

С учетом новейших факторов влияния на спрос формулу его можно записать в таком виде

(4.4.)

где g - реальный объем ВНП;

P – средний уровень цен;

R – уровень ожидаемого дохода на альтернативные деньгам активы;

B – объем богатства;

I – уровень инфляции;

O – ожидаемые изменения реальной конъюнктуры.

 

Предложение денег.

Понятие предложения денег.

Предложение денег – это сила, которая во взаимодействии со спросом определяет конъюнктуру денежного рынка. Как и спрос на деньги, предложение их – явление остатка. Суть предложения денег состоит в том, что экономические субъекты в любой момент имеют в своем распоряжении определенный запас денег, которые они могут при благоприятных обстоятельствах направить в оборот.

На уровне отдельного экономического субъекта предложение денег взаимодействует со спросом на деньги как его альтернатива. Если фактический запас денег отдельного индивидуума превышают его спрос на деньги, а это возможно при росте альтернативной стоимости хранения денег, то этот индивидуум будет предлагать часть своего запаса денег на рынок к продаже. И наоборот, превышением спроса над наличным запасом индивидуум будет покупать их на рынке или другими способами удовлетворять спрос. Поэтому на этом уровне предложение и спрос постоянно чередуются – при росте уровня процента экономический субъект выступает на рынке с предложением денег, а при понижении – со спросом на деньги.

На макроэкономическом уровне предложение денег формируется по другому. Считается, что все экономические субъекты одновременно не могут предложить на рынке денег больше, чем у них есть в наличии. Т.е. фактическая масса денег в обороте является природной границей предложения денег. Никакие стимулирующие факторы, например, рост процента, не могут увеличить предложение денег сверх этой границы. Если возникает потребность увеличить предложение сверх этой границы, то возможно при росте совокупного спроса на деньги, то что может сделать только дополнительной эмиссией денег в обороте. Поэтому любая эмиссия денег рассматривается как рост предложения денег на денежном рынке, а исключение денег из оборота – как сокращение предложения денег.

Определение эмиссии денег решающим фактором изменения предложения придает ему характер экзогенного явления, движение которого определяется не внутриэкономическими процессами или мотивацией самих экономических субъектов, а внешними факторами, которые находятся в сфере банковской деятельности. Ссылаясь на экзогенность предложения денег, отдельные авторы предпринимают попытки оторвать движение предложения денег от движения спроса предоставив ему самостоятельное значение. Этот подход угрожает разрывом двух составляющих денежного рынка – спроса и предложения, утратой объективных границ изменения предложения денег, переходом на позиции субъективизма и валютаризма в денежно-кредитной политики.

Очень важно определить какая из двух составных частей – спрос или предложение – первична и какая вторична. Это поможет правильно определить объективные границы предложения денег, а, следовательно, эмиссии.

Поскольку из двух сил денежного рынка спрос на деньги изменяется прежде всего под влиянием объективных факторов, которые формируются в середине сектора реальной экономики, а предложение денег имеет преимущественно экзогенный характер, то только спрос на деньги может быть первичным фактором во взаимодействии с предложением денег. Предложение денег должно в своей динамике постоянно ориентироваться и приспосабливаться к изменению спроса на деньги. Только при этом условии влияние субъективного фактора на конъюнктуру денежного рынка будет минимизированным, а изменение ключевых индикаторов рынка (масса денег, уровень процента, уровень инфляции) будут объективными, и не будут иметь разрушительных последствий.

Итак, есть основания считать, что те факторы, которые определяют изменение спроса на деньги, в конечном итоге определяют изменения предложения денег. Попытка найти какие-то другие факторы, что определяют объем предложения денег, не трогают спроса на деньги, открывают путь к волевым решениям в монетарной политике. Т.к. эмиссионные влияния (увеличение предложения денег) могут быть оправданы необходимостью, финансово обеспечить определенные «острые» нужды общества, производственного инвестирования, поддержки приоритетных производств. При этом нужды самого оборота; т.е. спроса на деньги, будут проигнорированы, и стабильность денег будет подорвана.

 

 









Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.