|
Методике составления развернутых высказываний⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Задание 1. Пример протокола обследования. Составление пересказа прослушанного текста Фамилия, имя ребенка_____ Возраст___________ Какую группу посещает______ Логопедическое заключение_____ ОНР /уровень/ Цель: Выявить возможность воспроизводить небольшой по объёму и простой по структуре литературный текст. Материал: знакомые сказки («Теремок»), короткие реалистичные рассказы. Методика: Текст произведения прочитывается дважды, перед повторным чтением текста даётся установка на составление пересказа. Инструкция: «Послушай внимательно... А сейчас я прочитаю тебе рассказ ещё раз. Слушай внимательно и приготовься мне рассказать о том, что ты услышал». Запись рассказа ребенка ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Особенности выполнения задания_____________________________________
Критерии оценки: Полнота передачи содержания текста Наличие / отсутствие смысловых несоответствий Смысловые пропуски Повторы (микротем, фрагментов текста и др.) Соблюдение логической последовательности изложения Наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа. Уровень выполнения задания: _____________________________________
Задание №2. Составление сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов ‒ эпизодов. Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов ‒ эпизодов. Материал: серии из 3/4 картинок; серии с подробно представленным сюжетом (5/6 картинок). Методика проведения обследования: Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребёнком и дают возможность внимательно их рассмотреть; составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки с объяснением значения отдельных деталей. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки». «Давай внимательно рассмотрим каждую картинку и скажем, что на ней изображено». «А теперь расскажи мне о том, что изображено на всех картинках».
Запись рассказа ребенка __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Критерии оценки выполнения задания: Смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках. Полнота отображения предмета речи (наглядно представленного сюжета, предметной (сюжетной) ситуации. Соблюдение логической связи между картинками‒эпизодами. Наличие и характер аграмматизма. Характер оказанной ребенку (в случае необходимости) помощи.
Уровень выполнения задания: _____________________________________
Задание №3. Составление рассказа на основе личного опыта. Цель: выявление индивидуально уровня и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Методика: Ребёнку предлагается составить рассказ на близкую ему тему; даётся план из нескольких вопросов ‒ заданий по выбранной тематике; после этого составляется рассказ по отдельным фрагментам. Инструкция: «Расскажи о своих друзьях в детском саду/школе…»
Запись рассказа ребенка __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Критерии оценки выполнения задания: Особенности фразовой речи. Степень информативности рассказа. Полнота отображения предмета речи (раскрытия темы). Количество информативных элементов (денотатов и предикативных связей) и их характер (простое описание предмета, действия или их описание). Наличие и характер аграмматизма. Уровень выполнения задания: _____________________________________
Задание №4. Составление описательного рассказа.
Материал: Модели предметов (игрушки); графические изображения, на которых полно и чётко представлены основные свойства и детали предметов; игрушки ‒куклы ‒ персонажи сказок; домашние животные и др. Методика: Обследуемый в течение нескольких минут внимательно рассматривает предмет; далее следует составление рассказа по данному вопросному плану. Инструкция: «Внимательно рассмотри эту куклу. А теперь расскажи о ней: как её зовут, какая она по величине; назови основные части её тела; из чего она сделана, во что одета, что у неё на голове».
Запись рассказа ребенка __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Критерии оценки: Полнота и точность отражения в нём основных свойств предмета. Наличие/ отсутствие логико‒смысловой организации сообщения. Последовательность в описании признаков и деталей предмета. Использование языковых средств словесной характеристики. Наличие и характер аграмматизма. Характер оказываемой ребенку помощи. Уровень выполнения задания: _____________________________________
Задание №5. Вариант задания по методике окончания рассказа.
Ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа («У новогодней елки с дедом Морозом»); Производится разбор содержания картинки; Дважды прочитывается текст незавершенного рассказа; Предлагается придумать продолжение. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Давай разберем, что на ней изображено. А теперь послушай, что было до этого… А сейчас посмотри, что изображено на картинке. Что ты видишь на ней? А теперь придумай, что было дальше?».
Запись рассказа ребенка __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Критерии оценки: Смысловое соответствие высказывания ребенка содержанию предложенного начала; Соблюдение логической последовательности событий; Особенности сюжетного решения продолжения рассказа; Используемые языковые средства; Грамматическая правильность речи. Уровень выполнения задания: _____________________________________
Задание № 6. Вариант задания на составление рассказа на заданную тему.
Показ картинок с изображением мальчика, удочки, реки на фоне леса; Задаются вопросы: «Как мы назовем мальчика?», «Куда решил пойти мальчик?», «Зачем он пошел на реку?»; После этого предлагается составить рассказ о каком-нибудь случае с мальчиком на рыбалке, указав, что это должен быть собственный, самостоятельно придуманный рассказ. Критерии оценки: Структура и содержание составленного рассказа; Особенности монологической речи; Наличие элементов собственного творчества (количество и оригинальность актуализированных образов). Грамматическая правильность речи. Уровеньвыполнения задания_____________________________
Приложение 3. Примеры обучающе‒развивающих заданий, используемых на Занятиях по формированию навыков связных высказываний
Задание «Опиши предмет». Цель: формирование навыков правильного построения отдельных высказываний описательной характеристики и навыков построения описательного рассказа. Вопросы педагога: «Что у меня в руках? (мяч) «Какой он формы? (круглый) «Из чего он сделан? (из резины) «Каким цветом мяч? (желтый и красный) «Какой он величины? (большой) «Что делают с мячом? (в него играют) Инструкция ребенку: «А теперь расскажи самостоятельно об этой игрушке». Задание «Опиши свою любимую игрушку». Цель: формирование умения составлять развернутые – высказывания описательного типа. Инструкция: «Какая игрушка у тебя любимая? Расскажи о ней. Почему ты ее любишь?» Задание «Сравни и расскажи». Цель: обогащение предметного словаря и формирование навыков сравнения различных предметов. Лексический материал: Юбка; Фартук; Брюки; Ситец; Шерсть (ткань). Куклы, натуральные предметы или картинки с их изображением. Детям раздают отдельные виды кукольной одежды, сшитой из разных по материалу и цвету тканей, а также образцы ситцевой и шерстяной тканей. Инструкция: «Посмотрите, у вас на столе лежат образцы ткани. Эта ткань тоненькая, мягкая, легкая, называется она «ситцевая ткань», а эта более грубая, плотная, она нужна для шитья теплых вещей и называется «шерстяная ткань» или «шерсть». Сравните одежду кукол, которая лежит у вас на столе. Чем она отличается друг от друга? Из какой ткани сшита эта одежда? В какое время года нужно ходить в ситцевом платье? А в какую погоду нужно надевать шерстяные брюки?»
Задание на сравнение и выделение индивидуальных качеств предмета. Ход работы: на доске выставляются 4 картинки, из которых дети отбирают одну лишнюю, объясняя, почему она не подходит. Например: 3 взрослые собаки и щенок; собачьи уши, лапы, хвост и щенок. Задание детям: сравнить двух собак: болонку и таксу. Чем они похожи? Чем они отличаются друг от друга? Дети придумывают клички этим собакам, затем составляют рассказ-описание одной из собак по плану, предложенному логопедом: 1. Кто это? 2. Как зовут собаку? 3. Какая она по величине (по росту)? 4. Какие у нее уши, хвост, лапы, шерсть? 5. Чем она питается? 6. Где она живет и какую пользу приносит? Задание «Кого ты видел в зоопарке?» Цель: формирование умения логично и последовательно составлять речевое высказывание. Материал: картинки с изображением животных (лиса, медведь, волк, обезьяна, кабан, лев, тигр) и картина‒панно с изображением зоопарка и вольеров для зверей. Вопросы педагога: «Какие животные изображены на картинках? Расскажи, какая лиса? Какого она цвета? Какая у нее шерсть? Почему ее называют хитрой? Какие повадки у лисы? Как мы называем ее детенышей? Где живет лиса?» (Аналогично по вопросам составляются рассказы о других животных зоопарка). Задание детям: «расселить» животных по вольерам зоопарка, каждого – в свой «дом»; объяснить педагогу свой «выбор».
Задание «Расскажи о любимом животном». Цель: формирование умения выделять характерные признаки предмета описания и составлять короткий рассказ‒описание. Инструкция: «Какое животное больше всех тебе нравиться?», «Живет ли оно у тебя дома?», «Чем ты его кормишь?», «Почему ты его так любишь?», «Какая польза от этого животного?», «Что ты пожелал бы своему любимцу?» Инструкция ребенку: «Теперь, пожалуйста, расскажи о животном, которое живет у тебя дома или просто нравится».
Задание «Такие разные» Цель: Развитие воссоздающего и творческого воображения и навыков самостоятельного рассказывания. Логопед раздаёт детям листы с изображением животного (например, кошки). Затем следует обсуждение рисунка: Кто изображен? Какого цвета кошка? Какого цвета у нее шерсть, полоски на теле, глаза, бант на шее и т.д. Детям предлагается (на другой половине листа), нарисовать кошку, не похожую на ту, которая изображена (например, вместо черной кошки – серую или белую, глаза у которой не зеленые, а карие и т.д.). После того, как работа готова, дети составляют рассказ‒описание по своему рисунку.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|